Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:58, курсовая работа
Целью данной выпускной квалификационной работы изучение методики проведения аудита продажи товаров и определение путей усовершенствования данного участка учета на примере конкретного предприятия.
Реализация данной цели требует решения следующих задач:
рассмотреть сущность, цель и задачи аудита продажи товаров;
К системным документам относятся договоры с дебиторами и кредиторами, приказы руководства, локальные нормативные акты, трудовые договоры, прочие системные документы. Выбор системных документов в качестве источников информации может быть осуществлен в соответствии с таблице 4.
Таблица 4
Системные документы, используемые в качестве источников информации
Сегмент аудита | Системные документы, которые могут быть использованы в качестве источников информации |
Товары |
Договоры купли-продажи товаров |
Из большого числа разнообразных ошибок, которые выявляют аудиторы в ходе проверок операции связанных с поступлением и оприходованием товаров, к наиболее часто встречающимся относятся следующие:
- не проводится инвентаризация товаров;
-
не заключается договор о
- нарушается правильность оформления первичных документов по оприходованию товаров;
- не проводится (или нерегулярно проводится) сверка данных по поступившим и оприходованным ценностям в бухгалтерии и на складах организации.
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России представляет собой многоуровневую систему, состоящую из четырех уровней, которая включает процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. [39, с.30]
Первый уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008г. №307-ФЗ, который в России относится к основным законодательным актам. В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности. [39, с.31]
К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации, относятся федеральные правила (стандарты): Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002 №696 (ред. от 19.11.2008) и Постановление Правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 06.02.2002 №80. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Данные нормативные документы регулируют общие вопросы, в том числе вопросы аттестации и лицензирования. [39,с.32]
Федеральные
стандарты аудиторской
- правило (стандарт) №1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность.
- правило (стандарт) №2. Документирование аудита. Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита [9].
- правило (стандарт) №3. Планирование аудита. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу [10].
- правило (стандарт) №4. Существенность в аудите. Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению. Аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Например, ошибка в процедуре, проводимой в конце месяца, может указывать на возможное существенное искажение, которое возникнет в том случае, если такая ошибка будет повторяться каждый месяц [11].
- правило (стандарт) №5. Аудиторские доказательства. Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц) [12].
- правило (стандарт) №6. Аудиторское заключение. Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с настоящим правилом и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации [13].
Третий уровень включает внутренние стандарты саморегулируемых организаций аудиторов, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права. На этом уровне должны разрабатываться и правила (стандарты) по специфическим видам аудита [39,c.33].
Четвертый включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
При проведении аудиторской проверки, аудиторы должны руководствоваться нормативной базой по бухгалтерскому учету продажи товаров, включающую четыре уровня. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы, регулирующие учет товаров и их продажу целесообразно представить в виде следующей системы:
1
уровень - законодательные акты,
указы Президента РФ и
2 уровень - стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
3 уровень - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;
4
уровень - рабочие документы по
бухгалтерскому учету самой
Основным актом первого уровня является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.[3] Этим законом рассматриваются общие положения по ведению бухгалтерского учета, устанавливаются единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ. Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимых пользователям бухгалтерской отчетности.
К первому уровню системы также следует отнести Гражданский и Налоговый кодекс Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации характеризует все виды возникающих отношений между гражданами, гражданами и обществом и предприятиями и гражданами.[1] В Гражданском кодексе обобщены правила, нормы и положения, устанавливающие правовой режим имущественных отношений, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации.
При осуществлении торговых операций, связанных с реализацией продукции, предприятиям необходимо руководствоваться гражданским законодательством РФ, которое дополняют права и обязанности друг перед другом, указанные в договоре купли-продажи (ст. 454 ГК РФ). В соответствии со ст. 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает основополагающие начала построения налоговой системы, определяют виды взимаемых налогов и сборов и уровни их установления.[2] Положения Налогового кодекса определяют формы и методы налогового контроля, устанавливают ответственность за совершение налоговых правонарушений.
В статье 39 дается определение реализации товаров, работ и услуг. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
К нормативным документам второго уровня регулирования относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета. Главное назначение таких положений - раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе «О бухгалтерском учете». Положения представляют собой общие предписания по ведению бухгалтерского учета хозяйственных операций и его организации на предприятиях и в учреждениях, правила составления, представления и публикации финансовой отчетности.
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, который ввиду его значимости подвергался постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений трижды утверждался Министерством финансов Российской Федерации руководство организаций самостоятельно определяет форму и методы бухгалтерского учета, отчетности и внутреннего контроля, выделяет на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения, исполнительные органы и другие обособленные подразделения, входящие в состав организации. [5]
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина от 11.03.2009г. № 22н, устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций. [6] В учетной политике утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций по закупке, отгрузке и продаже товаров, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и методы оценки товаров, а также способ признания выручки от продажи товаров в бухгалтерском учете.
Положение по бухгалтерскому учету 5/01«Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.2001 №44н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации, частью которых являются товары. [7] В положении дается понятие товаров, приводятся способы оценки и отпуска материально-производственных запасов, а также раскрытие информации в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением.