Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:58, курсовая работа
Целью данной выпускной квалификационной работы изучение методики проведения аудита продажи товаров и определение путей усовершенствования данного участка учета на примере конкретного предприятия.
Реализация данной цели требует решения следующих задач:
рассмотреть сущность, цель и задачи аудита продажи товаров;
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» 9/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №32н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.[8] Выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка) является доходами от обычных видов деятельности. Она принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества. При продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» 10/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций.[9] Расходы, связанные с приобретением и продажей товаров являются расходами по обычным видам деятельности. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
В системе нормативного регулирования План счетов занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, то есть не имеющими нормативно-правового характера.[10] Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение. На основании Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н., и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).
Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней.
Методические
указания по бухгалтерскому учету материально
– производственных запасов, утвержденные
Приказом Министерства Финансов Российской
Федерации от 28.12.2001 г. № 119н определяют
порядок организации бухгалтерского учета
материально-производственных запасов
на основе Положения по бухгалтерскому
учету «Учет материально-производственных
запасов» (ПБУ 5/01). На основе данных методических
указаний организации разрабатывают внутренние
положения, инструкции, иные организационно-
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13.06.95 г. N 49) устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов. [11] Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертой группе. Основными рабочими документами конкретной организации являются: документ по учетной политике предприятия; утвержденные руководителем формы первичных учетных документов; графики документооборота; утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета; утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Методики
выполнения аудиторских проверок, разрабатываемые
специалистами аудиторских
В настоящее время можно выделить четыре основных подхода к созданию методик аудита: бухгалтерский, юридический, специальный, отраслевой.
Бухгалтерский подход является традиционным. Он заключается в разработке методик проверки по различным разделам бухгалтерского учета, например аудит кассовых операций, аудит расчетов с персоналом по оплате труда, аудит расчетов с подотчетными лицами и т.д. Методики аудиторской проверки по счетам бухгалтерского учета в том или ином наборе выступают составными частями каждой аудиторской проверки. В правилах (стандартах) аудиторской деятельности они называются методиками проверки оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета.
Юридический подход включает в себя разработку методик проверки различных вопросов с юридической точки зрения. В некоторых аспектах такие методики пересекаются с бухгалтерскими, но подразумевают более глубокое изучение правовой стороны отражения хозяйственной деятельности экономического субъекта в учете. К таким методикам можно отнести методику аудита уставного капитала, включающую в себя экспертизу правильности и полноты формирования уставного капитала, а также порядок проверки правильности отражения в учете расчетов с учредителями. Экспертиза заключенных экономическим субъектом хозяйственных договоров на соответствие применимому законодательству и экспертиза соблюдения экономическим субъектом трудового законодательства также относятся к этому типу методик аудита. В правилах (стандартах) аудиторской деятельности такие методики называют методиками проверки средств системы контроля.
Специальный
подход включает в себя разработку
методик проверки групп экономических
субъектов, обладающих общими специальными
признаками (структурой управления, структурой
капитала, численностью работников, организационно-правовой
формой, налоговым режимом и др.). Например,
методики аудита предприятий с иностранными
инвестициями, представительств иностранных
юридических лиц, действующих на территории
РФ, субъектов малого предпринимательства.
К специальным относятся также методики
проверки предприятий, работающих в условиях
специальных налоговых режимов по: упрощенной
системе налогообложения субъектов малого
предпринимательства; системе налогообложения
в свободных экономических зонах; системе
налогообложения в закрытых административно-
При отраслевом подходе разрабатываются методики аудита экономических субъектов в зависимости от вида их деятельности и отраслевой принадлежности. К таким методикам можно отнести методики аудита: предприятий торговли, сельскохозяйственных предприятий, строительных организаций, банков, страховых организаций, инвестиционных институтов. В этих методиках учтены особенности проверки состава затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), организации управленческого учета и др.[34,c.34]
Применяя все перечисленные методики, необходимо использовать современные инструментальные средства — тесты, таблицы, анкеты, опросные листы — облегчающие работу аудиторов и ассистентов. При этом при проведении аудита и сопутствующих услуг все более важную роль играют компьютерные информационные технологии.
Совокупность комплексов работ предприятия, которые необходимо проверить при аудите, можно разделить на 2 группы.
Первая включает учредительные и другие общие документы, хозяйственные договоры, учетную политику, отчетность, систему внутреннего контроля.
Вторая – комплексы по всем разделам и счетам бухгалтерского учета.
Методика детальной проверки отражения в учете оборотов и сальдо по счетам должна разрабатываться по единой (типовой) схеме, включающей:
- схемы бухгалтерских проводок, соответствующих основным учетным решениям;
- состав первичных документов по счету или разделу учету. В данном разделе кроме унифицированных предоставляются первичные документы, разработанные предприятиями и организациями самостоятельно с изложением причин, послуживших основанием для их разработки;
- регистры синтетического и аналитического учета по счету: в разделе должны быть представлены образцы регистров, описание примеров их заполнения, взаимосвязи с другими регистрами;
- бухгалтерская отчетность, в которой находят отражение участок учета или отдельные бухгалтерские счета: в разделе необходимо предусмотреть построение таблицы взаимоувязки показателей форм отчетности;
- классификатор и перечень типовых нарушений по разделам учета и отдельному счету. Раздел должен совершать перечень типовых нарушений и обстоятельств, позволяющих выявить данные нарушения;
- тест для проведения типовых опросов на этапе планирования аудиторской проверки. Вопросники в виде блок-схемы с указанием вариантов ответов;
- перечень и описание аудиторских процедур, применяемых при проверке оборотов и остатков по счету. Аудиторские процедуры разрабатываются по схеме, содержащей: наименование контрольной процедуры, цель проведения, перечень документов клиента, необходимых для выполнения процедуры, перечень нормативных документов, описание техники исполнения процедуры, форма рабочего документа.
Последовательность выполнения процедур может быть оформлена в виде блок-схем как по отдельному разделу, так и по нескольким взаимосвязанным разделам учета [40,c.52].
При определении методики аудиторской проверки, самостоятельно разрабатываемой в соответствии с действующими нормативными актами, аудиторам или аудиторской фирме, следует учитывать, что главными источниками информации для составления бухгалтерской и налоговой отчетности служат данные учетных регистров, в том числе Главная и Кассовая книги, журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости, машинограммы и другие документы, которые позволили бы аудитору сверить данные об остатках на одноименных синтетических счетах с балансовыми статьями по состоянию на конец проверяемого периода.
В процессе проведения проверок необходимо учитывать основные положения методики проверки, а именно ее нормативное обеспечение, которое может быть внешним и внутренним.
Внешнее – включает соответствующие законы, стандарты, положения, методические материалы. Они необходимы аудитору, чтобы выявить соответствие ведения учета и составления отчетности.
Внутреннее нормативное обеспечение – это учетная политика субъекта, методические материалы по организации учета и внутреннего контроля на конкретном предприятии. Они подлежат анализу и сопоставлению с действующими методологиями [22,c.65].
Аудит товарных операций можно отнести к инициативному тематическому аудиту, он осуществляется либо внешним аудитором, либо внутренней аудиторской службой предприятия. Внешняя инициативная аудиторская проверка должна состоять из определенных этапов. Условно аудиторскую проверку можно разбить на три основных этапа:
1) планирование;
2)
сбор аудиторских
3) завершение аудита.
Порядок
проведения аудиторской проверки показан
на рисунке 1.
Рисунок 1. Этапы аудиторской проверки
На первом этапе аудитор:
На основном (втором) этапе аудита аудитор обычно занимается сбором аудиторских доказательств, для чего выполняет аудиторские процедуры. Аудиторские процедуры включают в себя тестирование средств контроля и аудиторские процедуры по существу. Последние в свою очередь подразделяются на детальную проверку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам и аналитические процедуры.
На последнем (третьем) этапе аудитор должен:
Такая схема (как и любая другая) лишь приблизительно отражает ход реальной работы аудитора. Например, не все этапы аудита выполняются последовательно, некоторые идут одновременно. Так, изучение и оценка системы внутреннего контроля проверяемой организации может проводиться в том числе и на стадии сбора аудиторских доказательств, планирование аудита может происходить не только в начале, но и в ходе аудита, а документирование аудита - на всех его этапах, но именно на завершающем этапе аудиторский отчет приобретает законченный вид. К обязательным требованиям, которые должны соблюдаться в процессе аудита, можно отнести: