Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:10, курс лекций
Лекции по дисциплине «Бухгалтерский и финансовый учет»
УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ, РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Касса и кассовые операции
2. Учет операций на расчетном счете в банке
3. Безналичные формы расчетов
Расчеты платежными поручениями
Аккредитивная форма расчетов
Расчеты чеками
Инкассовая форма расчетов или расчеты платежными требованиями
4. Учет расчетов с подотчетными лицами
5. Учет краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов
6. Учет прочих расчетных операций
УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ (МПЗ)
1. Классификация МПЗ
2. Аналитический учет материалов. Учет материалов на складе. Сальдовый метод учета материалов
3. Оценка материалов в балансе и текущем учете
4. Синтетический учет материалов
5. Учет расчетов с поставщиками
6. Учет материалов методом ФИФО и ЛИФО
7. Учет материалов с применением по учетным ценам
УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
1. Основные средства (ОС): понятие, оценка, классификация
2. Учет поступления ОС. Капитальные вложения
3. Учет выбытия ОС
4. Учет амортизации и износа ОС
5. Учет ремонта ОС
6. Учет арендованных ОС
Текущая аренда
Лизинг
7. Учет переоценки ОС
8. Аналитический учет ОС
УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
1. Понятие нематериальных активов (НМА) в бухгалтерском учете
2. Оценка НМА. Учет поступления НМА
3. Аренда НМА
4. Учет выбытия НМА
5. Амортизация НМА
УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ (ПБУ 19/02)
1. Понятия финансовых вложений, их классификация
2. Оценка финансовых вложений
3. Учет поступления финансовых вложений
4. Последующая оценка финансовых вложений
5. Учет выбытия финансовых вложений
УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
1. Системы, формы и виды оплаты труда. Исчисление заработной платы при различных формах оплаты труда
2. Документация по учету использования рабочего времени, начислению и удержанию из заработной платы
3. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы
8. Синтетический учет труда и заработной платы
УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ИЛИ РАСХОДОВ ПО ОБЫЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Затраты на производство, их характеристика. Калькуляция себестоимости продукции
2. Учет прямых и косвенных затрат их характеристика. Методы учета затрат
3. Организация аналитического учета затрат на производство
4. Учет вспомогательного производства
5. Учет производственных потерь
6. Учет незавершенного производства (НЗП)
7. Учет затрат обслуживающего производства и хозяйства
8. Учет затрат с применением счета 40 «Выпуск продукции»
УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ПРОДАЖ
1. Понятие готовой продукции и ее продаж (реализации)
2. Оценка готовой продукции в текущем учете и балансе
3. Документация по движению готовой продукции, ее отгрузке и продажам (реализации)
4. Учет готовой продукции в бухгалтерии и на складе
5. Аналитический учет отгрузки и продаж готовой продукции
6. Учет и распределение расходов на продажи (коммерческих расходов)
7. Два метода учета продаж
УЧЕТ КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1. Понятие и виды капитала
2. Учет уставного капитала
Увеличение уставного капитала
Уменьшение уставного капитала
3. Учет резервного капитала
4. Учет добавочного капитала
5. Учет целевого финансирования
6. Учет прибыли и убытков (в т.ч. нераспределенной прибыли и непокрытого убытка)
7. Учет оценочных резервов и резервов представительских расходов
Стр.
Учет кассовых операций
в бухгалтерии предприятия
1. выписка приходных
кассовых ордеров (ПКО) и
2. ведение журнала-регистрации ПКО и РКО;
3. проверка отчета кассира (за 1 день или несколько дней);
4. ведение синтетического учета (журнал-ордер №1 и ведомость №1).
В обязанности кассира входит ведение отчета кассира (за каждый рабочий день или несколько дней), который ведется в 2-х экземплярах под копирку, отрывной с приложенными ПКО и РКО после проверки бухгалтером используется для заполнения журнал-ордера №1 и ведомости №1.
К отчету кассира (кассовая книга) предъявляются следующие требования:
– она должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена в конце книги печатью, на которой сделана запись: «Прошнуровано и пронумеровано ХХ листов» и проставлена подпись руководителя, главного бухгалтера и дата.
С кассиром должен быть заключен договор о полной материальной ответственности!
Операции по выдаче денежных средств из кассы производятся по расходным кассовым ордерам (в том числе и по расчетно-платежным ведомостям); получение денег в кассу оформляется приходным кассовым ордером.
В настоящее время лимит денежных средств в кассе устанавливается коммерческим банком, в котором открыт расчетный счет предприятия. В течение трех дней выдачи заработной платы из кассы лимит кассы не действует. Если организация имеет несколько расчетных счетов, то лимит устанавливается одним из банков по выбору организации.
Синтетический учет кассовых операций:
1. Получены деньги в кассу с расчетного счета
Д50 К51
2. Сдан остаток неиспользованных подотчетных сумм
Д50 К71
3. Обнаружена недостача денежных средств в кассе
Д94 К50
4. Списана недостача
на материально-ответственное
Д73/2 К94
5. Погашена кассиром недостача наличными
Д50 К73/2
6. Удержано из заработной платы кассира сумма недостачи
Д70 К73/2
Если материально
Д91 К94
7. Оплачено наличными
за проданную продукцию,
Д50 К62,90
8. Получено наличными в кассу за проданный основные средства, материалы, ценные бумаги
Д50 К91,62
9. Погашена дебиторская
задолженность через кассу (
Д50 К76
10. Обнаружен излишек денежных средств, выявленный при ревизии кассы
Д50 К91
11. Внесены в кассу суммы штрафов, пеней, неустоек
Д50 К91
12. Внесены учредительные взносы в уставный капитал наличными
Д50 К75(80)
13. Выдана заработная плата работникам и служащим
Д70 К50
14. Выданы деньги в подотчет
Д71 К50
15. Выдана депонированная заработн
Д70 К76 – депонирована заработная плата
Д76 К50 – выдана заработная плата
16. Сдан сверхлимитный
остаток денежных средств
Д51 К50
17. Получен краткосрочный
или долгосрочный заем
Д50 К66,67
Для осуществления расчетов с организациями, бюджетом, фондами каждое предприятие , находящееся на самостоятельном балансе, открывает расчетный счет в любом отделении любого коммерческого банка.
Предприятие может иметь несколько расчетных счетов в различных банках. В соответствии со ст. 23 п.2 I ч. НК РФ организации обязаны в течение 10 дней сообщить в налоговые органы об открытии расчетного счета (штраф – 5000р).
Для расчетов с банком
применяются следующие
1. платежное поручение – это распоряжение банку о снятии или зачислении денежных средств на расчетный счет, а также платежное требование, аккредитив, чеки, инкассовые поручения (см. первичные документы и их формы);
2. чек из чековой книжки, по которому с расчетного счета оранизация получает наличные деньги в кассу;
3. выписка банка с расчетного счета, выдается организациям по их требованию и является регистром банковским, в котором по дебету отражаются операции, которые у организации проходят по кредиту и наоборот. К выписке банка прилагаются документы, подтверждающие зачисление или списание денежных средств с расчетного счета;
4. объявление на взнос наличными, по которому организация сдает на расчетный счет наличные денежные средства из кассы.
Синтетический учет банковских операций:
1. Сдан остаток сверхлимитных денежных средств кассы на расчетный счет
Д51 К50
2. Зачислена на расчетный счет выручка за проданную продукцию, работы, услуги – учет продаж по оплате
Д51 К90
3. Зачислена на расчетный счет выручка за проданную продукцию, работы, услуги – учет продаж по отгрузке (метод начисления)
Д51 К62
4. Поступила выручка
на расчетный счет за
Д51 К91,62
5. Зачислен на расчетный
счет краткосрочный или
Д51 К66,67
6. Зачислены на расчетный счет штрафы, пени, неустойки, а также банковский процент по расчетному счету
Д51 К91
7. Поступила на расчетный
счет предоплата от
Д51 К62/1,2
8. Зачислено на расчетный счет в погашение задолженности от прочих дебиторов и кредиторов (например, арендная плата)
Д51 К76
9. Перечислено с расчетного
счета в погашение
Д60/1,2 К51
10. Перечислены с расчетного счета штрафы, пени, неустойки, а также за расчетно-кассовое обслуживание (услуги) банка
Д91 К51
11. Перечислены налоги бюджету, платежи фондам, профсоюзу
Д68,69,76 К51
12. Погашен краткосрочный или долгосрочный кредит или заем
Д66,67 К51
13. Получены наличными денежные средства в кассу с расчетного счета
Д50 К51
14. Перечислено с расчетного
счета заработная плата
Д70 К51
15. Получены безвозмездно денежные средства (благотворительные взносы)
Д51 К91
16. Перечислены денежные
средства в виде
Д91 К51
В соответствии
с положением о безналичных
расчетах в РФ в настоящее
время существуют следующие
1. расчеты платежными поручениями
2. аккредитивная форма расчетов
3. расчеты чеками
4. инкассовая форма расчетов или расчеты платежными требованиями
1. Поставщик отгрузил продукцию, выполнил работы, оказал услуги.
2. Направлено в банк платежное поручение о перечислении средств на счет поставщика.
3. Банк покупателя
сообщает банку поставщика
Дебетовые и кредитовые авизо – банковские документы ~ платежное поручение
4. Банк покупателя выпиской банка сообщает о снятии денежных средств с расчетного счета покупателя.
Банк поставщика выпиской банка сообщает о зачислении денежных средств на расчетный счет.
Аккредитив – это замораживание денег на какие-либо цели. Банк, обслуживающий покупателя, по его заявлению посылает в банк поставщика аккредитив, который представляет собой приказ, при выполнении определенных условий зачислить на расчетный счет поставщика денежные средства. Сумма и сроки аккредитива оговариваются банком и предприятием, аккредитивы учитываются на счете 55/1.
1. Выставлен аккредитив
поставщику товаров, работ,
Д55/1 К51
2. Оплачено поставщику
за счет выставленного
Д60 К55/1
1. Покупатель оформляет заявление на аккредитив в банке, в котором оговаривает сроки и условия аккредитива (например, возвратность).
2. Банк покупателя депонирует денежные средства в банке поставщика.
3. Банк извещает клиента (поставщика) о поступлении на его имя аккредитива.
4. Поставщик отгружает продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.
5. Поставщик представляет
в банк документы,
6. Зачислены денежные средства на расчетный счет поставщика (против отгрузочных документов).
7, 7*. Банк поставщика
сообщает банку покупателя о
расходовании аккредитива и
1. Покупатель направляет в банк заявление на получение чековой книжки. Чековые книжки бывают лимитированные и не лимитированные.
2. Направляется платежное поручение для депонирования средств на чековой книжке.
3. Банк депонирует средства для чековой книжки.
4. Банк выдает чековую книжку клиенту.
5. Поставщик отгружает товары, выполняет работы, оказывает услуги.
6. Выписывается чек
поставщику за отгруженные
7. Поставщик направляет в банк реестр чеков.
8. Требование банка поставщика оплатить чеки.
9. Банк покупателя перечислит денежные средства с депонента банку поставщика.
Учет расчетов чеками ведется на счете 55/2:
1. Получена чековая книжка
Д55/2 К51
2. Оплачено чеками за поставленную продукцию
Д60 К55/2
3. Возвращена чековая
книжка с неиспользованными
Д51 К55/2
Инкассовые поручения выписываются органами исполнительной власти (например, налоговыми инспекциями), по получении которых банк в бесспорном порядке снимает деньги с расчетного счета организации.
Платежные требования, как правило, оформляются поставщиками с требованием оплатить. Они могут быть направлены вместе с отгрузочными документами с требованием заплатить за отгруженную продукцию или могут быть направлены через банк с требованием доплатить.
1. Отгружена продукция, выполнены работы, оказаны услуги.
2. Одновременно с п.1
направлено платежное
3. Заполненное на акцептованную сумму платежное требование передается в банк для перечисления денежных средств.
4. Банк покупателя сообщает банку поставщика о перечислении на его расчетный счет денежных средств.
5,6. Выпиской банка
покупателю и поставщику
Подотчетным лицом является любой работник предприятия, который выполняет задание предприятия (командировка или хозяйственные расходы). Для его выполнения работник получает денежные средства – аванс из кассы. Размер аванса определяет бухгалтер, получив приказ директора о командировке или служебную записку о хозяйственных расходах.
Аванс выдается из кассы по расходному кассовому ордеру.
Во время командировки работник выполняет задания организации, которые могут быть следующими: