Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:10, курс лекций
Лекции по дисциплине «Бухгалтерский и финансовый учет»
УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ, РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Касса и кассовые операции
2. Учет операций на расчетном счете в банке
3. Безналичные формы расчетов
Расчеты платежными поручениями
Аккредитивная форма расчетов
Расчеты чеками
Инкассовая форма расчетов или расчеты платежными требованиями
4. Учет расчетов с подотчетными лицами
5. Учет краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов
6. Учет прочих расчетных операций
УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ (МПЗ)
1. Классификация МПЗ
2. Аналитический учет материалов. Учет материалов на складе. Сальдовый метод учета материалов
3. Оценка материалов в балансе и текущем учете
4. Синтетический учет материалов
5. Учет расчетов с поставщиками
6. Учет материалов методом ФИФО и ЛИФО
7. Учет материалов с применением по учетным ценам
УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
1. Основные средства (ОС): понятие, оценка, классификация
2. Учет поступления ОС. Капитальные вложения
3. Учет выбытия ОС
4. Учет амортизации и износа ОС
5. Учет ремонта ОС
6. Учет арендованных ОС
Текущая аренда
Лизинг
7. Учет переоценки ОС
8. Аналитический учет ОС
УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
1. Понятие нематериальных активов (НМА) в бухгалтерском учете
2. Оценка НМА. Учет поступления НМА
3. Аренда НМА
4. Учет выбытия НМА
5. Амортизация НМА
УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ (ПБУ 19/02)
1. Понятия финансовых вложений, их классификация
2. Оценка финансовых вложений
3. Учет поступления финансовых вложений
4. Последующая оценка финансовых вложений
5. Учет выбытия финансовых вложений
УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
1. Системы, формы и виды оплаты труда. Исчисление заработной платы при различных формах оплаты труда
2. Документация по учету использования рабочего времени, начислению и удержанию из заработной платы
3. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы
8. Синтетический учет труда и заработной платы
УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ИЛИ РАСХОДОВ ПО ОБЫЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Затраты на производство, их характеристика. Калькуляция себестоимости продукции
2. Учет прямых и косвенных затрат их характеристика. Методы учета затрат
3. Организация аналитического учета затрат на производство
4. Учет вспомогательного производства
5. Учет производственных потерь
6. Учет незавершенного производства (НЗП)
7. Учет затрат обслуживающего производства и хозяйства
8. Учет затрат с применением счета 40 «Выпуск продукции»
УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ПРОДАЖ
1. Понятие готовой продукции и ее продаж (реализации)
2. Оценка готовой продукции в текущем учете и балансе
3. Документация по движению готовой продукции, ее отгрузке и продажам (реализации)
4. Учет готовой продукции в бухгалтерии и на складе
5. Аналитический учет отгрузки и продаж готовой продукции
6. Учет и распределение расходов на продажи (коммерческих расходов)
7. Два метода учета продаж
УЧЕТ КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1. Понятие и виды капитала
2. Учет уставного капитала
Увеличение уставного капитала
Уменьшение уставного капитала
3. Учет резервного капитала
4. Учет добавочного капитала
5. Учет целевого финансирования
6. Учет прибыли и убытков (в т.ч. нераспределенной прибыли и непокрытого убытка)
7. Учет оценочных резервов и резервов представительских расходов
– объекты судоходной обстановки, а также продуктивный скот, волы, буйволы, олени, многолетние насаждения;
– ОС некоммерческих организаций.
По этим объектам износ рассчитывается по нормам и учитывается на забалансовом счете 010, износ рассчитывается 1 раз в конце календарного года.
3. ОС, по которым не начисляется ни износ, ни амортизация, то есть потребительские свойства которых не изменяются: земельные участки и объекты природопользования.
Для учета амортизационных отчислений и накопления их сумм предназначен пассивный счет 02 «Амортизация основных средств», сальдо начальное по которому покажет сумму накопленной амортизации по основным средствам, которые числятся на счете 01.
Если есть ОС, то к ним обязательно должны быть открыты счет 02 (контрарный) или 010, если этих счетов нет, то на балансе у организации земельные участки или объекты природопользования.
Амортизация не может начисляться в сумме, больше первоначальной стоимости.
Если первоначальная стоимость ОС полностью самортизировалась (то есть 01=02), то амортизация больше не начисляется, то есть объект ОС приносит предприятию доход.
Начисление амортизации при поступлении ОС производится с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию ОС.
Годовая сумма амортизации может определяться четырьмя способами.
1. Линейный.
При линейном способе годовая сума амортизации рассчитывается исходя из первоначальной стоимости объекта и срока полезного использования. Срок полезного использования может быть определен в соответствии с классификацией ОС (Постановление правительства №1 от 01.01.2002).
по классификации все ОС разделены на 10 амортизационных групп, по каждой группе установлен дифференцированный срок полезного использования (например по 3 группе срок полезного использования установлен от 3 до 5 лет. Бухгалтер имеет право установить срок полезного использования из интервала (от 3 до 5 лет), указав его в учетной политике организации.
Классификатор ОС может
быть использован для целей
Пример: первоначальная стоимость 100.000
СПИ = 5 лет
I. ∑мес.амортиз = 100.000/(5*12) = 1667
II. 5 лет – 100%
1 год – Х% (где Х=20 по пропорции)
∑год.амортиз = 100.000*0,2 = 20.000
∑мес.амортиз = 20.000/12 = 1667
2. Способ уменьшаемого остатка.
Амортизация рассчитывается
исходя из остаточной стоимости ОС
и срока полезного
Пример: первоначальная стоимость 18.000
СПИ = 3 года
1 год =
2 год =
3 год =
3. Способ списания стоимости по сумме лет полезного использования.
Пример: первоначальная стоимость 18.000
СПИ = 3 года
r (сумма чисел лет полезного использования) = 1+2+3 = 6
1 год =
2 год =
3 год =
4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Этот способ основан на натуральных показателях и соотношении первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема выпуска (ресурса) работ (услуг).
Пример: первоначальная стоимость 180.000
Ресурс = 100.000 км (штук, деталей и т.д.)
Тек. месяц =
Основные средства, стоимостью до 10.000р. или иного лимита менее 10.000 (элемент учетной политики), а также книги, брошюры и тому подобные издания могут быть списаны (разрешается не начислять амортизацию), а их стоимость списывается на затраты:
Д20,25,26,28 К01
по мере отпуска их в эксплуатацию или в производство.
По этим объектам необходимо организовать надлежащий контроль за их движением (оперативный учет).
По ОС, приобретенным до 01.01.2002г. амортизация начисляется тем методом, который применяется в момент принятия ОС в эксплуатацию до полного начисления амортизации на счете 02, то есть по «Единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов» (Постановление Совмина ССР №10-72 от 22.11.1990).
В соответствии с п.7 ПБУ 10 расходы организации, связанные с поддержанием объектов ОС в исправном состоянии относятся к расходам по обычным видам деятельности, то есть расходы, связанные с ремонтом относятся на себестоимость и отражаются в том отчетном периоде, в котором они произведены (см. также п.26 ПБУ 6).
1. Расходы, связанные с ремонтом отразятся (если ремонт производится собственными силами)
Д20,25,26,44 К10,70,69,76,71
2. Если ремонт производится сторонней организацией
Д20,25,26,44 К60
3. Если ремонт дорогостоящий
и планируется заранее, то
Д20,25,26,44 К96 «Резервы предстоящих расходов»
Использование созданного резерва отражается записью
Д96 К10,70,69,71…/60
В конце календарного года резерв инвентаризируется и если ремонт не закончен, резерв остается. Если ремонт закончен, то остаток резерва относят на прочие доходы и расходы как внереализационный доход
Д96 К91
4. В случае дорогостоящего
непредвиденного ремонта
Произведен дорогостоящий ремонт
Д97 К10,70,69 / 60
Расходы списаны на себестоимость равными долями в течение срока списания
Д20,25,26,44 К97
При проведении ремонта качественные характеристики ОС не меняются (то есть Д20,25,26,44 – себестоимость). При проведении модернизации, реконструкции, достройки, дооборудования, частичной ликвидации – изменяется качественные характеристики объектов, то есть производятся капитальные вложения (счет 08).
По продолжительности различают долгосрочную и краткосрочную аренду. По экономическим условиям различают финансовую аренду (лизинг) и текущую аренду.
Текущая аренда представляет собой сдачу в наем имущества на определенный срок. По окончании срока имущество возвращается арендодателю в арендный период. К арендатору переходит только право владения и пользования имуществом, у арендодателя остается право собственности.
Если аренда не является основным видом деятельности организации, то доходы и расходы по ней являются операционными.
Учет аренды у арендатора
1. Получены в аренду ОС
Д001 – по стоимости имущества, указанного в договоре аренды.
2. Начислена арендная плата за отчетный период по ОС производственного назначения
Д20,25,26,44 К76
Д19 К76 – НДС
3. Начислена арендная
плата по ОС
Д91 К76 (с учетом НДС)
4. Начислена арендная плата авансом за бедующие отчетные периоды
Д97 К76
5. Отражается арендная плата, начисленная авансом, относящаяся к данному отчетному периоду по ОС производственного назначения
Д20,25,26,44 К97
6. Отражается арендная
плата, начисленная авансом,
Д91 К97
7. Погашена задолженность по арендной плате
Д76 К51,52
8. Затраты на ремонт по арендованным ОС
Д91 К10,70,69/60
9. Если затраты на ремонт производятся за счет арендодателя, то есть в уменьшение арендной платы
Д76 К10,70,69/60
10. Если арендатор производит капитальные вложения в арендованные ОС, то они приходуются на балансе арендатора
Д01 К08
По окончании срока аренды ОС предаются арендодателю безвозмездно или по согласованной стоимости. Списание ОС производится в общеустановленном порядке
Д02 К01
Д91 К01
Д99 К91
Учет аренды у арендодателя
Доходы и расходы от аренды являются операционными, если сдача имущества в аренду на является основным видом деятельности – обычным видом деятельности.
1. Сданы в текущую аренду ОС – рекомендуется учитывать их на отдельном субсчете
Д01/20 К01/1
2. Начислена арендная плата за отчетный период – месяц
Д76 К91
3. Начислен НДС
Д91 К68
4. Начислена арендная
плата авансом за будущие
Д76 К98
5. Отражается арендная
плата, начисленная авансом,
Д98 К91
6. Начислен НДС
Д91,98 К68
7. Поступили денежные
средства от арендатора –
Д50,51,52 К76
8. Начисляется амортизация по ОС, сданным в аренду
Д91 К02
9. Отражены затраты организациипо поддержанию в состоянии годности ОС
Д91 К10,71,69,76,69
10. Дооценка ОС, возвращенных
арендатором на стоимость
– отражается рыночная стоимость безвозмездно полученных ОС
Д08 К98
– ОС вводятся в эксплуатацию (капитальные вложения приходуются как увеличение первоначальной стоимости ОС арендодателя)
Д01 К08
Организационно-экономические особенности и правовые особенности лизинга определены законом «О финансовой аренде (лизинге)» №164-ФЗ от 29.10.1998.
Закон определяет лизинг как вид инвестиций. Предметом лизинга могут быть ОС, движимое, недвижимое имущество (кроме земельных участков и других природных объектов). Участниками лизинговой сделки являются лизингодатель, лизингополучатель и поставщик.
Лизингодатель и лизингополучатель заключают договор, в соответствии с которым лизингодатель приобретает имущество в собственность и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю на определенный срок и на определенных условиях во временное пользование и владение с переходом или без перехода права собственности на предмет лизинга.
Лизингодатель может владеть имуществом, которое приобретено ранее и которое может быть передано в лизинг.
В пределах одного лизингового договора продавец может быть одновременно лизингополучателем, продавая лизинговой компании свое имущество и заключая с ней договор лизинга – возвратный лизинг.
Лизинговая деятельность не лицензируется. В соответствии с законом, если организация выступает лизингодателем, этот вид деятельности должен быть указан в учредительных документах.
Лизинговую сделку можно представить в следующем виде:
1. заключается договор лизинга между лизингодателем и лизингополучателем;
2. заключается договор
купли-продажи между
3. поставщик производит отгрузку имущества, а лизингодатель оплачивает его;
4. лизингополучатель
осуществляет лизинговые
5. по окончании договора лизинга лизинговое имущество:
– возвращается лизингодателю;
– переходит в собственность лизингополучателю на основании договора купли-продажи.
В договоре лизинга должны быть указаны:
1. данные об имуществе – предмете договора (характеристики, количество и так далее);
2. размер лизинговых платежей, порядок и сроки их уплаты;
3. условия технического
обслуживания предмета лизинга,
4. варианты прехода
права собственности
5. варианты учета лизингового
имущества на балансе
6. кто будет начислять
амортизацию по лизинговому
Порядок отражения лизинговых операций в бухгалтерском учете регламентируется Приказом Минфина №15 от 17.02.1997.
Пример:
ООО «Лизингодатель»
и ООО «Лизингополучатель»
Договором предусмотрено, что выбор продавца и имущества осуществляет лизингодатель. ООО «Лизингодатель» приобретает оборудование по цене 2.360.000, в том числе 18% НДС, затраты на доставку составили 118.000, в том числе 18% НДС. Оборудование приобретено за счет кредитных средств, лизингодатель начисляет процент по кредиту в сумме 300.000 до момента принятия оборудования к бухгалтерскому учету.