Бухгалтерский и финансовый учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:10, курс лекций

Описание

Лекции по дисциплине «Бухгалтерский и финансовый учет»

Содержание

УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ, РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Касса и кассовые операции
2. Учет операций на расчетном счете в банке
3. Безналичные формы расчетов
Расчеты платежными поручениями
Аккредитивная форма расчетов
Расчеты чеками
Инкассовая форма расчетов или расчеты платежными требованиями
4. Учет расчетов с подотчетными лицами
5. Учет краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов
6. Учет прочих расчетных операций
УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ (МПЗ)
1. Классификация МПЗ
2. Аналитический учет материалов. Учет материалов на складе. Сальдовый метод учета материалов
3. Оценка материалов в балансе и текущем учете
4. Синтетический учет материалов
5. Учет расчетов с поставщиками
6. Учет материалов методом ФИФО и ЛИФО
7. Учет материалов с применением по учетным ценам
УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
1. Основные средства (ОС): понятие, оценка, классификация
2. Учет поступления ОС. Капитальные вложения
3. Учет выбытия ОС
4. Учет амортизации и износа ОС
5. Учет ремонта ОС
6. Учет арендованных ОС
Текущая аренда
Лизинг
7. Учет переоценки ОС
8. Аналитический учет ОС
УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
1. Понятие нематериальных активов (НМА) в бухгалтерском учете
2. Оценка НМА. Учет поступления НМА
3. Аренда НМА
4. Учет выбытия НМА
5. Амортизация НМА
УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ (ПБУ 19/02)
1. Понятия финансовых вложений, их классификация
2. Оценка финансовых вложений
3. Учет поступления финансовых вложений
4. Последующая оценка финансовых вложений
5. Учет выбытия финансовых вложений
УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
1. Системы, формы и виды оплаты труда. Исчисление заработной платы при различных формах оплаты труда
2. Документация по учету использования рабочего времени, начислению и удержанию из заработной платы
3. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы
8. Синтетический учет труда и заработной платы
УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ИЛИ РАСХОДОВ ПО ОБЫЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Затраты на производство, их характеристика. Калькуляция себестоимости продукции
2. Учет прямых и косвенных затрат их характеристика. Методы учета затрат
3. Организация аналитического учета затрат на производство
4. Учет вспомогательного производства
5. Учет производственных потерь
6. Учет незавершенного производства (НЗП)
7. Учет затрат обслуживающего производства и хозяйства
8. Учет затрат с применением счета 40 «Выпуск продукции»
УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ПРОДАЖ
1. Понятие готовой продукции и ее продаж (реализации)
2. Оценка готовой продукции в текущем учете и балансе
3. Документация по движению готовой продукции, ее отгрузке и продажам (реализации)
4. Учет готовой продукции в бухгалтерии и на складе
5. Аналитический учет отгрузки и продаж готовой продукции
6. Учет и распределение расходов на продажи (коммерческих расходов)
7. Два метода учета продаж
УЧЕТ КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1. Понятие и виды капитала
2. Учет уставного капитала
Увеличение уставного капитала
Уменьшение уставного капитала
3. Учет резервного капитала
4. Учет добавочного капитала
5. Учет целевого финансирования
6. Учет прибыли и убытков (в т.ч. нераспределенной прибыли и непокрытого убытка)
7. Учет оценочных резервов и резервов представительских расходов

Работа состоит из  1 файл

Лекции по курсу Бухгалтерский финансовый учет.doc

— 520.50 Кб (Скачать документ)

– хозяйственные расходы;

– заключение договоров;

– изучение новых технологий;

– семинары;

– проверки и т.д.

Иными словами задания  должны быть обусловлены производственной необходимостью.

В начале года в организации может быть издан приказ (или распоряжение) с перечнем лиц, являющихся подчиненными, а также указаны сроки сдачи авансовых отчетов, например месяц или квартал.

Если задание предприятия  выполнено, подотчетное лицо – командировочное  – должно составить отчет о  командировке и авансовый отчет к которому обязательно должны быть приложены оправдательные документы (счета и чеки из магазинов, билеты, счета из гостиниц и т.д.).

В соответствии с ТК на время командировки выдаются командировочные, сумма которых (компенсация) может  быть оговорена в трудовых договорах или коллективном договоре.

Командировочные расходы  относятся на себестоимость полностью (для целей налогообложения см. НК РФ).

В соответствии с постановлением Правительства и приказом Минфина  командировочные расходы нормируются:

1. оплата найма жилого помещения – по фактическим расходам, которые должны быть подтверждены документами.

2. оплата суточных  –за каждый день командировки.

Согласно инструкции командированному лицу возмещаются  следующие расходы:

1. за проезд в оба  конца;

2. за бронирование билетов и гостиницы;

3. страховые взносы;

Для выполнения задания  издается приказ по предприятию, в котором  определены сроки командировки, указано  задание, командированному лицу выдается командировочное удостоверение  и аванс на выполнение задания. Даты в командировочном удостоверении должны совпадать с датами проездных документов и счетов из гостиницы.

Синтетический учет подотчетных сумм

1. Выдана денежная  сумма подотчет на хозяйственные  командировочные расходы

Д71 К50

2. Подотчетным лицом  использованы деньги на командировочные расходы (представлен авансовый отчет)

Д26 К71

3. Внесены неиспользованные  подотчетные суммы в кассу

Д50 К71

4. Возмещен долг по  подотчетным суммам через удержание  заработной платы

Д70 К71

5. Выдана из кассы  сумма перерасхода

Д71 К50

6. Отражены расходы  по командировке, произведенные  подотчетным лицом сверх норм, указанных в коллективном договоре, но признанные руководителем  организации

Д91 К71

5. Учет краткосрочных и долгосрочных  кредитов и займов 

Основными принципами кредитования являются:

1. обеспеченность выданного кредита товарно-материальными ценностями;

2. срочность кредита: кредит сроком до 12 месяцев считается краткосрочным, свыше – долгосрочным.

3. возвратность кредита в сроки, установленные в договоре (кредит может быть просроченным, если не возвращен в срок);

4. платность: банк или  организация устанавливает проценты  за пользование кредитом или  займом, который является затратой  для предприятии, получающего  кредит или заем.

Учет займов и кредитов, а также привлеченных заемных средств (путем выдачи векселей и продажи облигаций) и затрат по ним ведется на счете 66 и 67.

В бухгалтерском учете беспроцентно полученные денежные средства или материальные ценности не являются кредитом или займом.

Кредитный договор (ст. 819 ГК РФ) может быть выдан только денежными средствами. Банк или другая организация обязуется предоставить кредит заемщику в размере и на условиях договора, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить процент.

Договор займа (ст. 807 ГК РФ) может быть предоставлен деньгами или другими вещами, то есть активами.

Кредит может быть получен только от банка или другого  юридического лица или физического  лица. Заем может быть получен от юридического лица и физического  лица.

Организация-заемщик  принимает к учету сумму долга (кредита или займа)  момент фактического получения денежных средств или других вещей.

1. Если получены деньги  в счет предоставленного кредита  или займа

Д50,51,52,55 К66,67

2. Получен кредит в  счет погашения задолженности  поставщикам за ранее полученные материальные ценности*

Д60 К66,67

3. Если получен заем  в натуральном выражении

Д10,41,43,01(08) К66,67

4. Если организация  за счет кредита выставляет  аккредитив или получает чековую  книжку

Д55/1,2 К66,67

5. Если кредит или  заем получен в иностранной валюте, то задолженность банку пересчитывается в рублях по курсу ЦБ на дату совершения хозяйственной операции.

Курсовая разница относится  на счет 91 и является внереализационным доходом или расходом.

Валюта поступает сначала  на транзитный валютный счет, а затем зачисляется на текущий валютный счет.

Задолженность бывает срочной и просроченной.

Для просроченной задолженности  рекомендуется открыть отдельный  субсчет.

Все затраты по кредитам и займам делятся на:

1. процент, причитающийся  к уплате заимодавцам и кредиторам по полученным от них кредитам и займам

2. процент или дисконт  (разница между суммой, указанной  в векселе и суммой фактически  полученных денежных средств  или их эквивалентов) по причитающимся  к оплате векселям и облигациям;

3. дополнительные затраты, произведенные в связи с полученным кредитом и займом (юридические, консультационные, копировально-множительные услуги, проведение экспертиз);

4. курсовые и суммовые  разницы, относящиеся на причитающийся  к оплате процент по займам  и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте (курсовая разница) или условных единицах (суммовая разница), образующиеся с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического погашения.

Курсовая  разница возникает, когда происходит движение валюты или валютных ценностей.

Суммовая  разница возникает, когда договор заключен в условных единицах, которые пересчитываются в рубли по согласованному курсу или курсу ЦБ, то есть движения валюты нет.

Затраты по полученным кредитам и займам относятся или являются расходами того периода, в котором они произведены и включаются в сумму причитающихся платежей, то есть кредит счетов 66, 67, как операционные расходы, то есть дебет счета 91.

6. Учет прочих расчетных операций (счета 55 и 57)

На счете 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:

55/1 – Аккредитивы

55/2 – Чековые книжки

55/3 – Депозитные счета,  на котором учитываются денежные  средства, вложенные организацией  в банковские и иные вклады.

Открытие депозитного  счета отразится:

Д55/3 К51

Начисление процента по депозитному счету отразится:

Д55/3 К91

На счете 57 «Переводы в пути» могут отражаться следующие операции:

1. – передача наличных  денежных средств из кассы  инкассатору

Д57 К50

– зачисление денежных средств  на расчетный счет

Д51 К57

2. – если деньги  перечислены банку на покупку  валюты (на ММВБ)

Д57 К51

–зачислена на валютный счет купленная валюта

Д52 К57

3. – если организация  продает часть валютной выручки  на ММВБ, перечислена валюта для  продажи

Д57 К52

– зачислен рублевый эквивалент от продажи валюты

Д51 К57

Учет материально-производственных запасов (МПЗ)

    1. Классификация МПЗ.
    2. Аналитический учет материалов. Учет материалов на складе. Сальдовый метод учета материалов.
    3. Оценка материалов в балансе и текущем учете. Синтетический учет материалов.
    4. Учет расчетов с поставщиками.
    5. Учет материалов методом ФИФО и ЛИФО
    6. Учет материалов с применением по учетным ценам (счета 15 и 16).

1. Классификация МПЗ

К МПЗ относятся активы, которые отвечают следующим условиям:

1. используются в качестве  сырья, материалов, при производстве  продукции, предназначенной для  продажи (выполнения работ, оказания услуг);

2. предназначены для  продажи (товары) счет 41;

3. используются для  управленческих нужд организации.

Готовая продукция также относится к МПЗ. Незавершенной производство к МПЗ не относится!

Под классификацией МПЗ  понимают объединение активов в группы по определенным признакам.

Материальные ценности, в зависимости от способа использоавания и назначения классифицируются:

  1. сырье и материалы;
  2. покупные полуфабрикаты;
  3. прочие материалы (не составляющие основу продукции);
  4. топливо;
  5. запасные части;
  6. готовая продукция;
  7. товары.

2. Аналитический учет материалов. Учет материалов на складе. Сальдовый  метод учета материалов

При поступлении МПЗ  от поставщиков к их счетам прикладывается накладная или спецификация, которая  подтверждает количество отгруженной продукции, вид тары или упаковки. Если материалы доставлены автотранспортом со склада поставщика, то поставщиком выписываются товарно-транспортная накладная, в которой указываются количество, наименование материала, а также показатели работы автотранспорта.

Если материалы поступают  без платежных документов или  обнаружены расхождения, то выписывается акт и эти материалы считаются  на ответственном хранении.

Если материалы поступают  в виде внутреннего перемещения, то они оформляются накладными.

Материалы, поступающие без документов называются неотфактурованными поставками.

К расходным документам относятся накладные, требования, лимитно-заборная карта.

Оперативно-бухгалтерский  – сальдовый метод учета материалов.

Учет материалов на складе ведется в количественном (натуральном) выражении. Кладовщик осуществляет учет остатка каждого вида материалов, его движение (приход и расход) в специальной «Карточке складского учета материалов», которая выдается бухгалтерией, где проставляется вид материалов, номенклатурный номер, цена. Кладовщик отмечает поступление и расходование материалов, в конце рабочего дня выводится остаток по каждому виду материалов, бухгалтер 1 раз в 5-10 дней должен проверить правильность заполнения карточек и расписаться в графе «Контроль».

В конце месяца кладовщик составляет материальный отчет или заполняет книгу остатков, в которой показывается наименование и движение материалов. Бухгалтер расценивает их по учетной цене (или фактической себестоимости).

Особенностью метода является двойной учет бухгалтер-кладовщик.

3. Оценка материалов в балансе  и текущем учете

В балансе материалы  оцениваются всегда по фактической  себестоимости, которая включает в себя:

1. суммы, уплачиваемые  поставщикам в соответствии с  договором;

2. суммы, уплачиваемые  за информационные и консультационные услуги;

3. таможенные пошлины;

4. невозмещаемые налоги (например, отмененный налог с  продаж);

5. вознаграждения посредникам;

6. затраты по доставке  и заготовке, включая расходы  по страхованию груза;

7.процент по кредиту,  начисленный до принятия МПЗ к бухгалтерскому учету;

8. прочие затраты, связанные  с приобретением МПЗ.

В текущем учете материалы  оцениваются по учетной цене, которая  может быть плановой себестоимостью или фактической себестоимостью. При поступлении материалов фактическая себестоимость определяется с учетом суммовой разницы.

Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных единицах) кредиторской задолженности по оплате на дату принятия ее к бухучету и рублевой оценкой на дату ее погашения.

4. Синтетический учет материалов

Если МПЗ поступают  в виде вклада в уставный капитал, они приходуются по согласованной стоимости взноса, указанной в учредительных документах.

Д10,41,43 К75 – по согласованной стоимости

Если МПЗ поступают  по договору дарения или безвозмездно, они приходуются по рыночной стоимости, которая может быть определена экспертным путем, по данные завода-изготовителя или по справке органов государственной статистики, торговых инспекций, средств массовой информации.

Информация о работе Бухгалтерский и финансовый учет