Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:10, курс лекций
Лекции по дисциплине «Бухгалтерский и финансовый учет»
УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ, РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Касса и кассовые операции
2. Учет операций на расчетном счете в банке
3. Безналичные формы расчетов
Расчеты платежными поручениями
Аккредитивная форма расчетов
Расчеты чеками
Инкассовая форма расчетов или расчеты платежными требованиями
4. Учет расчетов с подотчетными лицами
5. Учет краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов
6. Учет прочих расчетных операций
УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ (МПЗ)
1. Классификация МПЗ
2. Аналитический учет материалов. Учет материалов на складе. Сальдовый метод учета материалов
3. Оценка материалов в балансе и текущем учете
4. Синтетический учет материалов
5. Учет расчетов с поставщиками
6. Учет материалов методом ФИФО и ЛИФО
7. Учет материалов с применением по учетным ценам
УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
1. Основные средства (ОС): понятие, оценка, классификация
2. Учет поступления ОС. Капитальные вложения
3. Учет выбытия ОС
4. Учет амортизации и износа ОС
5. Учет ремонта ОС
6. Учет арендованных ОС
Текущая аренда
Лизинг
7. Учет переоценки ОС
8. Аналитический учет ОС
УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
1. Понятие нематериальных активов (НМА) в бухгалтерском учете
2. Оценка НМА. Учет поступления НМА
3. Аренда НМА
4. Учет выбытия НМА
5. Амортизация НМА
УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ (ПБУ 19/02)
1. Понятия финансовых вложений, их классификация
2. Оценка финансовых вложений
3. Учет поступления финансовых вложений
4. Последующая оценка финансовых вложений
5. Учет выбытия финансовых вложений
УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
1. Системы, формы и виды оплаты труда. Исчисление заработной платы при различных формах оплаты труда
2. Документация по учету использования рабочего времени, начислению и удержанию из заработной платы
3. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы
8. Синтетический учет труда и заработной платы
УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ИЛИ РАСХОДОВ ПО ОБЫЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Затраты на производство, их характеристика. Калькуляция себестоимости продукции
2. Учет прямых и косвенных затрат их характеристика. Методы учета затрат
3. Организация аналитического учета затрат на производство
4. Учет вспомогательного производства
5. Учет производственных потерь
6. Учет незавершенного производства (НЗП)
7. Учет затрат обслуживающего производства и хозяйства
8. Учет затрат с применением счета 40 «Выпуск продукции»
УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ПРОДАЖ
1. Понятие готовой продукции и ее продаж (реализации)
2. Оценка готовой продукции в текущем учете и балансе
3. Документация по движению готовой продукции, ее отгрузке и продажам (реализации)
4. Учет готовой продукции в бухгалтерии и на складе
5. Аналитический учет отгрузки и продаж готовой продукции
6. Учет и распределение расходов на продажи (коммерческих расходов)
7. Два метода учета продаж
УЧЕТ КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1. Понятие и виды капитала
2. Учет уставного капитала
Увеличение уставного капитала
Уменьшение уставного капитала
3. Учет резервного капитала
4. Учет добавочного капитала
5. Учет целевого финансирования
6. Учет прибыли и убытков (в т.ч. нераспределенной прибыли и непокрытого убытка)
7. Учет оценочных резервов и резервов представительских расходов
I. Бухгалтерский учет у лизингодателя по приобретению лизингового имущества
1. Приобретено, поступило оборудование, предназначенное для предачи по договору лизинга (отражается входной НДС).
Д08 К60 2.000.000
Д19 К60 360.000
2. Отражены затраты на транспортировку
Д08 К60 100.000
Д19 К60 18.000
3. Начислен процент по кредиту
Д08 К66 300.000
4. Приняты к бухучету ОС, предназначенные для передачи в лизинг
Д03.1 К08 2.400.000
5. Перечислено поставщикам и процент по кредиту
Д60,66 К51 2.778.000
6. Взят в зачет НДС
Д68 К19
ООО «Лизингодатель» передает приобретенное имущество в лизинг сроком на 2,5 года (30 месяцев), стоимоть лизингового имущества по договору составляет 3.540.000 в том числе 18% НДС. лизинговые платежи выплачиваются равномерно в течение всего срока действия договора и составляют 118.000, в том числе 18% НДС.
Так как лизинговое имущество может числится на балансе лизингодателя и лизингополучателя в бухучете могут быть 4 варианта учета.
II. Лизинговое имущество на балансе лизингодателя
Бухучет у лизингодателя
Учетной политикой ООО «Лизингодатель» установлен срок полезного использования имущества, сданного в лизинг равный сроку договора лизинга, то есть 2,5 года. Амортизация начисляется по лизинговому имуществу линейным способом.
Сумма ежемесячной амортизации 2.400.000/30 = 80.000
7. Лизинговое имущество передано лизингополучателю, на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» вводится субсчет
Д03/5 К03/1 2.400.000
8. Начислен лизинговый платеж за месяц
Д62 К90,91 (основной, не основной вид деятельности) 118.000
9. Начислен НДС
Д90,91 К68 18.000
10. Начислена амортизация по переданному имуществу
Д20,91 (осн., не осн. вид деят.) К02/5 80.000
11. Затраты, произведенные
лизингодателем по
Д20,91 К10,76,70,69 7.000
12. Списаны затраты в конце месяца, произведенные организацией по договору лизинга
Д90 К20 87.000
13. Определен финансовый резултат по договору лизинга
Д90,91 К99 13.000
При прекращении договора лизинга возможны варианты:
– лизинговое имущество возвращается лизингодателю, тогда в учете лизингодателя имущество оприходуется
14. Д01 К03/5 2.400.000
15. Сумма накопленной
амортизации продолжает
Д02/5 К02/1 2.400.000
– лизинговое имущество
переходит в собственность
14. Д02/5 К03 2.400.000
Бухучет у лизингополучателя
1. Получено лизинговое
имущество по согласованной
Д001 3.000.000
2. Начислена задолженность по лизинговому платежу за месяц
Д20,25,26,44 К76/ЛП (Лизинговый Платеж) 100.000
3. Отражен входной НДС по лизинговому платежу
Д19 К76/ЛП 18.000
4. Перечислены лизинговые платежи
Д76/ЛП К51 118.000
По окончании договора лизинга у лизингополучателя будут сделаны проводки
– лизинговое имущество остается на балансе лизингодателя
К001 3.000.000
– если по договору лизинга лизинговое имущество перешло в собственность лизингополучателя, то оно оприходуется
Д01 К02 3.000.000
Лизинговое имущество на балансе лизингополучателя
Бухучет у лизингодателя
7. Стоимость лизингового
имущества, преданного на
Д011 2.400.000 – по стоимости, числящейся в учете лизингодателя
8. Отражена задолженность
лизингополучателя в связи с
передачей ему на баланс
Д76/ЛП К91 3.540.000
9. Отражен НДС со стоимости
Д91 К76/НДС 540.000
10. Лизинговое имущество передано лизингополучателю
Д91 К03 2.400.000
11. Отражена разница между стоимостью лизингового имущества и его балансовой стоимостью как доходы будущих периодов
Д91 К98 600.000
12. Получен лизинговый платеж за месяц
Д51 К76/ЛП 118.000
13. Начислен НДС к уплате
Д76/НДС К68 18.000
14. Списывается разница или доход будущего периода, относящийся к отчетному месяцу
Д98 К90,91 (основной, не основной вид деятельности) 20.000 (600.000/30)
15. Отражены затраты лизингодателя за месяц
Д20,91 К10,70,69 7.000
16. Списаны затраты лизингодателя
Д90 К20 7.000
17. Определяется финансовый
результат по лизинговому
Д90,91 К99 13.000
При прекращении договора лизинга
12. Лизинговое имущество
возвращено лизингодателю и
Д03 К76 1
13. В учете лизингодателя имущество спишется
К011 2.400.000
Бухучет у лизингополучателя
1. Получено имущество
в лизинг по договорной
Д08 К76/АО (Арендные Обязательства) 3.000.000
2. Начислен входной НДС
Д19 К76/АО 540.000
3. Лизинговое имущество принято в состав ОС
Д01/5 К08 3.000.000
4. Начислена задолженность по лизинговым платежам
Д76/АО К76/ЛП 118.000
5. Перечислен долг лизингодателю
Д76/ЛП К51 118.000
6. Произведены налоговые вычеты
Д68 К19 18.000
При прекращении договора лизинга
– 7. Лизинговое имущество возвращено лизингодателю
Д02/5 К01 3.000.000 (* в методологии не определен Д02)
8. Лизинговое имущество приходуется у лизингодателя
Д03 К76 1
– 7. Лизинговое имущество, отраженной на субсчетах счетов 01 и 02, приходуется у лизингополучателя. Имущество переведено в состав собственных средств.
Д01/1 К01/5 3.000.000
Д02/5 К02/1 3.000.000
В соответствии с п.15 ПБУ 6 организация имеет право 1 раз в конце календарного года по решению руководителя организации производить переоценку ОС. В бухгалтерском учете результат переоценки отразится в 1 квартале (первыми проводками января) следующего года.
Если ОС 1 раз переоцениваются, то в последующем они должны переоцениваться регулярно.
Переоценка производится путем пересчета первоначальной стоимости и сумм накопленной амортизации.
Переоценка может проводится путем прямого пересчета: по документально подтвержденным рыночным ценам, могут быть использованы данные заводов-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций, специальных СМИ, а также по экспертным оценкам. Путем индексации: индексы применяются организациями для пересчета первоначальной стоимости и амортизации. Индексы могут быть рассчитаны или рекомендованы Государственным комитетом статистики или Правительством (органами власти). Индексы могут быть дифференцированы пол регионам, группам ОС и срокам приобретения.
1. Увеличение балансовой стоимости ОС до их восстановительной при дооценке:
Д01 К83 «Добавочный капитал» - результат дооценки относится на добавочный капитал
2. Разница между суммой амортизации, определенной в соответствии с пересчетом, и числящийся на счете организации
Д83 К02 – при дооценке
3. Если ОС уцениваются, то уменьшается первоначальной стоимости относится на счет 84 «Нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) прошлых лет»
Д84 К01
4. Уменьшение амортизации при уценке
Д02 К84
5. При выбытии ОС, по
которым ранее производилась
дооценка, суммы, учтенные на счете
83 «Добавочный капитал»
Д83 К84
Постановлением Госкомстата
РФ №7 от 21.01.2003 утверждены унифицированные
формы первичной учетной
При поступлении ОС и принятии их к бухучету составляется «Акт о приемке-передаче основных средств» (Форма ОС-1 и ОС-1А). группы объектов ОС могут быть приняты по форме ОС-16.
На поступление ОС заводится «Инвентарная карточка» (или книга) (Форма ОС-6, ОС-6А, ОС-6Б). Инвентарные карточки или книги применяются для учета наличия ОС, их внутреннего движения внутри организации.
Для учета и оформления перемещения ОС оформляется «Накладная на внутреннее перемещение» (Форма ОС-2) (данные о перемещении заносятся на инвентарную карточку).
Форма ОС-3 «Акт о приемке-сдаче основных средств» применяется при приемке ОС после ремонта, реконструкции, модернизации.
При списании ОС заполняется «Акт о списании» (Форма ОС-4, ОС-4А, ОС-4Б).
Поступившее оборудование оформляется «Актом о приемке» (Форма ОС-14).
Передача оборудования оформляется «Актом о приемке» (Форма ОС-14).
Передача оборудования монтажным организациям оформляется «Актом о приемке-передаче» (Форма ОС-15).
К НМА относятся объекты
интеллектуальной собственности, которые
приходуются к учету как НМА
при соблюдении единовременно следующих услови
1. отсутствие материально-
2. возможность идентификации
3. использование в производстве
продукции, при выполнении
4. НМА должны использоваться длительное время (то есть более 12 месяцев);
5. организацией не
6. способность приносить
7. наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).
Для принятия объекта к бухучету как НМА необходимо в первую очередь соблюдение этих 7 условий.
Также к НМА относятся:
1. делова репутация организации – это разница между покупной ценой организации (как имущественного комплекса в целом) и стоимостью по балансу всех ее активов и обязательств.
2. организационные расходы – расходы, связанные с образованием юрлица (изготовление печати, нотариальные услуги и т.д.), если сумма организационных расходов указана в учредительных документах как вклад в уставный капитал.
НМА могут поступать в организацию в случае:
1. приобретения за плату;
2. созданы самой организацией;
3. получены в качестве вклада в уставный капитал;
4. получены безвозмездно;
5. получены по договору мены.
В бухучете НМА приходуются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», где собирается первоначальная стоимость НМА.
При вводе в эксплуатацию счет 08 закрывается счетом 04 «Нематериальные активы».
Д04 К08 – Объект НМА введен в эксплуатацию
Если приобретены за плату, то их первоначальная стоимость сложится из всех затрат организации по их приобретению.
Если НМА созданы самой организацией, то при необходимой регистрации:
– если создается
товарный знак (это обозначение, служащее
для индивидуализации товаров, выполнения
работ или оказания услуг) после
государственной регистрации
– авторские изобретения на полезные модели, промышленные образцы должны быть оформлены патентом, где будет указан автор, а также характеристики изобретений.