Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции на примере ОАО «ЮГРА-МОЛОКО»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:15, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является исследование современных методов учета затрат и выявление наиболее альтернативных из них, а также исследование факторов, влияющих на формирование затрат, и определение возможных путей снижения затрат с целью улучшения финансовых результатов предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1. Затраты на производство и калькулирование себестоимости продукции……………………………………………………………………..
1.1 Классификация производственных затрат…………………………………
1.2 Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции………………………………………………………
1.3 Новые системы учета и управления затратами предприятия, возможность их применения в отечественной практике……………………………………..
2. Технико-экономическая характеристика предприятия
ОАО «ЮГРА-МОЛОКО»………………………………………………………..
2.1 История развития предприятия и его характеристика…………………….
2.2 Анализ выпуска и реализации продукции………………………………….
2.3 Анализ динамики и структуры основных фондов…………………………
2.4 Анализ технического состояния предприятия……………………………..
2.5 Анализ использования основных фондов………………………………….
2.6 Анализ использования трудовых ресурсов…………………………………
2.7 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов………………
2.8 Анализ динамики фонда оплаты труда……………………………………..
2.9 Анализ затрат на производство……………………………………………..
2.10 Анализ прибыли…………………………………………………………….
2.11 Факторный анализ прибыли……………………………………………….
3. Анализ затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в ОАО «ЮГРА-МОЛОКО»…………………………………………
3.1 Особенности учетной политики…………………………………………….
3.2 Калькулирование и учет затрат на производство продукции…………….
3.3 Аналитический и синтетический учет затрат на производство продукции на предприятии …………………………………………………………………..
3.4 Анализ затрат на производство продукции………………………………….
3.5 Анализ финансовых результатов от реализации продукции……………….
3.6 Резервы снижения себестоимости продукции………………………………
Выводы и предложения…………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

диплом 2.doc

— 1.27 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 



творог жирностью 5% (-7,8п.); и выросла только на три наименования продукции: ацидофилин на 5,4п., творожки с изюмом на 3,9п., кефир на 1,3п..

В 2006 году значительное снижение рентабельности отмечается по следующим наименованиям продукции: йогурт (-18,9п.), кефир и ряженка         (-19,5п. и 19,6п.), и ацидофилин (-17,3п.), молоко жир.3,2% и 2,5% (-11п. и 9,8п.), творожкам с изюмом (-11п.).

Также по данным таблицы 25 можно отметить следующее: если в начале анализируемого периода  наиболее рентабельной (т.е. сумма прибыли на 1 руб. затрат наиболее высокая) была следующая продукция : йогурт 69,8коп. прибыли,  молоко с фруктовой добавкой 58,6 коп. прибыли, молоко жирностью 3,2% и 2,5% 46,9 коп. и 49,9 коп. прибыли соответственно; то в конце периода т.е. в 2006 году: молоко с фруктовой добавкой 41,9коп. прибыли, йогурт 42коп. прибыли, молоко жирностью 3,2% и 2,5% 33,1коп. и 32,9коп. прибыли.

На поступательное снижение рентабельности продукции предприятия с 2004 по 2006 годы, повлияли: 

                  рост количество конкурентов, представившим  на региональном рынке продукцию, производимую в других регионах Сибири;

                  проводимая ими демпинговая политика с целью проникновения на рынок.

 

3.5.1       Анализ прибыли от реализации

 

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.

Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и не бюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Следовательно, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому его финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Основную часть прибыли предприятие ОАО «ЮГРА-МОЛОКО» получает от реализации продукции.

По данным таблицы 26, можно сделать вывод, что на протяжении всего анализируемого периода предприятие, стабильно получало прибыль от реализации продукции по всей номенклатуре, так в 2004 году сумма прибыли от реализации продукции составила 3833 тыс.руб., где наибольшая сумма прибыли была получена от реализации: молока жирностью 3,2% и 2,5% 442тыс.руб. и 457тыс.руб. прибыли соответственно, кефира и ряженки 455тыс.руб. и 456тыс.руб. прибыли, йогурта 410тыс.руб.

В 2005 году прибыль увеличилась на 79тыс.руб. и составила 3912 тыс.руб., где наибольшая сумма прибыли была получена от реализации тех же наименований продукции, как и в предыдущем году.

И в 2006 году реализация тех же наименований продукции, как и в предыдущие годы, составили наибольшую сумму прибыли предприятия, однако можно отметить то, что в 2006 году значительно выросла сумма прибыли от реализации масла крестьянского на 185тыс.руб, общая сумма прибыли увеличилась на 832тыс.руб. и составила 444тыс.руб.

Для более детального анализа суммы прибыли от реализации продукции, проведу анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи (Vрп), себестоимости (С), цены реализации (Ц).

 

 

 



                                                                                   

 

   Таблица 26

Прибыль от реализации продукции.

     Наименование

Себестоимость реал.прод.

Реализовано продукции

Прибыль от реализации

Отклонение (+;-) тыс.руб.

        продукции

 

тыс.

руб.

 

 

тыс.

руб.

 

 

тыс.

руб.

 

2005-

2006-

2006-

 

 

2004

2005

2006

2004

2005

2006

2004

2005

2006

2004

2005

2004

Молоко жир 3,2%

 

943

1026

1900

1385

1477

2528

442

452

628

10

177

186

Молоко жир 2,5%

 

916

1057

1969

1373

1509

2616

457

451

647

-6

196

190

Молоко детское

 

398

448

643

536

601

828

138

153

186

15

32

47

Молоко с фрукт.доб.

 

423

451

457

672

634

648

248

183

191

-65

8

-57

Йогурт питьвой

 

587

602

709

998

968

1007

410

366

298

-44

-68

-112

Кефир жир 2,5%

 

953

1111

2086

1408

1656

2700

455

545

614

90

70

159

Ряженка жир 3,2%

 

907

987

1826

1363

1472

2366

456

485

540

29

55

84

Ацидофилин

 

446

469

618

593

648

748

147

180

130

33

-50

-17

Творог жир 5%

 

730

842

1482

993

1080

1875

263

238

393

-25

154

130

Творог детский

 

271

492

757

328

582

876

57

91

119

34

28

62

Творожки с изюмом

 

414

469

852

553

645

1078

139

176

225

37

50

86

Сметана жир 15%

 

581

720

1030

763

935

1281

182

215

251

33

36

69

Сметана жир 25%

 

619

680

974

833

896

1178

214

216

204

2

-12

-10

Масло крестьянское

 

871

978

1656

1107

1177

2040

235

199

384

-36

185

149

Итого

 

9072

10368

17025

12905

14280

21769

3833

3912

4744

80

832

912


 

 

 



Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

                                                       (28)

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:

Данные расчеты проводят по каждому наименованию продукции и сводят в таблице 27.

Данные, приведенные в таблице 27, показывают то, что на увеличение суммы прибыли от реализации продукции в 2005 году на 79 тыс.руб., положительное влияние оказали:

                  изменения объемов реализации (влияние фактора +241тыс.руб.), в основном за счет роста объема реализации: кефира (+62тыс.руб.), творога детского (+38тыс.руб.), молока жир.2,5% (+35тыс.руб.), сметаны ж. 15%  (+30 тыс.руб.);

                  изменение цены реализации (влияние +350тыс.руб.), в основном за счет роста цен реализации на: сметану ж.15% (+41тыс.руб.), йогурта (+44тыс.руб.), кефира (+37тыс.руб.);

и отрицательное:

                  рост себестоимости (влияние -511 тыс.руб.).

На рост суммы прибыли 2006 года по сравнению с предыдущим годом на 832тыс.руб., положительно повлияли изменения объема реализации и цены реализации (влияние фактора +1662тыс.руб. и +1399тыс.руб.), а отрицательно, изменение себестоимости (-2231тыс.руб.).

Увеличение суммы прибыли 2006 года по отношению к 2004 году периоду составило +911 тыс.руб., где в свою очередь положительно повлияли: изменения объема реализации и цены реализации (+1969тыс.руб. и 1858 тыс.руб. соответственно); отрицательное влияние на рост суммы прибыли оказали изменения себестоимости продукции (-2915тыс.руб.).

 

 



                       Таблица 27

 

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции.

 

 

Отклонение Σ прибыли тыс.руб.

 

 

Отклонение (+;-)

                                             В том числе за счет

 

 

 

   Наименование

              тыс.руб.

 

объема реализации тыс.руб.

цены реализации тон/тыс.руб.

себестоимости тон/тыс.руб.

      продукции

2005-

2006-

2006-

2005-

2006-

2006-

2005-

2006-

2006-

2005-

2006-

2006-

 

 

2004

2005

2004

2004

2005

2004

2004

2005

2004

2004

2005

2004

Молоко жир 3,2%

10

177

186

17

293

317

36

87

147

-44

-207

-281

Молоко жир 2,5%

-6

196

190

35

298

362

28

106

152

-70

-212

-329

Молоко детское

15

32

47

12

44

57

15

49

68

-14

-63

-81

Молоко с фрукт.доб.

-65

8

-57

-24

-34

-65

23

130

148

-67

-89

-144

Йогурт питьвой

-44

-68

-112

-31

-51

-83

44

171

208

-59

-190

-241

Кефир жир 2,5%

90

70

159

67

342

397

37

0

59

-15

-275

-300

Ряженка жир 3,2%

29

55

84

30

302

335

16

-26

-1

-19

-224

-254

Ацидофилин

33

-50

-17

10

29

36

11

-9

3

10

-72

-61

Творог жир 5%

-25

154

130

17

133

175

21

188

219

-64

-168

-268

Творог детский

34

28

62

38

28

69

29

108

145

-36

-110

-156

Творожки с изюмом

37

50

86

19

80

92

13

135

152

3

-167

-162

Сметана жир 15%

33

36

69

30

49

81

41

126

175

-40

-141

-191

Сметана жир 25%

2

-12

-10

10

40

53

19

114

136

-30

-168

-202

Масло крестьянское

-36

185

149

10

108

145

18

221

246

-66

-146

-245

Итого

 

79

832

911

241

1662

1969

350

1399

1858

-511

-2231

-2915


 

 



В целом по предприятию рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) и рентабельность продаж, за период с 2004 по 2006 год, изменилась следующим образом:

                             Rпроиз-ва= Σ Прп/ Σ Зрп *100                                            (32)

 

Rпроиз-ва 2004= (3833 / 9072) * 100 = 42,3%

Rпроиз-ва 2005= (3912 / 10368) * 100 = 37,7%

Rпроиз-ва 2006= (4744 / 17025) * 100 = 27,9%

где: Прп – прибыль от реализации продукции;

       Зрп – сумма затрат по реализованной продукции.

Соответственно, в 2004 году с каждого рубля затрат предприятие получило 42,3 коп. прибыли; в 2005 году по отношению к предыдущему году рентабельность продукции сократилась на 4,6п. и составила 37,7%; и наименее рентабельной продукция предприятия была в 2006 году, где на 1 рубль затрат предприятие получило 27,9 коп. прибыли.

Рентабельность продаж показывает сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

                                Rпродаж= Σ Прп/ Σ В рп *100                                        (33)

где: В рп- сумма выручки.

 

Rпро-ж 2004= (3833 / 12905) * 100 = 29,7%

Rпро-ж 2005= (3912 / 14280) * 100 = 27,4%

Rпро-ж 2006= (4744 / 21769) * 100 = 21,8%

По проведенным расчетам можно отметить то, что за анализируемый период эффективность предпринимательской деятельности предприятия поступательно сокращалась: так в 2005 году понизилась на 2,3п. и составила 27,4%; в 2006 по отношению к 2005 году также понизилась на 5,6п., что составило 21,8% ; в целом за анализируемый период понизилась на 7,9п..

 

 

3.6 Резервы снижения себестоимости продукции.

 

Выявление резервов снижения себестоимости продукции способствует экономический анализ, который был нами проведен на примере ОАО «ЮГРА-МОЛОКО».

В ходе анализа мы выяснили, что повышение себестоимости было связано с повышением затрат практически всех производственных ресурсов. Поэтому, для снижения его уровня необходимо принять меры по усилению контроля за более эффективным использованием ресурсов предприятия.

Резервы сокращения себестоимости кроются в сокращении материальных, трудовых и прочих затрат на производство продукции.

Более эффективному использованию материальных ресурсов будет способствовать внедрение элементов нормативного учета с выявлением отклонений фактических затрат от их нормативных значений. При такой организации учета появляется возможность определить причины отклонений, которыми могут быть: замена одних видов материалов другими, техническая неисправность оборудования, нарушения в технологии изготовления, низкий уровень квалификации рабочих и другие, а также применять меры по устранению отклонений в сторону увеличения расхода материалов.

Также на увеличение материальных затрат оказывает влияние повышения стоимости исходной проблемы, так за анализируемый период средняя цена материалов увеличилась на 2,5тыс.руб./т., соответственно отделу снабжения необходимо организовать работу по поиску поставщиков более дешевого, но качественного сырья, наладить с ними прочные договорные отношения. Также на значительное увеличение материальных затрат за анализируемый период, повлияли изменения структуры выпускаемой продукции, влияние данного фактора составило +2668тыс.руб., следовательно с целью снижения себестоимости продукции предприятию необходимо наращивать выпуск наименее затратоемкой продукции.

Сокращению себестоимости способствуют и более эффективное использование трудовых ресурсов, так как оно находит свое отражение в себестоимости через расходы на оплату труда.

Приемлемым считается положение, при котором темп роста производительности труда опережает темп роста средней заработной платы рабочего. В данном случае анализ показал, что предприятие не использует трудовые ресурсы достаточно полно: темп роста средней заработной опережает темп роста производительности труда, за период с 2004 г. по 2006 г.значения данных показателей составили: темп роста средней заработной платы составил 176,7%, а темп роста производительности труда 146,4%. Основным резервообразующим фактором является уровень оплаты труда. Однако ввиду недостатка на рынке труда подготовленных высококлассных специалистов, чрезмерная экономия на фонде оплаты труда может привести к оттоку кадров, что может негативно сказаться на финансовом положении предприятия в целом. Поэтому окончательное решение о проведении организационно-технических мероприятиях на предприятии должен принимать руководитель предприятия. Повышение производительности труда может быть достигнуто с помощью контроля за соответствием квалификации рабочих уровню квалификации выполненных ими работ, (это также способствует сокращению непроизводственных выплат); создание гибкой системы поощрений, что стимулировало бы труд работающих, вызывая заинтересованность в результатах своей деятельности.

Не большой удельный вес в себестоимости продукции предприятия, а также не большой процент повышения имеют накладные расходы, которые в своем большинстве не зависят от объема производства.

Причиной увеличения накладных расходов на предприятии «ЮГРА-МОЛОКО», за анализируемый период стали увеличение численности руководителей и специалистов на 1 человека, также увеличение их средней заработной платы на 2,6тыс.руб./ч. в год. Также сумма затрат по элементу  «прочие» увеличилась  за период на 341тыс.руб. или на 232%, по причине того, что в 2006 году для привлечения новых покупателей и продвижения собственной продукции на рынке  были произведены  маркетинговые мероприятия, т.е. произведен детальный маркетинговый анализ рынка и  были проведены разнообразные рекламные акции.

Информация о работе Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции на примере ОАО «ЮГРА-МОЛОКО»)