Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:15, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование современных методов учета затрат и выявление наиболее альтернативных из них, а также исследование факторов, влияющих на формирование затрат, и определение возможных путей снижения затрат с целью улучшения финансовых результатов предприятия.
Введение………………………………………………………………………….
1. Затраты на производство и калькулирование себестоимости продукции……………………………………………………………………..
1.1 Классификация производственных затрат…………………………………
1.2 Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции………………………………………………………
1.3 Новые системы учета и управления затратами предприятия, возможность их применения в отечественной практике……………………………………..
2. Технико-экономическая характеристика предприятия
ОАО «ЮГРА-МОЛОКО»………………………………………………………..
2.1 История развития предприятия и его характеристика…………………….
2.2 Анализ выпуска и реализации продукции………………………………….
2.3 Анализ динамики и структуры основных фондов…………………………
2.4 Анализ технического состояния предприятия……………………………..
2.5 Анализ использования основных фондов………………………………….
2.6 Анализ использования трудовых ресурсов…………………………………
2.7 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов………………
2.8 Анализ динамики фонда оплаты труда……………………………………..
2.9 Анализ затрат на производство……………………………………………..
2.10 Анализ прибыли…………………………………………………………….
2.11 Факторный анализ прибыли……………………………………………….
3. Анализ затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в ОАО «ЮГРА-МОЛОКО»…………………………………………
3.1 Особенности учетной политики…………………………………………….
3.2 Калькулирование и учет затрат на производство продукции…………….
3.3 Аналитический и синтетический учет затрат на производство продукции на предприятии …………………………………………………………………..
3.4 Анализ затрат на производство продукции………………………………….
3.5 Анализ финансовых результатов от реализации продукции……………….
3.6 Резервы снижения себестоимости продукции………………………………
Выводы и предложения…………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….
По методу ФИФО условный объем производства рассчитывается следующим образом:
эквивалентные единицы = эквивалентные единицы незавершенного производства на начало периода + единицы продукции, начатые и законченные в течение периода + эквивалентные единицы незавершенного производства на конец периода.
При этом предполагается, что сначала будут закончены изделия из незавершенного производства на начало периода, а затем будут запущены в производство новые единицы.
Материальные затраты при попроцессном методе могут учитываться и рассчитываться двумя способами. При первом способе счета за материалы или требования на их отпуск в производство могут использоваться так же, как и при позаказном методе, путем оценки материальных затрат как изъятия из запасов. При втором способе составляется отчет о потреблении, показывающий стоимость использованных материалов, на основе либо анализа продукции на конечной стадии или на стадии полуфабриката, либо оценки конечных запасов, оставшихся неиспользованными.
Часто используются соотношения, которые устанавливают содержание материала в готовой продукции или в полуфабрикатах.
Кроме того, применяются соотношения между остатками незавершенного производства на начало месяца и отпущенным в производство сырьем, с одной стороны, и остатками незавершенного производства на конец месяца – с другой. Однако на практике такого балансового равенства не бывает, как правило, первая часть больше второй на сумму потерь. Данные для вышеназванного соотношения получают в зависимости от принятой системы учета товарно-материальных запасов – периодического учета запасов и непрерывного учета запасов.
Трудовые затраты при попроцессной системе учитываются значительно проще, чем при позаказной, поскольку соотнесение труда с продукцией происходит на базе подразделения (цеха).
Учитывая особенности учета трудовых затрат при попроцессном методе, в данной системе широко применяется классификация затрат, подразумевающая их деление на основные и добавленные (конверсионные). Основные затраты по принятой за рубежом терминологии состоят из затрат на прямую заработную плату и основных материалов. Добавленные (конверсионные) затраты включают затраты на обработку, т.е. прямые трудовые затраты, и общепроизводственные (накладные) расходы.
Накладные расходы при попроцессной системе представляют собой те же статьи, требующие распределения на объекты калькулирования, что и при позаказной системе: непрямая заработная плата, электроэнергия и водоснабжение, расходы на ремонт и т.д. В большинстве случаев распределение накладных расходов является достаточно точной процедурой, поскольку центры или цехи могут использовать такие базы распределения, как заработная плата основных производственных рабочих, трудо-часы или машино-часы.
Так же, как и при позаказной системе калькулирования, предпочтительнее использовать нормативные ставки распределения накладных расходов, однако в ряде случаев могут использоваться и фактические ставки. Подобная практика вполне применима, если производство из месяца в месяц остается сравнительно стабильным и, следовательно, сумма накладных расходов за период практически неизменна. Использование фактических накладных расходов также правомерно, если производственные накладные расходы не являются основной статьей затрат, т.е. их доля в общей себестоимости сравнительно невелика. Колебания в производственном процессе могут привести к неравномерному ежемесячному отнесению фактических накладных расходов. В подобных случаях производственные накладные расходы должны быть отнесены на производственный процесс с использованием нормативных ставок таким образом, чтобы производимые единицы получили надлежащую часть накладных расходов. Как правило, если производственные накладные расходы, особенно в части постоянных накладных расходов, представляют собой значительную сумму, желательно относить накладные расходы на базе нормального или усредненного производства, используя нормативные ставки. Кроме того, использование нормативных ставок полезно для целей контроля за затратами и их анализа.
Подготовка отчетов о себестоимости продукции выглядит следующим образом- он должен быть составлен как в целом по предприятию, так и по подразделениям в разрезе элементов затрат. Отчет о себестоимости продукции является результатом учетных записей.
Данный отчет не только суммирует элементы затрат по каждому цеху, но и служит для распределения накладных расходов между цехами или процессами, а также для передачи затрат из цеха в цех в порядке поступательного процесса к готовому продукту. Он может использоваться как в качестве планового отчета о производстве какого-то одного продукта, так и для суммирования фактически понесенных затрат.
Цеховой отчет о себестоимости показывает все затраты, относимые на подразделение:
общие затраты и затраты на единицу продукции, переданные из предыдущего процесса;
материальные, трудовые и производственные накладные расходы, добавленные в данном процессе;
себестоимость единицы, добавленная в данном процессе;
общую себестоимость и себестоимость единицы продукции, аккумулированную к концу периода в цехе;
себестоимость незавершенного производства на начало и на конец периода;
себестоимость полуфабрикатов или готовой продукции, переданных в следующий процесс или на склад готовой продукции.
Обычно отчет делится на две части: одна часть показывает затраты, понесенные цехом за период, другая – размещение затрат.
Информация, содержащаяся в данном отчете по производству, выраженному в условных единицах, используется для установления себестоимости единицы, добавленной в данном процессе, себестоимости незавершенного производства на конец периода и себестоимости, переданной из процесса. Однако отчет, который в основном суммирует общие затраты материалов, труда и производственные накладные расходы и показывает только себестоимость единицы за период, не вполне отвечает целям контроля за затратами. Общие цифры предоставляют недостаточную информацию, для контроля за затратами требуются детализированные данные. Поэтому в большинстве случаев общие затраты разбиваются на элементы затрат для каждого цеха, ответственного за возникновение конкретных затрат. Более того, детализированные данные по подразделениям необходимы, поскольку существует незавершенное производство различной степени готовности.
К числу преимуществ метода попроцессного калькулирования можно отнести следующее. Тот факт, что затраты при попроцессном методе собираются за период, а не относятся на конкретный заказ, позволяет иметь некоторый запас времени в деятельности счетных работников и предоставляет промежуточные базы для сопоставления затрат. Усредненные единицы продукции более доступны при условии, конечно, однородности этих средних величин. Потоки затрат легко видны на бухгалтерских счетах, и существуют более четкие границы между разделением ответственности. Отнесение накладных расходов на цехи или процессы может быть сделано на более точной базе, чем это возможно при позаказной системе.
Попроцессное калькулирование имеет также и недостатки. Усреднение затрат, принятое при попроцессном методе, иногда приводит к неточностям в расчетах, когда продукт или составляющие его материальные компоненты не полностью однородны. Этот недостаток может быть проиллюстрирован на примере тех процессов, где вес сырья калькулируемых единиц смешивается в продуктах различного размера или состава. Если предприятие производит несколько видов продукции, где различные продукты производятся из нескольких материалов и на различном оборудовании, то пропорциональное распределение элементов затрат на отдельные продукты часто бывает весьма сложной процедурой, при которой используются оценочные данные. Запасы незавершенного производства должны оцениваться по степени завершенности, и неточности этой оценки переходят через различные процессы на готовую продукцию, себестоимость продаж и чистую прибыль.
Организации учет затрат на производство ведут по одной из возможных схем, которая должна быть зафиксирована в учетной политике и не запрещена отраслевыми рекомендациями и налоговым законодательством.
1. Традиционный вариант учета предусматривает подсчет полной себестоимости продукции (работ, услуг) с подразделением затрат на прямые и косвенные.
2. Кроме того, возможен вариант учета затрат на производство с подразделением на условно-постоянные с подсчетом сокращенной (частичной) производственной себестоимости, и переменные, система "директ-костинг (Direct-costing System)". При этом переменные расходы напрямую связаны с объемом производства продукции (работ, услуг); к ним относятся: прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда, социальное страхование и обеспечение, суммы начисленной амортизации по объектам основных средств непосредственно используемых в производстве, и др.
3.3 Аналитический и синтетический учет затрат на производство продукции на предприятии
Аналитический учет материалов на предприятии начинается с «карточки складского учета материалов» (типовая межотраслевая форма № М-17), которая составляется на основании первичных документов на поступление материалов на склад и на отпуск материалов со склада. Материалы принимаются и учитываются по фактической себестоимости приобретения, т.е. по сумме всех расходов до момента их получения без учета НДС уплаченного за них. Учет ведется по средневзвешенной себестоимости материалов. Перемещение материалов внутри производства (между складом и цехом) документируется путем составления «требования-накладной» (типовая межотраслевая форма №М-11) на отпуск материалов со склада в цех и на возврат неиспользованных материалов из цеха на склад.
По окончании отчетного периода составляется «ведомость учета сырья и материалов по счету 10» путем перенесения итогов «карточек складского учета материалов». Затем на ведомости делаются бухгалтерские проводки на итоги движения материалов за отчетный период и через них данные переносятся в Главную Книгу, а затем в Баланс.
Аналитический учет заработной платы на предприятии начинается с «лицевого счета работника» (типовая межотраслевая форма № Т-55) в которую записываются необходимые сведения о работнике (семейное положение, разряд, оклад, стаж работы, время поступления на работу, дату рождения и т.д.), все виды начислений и удержаний из заработной платы за каждый месяц.
Путем перенесения последних записей из «лицевых счетов работников» составляется «расчетно-платежная ведомость» (типовая межотраслевая форма № Т-49), которая исполняет следующие функции: накопительного документа в месяц начисления заработка для исчисления налогов и сборов в бюджеты и фонды; расходного кассового ордера, по которому в следующем месяце выплачивается заработная плата.
На основании итоговых строк месячных расчетно-платежных ведомостей составляется итоговый квартальный «журнал-ордер с ведомостью по счету 70» на итоге которого делаются бухгалтерские проводки, через которые данные о начислениях и удержаниях работников переносятся в Главную Книгу, а затем в Баланс.
Главным аналитическим документом по учету основных средств на предприятии является «инвентарная карточка учета основных средств» (типовая межотраслевая форма № ОС-6), которая составляется на каждый объект в отдельности. В этой карточке приводятся все сведения об объекте – первоначальная стоимость, срок полезного использования, норма амортизации, год выпуска, инвентарный номер и т.д. Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.
Аналитический учет поступления и выбытия основных средств ведется на основании «Акта приемки-передачи основных средств» (типовая межотраслевая форма № ОС-1), который составляется на ввод в эксплуатацию объекта или на выбытие в связи с безвозмездной передачей или реализацией объекта.
Ежемесячно на основании данных «инвентарных карточек учета основных средств» составляется «ведомость учета основных средств и амортизации основных средств». Затем в ведомости делаются бухгалтерские проводки на итоги движения основных средств за отчетный период и суммы начисленной амортизации.
Передача материалов в виде готовой продукции из цеха на склад документируется путем составления «требования-накладной» (типовая межотраслевая форма №М-11). По «товарной накладной» на отпуск готовой продукции покупателю (унифицированная форма №ТОРГ-12) отражается выбытие готовой продукции со склада.
Все движение готовой продукции - ее поступление и выбытие отражается в главном аналитическом документе данного раздела - «карточке учета готовой продукции» (типовая межотраслевая форма № М-17) только по количеству.
По окончании отчетного периода бухгалтер перепроверяет организацию складского учета (все первичные документы, требования-накладные и карточки складского учета), подсчитывает итоги карточек и после этого их переносит в «ведомость учета готовой продукции» по учетной цене единицы продукции, рассчитанной в «акте производства (изготовления) готовой продукции». Затем на итоги ведомости делаются бухгалтерские проводки, через которые данные о движении готовой продукции за отчетный период переносятся в главную книгу, а затем в Баланс.
Данные о цене готовой продукции, подставляемые в графу 7 «акта производства (изготовления) готовой продукции», берутся из «технологических карт производства (изготовления) готовой продукции», составляемых на каждый вид выпускаемой продукции в натуральном и стоимостном измерении.