Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции на примере ОАО «ЮГРА-МОЛОКО»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:15, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является исследование современных методов учета затрат и выявление наиболее альтернативных из них, а также исследование факторов, влияющих на формирование затрат, и определение возможных путей снижения затрат с целью улучшения финансовых результатов предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1. Затраты на производство и калькулирование себестоимости продукции……………………………………………………………………..
1.1 Классификация производственных затрат…………………………………
1.2 Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции………………………………………………………
1.3 Новые системы учета и управления затратами предприятия, возможность их применения в отечественной практике……………………………………..
2. Технико-экономическая характеристика предприятия
ОАО «ЮГРА-МОЛОКО»………………………………………………………..
2.1 История развития предприятия и его характеристика…………………….
2.2 Анализ выпуска и реализации продукции………………………………….
2.3 Анализ динамики и структуры основных фондов…………………………
2.4 Анализ технического состояния предприятия……………………………..
2.5 Анализ использования основных фондов………………………………….
2.6 Анализ использования трудовых ресурсов…………………………………
2.7 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов………………
2.8 Анализ динамики фонда оплаты труда……………………………………..
2.9 Анализ затрат на производство……………………………………………..
2.10 Анализ прибыли…………………………………………………………….
2.11 Факторный анализ прибыли……………………………………………….
3. Анализ затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в ОАО «ЮГРА-МОЛОКО»…………………………………………
3.1 Особенности учетной политики…………………………………………….
3.2 Калькулирование и учет затрат на производство продукции…………….
3.3 Аналитический и синтетический учет затрат на производство продукции на предприятии …………………………………………………………………..
3.4 Анализ затрат на производство продукции………………………………….
3.5 Анализ финансовых результатов от реализации продукции……………….
3.6 Резервы снижения себестоимости продукции………………………………
Выводы и предложения…………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

диплом 2.doc

— 1.27 Мб (Скачать документ)

 

 

3.4.1       Факторный анализ себестоимости продукции

 

Проведу факторный анализ  себестоимости продукции. В целом на изменение суммы затрат влияют: изменения объема выпуска продукции в целом по предприятию (VВПобщ), структура (Удi), уровень переменных затрат на единицу продукции (Вi), сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции (А).

                              Зобщ= Σ (VВП общ * Удi*Вi ) +А                                      (9)

Порядок проведения факторного анализа представлен в таблице 16.

Факторный анализ общей суммы затрат на производство продукции. Таблица16

Затраты

 

 

Сумма

тыс.руб

 

Факторы изменения затрат

объём выпуска продукции

структура продукции

переменные затраты

постоянные затраты

По плану на плановый выпуск продукции:

 

План

План

План

План

2004

9292

 

 

 

 

2005

10454

 

 

 

 

2006

17415

 

 

 

 

По плану, пересчитанному на фактический объём производства продукции:

 

Факт

План

План

План

2005

9730

 

 

 

 

2006

15138

 

 

 

 

По плановому уровню на фактический выпуск продукции:

 

Факт

Факт

План

План

2005

10401

 

 

 

 

2006

17135

 

 

 

 

Фактические при плановом уровне постоянных затрат:

 

Факт

Факт

Факт

План

2005

10462

 

 

 

 

2006

17051

 

 

 

 

Фактические:

 

Факт

Факт

Факт

Факт

2005

10454

 

 

 

 

2006

17415

 

 

 

 


 

Данные таблицы 16, свидетельствуют о том, что на увеличение суммы затрат 2005 года на 1162тыс.руб. повлияли:

   рост объема производства продукции в условно-натуральном выражении на 5% (Квп 2005=588/560=1,05),, сумма затрат выросла на 438тыс.руб. (9730-9292);

   изменения структуры выпуска продукции, сумма затрат  увеличилась на 671тыс.руб. (10401-9730), это свидетельствует о росте доли затратоемкой продукции в общем объеме выпуска продукции;

   повышение уровня переменных затрат, сумма затрат увеличилась на 61 тыс.руб. (10462-10401)

   уменьшение суммы постоянных расходов на 9тыс.руб.

Таким образом, совокупное влияние факторов в 2005 году следующее: за счет роста объема производства и изменения структуры производства затраты увеличились на 1109 тыс.руб. (10401тыс.руб.-9292тыс.руб.), за счет  роста себестоимости продукции на 53 тыс.руб. (10454тыс.руб.-10401тыс.руб.) 

Сумма затрат 2006 года увеличилась на 6961 тыс.руб. или на 66,6%, на что повлияли:

   рост объема производства продукции в условно-натуральном выражении на 47% (Квп 2006=863/588=1,47), сумма затрат выросла на 4684тыс.руб. (15138-10454);

   изменения структуры выпуска продукции, сумма затрат  увеличилась на 1997тыс.руб.(17135-15138);

   снижение уровня переменных затрат, сумма затрат уменьшилась на 84тыс.руб. (17051-17135)

   повышение суммы постоянных расходов на 364тыс.руб.

Таким образом, совокупное влияние факторов в 2006 году следующее: за счет роста объема  и изменения структуры производства затраты увеличились на 6681 тыс.руб. (17135тыс.руб.-10454тыс.руб.), за счет  роста себестоимости продукции на 280 тыс.руб. (17415тыс.руб.-17135тыс.руб.). 

 

3.4.2 Анализ себестоимости по отдельным видам  продукции предприятия

 

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимо­сти анали­зируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактиче­ский уровень затрат на единицу продукции с данными прошлых периодов в целом и по статьям затрат. Влияние факторов первого порядка на измене­ние уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:     

                                          Сi = (Ai / VBПi ) + Вi                                        (10)

где:         Сi — себестоимость единицы i-го вида продукции;

                 Ai — сум­ма по­стоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции;

                 Вi — сумма переменных за­трат на единицу i-го вида продукции;

                 VBПi — объем выпуска i-го вида продук­ции в физических еди­ницах.

Используя эту модель необходимо произвести рас­чет влияния факторов на изменение себестоимости методом цепной подстановки.

Спл = (Aпл / VBПпл) + Впл                                         (11)

Сусл1 = (Aпл / VBПф) + Впл                                                      (12)

Сусл2 = (Aф / VBПф) + Впл                                 (13)

    Сф = (Aф / VBПф) + Вф                                    (14)

Данные таблицы 18, свидетельствуют о том, что в 2005 году себестоимость единицы продукции увеличилась практически по всему ассортименту, на что доминирующее влияние оказал рост суммы переменных затрат. Значительно выросла себестоимость единицы продукции по следующим наименованиям:

   масло крестьянское (+5,9тыс.руб./т.), за счет роста суммы переменных затрат (+6,15тыс.руб./т.), объема производства (-0,13тыс.руб./т.) и снижения суммы постоянных затрат (-0,11тыс.руб./т.);

   творог жирностью 5% (+3,95тыс.руб./т.), за счет роста суммы переменных затрат (+4,08тыс.руб./т.), объема производства (-0,09тыс.руб./т.), и суммы постоянных затрат (-0,04тыс.руб./т.);

 



                     

 

Таблица 17

Исходные данные для факторного анализа себестоимости по отдельным видам продукции.

     Наименование

     Объем выпуска

     Σ постоян.затрат

Σ перемен. затат на  в

     Себестоимость

Отклон. (+;-)

        продукции

 

тонн

 

тыс. руб.

 

ед.продукции   тыс.р.

          тыс.руб./ т.

2005-

2006-

 

 

2004

2005

2006

2004

2005

2006

2004

2005

2006

2004

2005

2006

2004

2005

Молоко жир 3,2%

88

90

149

44

41

87

10,52

11,07

12,34

11,03

11,52

12,93

0,50

1,40

Молоко жир 2,5%

88

95

155

43

43

90

10,24

11,04

12,29

10,74

11,49

12,87

0,76

1,38

Молоко детское

35

38

50

19

18

29

10,97

11,38

12,52

11,50

11,85

13,11

0,35

1,26

Молоко с фрукт.доб.

37

33

27

20

18

21

11,12

13,11

16,16

11,65

13,65

16,92

2,00

3,27

Йогурт питьвой

49

44

39

28

24

32

11,80

13,13

17,83

12,37

13,67

18,66

1,31

4,98

Кефир жир 2,5%

82

93

152

45

45

95

11,37

11,60

13,28

11,92

12,08

13,91

0,16

1,82

Ряженка жир 3,2%

77

79

137

42

39

86

11,55

11,84

13,42

12,11

12,33

14,05

0,23

1,71

Ацидофилин

36

37

45

21

19

28

12,13

11,93

13,42

12,71

12,43

14,04

-0,28

1,61

Творог жир 5%

15

16

26

34

34

68

46,41

50,50

56,64

48,64

52,60

59,28

3,95

6,69

Творог детский

6

9

12

13

20

34

47,92

51,86

60,25

50,22

54,02

63,07

3,80

9,04

Творожки с изюмом

7

9

12

20

20

41

56,44

56,31

69,59

59,15

58,66

72,85

-0,50

14,19

Сметана жир 15%

15

17

21

28

29

47

38,22

40,68

46,86

40,06

42,38

49,05

2,32

6,67

Сметана жир 25%

16

17

20

29

28

45

38,83

40,79

48,96

40,69

42,49

51,25

1,79

8,77

Масло крестьянское

11

11

18

41

40

78

79,19

85,34

93,07

82,98

88,88

97,41

5,90

8,53

Итого

 

560

588

863

426

417

781

15,82

17,07

19,28

16,58

17,77

20,19

1,19

2,41


 

 

 

 



                                                    

Таблица 18

Анализ себестоимости по отдельным видам  продукции.

     Наименование

           Себестоимость

Изменение себестоимости

Себестоимость

Изменение себестоимости

        продукции

единицы продукции тыс.руб./т.

Общее

в том числе за счет

единицы продукции тыс.руб./т.

Общее

в том числе за счет

 

 

2004

усл.1

усл.2

2005

 

  VВП

       А

      Вi

2005

усл.1

усл.2

2006

 

  VВП

       А

      Вi

Молоко жир 3,2%

11,03

11,01

10,98

11,52

0,50

-0,01

-0,03

0,54

11,52

11,34

11,65

12,93

1,40

-0,18

0,31

1,28

Молоко жир 2,5%

10,74

10,70

10,70

11,49

0,76

-0,04

0,00

0,79

11,49

11,32

11,62

12,87

1,38

-0,18

0,30

1,26

Молоко детское

11,50

11,47

11,44

11,85

0,35

-0,03

-0,02

0,40

11,85

11,73

11,96

13,11

1,26

-0,12

0,23

1,15

Молоко с фрукт.доб.

11,65

11,72

11,66

13,65

2,00

0,06

-0,05

1,99

13,65

13,77

13,87

16,92

3,27

0,12

0,10

3,05

Йогурт питьвой

12,37

12,43

12,34

13,67

1,31

0,06

-0,09

1,33

13,67

13,75

13,97

18,66

4,98

0,07

0,22

4,69

Кефир жир 2,5%

11,92

11,85

11,85

12,08

0,16

-0,07

0,00

0,23

12,08

11,89

12,23

13,91

1,82

-0,19

0,33

1,68

Ряженка жир 3,2%

12,11

12,09

12,05

12,33

0,23

-0,02

-0,04

0,29

12,33

12,13

12,47

14,05

1,71

-0,21

0,35

1,58

Ацидофилин

12,71

12,69

12,62

12,43

-0,28

-0,02

-0,06

-0,19

12,43

12,35

12,56

14,04

1,61

-0,08

0,21

1,48

Творог жир 5%

48,64

48,55

48,51

52,60

3,95

-0,09

-0,04

4,08

52,60

51,81

53,14

59,28

6,69

-0,78

1,33

6,14

Творог детский

50,22

49,35

50,08

54,02

3,80

-0,88

0,73

3,95

54,02

53,47

54,68

63,07

9,04

-0,56

1,22

8,38

Творожки с изюмом

59,15

58,73

58,78

58,66

-0,50

-0,42

0,05

-0,13

58,66

57,92

59,57

72,85

14,19

-0,74

1,65

13,28

Сметана жир 15%

40,06

39,84

39,92

42,38

2,32

-0,22

0,08

2,46

42,38

42,04

42,88

49,05

6,67

-0,34

0,84

6,18

Сметана жир 25%

40,69

40,56

40,53

42,49

1,79

-0,13

-0,04

1,96

42,49

42,23

43,08

51,25

8,77

-0,26

0,85

8,18

Масло крестьянское

82,98

82,85

82,74

88,88

5,90

-0,13

-0,11

6,15

88,88

87,54

89,68

97,41

8,53

-1,34

2,14

7,73

 Итого

 

16,58

16,54

16,53

17,77

1,19

-0,04

-0,02

1,24

17,77

17,55

17,97

20,19

2,41

-0,23

0,42

2,22


 



   творог детский (+3,8тыс.руб./т.), за счет роста суммы переменных затрат (+3,95тыс.руб./т.), объема производства (-0,88тыс.руб./т.) и суммы постоянных затрат (+0,73тыс.руб./т.).

Снижение себестоимости единицы продукции произошло только по двум наименованиям продукции:   ацидофилин на 0,28тыс.руб./т., в основном за счет снижения суммы переменных затрат на единицу продукции на -0,19тыс.руб./т., и творожки с изюмом на 0,5тыс.руб./т., в т.ч. за счет объема производства          (-0,42тыс.руб./т.), и суммы переменных затрат (-0,13тыс.руб./т.).

За 2005 год средневзвешенная себестоимость единицы продукции  увеличилась на 1,19тыс.руб./т., за счет объема производства (влияние фактора   -0,04тыс.руб.), суммы постоянных (влияние -0,02тыс.руб./т.), и суммы переменных затрат (влияние +1,24тыс.руб./т.).

В 2006 году также увеличилась себестоимость единицы продукции абсолютно по всей номенклатуре производства, и наиболее существенное влияние оказал рост суммы переменных затрат. Так значительно увеличились затраты на единицу продукции по следующим наименованиям: творожки с изюмом (+14,19тыс.руб./т.), на что основное влияние оказали,  увеличение переменных затрат (+13,28тыс.руб./т.) и увеличение суммы постоянных (+1,65тыс.руб./т.), творог детский, себестоимость повысилась на 9,04тыс.руб./т. продукции, за счет повышения суммы переменных затрат (+8,38тыс.руб.) и суммы постоянных (+1,22тыс.руб.). 

В 2006 году средневзвешенная себестоимость единицы продукции  увеличилась на 2,41тыс.руб./т., за счет объема производства (влияние                    -0,23тыс.руб.), суммы постоянных (влияние +0,42тыс.руб./т.), и роста суммы переменных затрат (влияние +2,22тыс.руб./т.).

 

3.4.2       Анализ затрат по статьям калькуляции

Затем изучают детально себестоимость товарной продукции по каждой статье калькуляции, для чего сравнивают отчетные данные с данными за предыдущие периоды.

                       Анализ себестоимости по статьям калькуляции.             Таблица 19

 

            Σ затрат тыс.

 руб.

 

          Структура затрат %

 

Статьи калькуляции

 

 

 

     откл.(+;-)

 

 

 

     откл.(+;-)

 

2004

2005

2006

2005-

2006-

2004

2005

2006

2005-

2006-

 

 

 

 

2004

2004

 

 

 

2004

2004

Сырье и материалы

6970

8186

13910

1216

5724

75,0

78,3

79,9

3,3

1,6

Топливо и энергия

461

295

600

-166

305

5,0

2,8

3,4

-2,1

0,6

Зарплата ППП

669

764

1213

95

449

7,2

7,3

7,0

0,1

-0,3

Отчисления на ЕСН ППП

174

199

315

25

116

1,9

1,9

1,8

0,0

-0,1

Расходы на содерж. и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

эксплуатацию оборудования

592

593

596

1

3

6,4

5,7

3,4

-0,7

-2,3

Общехозяйственные расходы

426

417

781

-9

364

4,6

4,0

4,5

-0,6

0,5

Итого

9292

10454

17415

1162

6961

100

100

100

 

 

Информация о работе Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции на примере ОАО «ЮГРА-МОЛОКО»)