Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:15, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование современных методов учета затрат и выявление наиболее альтернативных из них, а также исследование факторов, влияющих на формирование затрат, и определение возможных путей снижения затрат с целью улучшения финансовых результатов предприятия.
Введение………………………………………………………………………….
1. Затраты на производство и калькулирование себестоимости продукции……………………………………………………………………..
1.1 Классификация производственных затрат…………………………………
1.2 Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции………………………………………………………
1.3 Новые системы учета и управления затратами предприятия, возможность их применения в отечественной практике……………………………………..
2. Технико-экономическая характеристика предприятия
ОАО «ЮГРА-МОЛОКО»………………………………………………………..
2.1 История развития предприятия и его характеристика…………………….
2.2 Анализ выпуска и реализации продукции………………………………….
2.3 Анализ динамики и структуры основных фондов…………………………
2.4 Анализ технического состояния предприятия……………………………..
2.5 Анализ использования основных фондов………………………………….
2.6 Анализ использования трудовых ресурсов…………………………………
2.7 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов………………
2.8 Анализ динамики фонда оплаты труда……………………………………..
2.9 Анализ затрат на производство……………………………………………..
2.10 Анализ прибыли…………………………………………………………….
2.11 Факторный анализ прибыли……………………………………………….
3. Анализ затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в ОАО «ЮГРА-МОЛОКО»…………………………………………
3.1 Особенности учетной политики…………………………………………….
3.2 Калькулирование и учет затрат на производство продукции…………….
3.3 Аналитический и синтетический учет затрат на производство продукции на предприятии …………………………………………………………………..
3.4 Анализ затрат на производство продукции………………………………….
3.5 Анализ финансовых результатов от реализации продукции……………….
3.6 Резервы снижения себестоимости продукции………………………………
Выводы и предложения…………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….
Шаг 1. Первичный учет затрат на производство, привязка (распределение) прямых затрат к объектам калькулирования (к видам продукции).
Учет должен быть организован раздельно по местам возникновения затрат (производствам, цехам, участкам, комплексам работ, объектам или участкам строительства и т.п.), которые часто называются центрами затрат, по характеру производства и по видам затрат.
По характеру производства затраты делятся на затраты основного, вспомогательного и обслуживающего производства, соответственно их учет ведется на счетах 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
На данном шаге особенно важно организовать аналитический учет таким образом, чтобы обеспечить разделение прямых затрат по видам выпускаемой продукции. Это достигается двумя различными способами - позаказным и попередельным (попроцессным).
Продукцию могут выпускать как основные, так и вспомогательные производства (так называемый "выпуск на сторону"). Поэтому прямые затраты собираются как по основному производству, так и по вспомогательному, то есть на счетах 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательные производства".
С кредита счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг). Сальдо этих счетов характеризует величину затрат на незавершенное производство.
На счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» собираются косвенные затраты. На данном шаге косвенные затраты могут быть включены только в себестоимость всего объема выпущенной за период продукции. Для включения косвенных затрат в себестоимость объема продукции конкретного вида или в себестоимость единицы продукции необходим особый механизм, работа которого осуществляется на следующем шаге. Аналитический учет на этих счетах может вестись как в разрезе структурных подразделений (цехов, корпусов), так и в разрезе статей сметы, предусмотренных отраслевыми методическими рекомендациями.
Шаг 2. Распределение по видам продукции затрат вспомогательного производства.
Шаг 3. Распределение по видам продукции общепроизводственных расходов - формирование производственной себестоимости.
Распределение общепроизводственных расходов можно условно разделить на три операции:
первая операция - распределение общепроизводственных расходов между видами производств (основное, вспомогательное и обслуживающее производство и хозяйства);
вторая операция - определение доли расходов, относимых к готовой продукции, и доли расходов, относимых к незавершенному производству;
третья операция - расходы, отнесенные к готовой продукции (выполненным работам, услугам), распределяются по видам продукции (работ, услуг).
Шаг 4. Распределение по видам продукции общехозяйственных расходов - формирование фабрично-заводской себестоимости (себестоимости готовой продукции).
Шаг 5. Распределение по видам продукции коммерческих расходов - формирование полной себестоимости (себестоимости реализованной продукции).
Расходы, собранные на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» подлежат списанию в конце отчетного периода в дебет счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства», или 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» по принадлежности с одновременным их распределением между объектами калькулирования (в разрезе которых и ведется аналитический учет на счетах 20, 23 и 29), пропорционально той или иной базе.
В зависимости от отраслевой принадлежности организации базой для распределения косвенных расходов между видами продукции могут быть:
- общий фонд оплаты труда или заработная плата основных производственных рабочих;
- прямые затраты;
- прямые материальные затраты;
- затраты труда в человеко-часах;
- стоимость имущества, размер производственных площадей;
- объём выработки в натуральных или стоимостных показателях,
- выручка от реализации продукции;
- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и т.д.
Выбор базы для распределения косвенных расходов во многом определяет точность калькулирования себестоимости. Чаще всего используется распределение пропорционально начисленной заработной плате основных производственных рабочих или сумме прямых затрат.
Счет 46 целесообразно использовать в организациях, осуществляющих работы долгосрочного характера (строительных, проектных и др.), в которых расчеты осуществляются не в целом за законченные и сданные работы, а по отдельным этапам работ. Счет 40 используется по необходимости и предназначен для учета выпущенной продукции (работ, услуг) и выявления отклонений фактической производственной себестоимости от плановой по готовой, отгруженной и реализованной продукции.
1.3 Новые системы учета и управления затратами предприятия, возможность их применения в отечественной практике
В современных условиях хозяйствования процесс принятия управленческих решений тактического и стратегического характера базируется на информации о затратах и финансовых результатах деятельности предприятия. Следствием указанных рыночных требований стало появление в отечественной практике новых, или сравнительно новых, методов управления затратами предприятия таких как: система стандарт-кост, система (метод) директ-костинг, JIT ("just-in-time", т.е. "точно в срок"), функционально – стоимостной анализ.
Стандарт-кост буквально означает стандартные затраты. Эта система направлена прежде всего на контроль за использованием прямых затрат производства, а смежные калькуляции – для контроля накладных расходов [13]. Идею системы стандарт-кост можно выразить двумя положениями:
1) все произведенные затраты должны быть соотнесены со стандартами;
2) отклонения, выявленные при сравнении фактических затрат со стандартами, должны быть расчленены по причинам.
В основе системы стандарт-кост лежит предварительное (до начала производственного процесса) нормирование затрат по статьям расходов:
- основные материалы;
- оплата труда основных производственных рабочих;
- производственные накладные расходы (заработная плата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы, арендная плата, амортизация оборудования и др.);
- коммерческие расходы (расходы по реализации продукции).
Предварительно исчисленные нормативы затрат рассматриваются как стандарты, к которым необходимо привести фактические затраты путем умелого руководства. Возникающие отклонения между действительными и предполагаемыми затратами, в течение года накапливаются на отдельных счетах отклонений и полностью списываются не на затраты производства, а непосредственно на финансовые результаты предприятия.
Системе стандарт-кост присущи и недостатки. Стандарты не всегда возможно установить на все производственные затраты, в результате чего ослабляется контроль за ними. При выполнении производственной компанией, за короткое время, большого количества различных по характеру и типу заказов, исчислять стандарт на каждый заказ практически невозможно.
Таким образом, для практической реализации системы стандарт-кост в отечественном учете необходимо предусмотреть выделение специальных бухгалтерских счетов учета отклонений. При отсутствии, как в настоящее время, таких счетов, применение системы стандарт-кост требует ведения параллельного учета, что требует увеличения штата финансовых работников предприятия и вряд ли целесообразно, несмотря на все аналитические преимущества данной системы в управлении затратами.
Существующая в настоящее время отечественная система бухгалтерского учета во многом еще остается учетом директивной экономики и выполняет, в основном, функции расчета налогооблагаемой базы. До сих пор, на наших предприятиях применяются методы учета затрат, предусматривающие учет и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета – системы (метода) «директ-костинг», в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.
Обобщенно сущность системы директ-костинг состоит в подразделении затрат на постоянные и переменные их составляющие в зависимости от изменения объема производства. В этих условиях себестоимость продукции планируется и учитывается только в части переменных затрат. Разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами представляет собой маржинальный доход. При ;этой системе постоянные расходы в расчет себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение прибыли предприятия.
Вместе с тем теоретические и практические исследования системы директ-костинг позволяют выделить некоторые ее недостатки:
- по мнению противников этой системы она не дает ответ на вопрос, сколько стоит данный продукт, какова его полная себестоимость;
- ведение учета неполной себестоимости не отвечает требованиям отечественной системы учета, так как в финансовой отчетности должна указываться полная себестоимость продукции;
- для эффективного применения системы директ-костинг прямые затраты должны составлять большую часть расходов и предприятие должно выпускать узкий перечень продукции [11].
Таким образом, практическое применение системы директ-костинг на отечественных предприятиях, в качестве основной учетной системы, также как и системы стандарт-кост теоретически возможно, но требует дополнительной учетной работы. Однако для производства отдельных аналитических расчетов для бизнес – планирования, система директ-костинг достаточно эффективна и вполне достойна широкого применения.
В современных условиях деятельность отечественных производителей должна быть ориентирована на выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции при максимальном снижении затрат на ее производство. Поэтому особую значимость приобретает использование передовых форм и методов организации труда и управления производством, применяемых в экономически развитых странах. В этой связи для нас особый интерес представляет метод управления производством по системе JIT ("just-in-time", т.е. "точно в срок").
Суть системы JIT сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этого создается непрерывно-поточное предметное производство. При этом снабжение производственных цехов и участков осуществляется столь малыми партиями, что по существу превращается в поштучное. Данная система рассматривает наличие товарно-материальных запасов как зло, существование которого затрудняет решение многих проблем. Требуя значительных затрат на содержание, большие материальные запасы отрицательно сказываются на нехватке финансовых ресурсов, маневренности и конкурентоспособности предприятия. С практической точки зрения главной целью системы JIT является уничтожение любых лишних расходов и эффективное использовании производственного потенциала предприятия.
В условиях применения системы учета JIT прямые затраты на оплату труда и заводские накладные расходы на счета производства не списываются. Прямой труд рассматривается как дополнительная часть общезаводских накладных расходов. Более того, сами заводские накладные расходы вместе с прямыми затратами оплаты труда списываются непосредственно на себестоимость реализованной продукции. Списание их на производственную себестоимость изделий, т. е. отражение через счет "Ресурсы в незавершенном производстве", в этих условиях не имеет никакого смысла.
Функционально – стоимостной анализ (ФСА) начал активно применяться в промышленности начиная с 60-х годов, прежде всего в США. Его использование позволило снизить себестоимость многих видов продукции без снижения ее качества и оптимизировать затраты на ее изготовление. ФСА позволяет охватить все факторы движения продукции с момента ее зарождения до момента потребления и утилизации. ФСА относится к перспективным методам экономического анализа. В нем успешно используются передовые приемы и элементы инженерно-логического и экономического анализа. Отличительной особенностью этого метода является его высокая эффективность. Как показывает практика, при правильном применении ФСА снижение издержек производства обеспечивается в среднем на 20—25%.
Функциональный подход заставляет изучать не только конкретные потребности заказчиков, но и глубже анализировать количественную и качественную стороны этих потребностей, перестраивать под них производство. Функция в широком понимании — это деятельность, обязанность, работа, назначение, роль. В ФСА под функцией понимают внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.
Функции, выполненные объектом, могут быть подразделены на основные- которые определяют назначение изделия, вспомогательные- способствующие выполнению основных функций или дополняющие их, и ненужные- которые не содействуют выполнению основного назначения конструкции, а напротив, ухудшают технические параметры или экономические показатели объекта.