МСФО и РСБУ различия и точки соприкосновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:39, контрольная работа

Описание

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) являются признанной системой учета, применение которой позволяет сделать бухгалтерскую отчетность максимально достоверной. Официально цель Совета по МСФО (International Accounting Standards Board) озвучена так: издание понятных глобальных стандартов учета, на основе которых можно было бы создавать прозрачную качественную финансовую отчетность, понятную любому заинтересованному пользователю.

Работа состоит из  1 файл

МСФО И РСБУ РАЗЛИЧИЯ И ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ.docx

— 253.30 Кб (Скачать документ)

Пересмотр срока полезного  использования, ликвидационной стоимости  и метода начисления амортизации  должен производиться только в условиях существенного изменения условий  эксплуатации объекта. Напомним, что  в полной версии МСФО содержится требование о ежегодном пересмотре сроков полезного  использования объектов и амортизационных  норм.

 

16.5. Другие вопросы

 

Согласно требованиям IFRS for SMEs затраты на разработки должны списываться на расходы периода, в котором они были понесены. Возможность капитализации расходов, связанных с разработкой коммерчески жизнеспособного продукта, отсутствует. В соответствии с МСФО (IAS) 38 разработки подлежат капитализации, если выполняются основные критерии: возможность получения экономических выгод, наличие технических и финансовых возможностей для завершения работ, а также соответствующего намерения руководства в продолжении разработок. Затраты на исследования не капитализируются.

В части учета государственных  грантов в IFRS for SMEs предложено признавать государственные субсидии всегда в качестве дохода, даже если они получены на приобретение или строительство определенного актива, либо когда выполнены условия получения гранта, либо ранее, если условия не предусматривались.

Из Стандарта также  исключен вопрос обособленного учета  внеоборотных активов, предназначенных для продажи. Фактически это означает, что малые и средние предприятия не должны выделять в своей отчетности и переоценивать готовые к выбытию активы и обязательства, как это требуется в соответствии с IFRS 5.

Несколько тем были полностью  исключены из упрощенного Стандарта  в силу их слабой применимости к  деятельности компаний малого и среднего бизнеса. Речь идет, например, о таких  темах, как прибыль на акцию, промежуточная  отчетность, отчетность по сегментам. В отношении требований к представлению  информации важным упрощением является возможность не представлять отчет  о финансовом положении на начальную  дату самого раннего сравнительного периода, если компания ретроспективно пересматривает статьи финансовой отчетности.

 

16.6. Российское законодательство

о бухгалтерском учете  малых предприятий

 

Российское законодательство также предусматривает упрощенные методы составления отчетности для  представителей малого бизнеса, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В соответствии с п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н организации - субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и  убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой  невозможна оценка финансового положения  организации или финансовых результатов  ее деятельности.

Упрощенные методы учета  для малых предприятий, предусмотренные  Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", обобщены в Информации Минфина России от 11.06.2009 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".

В частности, субъекты малого предпринимательства могут вести  бухгалтерский учет по простой форме, то есть без использования регистров  бухгалтерского учета, фиксируя хозяйственные  операции в книге (журнале) учета  фактов хозяйственной деятельности.

Также в документе говорится  о том, что субъект малого предпринимательства  может принять решение об использовании  кассового метода учета доходов  и расходов, а не метода начисления.

Субъекты малого предпринимательства  могут не осуществлять переоценку основных средств и нематериальных активов  для целей бухгалтерского учета, не отражать обесценение нематериальных активов и финансовых вложений, а  также не создавать резервы предстоящих  расходов и не отражать условные факты  хозяйственной деятельности и их последствия в бухгалтерской  отчетности.

Малые предприятия могут  не отражать в отчетности отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и прочие величины, способные влиять на величину налога в будущих периодах.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую  проверку, могут составлять бухгалтерскую  отчетность в сокращенном объеме. А именно не представлять в составе  бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку. Также им предоставлена возможность раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства, в том числе не раскрывать информацию о связанных сторонах, по сегментам.

Указанные положения отражены также в Приказе Минфина России N 66н и в соответствующих положениях по бухгалтерскому учету. Например, согласно п. 12 ПБУ 9/99 субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в пп. "а", "б", "в" и "д" п. 12 Положения (наличие права на получение выручки, сумма выручки может быть определена, увеличение экономических выгод и возможность оценки расходов по операции).

Часть нормативных документов содержит упрощенную методику учета  для налогоплательщиков, применяющих  упрощенную систему налогообложения.

Так, согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета (за исключением учета основных средств и нематериальных активов). Такие организации ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.

Изложенный выше перечень отечественных законодательных  и нормативных актов указывает  на многообразие льготных режимов бухгалтерского учета в зависимости от категории  организации (предпринимателей), а также  применяемых ими режимов налогообложения. Содержащиеся в указанных документах упрощенные подходы предусматривают большие возможности для выбора способов бухгалтерского учета, в том числе право (а не обязанность!) по применению того или иного метода.

Отдельные категории организаций (находящиеся на упрощенной системе  налогообложения) имеют право вообще не составлять бухгалтерскую отчетность. Это приводит к тому, что фактически подготавливаемая субъектами малого бизнеса  бухгалтерская отчетность подчас несопоставима  с отчетностью других компаний. Отсутствие в законодательстве единого подхода  затрудняет контроль за ее полнотой и достоверностью.

Очевидно также, что требования МСФО к отчетности малых и средних  предприятий существенным образом  отличаются от соответствующих требований российского законодательства. В  частности, МСФО не дает права представителям малого и среднего бизнеса не составлять бухгалтерскую отчетность. Отсутствует  в МСФО также возможность учета  операций кассовым методом для названной  категории организаций. В российском законодательстве не описаны упрощенные подходы к составлению консолидированной  отчетности для субъектов малого предпринимательства, а также комбинированной  отчетности. А принятый 27 июля 2010 г. Федеральный закон N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" не охватывает малые предприятия (за исключением публичных компаний).

Все это говорит о том, что на данном этапе требования к  отчетности названной категории  компаний не приведены в соответствие и пока еще очень далеки от требований Международных стандартов финансовой отчетности.

 

17. ПРИМЕНЕНИЕ МСФО ВПЕРВЫЕ

 

Подготовка отчетности на основе МСФО является трудоемким процессом, сопровождающимся серьезным анализом учетной политики и большого массива  данных. МСФО требует от компаний проведения дополнительных финансовых расчетов, в основе которых лежат аналитические  показатели, касающиеся оценки бизнеса  компании в целом, обычно не используемые в бухгалтерской практике (расчет ставки дисконтирования для различных  групп операций, оценка вероятности  и суммы предстоящих расходов и др.).

Компании обычно сталкиваются как с временными трудностями, так  и недостатком трудовых ресурсов.

Перевод бухгалтерской (финансовой) отчетности в формат МСФО на практике означает создание отчетности на основе другой учетной политики, что сопровождается большим объемом дополнительных расчетов и проведением серьезной  аналитической работы.

Трудоемкость процесса перекладки отчетности по МСФО для компаний, готовящих  такую отчетность впервые, особенно ощутима.

Специально для компаний, переходящих на МСФО, был подготовлен  Международный стандарт IFRS 1 "Применение МСФО впервые", действующий с 2004 г. Его целью являются минимизация  затрат по подготовке первой отчетности по МСФО и упрощение пересчета  показателей сравнительных периодов в отчетности.

Суть упрощений сводится к тому, что при первом применении МСФО компании могут обойтись без  соблюдения отдельных сложных ретроспективных  пересчетов, необходимых при переводе отчетности на новую учетную политику.

Международные стандарты  принимаются Советом по МСФО последовательно, и каждый из них содержит переходные положения для применения. Компании, впервые составляющие отчетность по МСФО, могут не использовать переходные положения полных версий действующих  МСФО, а признавать активы, обязательства и капитал в соответствии с требованиями IFRS 1 "Применение МСФО впервые".

Применение IFRS 1 является правом компаний, которые готовят отчетность по Международным стандартам, и они  могут использовать полные версии МСФО. Однако следует помнить, что содержащиеся в IFRS 1 исключения применимы только при подготовке первой официальной  отчетности по МСФО <1>.

--------------------------------

<1> Не допускается описание финансовой отчетности как соответствующей Международным стандартам финансовой отчетности, если только она не соответствует всем требованиям Международных стандартов финансовой отчетности (п. 14 IAS 1).

 

К первой отчетности по правилам МСФО относится только такая финансовая отчетность, в которой впервые  содержится заявление о безоговорочном применении МСФО. Использование при  подготовке отчетности Международного стандарта IFRS 1, а не полной версии Стандартов в данном случае не означает отступление  от требований МСФО.

О своем выборе в части  применения либо неприменения IFRS 1, а  также отдельных его исключений компании обязаны заявить в пояснительных  примечаниях к первой отчетности, подготовленной на основе Международных  стандартов и полностью соответствующей  им.

Вот лишь некоторые положения IFRS 1, которые упрощают процедуру  подготовки первой отчетности.

При подготовке первой отчетности по МСФО компании могут не отслеживать  и не применять прошлые редакции Стандартов с целью выполнения ретроспективных  корректировок - при разработке учетной  политики по МСФО им достаточно применить  редакцию Стандарта, действующую на дату перехода на МСФО.

IFRS 1 допускает отдельные  добровольные исключения <2> в отношении тех статей отчетности, по которым затраты на соблюдение требований полных версий Международных стандартов, скорее всего, превысили бы возможные выгоды пользователей финансовой отчетности:

1) IFRS 3 - в отношении пересчета  прошлых объединений компаний, а  также в отношении оценки активов  и обязательств дочерних компаний, ассоциированных компаний и совместной  деятельности в сводной отчетности, когда дата их перехода на  МСФО не совпадает с датой  перехода материнской компании;

2) IAS 16, IAS 38, IAS 40 - в отношении  восстановления первоначальной (исторической) стоимости внеоборотных активов;

3) IAS 19 - в отношении начисления  обязательств по пенсионным программам;

4) IAS 21 - в отношении восстановления  информации о накопленных по  статье "Капитал" курсовых разницах;

5) IAS 39 - в части порядка  представления сложных финансовых  инструментов (содержащих в себе  элемент обязательства и капитала), а также классификации и оценки  ранее признанных финансовых  инструментов;

6) IFRS 2 - в отношении прошлых  сделок с выплатами на основе  долевых инструментов;

7) IFRS 4 - в отношении договоров  страхования (использует переходные  положения Стандарта);

8) IFRIC 4 - в отношении классификации  арендных отношений, а также  IFRIC 1 в отношении корректировок  стоимости демонтажа (ликвидации) объекта, включаемых в его первоначальную  стоимость.

--------------------------------

<2> Организация может  принять решение об использовании  одного или нескольких исключений.

 

Помимо перечисленных  выше так называемых добровольных исключений для ретроспективного восстановления информации IFRS 1 содержит обязательные исключения, суть которых состоит  в том, что требования отдельных  стандартов не должны применяться ретроспективно ввиду их более позднего вступления в силу по отношению к дате перехода компаний на МСФО.

Также при первом применении МСФО не должна пересматриваться сделанная  ранее оценка условной стоимости, использованная при подготовке отчетности по национальным правилам (за исключением ошибок). Как  было указано выше, если компания получает уточненную информацию уже после  перехода на МСФО, то ей следует рассматривать  эту информацию как некорректирующее событие после отчетной даты.

Информация о работе МСФО и РСБУ различия и точки соприкосновения