2) использование
льгот по уплате налогов. Налоговое
планирование связано с использованием
налоговых льгот, предоставляемых
Российским законодательством. Несмотря
на снижение количества налоговых
льгот в ходе налоговой реформы,
их в Налоговом кодексе Российской
Федерации достаточно много;
3) использование
специальных налоговых режимов.
Это прежде всего применение:
- упрощенной системы налогообложения;
- системы налогообложения
в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных
видов деятельности;
-системы налогообложения
для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(единый сельскохозяйственный налог);
4) выбор формы
договора и обоснованность налоговых
льгот по каждой сделке. Необходимо
выбирать такую форму договора,
которая позволяет минимизировать
налоги, а также проверять обоснованность
применения налоговых льгот в договоре;
5) контроль
за сроками уплаты налогов.
Нарушение установленных предельных
сроков уплаты налогов влечет
за собой начисление соответствующей
суммы пени.
В современных
условиях оптимизация налогообложения
становится неотъемлемой частью
бизнеса, видом финансово-управленческой
деятельности. Кроме того, оптимизация
налогообложения сегодня должна
быть ориентирована не только
и не столько на минимизацию
налоговых платежей, сколько на
повышение эффективности финансово-хозяйственной
деятельности[25].
Федеральное
государственное учреждение детский
дерматологический санаторий имени
Н. А. Семашко Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
(Далее – ФГУ ДДС им. Н. А.
Семашко Минздравсоцразвития России),
находится на общей системе
налогообложения и не имеет
льгот. Но налог исчисляется
по фиксированной ставке, которая
ниже средней ставки по городу.
В связи с этим ведение грамотного
налогового планирования в санатории
приобретает особую значимость.
ФГУ ДДС
им. Н. А. Семашко Минздравсоцразвития
России владеет и пользуется
земельными ресурсами и является
полноценным плательщиком земельного
налога в городе – курорте
Сочи в соответствии с Решением
Городского Собрания Сочи №231
от 11 декабря 2007 года «Об установлении
земельного налога на территории
муниципального образования город
– курорт Сочи».
Отметим, что
земля в рассматриваемом учреждении
необходима для развития производства,
она выступает как производственный
и пространственный базис для
размещения внутрисанаторных коммуникаций,
подъездных путей (автомобильных
дорог), складских помещений и
других зданий, сооружений для
организации рабочего процесса,
а также для размещения зеленных
насаждений. ФГУ ДДС им. Н. А. Семашко использует
земельные участки для административных
зданий и административно-бытовых корпусов,
где размещаются руководство, столовые,
душевые, медицинские пункты для обслуживания
отдыхающих и другие помещения. Санаторий
отвечает не только за состояние и рациональное
использование своих земель, но должно
и оплачивать земельный налог или арендную
плату.
Эксперимент
в Твери и Великом Новгороде
показал, что введению налога
на недвижимость должна предшествовать
большая подготовительная работа.
Потребуется не один год на
создание полного реестра объектов,
на их рыночную оценку, изучение
последствий и прогнозирование
результатов введения нового
налога, а также осуществление
расходов на компьютеризацию
регионов, поддержание в актуальном
состоянии баз данных, кадровое
обеспечение, разработку прогноза
изменения налогового
бремени по категориям налогоплательщиков
и общих поступлений при различных
сочетаниях ставок налога и льгот
и согласования политики налогообложения
и многое другое. Именно эти причины
являются препятствием внедрения налога
на недвижимость на всей территории России,
хотя определенные шаги в этом направлении
уже сделаны. Так, 10 июня 2004г. Государственная
Дума приняла в первом чтении законопроект,
предусматривающий изменение второй
части Налогового кодекса Российской
Федерации путем включения в
него главы 31 «Местный налог на недвижимость»,
а также внесения изменений в
другие законодательные акты Российской
Федерации в связи с введением
указанной главы («Законопроект № 51763-4») [13]. Законопроект
№ 51763-4 содержит нормы, устанавливающие
введение налога для юридических и физических
лиц, являющихся собственниками объектов
недвижимости жилого назначения (квартир,
жилых домов, дач), гаражей, а также земельных
участков, на которых расположены указанные
объекты недвижимости или которые предоставлены
для их строительства. Законопроект устанавливает
основные элементы налога.
Предположим,
что налог на недвижимость
введён и на территории города
– курорта Сочи. Можно произвести
приблизительные расчёты как
новый налог может повлиять
на ФГУ ДДС им. Н. А. Семашко.
Земля у
санатория находится на праве
оперативного управления. Для точного
определения размера налога, который
должен быть уплачен с конкретного
объекта недвижимости, особо важную
роль играет то, насколько достоверно
определена его стоимость, которая
одновременно является и необходимым
элементом, без которого невозможно
создать справедливую систему
налогообложения недвижимости. Но
мы можем определять только
примерную рыночную стоимость
каждого объекта недвижимости.
Рыночную стоимость
земельного участка санатория
не известна, поэтому будем основываться
на кадастровой стоимости по
состоянию на 2011 год, равной 7
623 350 303 рублей. Налоговые ставки
по городу Сочи устанавливаются
в размерах от 0 % до 1,5 %, для санаторно
– курортного учреждения составляет
0,3 % (пониженная ставка). Сумма исчисленного
земельного налога равна 22 870 051
рублей. Так для санаторно –
курортной сферы есть преимущества
в виде пониженной ставки земельного
налога, то скорее всего при
переходе на налогообложение
недвижимости для санаториев
также будут установлены льготы,
различные вычеты или пониженные
ставки.
Налоговая
база на имущество организаций
на настоящий момент определяется
как среднегодовая стоимость
имущества, признаваемого объектом
налогообложения. У санатория
А. Н. Семашко среднегодовая
стоимость равна114 481 714. Налог исчисляется
по ставке 2,2 %(Приложение 21). Сумма исчисленного
налога на имущество составляет 2 518 598.
Итого, сумма
за два имущественных налога
равна 25 388 649.
Предположительно,
максимальная ставка налога на
недвижимость будет 2 %. Но для
санаторно – курортной сферы
однозначно ниже, предположим, что
0,3 %.
Сумма налога
на недвижимость2010=7 623 350 303+114 481 714*0,3
%=22 870 05 (рублей);
Следует сделать
вывод о том, ставка налога
на недвижимость для рассматриваемого
предприятия не должна превышать
0,3 %, или рыночная стоимость земельного
участка должна быть гораздо
ниже кадастровой стоимости, которая
в настоящее время является
налоговой базой. Иначе налог
на недвижимость станет колоссальным
источником для роста дохода
местного бюджета, а налоговая
нагрузка на предприятие вырастет
в несколько раз.
Значительные
площади, находящиеся на балансе
санаторно – курортного учреждения,
многообразие использования их
по целевому назначению, а так
же различная правовая основа
требуют и особого учета земель.
На предприятии должна быть
своя служба контроля за земельными
ресурсами, осуществляющая первичный
учет земель. Формы учета земельных
участков, находящихся на балансе
у предприятия, по которым оно
выплачивает земельный налог
и арендную плату, должны быть
унифицированы и соответствовать
учету земель в кадастровых
службах.
На балансе
санатория имени Н. А. Семашко
находится огромная земельная
площадь, возможно, санаторий не
слишком эффективно задействуют
свои земельные ресурсы. С точки
зрения экономического развития
территории это ни что иное,
как упущенная выгода. Если есть
возможность найти более производительных
землепользователей, сдать земельную
площадь в аренду, экономическая
жизнь территории от этого
только выиграет. Реформа налогообложения
недвижимости побуждает не слишком
производительно использующих свою
землю собственников предоставлять
свои участки или их части
другим пользователям, более продуктивно
использующим этот ресурс. Это
стимулирует экономический рост.
Таким образом,
экономическое развитие города
будет идти более эффективно,
если уже существующие предприятия
и новые инвесторы начнут осваивать
свободные участки земли для ее продуктивного
использования. Очень важно, чтобы самые
ценные земли осваивались как можно скорее,
поскольку их рыночная стоимость зависит
от их продуктивности. Реформа налогообложения
недвижимости нацелена на стимулирование
подобных инвестиций через установление
высоких ставок налога на ценные, но свободные
земли. Если у предприятия нет средств
для развития и получения материальной
выгоды от земельных участков, оно вынуждено
будет сделать их доступными для других
пользователей путем продажи или сдачи
в аренду. Выручка от такой продажи или
аренды может быть затем инвестирована
в другую производительную деятельность
или положена в банк.
Санаторий
имени Н. А. Семашко удачно
расположен на очень дорогостоящем
участке земли, часть этой земли,
неиспользуемых в производстве
зданий может быть использовано
под офисы. Следовательно, согласно
вновь введенной системе налогообложения,
это предприятие вынуждено будет
платить высокий налог на недвижимость,
поскольку рыночная стоимость
земли и зданий, находящихся в
его владении, очень велика. Рассматривая
варианты снизить налоговое бремя,
разделить его с кем-нибудь, предприятие
решит сдать часть собственного
здания в субаренду коммерческим
фирмам, которые нуждаются в офисных
помещениях в престижном месте.
Часть неиспользуемых санаторием
складских помещений может быть
сдано какой-либо фирме под
склад. В конце концов руководство
предприятия может приять решение
построить на части принадлежащей
предприятию земли новое здание
под офисы. Это может быть
сделано путем учреждения совместного
предприятия с фирмой-застройщиком,
причем доля рассматриваемого
нами предприятия будет внесена
в форме части земельного участка.
Можно и просто продать часть
земли застройщику. В результате
происходит то, что более высокие
ставки налога на недвижимость
стимулируют предприятие к поиску
более продуктивного использования
принадлежащих ему земли и
сооружений. Теперь предприятие
платит больше налогов в бюджет, но
и деятельность его оживилась, оно получило
дополнительные средства для инвестиций
в развитие производства.
Чем выше
стоимость недвижимости, тем выше
налоги на недвижимость, которые
заставляют владельцев более
интенсивно использовать свои
земельные ресурсы и получать
больше доходов, чтобы иметь
возможность платить налоги.
Переход к
новому налогу, который будет
основан на оценке рыночной
стоимости недвижимости, позволит
значительно упростить систему
налогообложения в интересах
налогоплательщика. Организации
достаточно будет заплатить один
налог вместо двух. Также возможно
предоставление льгот санаторно
– курортным организациям и
учреждениям рекреационного и
лечебно – оздоровительного назначения.
Совершенствование
учета земель юридических лиц,
таких как санаторно – курортные
учреждения, имеющие на балансе
значительные земельные ресурсы
позволит развивать и совершенствовать
свою земельную политику, сократить
земельные платежи, значительно
повысит эффективность использования
земельных ресурсов предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение
налогов является одним из
экономических методов управления
и обеспечения взаимосвязи общегосударственных
интересов с коммерческими интересами
предпринимателей, предприятий независимо
от ведомственной подчиненности,
форм собственности и организационно-правовой
формы предприятия. С помощью
налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий всех
форм собственности с бюджетами
всех уровней. При помощи налогов
регулируется внешнеэкономическая
деятельность, включая привлечение
иностранных инвестиций, а также
формируется хозрасчетный доход
и прибыль предприятия. Но основная
роль налогов заключается в
том, что они призваны формировать
финансовые ресурсы государства,
аккумулируемых в бюджетной системе
и внебюджетных фондах и необходимых
для осуществления собственных
функций (оборонных, социальных,
природоохранных и др.)
При осуществлении
общегосударственных экономических и
социальных задач важное значение приобретают
местные бюджеты, и прежде всего в распределении
общегосударственных средств на содержание
и развитие социальной инфраструктуры
общества. В основе распределения общегосударственных
денежных ресурсов между звеньями бюджетной
системы заложены принципы самостоятельности
местных бюджетов, их государственной
финансовой поддержки. Исходя из этих
принципов, доходы местных бюджетов формируются
за счет собственных доходов и межбюджетных
трансфертов. Формирование и исполнение
бюджетов всех уровней происходит в условиях
кардинальных реформ всего бюджетного
процесса.