Пути оптимизации местных налогов санаторием им. Н. А. Семашко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:19, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучение вопросов, касающихся исчисления местных налогов, определение роли налогов в формировании бюджета города – курорта Сочи, а также анализ перспективы совершенствования местных налогов.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
• провести комплексный анализ теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации,
изучить нормативную правовую базу исчисления местных налогов;
• проанализировать состав, структуру и динамику налогов, поступающих в доходную часть местного бюджета;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………….……………………………………………………..…3
1. Особенности исчисления и уплаты местных налогов в Российской Федерации
1.1. Нормативно - правовая база исчисления местных налогов…….…………
1.2. Порядок исчисления и уплаты местных налогов……………………………………………………………………………12
1.3. Роль и значение местных налогов в бюджете города Сочи….………..…27
2. Особенности исчисления и уплаты местных налогов на примере ФГУ ДДС им. Н. А. Семашко Минздравсоцразвития России
2.1. Организационно - экономическая характеристика предприятия……………………………………………………………..……….44
2.2. Порядок исчисления и уплаты санаторием налогов, зачисляемых в местный бюджет…………..……………………………………………………..49
2.3. Порядок составления санаторием отчётности по местным налогам……………….…………………………………………………………63
3. Пути оптимизации местных налогов санаторием им. Н. А. Семашко
3.1. Особенности исчисления и уплаты налога на недвижимость …………………………………………………………………………………….68
3.2. Результаты введения налога на недвижимость в ФГУ ДДС им. Н. А. Семашко…………………………………………………………...........………..76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………………...……84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………….…………..……
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………..…

Работа состоит из  1 файл

дипломчик 2.docx

— 209.20 Кб (Скачать документ)

     Наиболее значимая часть финансовых поступлений в местные бюджеты - налоговые поступления, с помощью которых мобилизуются средства предприятий и населения. Данные поступления представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные сроки.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым  Кодексом Российской Федерации и  нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии Налоговым  Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. Местные налоги и сборы имеют своей задачей создание стабильных источников доходов местных бюджетов.

     Под местными  налогами и сборами понимаются  обязательные платежи юридических  и физических лиц поступающие  в бюджет органов местного  самоуправления в порядке и  на условиях, определенных законодательными  актами. Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных образований подлежат зачислению два местных налога, а именно: налог на землю и налог на имущество физических лиц [6]. 
    Динамику налоговой составляющей бюджета города Сочи в 2008 – 2010гг. можно рассмотреть в виде таблицы 1.3.

Таблица 1.3

Динамика налоговой составляющей бюджета города Сочи в 2008-2010г.

Наименование налога

Налоговые доходы бюджета города Сочи тыс.руб.

Удельный вес в общей сумме  налоговых доходов, %

2008г.

2009г.

2010г.

2008г.

2009г.

2010г.

Налог на прибыль организаций

148677

146411

206778

4,8

4,01

5,1

НДФЛ 

1730973

1967738

2234350

56,1

53,9

55,1

ЕНВД

399654

385288

427854

12,9

10,5

10,5

ЕСХН

3292

2826

4950

0,1

0,07

0,1

Налог на имущество физ. лиц

30622

40753

52030

1

1,1

1,3

Земельный налог

651628

727628

602748

21,1

19,9

14,8

Государственная пошлина

44531

44206

135947

1,4

1,2

3,4

Транспортный налог

74344

333564

387039

2,4

9,1

9,5

Всего налоговых доходов

3083433

3648580

4051746

100

100

100


 

     Земельные платежи  – немаловажный источник доходов  городской казны Сочи. Удельный  вес земельного налога в общей  сумме налоговых доходов за  последние 3 года снизился на 6%, но если сравнивать 2008г. с 2009г. -  вырос. В 2008г. удельный вес составил 21%, в 2009г. снизился незначительно до 19,9%, а в 2010г. этот процент дошёл до 14,8%. Земельный налог является вторым после НДФЛ по величине сумм поступлений в бюджет города Сочи. Процентную составляющую земельного налога к общей величине налоговых поступлений на плановый 2011г. наглядно можно рассмотреть с помощью рисунка 1.7. Постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль. Тем не менее, можно смело сделать вывод о том, что земельный налог является постоянным стабильным источником дохода города Сочи. Землю, как объект обложения, нельзя утратить, поэтому считается, что земля является самым лучшим объектом обложения.

 

 

«Рисунок 1.4», Удельный вес вида налога к общей величине налоговых поступлений  в бюджет на плановый 2011г.

     Налог на имущество  физических лиц играет не последнюю  роль в формировании доходной  части бюджета города Сочи. За  последние 3 года сумма налога  значительно выросла. В 2010г.  удельный вес в общей сумме  налоговых доходов составил 1,3%, что  равняется 52 млн. 30 тыс. рублей. Но  по итогам 2011г. ожидается снижение  до 1% (Рисунок 1.4).

     Налог на имущество  физических лиц играет весьма  важную роль в налоговой системе  РФ, так как охватывает более  20 млн. физических лиц, являющихся  собственниками различного вида  имущества. Налог на имущество  выполняет не только фискальную  роль, пополняя доходную базу  бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование  структуры личной собственности  граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения. Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к налогу на доходы физических лиц, что вполне оправданно, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев «уходят» от подоходного налогообложения, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество. 
     С 1 января 2011 г. налог на имущество физических лиц должен уплачиваться не позднее 1 ноября года, следующего за годом исчисления налога.

    Налог уплачивается  на основании уведомления, высылаемого  налоговыми органами. Формы налоговых  уведомлений утверждены Приказом  ФНС РФ от 05.10.2010.

     Лица, своевременно  не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем  за три года, предшествующих календарному  году направления налогового  уведомления в связи с привлечением  к уплате налога.

     В случае  несвоевременного обращения гражданина  за предоставлением льготы по  уплате налогов перерасчет суммы  налогов производится не более  чем за три года по письменному  заявлению налогоплательщика. 

     На внеочередной  сессии Городского собрания депутаты  внесли изменения в собственное  решение "Об установлении земельного  налога на территории г. Сочи". Изменения коснулись порядка  и срока уплаты земельного  налога. 
– Теперь расчеты по уплате земельного налога должны быть произведены не позднее 1 ноября года, следующего за отчетным. Налоговые льготы в виде нулевой ставки налога на землю для многоквартирных домов на 2011 год сохранены. Дело в том, что из 3,5 тысячи земельных участков под многоквартирными жилыми домами документально оформили лишь 700 домовладений, и только в 300 из них созданы товарищества собственников жилья. Снятие льготы может затормозить процесс оформления земельных участков, который в нашем городе и так идет не так уж резво. 
     Внесены изменения в порядок исчисления земельного налога для лиц льготной категории. Со следующего года пенсионеры, ранее имевшие нулевую налоговую ставку, сохранят ее только для одного земельного участка и одного гаража, находящегося в собственности. Налог за землю под остальной недвижимостью им придется платить на общих основаниях. 
     Полностью отменены льготы по земельному налогу для учреждений, финансируемых за счет федерального и краевого бюджетов. Исключение сделано только для НИИ медицинской приматологии – по причине того, что бюджет РАН на 2011 год уже сверстан. Но в целях обеспечения планового роста городского бюджета в ближайшие дни в адрес РАН будет направлено сообщение о необходимости предусмотреть в бюджете учреждения на 2012 год средства на погашение земельного налога. Речь идет о сумме порядка 40 миллионов рублей, ведь НИИ медицинской приматологии занимает 100 гектаров сочинской земли[30]. 
     Транспортный налог составляет 10 % от общей суммы налоговых доходов в 2010г. С помощью Таблицы №4 можно проанализировать резкий темп роста:  в 2008г. сумма доходов от налога равнялась 74 млн. 344тыс. рублей, а в 2009 выросла на 259 млн. 220 тыс. рублей, что составило 333 млн. 564 тыс. рублей. В 2010г. доходы выросли до 387 млн. 39 тыс. рублей. В 2011г. планируется, что сумма поступлений от транспортного налога останется примерно на том же уровне, что и в 2010г.

     Сегодня многие владельцы транспортных средств получили уведомления из налоговой инспекции на уплату транспортного налога за 2010 год. В уведомлениях проставлена сумма за имеющиеся в собственности налогоплательщиков автомобили. Необходимо отметить, что в 2011 году больше уведомлений на уплату налога для физических лиц налоговые органы направлять не будут, налог на имущество и земельный налог в этом году платить не придется. На основании изменений, внесенных в Налоговый кодекс Федеральным Законом от 27.07.2010г. N 229-ФЗ (далее Закон №229-ФЗ) с 2011 года отменяются авансовые платежи по имущественным налогам для физических лиц. Кроме того, объединяются сроки уплаты по трем налогам - на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам. Граждане их будут уплачивать один раз в год - 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (за 2011 год уплатить необходимо будет не позднее 1 ноября 2012 года), то есть не авансом, как сейчас, а по факту пользования имуществом[21].

     Самым емким  из источников доходов городского  бюджета является НДФЛ. В 2011г.  налог на доходы физических  лиц предполагается собрать в  размере 2 млрд. 476 млн. 535 тыс. рублей, что составит 59% процентов от всех  налоговых поступлений. В 2010 году  поступления в казну города  от НДФЛ достигли 2 млрд.234 млн. 350 тыс. рублей. Таблицу 1.3 более наглядно можно представить в виде рисунка 1.5.

 

«Рисунок 1.5», Динамика налоговой составляющей налоговых доходов бюджета 2008-2010гг.

     Анализируя диаграмму  №3, можно сказать, что в период  с 2008г. по 2010г. бюджет города  Сочи в основном пополнялся  за счёт четырёх весомых налогов:  НДФЛ, земельный налог, ЕНВД и  транспортный налог.

    Проанализировав динамику  поступлений, мы четко понимаем, что рост, который, составляет 104,1 процентов, выполним. Это напряженный  план, но он реален.  
    На учете в налоговой службе Сочи состоит 52 тысячи налогоплательщиков. В 2010 году их число увеличилось на 3 тысячи. По поручению главы города налоговая служба, наш департамент экономики совместно с финансовым управлением работают со всеми хозяйствующими субъектами, которые ведут строительство, ремонт, реконструкцию в Сочи, по постановке здесь на налоговый учет. Только в результате этой работы в 2011 году планируется получить дополнительно в бюджет города 760 млн. рублей. В этом году эта цифра составляет порядка 600 млн. Кроме того, ведется работа с недоимкой. Её удельный вес небольшой, но все же составляет более 500 млн. И здесь есть над чем работать. Кроме того, необходимо увеличить собираемость транспортного налога, который поступает в бюджет в 100-процентном объеме, активизировать работу по аренде земли. Уже в этом году мы планируется привлечь из этих источников более 300 млн. рублей.  
    Это еще раз подчеркивает, что это действительно напряженный план по доходной части бюджета, но он - выполним. Уже сегодня доход консолидированного бюджета на каждого жителя по муниципальным образованиям края составляет 17 тыс. рублей, в курортных городах этот показатель выше - 24 тыс. рублей, а в Сочи - порядка 30 тысяч[30].

     Естественное стремление  каждого региона – повышение  финансовой независимости и устойчивости. Основным средством для этого  служит увеличение налоговых  поступлений.

     Налоговые поступления  могут быть увеличены несколькими  способами.

1. Введение новых налогов. Основное  достоинство этого способа –  стабильное, прогнозируемое поступление  средств. Сложность заключается  в том, что от обоснования  необходимости нового налога  до его фактического введения  проходит длительное время.

2. Увеличение ставок налогов.  Достоинство этого способа –  быстрый эффект. Недостаток –  ставки большинства налогов находятся  на предельном уровне и не  могут быть повышены. Кроме того, быстро возникающий при повышении  ставок налога эффект в виде  увеличения поступлений в дальнейшем  уменьшается.

    3. Повышение собираемости  налогов. Достоинство – отсутствие  потребности в законодательных решениях. Кроме того, мероприятия по повышению собираемости налогов проводятся постоянно и заключается в совершенствовании учета налогоплательщиков, выявлении налогоплательщиков, уклоняющихся от налогового учета, и других формах налогового администрирования. Но указанный способ не может давать значимого  экономического эффекта ввиду того, что собираемость по основным видам налогов и так находится на среднем уровне, а уровень стопроцентной собираемости достижим только теоретически.

4. Сокращение количества плательщиков, пользующихся льготами. Достоинство  – теоретическое увеличение поступления  налогов. Недостатки – возможное  социальное недовольства и ухудшение  финансового положения бывших  льгот, что ведет к их неплатежеспособности.

5. Совершенствование налоговой  базы регионов. Налоговую базу  регионов можно рассмотреть в  двух аспектов.

     Первый: Фактически сложившаяся  налоговая база, представляющая  собой совокупность баз налогообложения  плательщиков налогов и сборов, зарегистрированных на территории  данного региона.

     Второй: Потенциально  возможная налоговая база региона  в случае оптимального использования  всех природных, демографических,  производственных и прочих факторов  и ресурсов [21], (Рисунок 1.6).

 

Факторы, оказывающие влияние на налоговую базу региона


 

 

 

 

Внешние

  1. Государственные
  2. Инфляционные

Информация о работе Пути оптимизации местных налогов санаторием им. Н. А. Семашко