Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа
Банк - это кредитно-финансовое учреждение, аккумулирующее свободные денежные средства и размещающее их на условиях срочности, платности, возвратности и целевого назначения.
АО «Цеснабанк», созданный более 15 лет назад, занял достойное место в Казахстанском банковском сообществе. АО «Цеснабанк», реагируя на динамичные изменения на рынке, прошел все этапы развития и становления.
I. Организация деятельности банков второго уровня
1.1 Ознакомление со структурой и организацией деятельности банка
1.2 Трудовое право
1.3 Этика деловых отношений
II. Организация учетно-операционной работы и ее организация
2.1 Общая характеристика учетно-операционной работы, её организация. Учетная политика банка
2.2 Аналитический и синтетический учет в банке
2.3 Документация, документооборот и внутрибанковский контроль в банке
Ш.Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов
3.1 Порядок открытия, ведения и закрытия текущих счетов клиентов
IV. Организация и учет денежной наличности
4.1 Организация и учет кассовых операций
V. Учет и оформление расчетных операций
5.1 Расчеты платежными поручениями.
5.2 Расчеты платежными требованиями-поручениями
5.3 Расчеты чеками
5.4 Расчеты аккредитивами
5.5 Расчеты платежными карточками
VI. Организация и учет межбанковских расчетов
6.1. Организация платежной системы
6.2 Порядок проведения расчетов через КЦМР, МСПД, СРП
VII.Организация и учет вкладных (депозитных) операций
VIII. Организация и учет кредитных операций
8.1 Организация работы по кредитованию
8.2 Оценка кредитоспособности клиента
8.3 Краткосрочное кредитование
8.4 Долгосрочное кредитование
IX. Организация и учет операций с ценными бумагами
9.1 Эмиссионные операции
9.2 Организация и учет операций с ценными бумагами
X. Организация и учет операций в иностранной валюте
10.1 Проведение валютных операций на территории Республики
Казахстан
10.2 Торговые валютные операции и их учет
10.3 Организация валютно-обменных операции банка.
10.4 Организация международных расчетов
10.5 Организация международных кредитов
10.6 Корреспондентские счета «Лоро», «Ностро»
XI. Агентские услуги банка
11.1 Организация проведения агентских услуг, отражение операций в учете
XII. Учет внутрибанковских операций на балансе банка
12.1 Учет основных средств, нематериальных активов и ТМЗ
12.2 Учет уставного и резервного капиталов
12.3 Учет расходов и доходов банка
12.4 Особенности учета расходов на оплату труда
XIII. Состав и формы финансовой, статистической отчетности Банка
XIV. Экономический анализ деятельности коммерческого Банка
1) время необходимое для прохождения документов, поступающих в банк до начала обслуживания клиентов;
2) график обслуживания клиентов для распределения равномерной нагрузки;
3) время прохождения документов поступающих в банк после окончания операционного дня.
К учетно-операционной работе АО «Цеснабанк» относится:
прием и проверка правильности денежных документов от клиентов;
подготовка документов для отражения их в учете;
контроль над своевременными платежами;
оперативный учет поступающих денежных средств и платежей;
учет данных для регулирования задолженности по банковским ссудам;
контроль зачисления денежных средств.
В составе исполнителей АО «Цеснабанк» различают:
ответственных исполнителей;
бухгалтера;
контролера.
Обязанности ответственных исполнителей:
1) обработка поступающих от клиентов и сотрудников банка расчетно-денежных документов по счетам;
2) проверка возможностей зачисления, перечисления или выдачи наличных денежных средств и др. ценностей по предъявленным документам;
3) проверка правильности оформления чеков, платежных поручений;
4) составлены ли эти документы на бланках установленной формы;
5) заполнены ли все реквизиты правильно, нет ли исправлений;
6) ведение кассовых журналов по приходу и ежедневная сверка кассы с итогом кассовых журналов;
7) ведение в картотеке срочных обязательств по ссудам не реже 1 раза в месяц, сверка наличия обязательств с данными лицевого счета;
8) своевременная передача документов на обработку;
9) подбор и хранение лицевых счетов на текущий месяц.
Обязанности контролера операционного отдела АО «Цеснабанк»:
осуществляет контроль всех выполняемых операций и совершаемых записей;
проверка чеков;
ведение кассовых журналов;
проверка отчетности по выполняемым операциям.
Обязанности главного бухгалтера АО «Цеснабанк»:
организационные вопросы;
осуществляет контрольные функции;
контролирует отражение на счетах бухгалтерского учета всех операций банка;
составляет в определенные сроки бухгалтерскую отчетность;
осуществляет экономический анализ деятельности банка.
2.2 Аналитический и синтетический учет в банке
Бухгалтерский учет в банках, как и во всех хозяйствующих субъектах, подразделяется на синтетический и аналитический.
Аналитический учет - это первичный вид учета, является базой синтетического учета.
Все выполняемые банком функции находят отражение в бухгалтерском учете. Он позволяет определить размер кредитных вложений в экономику, объем совершаемого безналичного и налично-денежного оборота, количественные изменения в денежном обращении и суммах денежных средств, хранящихся в банке.
Обобщенные показатели, характеризующие многообразную деятельность банка, содержатся в аналитическом учете банковских операций.
Ежедневный детальный учет кредитных, расчетных, кассовых и других операций ведется в лицевых счетах. Количество лицевых счетов, открываемых каждому предприятию или организации, зависит от характера их связи с банком.
По каждому балансовому и внебалансовому счету синтетического учета открываются лицевые счета аналитического учета по видам учитываемых средств с подразделением по их назначению и владельцам.
Выданные ссуды отражаются в лицевых счетах, открытых в разрезе целевого назначения ссуд и по ссудозаемщикам. Лицевые счета регистрируются в специальной книге, которая является классификатором открытых лицевых счетов. В ней регистрируются открываемые предприятиям, организациям расчетные, лицевые и другие счета.
Лицевые счета аналитического учета в АО «Цеснабанк» печатаются по установленным стандартом формам, входящим в унифицированную систему расчетно-денежной документации. Лицевые счета в банке нумеруются по единым правилам. Номер лицевого счета может иметь от 3 до 9 разделов (цифр) в зависимости от характера учитываемых средств и ценностей. Трехзначные номера используются в случаях, когда по соответствующему балансовому счету второго порядка нет необходимости детального аналитического учета.
Записи в аналитическом учете совершаются по данным расчетно-денежных документов.
В лицевых счетах печатаются следующие реквизиты:
дата осуществления последней операции;
дата фактического осуществления операции;
номер документа;
номер корреспондирующего счета;
условное цифровое обозначение вида операции;
сумма оборота по Дт и Кт;
входящий и исходящий остаток.
В лицевых счетах аналитического учета по внебалансовым счетам реквизиты для номера корреспондирующего счета, а также виды операций не заполняются. На следующий день после осуществления операции клиенту по доверенности выдается выписка из лицевых счетов. На 1 января каждого года клиенты банка по всем лицевым счетам должны предоставить в письменной форме подтверждение остатков. По письменным заявлениям клиентов с разрешения руководителя банка им могут выдаваться в необходимых случаях дубликаты из лицевых счетов. Заявление на получение дубликата подписывается лицами, уполномоченными распоряжаться счетом в банке.
Материалами синтетического учета в банке являются бухгалтерские инкассовые журналы, сводные карточки, проверочные ведомости, ежедневные, месячные и годовые балансы.
В бухгалтерском журнале регистрируются обороты операции по Дт и Кт, выводятся итоги по балансовым счетам и общие итоги по журналу в целом. Общий итог журнала по Дт должен равняться итогу по Кт. По бухгалтерскому журналу контролируется полнота отражения банковских операций в бухгалтерском учете.
В кассовых журналах записываются документы по приходу и расходу кассы, указываются номера лицевых счетов клиента, символы кассового плана и суммы. По окончанию операционного времени итоги по кассовым журналам сверяются с данными прихода и расхода оборотной кассы банка. Данные журналов кассы переносятся в бухгалтерский журнал.
Сводные карточки ведутся по балансовым счетам, в них ежедневно записываются обороты по Дт и Кт и остатки на следующий день, подсчитанные по лицевым счетам аналитического учета, открытым на соответствующих балансовых счетах. Обороты по Дт и Кт в сводных карточках сверяются с данными бухгалтерского учета, а суммы остатков проверяются путем сальдирования остатков на начало дня с оборотами за текущий день. По данным сводных карточек составляются ежедневные балансы.
В проверочных ведомостях печатаются итоги оборотов по каждому действующему в течение дня лицевому счету. По данным проверочных ведомостей заполняются сводные карточки.
Таким образом, бухгалтерские, кассовые журналы, сводные карточки, проверочные ведомости служат материалами для проверки правильности отражения операции в лицевых счетах аналитического учета и используются для составления бухгалтерского баланса.
2.3 Документация, документооборот и внутрибанковский контроль в банке
Документация.
План счетов АО «Цеснабанк» создан на основе банковского Плана счетов бухгалтерского учета с детализацией счетов для составления Главной бухгалтерской книги банков второго уровня и Типового Плана счетов в банках второго уровня. Утвержденных постановлениями Правления НБ РК от 30 июля 2002 года № 274 и 275 в соответствии с учетом изменений внесенных постановлением НБ РК № 325 и 326 от 1 сентября 2003 года.
Расчетно-денежными документами являются расходно-кассовый ордер и чек, в котором указывается № документа, дата совершения операции, наименование юридических лиц или Ф.И.О. физического лица, сумма цифрами и прописью, цель исполнения, подпись исполнителя и контролера, оттиск печати.
Бухгалтерские документы, как выписка из лицевого счета, ведомость начисленных комиссионных вознаграждений и платежное поручение хранятся в папках с указанными номерами лицевых счетов разложенных в ячейках.
Также существует услуга по установке системы «Банк-Клиент». Подключение к системе электронных платежей позволяет организовать весь безналичный документооборот с банком в режиме удаленного доступа. Программный модуль устанавливается на компьютере в офисе. Система включает в себя средства электронной защиты передаваемой информации, и представляет следующие дополнительные возможности:
- своевременная и полная информация о состоянии всех открытых
счетов;
- оформление платежных документов;
- просмотр курсов валют;
- отправка и получение текстовых сообщений;
- просмотр выписок по банковским и ссудным счетам.
Ш.Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов
3.1 Порядок открытия, ведения и закрытия текущих счетов клиентов
Кассовые операции - это операции банка по приему и выдаче денег, ценностей клиентов банка. Все предприятия и учреждения независимо от их формы собственности хранят свои деньги в банке и обслуживаются банком по проведению налично-денежных расчетов - это выдача, прием и сохранность денежных знаков.
Порядок совершения кассовых операций в банках второго уровня ведется в соответствии с «Правилами ведения кассовых операций в банках второго уровня РК» № 394 от 15.11.1995 г. Ими предусмотрены:
общий порядок ведения кассовых операций;
правила перевозки и хранения денежных знаков;
порядок определения платежеспособности денежных знаков;
порядок замены и уничтожения поврежденных банкнот и дефектных монет.
В банках для выполнения функций по кассовому обслуживанию клиентов, обработки наличных денег создаются следующие подразделения: приходные, расходные, приходно-расходные, кассы пересчета и вечерние кассы.
В соответствии с законодательством банки имеют право открывать расчетно-кассовые отделы вне места нахождения банка. КФ АО «Цеснабанк» имеет 2 РКО на территорий г.Костанай. В настоящее время расчетно-кассовые отделы переименованы в центры банковского обслуживания (ЦБО).
Общий принцип, на котором базируется осуществление кассовых операций, заключается в том, что кассир может выполнить операцию по приему и выдаче ценностей, наличных денег только на основании распоряжения работников бухгалтерской службы, оформленных соответствующими приходными или расходными кассовыми документами.
При приеме на работу с каждым кассиром заключается договор о полной материальной ответственности. Кассиры операционных касс вначале дня получают от заведующего кассой определенную сумму наличных денег в качестве аванса и в конце дня отчитываются в ее использовании. По окончанию всех кассовых операций за день кассиры сверяют общую сумму проведенных ими операций с данными работников бухгалтерии, после чего сдают ценности и наличные деньги в денежное хранилище.
Все документы по кассовым операциям поступают кассирам только после предварительной проверки бухгалтерией учреждения банка, работники которой передают их непосредственно, либо через специальное устройство кассира, либо через клиента.
Денежные средства предприятий и организаций находящиеся на хранении в банке учитываются на расчетном, текущем счетах в зависимости от характера их деятельности. В процессе хозяйственной деятельности между субъектами возникают определенные требования и обязательства для урегулирования, которых необходима организация системы платежей. При этом платеж является процессом выполнения должником своих обязательств, а конечная его стадия - расчет. Таким образом, задача расчетов - обслуживать платежный оборот в наличной и безналичной форме. Платежный оборот между предприятиями и организациями в основном осуществляется в безналичном виде через систему банковских счетов, открываемых в учреждениях банков второго уровня.
Порядок открытия, ведения и закрытия текущих счетов клиентов.
Банковский счет - способ отражения договорных отношений между банком и клиентом по приему депозита и совершению операций связанных с осуществлением банковского обслуживания клиентов предусмотренного договором, законодательством и применяемых в банковской практике обычаев делового оборота.
Ведение счета клиента производится банком в соответствии с договором банковского счета или расчетно-кассового обслуживания. Договор заключается на основании письменного заявления клиента об открытии счета.
Для открытия счета физические лица должны предоставить:
удостоверение личности;
оригинал документа налоговой службы, подтверждающий факт
постановки клиента на налоговый учет (РНН).
Для открытия счета юридические лица должны предоставить:
Информация о работе Состав и формы финансовой, статистической отчетности Банка