Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа
Банк - это кредитно-финансовое учреждение, аккумулирующее свободные денежные средства и размещающее их на условиях срочности, платности, возвратности и целевого назначения.
АО «Цеснабанк», созданный более 15 лет назад, занял достойное место в Казахстанском банковском сообществе. АО «Цеснабанк», реагируя на динамичные изменения на рынке, прошел все этапы развития и становления.
I. Организация деятельности банков второго уровня
1.1 Ознакомление со структурой и организацией деятельности банка
1.2 Трудовое право
1.3 Этика деловых отношений
II. Организация учетно-операционной работы и ее организация
2.1 Общая характеристика учетно-операционной работы, её организация. Учетная политика банка
2.2 Аналитический и синтетический учет в банке
2.3 Документация, документооборот и внутрибанковский контроль в банке
Ш.Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов
3.1 Порядок открытия, ведения и закрытия текущих счетов клиентов
IV. Организация и учет денежной наличности
4.1 Организация и учет кассовых операций
V. Учет и оформление расчетных операций
5.1 Расчеты платежными поручениями.
5.2 Расчеты платежными требованиями-поручениями
5.3 Расчеты чеками
5.4 Расчеты аккредитивами
5.5 Расчеты платежными карточками
VI. Организация и учет межбанковских расчетов
6.1. Организация платежной системы
6.2 Порядок проведения расчетов через КЦМР, МСПД, СРП
VII.Организация и учет вкладных (депозитных) операций
VIII. Организация и учет кредитных операций
8.1 Организация работы по кредитованию
8.2 Оценка кредитоспособности клиента
8.3 Краткосрочное кредитование
8.4 Долгосрочное кредитование
IX. Организация и учет операций с ценными бумагами
9.1 Эмиссионные операции
9.2 Организация и учет операций с ценными бумагами
X. Организация и учет операций в иностранной валюте
10.1 Проведение валютных операций на территории Республики
Казахстан
10.2 Торговые валютные операции и их учет
10.3 Организация валютно-обменных операции банка.
10.4 Организация международных расчетов
10.5 Организация международных кредитов
10.6 Корреспондентские счета «Лоро», «Ностро»
XI. Агентские услуги банка
11.1 Организация проведения агентских услуг, отражение операций в учете
XII. Учет внутрибанковских операций на балансе банка
12.1 Учет основных средств, нематериальных активов и ТМЗ
12.2 Учет уставного и резервного капиталов
12.3 Учет расходов и доходов банка
12.4 Особенности учета расходов на оплату труда
XIII. Состав и формы финансовой, статистической отчетности Банка
XIV. Экономический анализ деятельности коммерческого Банка
- другим операциям;
- комиссионные - в виде штрафа, пени неустойки;
- от прироста стоимости;
- полученные от распределения дохода от общей долевой собственности.
В бухгалтерском учете начисленные и полученные доходы отражаются на балансовых счетах 4002-4999.
VI. Организация и учет межбанковских расчетов
6.1. Организация платежной системы
Корреспондентские отношения - это договорные отношения между двумя или несколькими кредитными учреждениями, об осуществлении платежей и расчетов одним из них и по поручению и за счет денег другого, а также о предоставлении кредитов, оказании инвестиционных услуг. Современные расчеты банков с государством осуществляются через корреспондентские счета, открываемые в обязательном порядке в филиалах Национального Банка РК, а также по желанию банков др. банков страны, ближнего и дальнего зарубежья, при установлении между ними прямых корреспондентских отношений.
Для осуществления такой формы межбанковского сотрудничества кредитные организации открывают друг у друга на основании договоров заключенных между ними корреспондентские счета.
Корреспондентский счет - это счет, на котором отражаются расчеты, производимые одним банком по поручению и за счет другого банка на основании заключенного корреспондентского договора.
Существует 2 варианта организации межбанковских - расчетов по средствам корреспондентских счетов:
Централизованный, при котором расчеты между банками производятся через их корреспондентские счета, открываемые в обязательном порядке НБ РК.
Децентрализованный или более либеральный, предусматривающий непосредственное взаимодействие коммерческих банков друг с другом.
Основными требованиями к расчетам в процессе межбанковских, корреспондентских отношений являются достаточная оперативность и предсказуемость платежей, высокая надежность, безопасность, экономическая эффективность и широкое их разнообразие в соответствии с потребностями пользователей.
6.2 Порядок проведения расчетов через КЦМР, МСПД, СРП
Межбанковская система переводов денег (далее МСПД) - это механизм межбанковских расчетов, посредством, которого осуществляется перевод высокоприоритетных платежей пользователей. В качестве пользователей МСПД выступают банки или небанковские финансовые учреждения, заключившие договор с Казахстанским центром межбанковских расчетов о предоставлении пользователям услуг. Высокоприоритетный платеж - это платеж, для которого первостепенное значение имеет срок его исполнения, в частности платежи, связанные с операциями на межбанковском рынке кредитных ресурсов, рынка капитала и иностранной валюты. Назначение МСПД заключается в исполнении безотзывных и безусловных платежей в национальной валюте с гарантией расчета в течение одного операционного дня, с использованием в пределах сумма денежных средств, находящихся на счетах пользователей МСПД в НБ РК.
Правовую основу организации и функционирования МСПД обеспечивают договоры, заключаемые между пользователями, КЦМР и НБ РК, пользователем и НБ РК. Участниками системы розничных платежей могут быть только те банки, которые являются прямыми участниками МСПД. Предлагается принцип нетто-расчетов с проведением окончательных расчетов чистых позиций на следующий день через МСПД. Платеж считается окончательным и безотзывным, когда платежное поручение принято к обработке. Система управления рисками позволит банкам работать в размерах многостороннего дебетового и двустороннего кредитового ограничения. Предусмотрено наличие очереди в системе с установкой приоритетности использования платежей в очереди самим участником МСПД. В целях большего доверия к некоторым участникам МСПД будет предусматриваться формирование страхового фонда и залога. СРП функционирует в течение всего операционного дня с 1600 текущего дня до 1500 следующего дня. Расчет нетто-позиции банков проводится на следующий день с 15 до 16 при этом МСПД начинает свою работу с наличием в очереди нетто-позиции участники клиринга. Сумма чистой дебетовой позиции каждого участника резервируется в МСПД для проведения окончательного расчета с 15 - 16. Если участник смог урегулировать свою чистую дебетовую позицию до 1600 за счет поступления денег в МСПД или кредита на межбанковском рынке ему предоставляется кредит НБ. При предоставлении участнику кредита НБ с 16:30данному заемщику приостанавливаются все активные операции как в СРП, так и в МСПД до полного погашения суммы кредита и процентов по нему.
КЦМР управляет МСПД на основании полномочий предоставленных ему НБ РК и определенных договоров. НБ осуществляет контроль за функционированием МСПД. Акцепт платежного документа в МСПД - это согласие КЦМР повлекшее за собой его обязательство исполнить перевод денежных средств на основании платежного документа.
Условия акцепта КЦМР платежного документа:
- прохождение идентификации (удостоверение подлинности документов);
- наличие статуса пользователя у инициатора платежа;
- возможность списания суммы, указанной в платежном документе со счета пользователя.
При отказе в акцепте или в регистрации платежного документа КЦМР посылает пользователю электронное сообщение, в котором указывает причину отказа исполнения платежа.
КЦМР обеспечивает своевременное поступление платежного
документа пользователю и зачисление денежных средств на его счет. При
получении платежного документа пользователь-получатель обязан зачислить денежные средства на соответствующий счет по назначению. При невозможности зачислить денежные средства на счет, пользователь-получатель обязан вернуть денежные средства на счет пользователя-плательщика не позднее следующего операционного дня. Возврат денежных средств осуществляется поручением пользователя-получателя в пользу пользователя-плательщика, при этом в поручении указывается причина возврата средств. Банки и небанковские финансовые учреждения приобретают статус пользователя только после заключения договора с КЦМР. Для заключения договора о предоставлении услуг МСПД банк или небанковские финансовые учреждения представляют в КЦМР следующие документы:
- заявление на подключение к МСПД;
- нотариально заверенную копию Устава пользователя и лицензию на совершение банковских операций.
В МСПД проводят следующие виды операций:
- дебетовые и кредитовые переводы;
- переводы денежных средств между пользователями МСПД.
Расчеты МСПД производятся в течение операционного дня. В свою
очередь, КЦМР после завершения операционного дня передает в соответствующий филиал НБ электронную ведомость с итоговыми данными произведенных расчетов для передачи информации о дебетовых и кредитовых счетах, сальдо на корсчетах пользователей в НБ.
6.3 Порядок оформления и учет межбанковских расчетов через клиринговую палату.
Главным направлением коренного улучшения расчетов между банками в нашей стране является развитие межбанковского клиринга. Клиринг представляет собой систему безналичных расчетов за товары и услуги, основанную на зачете взаимных требований и обязательств. Основу клиринга в банковской сфере образуют корреспондентские счета банка. Объектами межбанковского клиринга могут быть различные виды документов: платежные поручения, переводы, чеки, векселя, ценные бумаги, аккредитивы, кредиты, займы и другие. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная наличность и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников расчета, но главная его особенность, которая собственно и побудила обратиться к нему, - это небольшая потребность в реальных деньгах.
Различают 2 модели клиринга: с предварительным депонированием
денежных средств и без него. Классическая вторая модель клиринга широко распространена в странах с развитой расчетной системой, не предполагает предварительного депонирования средств. Если, но окончанию клирингового сеанса хотя бы у одного участника окажется дебетовое сальдо, и он не в состоянии изыскать средства для его покрытия, то результаты клирингового сеанса отменяются. При первой модели зачетные операции происходят с использованием предварительно депонированных средств. Этот факт гарантирует участникам сеанса взаимозачет без возможной отмены результата, но в данном случае клиринговое учреждение выступает как банк, сосредотачивая у себя депозитные счета банков - участников. Следовательно, для того чтобы осуществить клиринг по первой модели необходимо постоянная мобилизация денег на счетах.
Преимущества клиринга:
- минимальная необходимость в реальных денежных средствах;
- ускорение расчетов путем погашения своих обязательств своими же претензиями.
Недостатки клиринга:
- необходимость наличия взаимных встречных обязательств для
участия в клиринговом сеансе;
- обязательное депонирование средств при первой модели клиринга;
- оптимальный вариант для проведения взаиморасчета, однако, он не
подходит для осуществления конкретных платежей.
Богатейший опыт в области организации межбанковского клиринга
накоплен в США, Великобритании, Германии.
VII.Организация и учет вкладных (депозитных) операций
Банки для проведения своих активных операций используют привлеченные ресурсы, образующиеся в результате проведения пассивных операций.
Пассивные операции коммерческих банков могут осуществляться в форме:
отчислений от прибыли банков на формирование или увеличение их фондов;
кредитов, полученных от других юридических лиц;
депозитных операций.
Депозитные операции - это операции банков по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенный срок, либо до востребования.
При проведении депозитных операций, любой банк придерживается разработанной им депозитной политики, которая в свою очередь, основана на следующих правилах:
содействовать получению банком прибыли или создавать условия для
получения прибыли в будущем;
разнообразию субъектов депозитных операций и сочетанию разных
форм депозитов.
При осуществлении депозитных операций следует обеспечивать
взаимосвязь и взаимосогласованность между этими операциями и операциями по выдаче ссуд по срокам и суммам депозитов и кредитных вложений. Особое внимание в процессе организации депозитных операций необходимо уделять срочным депозитам, которые в наибольшей степени обеспечивают поддержание ликвидности баланса банка. Организуя депозитные операции, банк должен стремиться к тому, чтобы резервы свободных (не вовлеченных в активные операции) средств на депозитных счетах были минимальны. Нужно принимать меры к развитию банковских услуг, повышению качества и культуры обслуживания, что способствует привлечению депозитов.
Для многих мелких и средних по величине банков депозиты представляют собой главный источник денежных средств. Банки как финансовые посредники на финансовых рынках мобилизуют крупные суммы временно свободных средств других предприятий, учреждений и населения. Банки эффективно управляют этими средствами - они обеспечивают их сохранность и предоставляют на прибыльной основе ссуды заемщикам. Многие частные лица, деловые фирмы, акционерные компании, частные предприятия, некоммерческие организации, правительственные учреждения, государственные предприятия, местные органы власти помещают средства в коммерческие банки.
Все депозиты в международной 6aнковской практике подразделяются на четыре группы:
срочные депозиты;
депозиты до востребования;
сберегательные вклады;
ценные бумаги.
Первая группа - депозиты до востребования, они также называются чековыми депозитами. При привлечении средств в виде депозитов до востребования между банком и депозитором составляется договор. Чековый депозит - это счет, дающий право на выписывание вкладчиком чека, подлежащего обязательному погашению. Удобство чековых депозитов объясняется их безопасностью и простотой совершения платежей путем выписывания чека. Кроме того, они дают возможность изымать наличные деньги по первому требованию. Для осуществления чековых депозитов требуется значительный объем учетных операций и проводок, большинство банков устанавливает определенную плату за пользование этими счетами. При этом размеры этой платы меняются вместе с изменениями размера депозита и числом чеков, выписываемых в течение одного месяца. Временами банки идут на отказ от взимания этой платы, если вкладчик сохраняет достаточный, с их точки зрения, балансовый остаток на счете в течение всего месяца, который используется банком для своих коммерческих целей, например, выдавать ссуды на 60, 90, 120 дней и контокоррентные кредиты.
К особенностям депозитного счета до востребования можно отнести:
● отсутствие ограничений на взнос и изъятие денег;
● деньги могут быть изъяты со счета, как в наличной форме, так и с помощью чеков;
● уплата владельцем счета банку комиссии за пользование счетом в твердой месячной ставке или за каждый выписанный чек;
● требование о хранении минимального резерва в Национальном Банке
в большей пропорции, чем по срочным депозитам.
Одним из видов депозита до востребования является контокоррент - единый счет, на котором учитываются все операции банка с клиентом. На контокорренте отражаются как ссуды банка и все платежи со счета по поручению клиента, так и все средства, поступающие на счет в виде переводов, вкладов и т.д. Контокоррентные счета открываются только надежным клиентам и первоклассным заемщикам как знак особого доверия. Владелец счета при превышении расходов над поступлением средств имеет возможность без специального оформления в каждом отдельном случае получить кредит в пределах определенной суммы, которая оговаривается в договоре с банком.
Информация о работе Состав и формы финансовой, статистической отчетности Банка