Состав и формы финансовой, статистической отчетности Банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание

Банк - это кредитно-финансовое учреждение, аккумулирующее свободные денежные средства и размещающее их на условиях срочности, платности, возвратности и целевого назначения.
АО «Цеснабанк», созданный более 15 лет назад, занял достойное место в Казахстанском банковском сообществе. АО «Цеснабанк», реагируя на динамичные изменения на рынке, прошел все этапы развития и становления.

Содержание

I. Организация деятельности банков второго уровня
1.1 Ознакомление со структурой и организацией деятельности банка
1.2 Трудовое право
1.3 Этика деловых отношений
II. Организация учетно-операционной работы и ее организация
2.1 Общая характеристика учетно-операционной работы, её организация. Учетная политика банка
2.2 Аналитический и синтетический учет в банке
2.3 Документация, документооборот и внутрибанковский контроль в банке
Ш.Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов
3.1 Порядок открытия, ведения и закрытия текущих счетов клиентов
IV. Организация и учет денежной наличности
4.1 Организация и учет кассовых операций
V. Учет и оформление расчетных операций
5.1 Расчеты платежными поручениями.
5.2 Расчеты платежными требованиями-поручениями
5.3 Расчеты чеками
5.4 Расчеты аккредитивами
5.5 Расчеты платежными карточками
VI. Организация и учет межбанковских расчетов
6.1. Организация платежной системы
6.2 Порядок проведения расчетов через КЦМР, МСПД, СРП
VII.Организация и учет вкладных (депозитных) операций
VIII. Организация и учет кредитных операций
8.1 Организация работы по кредитованию
8.2 Оценка кредитоспособности клиента
8.3 Краткосрочное кредитование
8.4 Долгосрочное кредитование
IX. Организация и учет операций с ценными бумагами
9.1 Эмиссионные операции
9.2 Организация и учет операций с ценными бумагами
X. Организация и учет операций в иностранной валюте
10.1 Проведение валютных операций на территории Республики
Казахстан
10.2 Торговые валютные операции и их учет
10.3 Организация валютно-обменных операции банка.
10.4 Организация международных расчетов
10.5 Организация международных кредитов
10.6 Корреспондентские счета «Лоро», «Ностро»
XI. Агентские услуги банка
11.1 Организация проведения агентских услуг, отражение операций в учете
XII. Учет внутрибанковских операций на балансе банка
12.1 Учет основных средств, нематериальных активов и ТМЗ
12.2 Учет уставного и резервного капиталов
12.3 Учет расходов и доходов банка
12.4 Особенности учета расходов на оплату труда
XIII. Состав и формы финансовой, статистической отчетности Банка
XIV. Экономический анализ деятельности коммерческого Банка

Работа состоит из  1 файл

Организация деятельности банков второго уровня.doc

— 843.50 Кб (Скачать документ)

- другим операциям;

- комиссионные - в виде штрафа, пени неустойки;

- от прироста стоимости;

- полученные от распределения дохода от общей долевой собственности.

В бухгалтерском учете начисленные и полученные доходы отражаются на балансовых счетах 4002-4999.

 

 

 

 


VI. Организация и учет межбанковских расчетов

 

6.1. Организация платежной системы

 

Корреспондентские отношения - это договорные отношения между двумя или несколькими кредитными учреждениями, об осуществлении платежей и расчетов одним из них и по поручению и за счет денег другого, а также о предоставлении кредитов, оказании инвестиционных услуг. Современные расчеты банков с государством осуществляются через корреспондентские счета, открываемые в обязательном порядке в филиалах Национального Банка РК, а также по желанию банков др. банков страны, ближнего и дальнего зарубежья, при установлении между ними прямых корреспондентских отношений.

Для осуществления такой формы межбанковского сотрудничества кредитные организации открывают друг у друга  на основании договоров заключенных между ними корреспондентские счета.

Корреспондентский   счет  -  это   счет,   на   котором   отражаются   расчеты, производимые одним банком по поручению и  за счет другого банка на основании заключенного корреспондентского   договора.

Существует 2 варианта организации межбанковских - расчетов по средствам корреспондентских счетов:

Централизованный, при котором расчеты между банками производятся через их корреспондентские счета, открываемые в обязательном порядке НБ РК.

      Децентрализованный или более либеральный, предусматривающий непосредственное взаимодействие коммерческих  банков друг с другом.

Основными требованиями к расчетам в процессе межбанковских, корреспондентских отношений являются достаточная оперативность и предсказуемость платежей, высокая надежность, безопасность, экономическая эффективность и широкое их разнообразие в соответствии с потребностями пользователей.

 

6.2 Порядок проведения расчетов через КЦМР, МСПД, СРП
 

Межбанковская система переводов денег (далее МСПД) - это механизм межбанковских расчетов, посредством, которого осуществляется перевод высокоприоритетных платежей пользователей. В качестве пользователей МСПД выступают банки или небанковские финансовые учреждения, заключившие договор с Казахстанским центром межбанковских расчетов о предоставлении пользователям услуг. Высокоприоритетный платеж - это платеж, для которого первостепенное значение имеет срок его исполнения, в частности платежи, связанные с операциями на межбанковском рынке кредитных ресурсов, рынка капитала и иностранной валюты. Назначение МСПД заключается в исполнении безотзывных и безусловных платежей в национальной валюте с гарантией расчета в течение одного операционного дня, с использованием в пределах сумма денежных средств, находящихся на счетах пользователей МСПД в НБ РК.

Правовую основу организации и функционирования МСПД обеспечивают договоры, заключаемые между пользователями, КЦМР и НБ РК, пользователем и НБ РК. Участниками системы розничных платежей могут быть только те банки, которые являются прямыми участниками МСПД. Предлагается принцип нетто-расчетов с проведением окончательных расчетов чистых позиций на следующий день через МСПД. Платеж считается окончательным и безотзывным, когда платежное поручение принято к обработке. Система управления рисками позволит банкам работать в размерах многостороннего дебетового и двустороннего кредитового ограничения. Предусмотрено наличие очереди в системе с установкой приоритетности использования платежей в очереди самим участником МСПД. В целях большего доверия к некоторым участникам МСПД будет предусматриваться формирование страхового фонда и залога. СРП функционирует в течение всего операционного дня с 1600 текущего дня до 1500 следующего дня. Расчет нетто-позиции банков проводится на следующий день с 15 до 16 при этом МСПД начинает свою работу с наличием в очереди нетто-позиции участники клиринга. Сумма чистой дебетовой позиции каждого участника резервируется в МСПД для проведения окончательного расчета с 15 - 16. Если участник смог урегулировать свою чистую дебетовую позицию до 1600 за счет  поступления денег в МСПД или кредита на межбанковском рынке ему предоставляется кредит НБ. При  предоставлении участнику кредита НБ с 16:30данному заемщику приостанавливаются все активные операции как в СРП, так и в МСПД до полного погашения суммы кредита и процентов по нему.

КЦМР управляет МСПД на основании полномочий предоставленных ему НБ РК и определенных договоров. НБ осуществляет контроль за функционированием МСПД. Акцепт платежного документа в МСПД - это согласие КЦМР повлекшее за собой его обязательство исполнить перевод денежных средств на основании платежного документа.

      Условия акцепта КЦМР платежного документа:

- прохождение идентификации (удостоверение подлинности документов);

- наличие статуса пользователя у инициатора платежа;

- возможность списания суммы, указанной в платежном документе со счета пользователя.

      При отказе в акцепте или в регистрации платежного документа КЦМР посылает пользователю электронное сообщение, в котором указывает причину отказа исполнения платежа.

      КЦМР обеспечивает своевременное поступление платежного
документа пользователю и зачисление денежных средств на его счет. При
получении платежного документа пользователь-получатель обязан зачислить денежные средства на соответствующий счет по назначению. При невозможности зачислить денежные средства на счет, пользователь-получатель обязан вернуть денежные средства на счет пользователя-плательщика не позднее следующего операционного дня. Возврат денежных средств осуществляется поручением пользователя-получателя в пользу пользователя-плательщика, при этом в поручении указывается причина возврата средств. Банки и небанковские финансовые учреждения приобретают статус пользователя только после заключения договора с КЦМР. Для заключения договора о предоставлении услуг МСПД банк или небанковские финансовые учреждения представляют в КЦМР следующие документы:

     - заявление на подключение к МСПД;

     - нотариально заверенную копию Устава пользователя и лицензию на совершение банковских операций.

    В МСПД проводят следующие виды операций:

    - дебетовые и кредитовые переводы;

    - переводы денежных средств между пользователями МСПД.

    Расчеты МСПД производятся в течение операционного дня. В свою

очередь, КЦМР после завершения операционного дня передает в соответствующий филиал НБ электронную ведомость с итоговыми данными произведенных расчетов для передачи информации о дебетовых и кредитовых счетах, сальдо на корсчетах пользователей в НБ.

6.3 Порядок оформления и учет межбанковских расчетов через клиринговую палату.

   Главным направлением коренного улучшения расчетов между банками в нашей стране является развитие межбанковского клиринга. Клиринг представляет собой систему безналичных расчетов за товары и услуги, основанную на зачете взаимных требований и обязательств. Основу клиринга в банковской сфере образуют корреспондентские счета банка. Объектами межбанковского клиринга могут быть различные виды документов: платежные поручения, переводы, чеки, векселя, ценные бумаги, аккредитивы, кредиты, займы и другие. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная наличность и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников расчета, но главная его особенность, которая собственно и побудила обратиться к нему, - это небольшая потребность в реальных деньгах.

   Различают 2 модели клиринга: с предварительным депонированием

денежных средств и без него. Классическая вторая модель клиринга широко распространена в странах с развитой расчетной системой, не предполагает предварительного депонирования средств. Если, но окончанию клирингового сеанса хотя бы у одного участника окажется дебетовое сальдо, и он не в состоянии изыскать средства для его покрытия, то результаты клирингового  сеанса  отменяются. При первой модели зачетные операции происходят с использованием предварительно депонированных средств. Этот факт гарантирует участникам сеанса взаимозачет без возможной отмены результата, но в данном случае клиринговое учреждение выступает как банк, сосредотачивая у себя депозитные счета банков - участников. Следовательно, для того чтобы осуществить клиринг по первой модели необходимо постоянная мобилизация денег на счетах.

     Преимущества клиринга:

     - минимальная необходимость в реальных денежных средствах;

     - ускорение расчетов путем погашения своих обязательств своими же претензиями.

     Недостатки клиринга:

     - необходимость   наличия    взаимных   встречных   обязательств   для
участия в клиринговом сеансе;

     - обязательное депонирование средств при первой модели клиринга;

     - оптимальный вариант для проведения взаиморасчета, однако, он не
подходит для осуществления конкретных платежей.
     Богатейший опыт в области организации межбанковского клиринга

накоплен в США, Великобритании, Германии.

 

 


VII.Организация и учет вкладных (депозитных) операций

 

     Банки для проведения своих активных операций используют привлеченные ресурсы, образующиеся в результате проведения пассивных операций.

Пассивные операции коммерческих банков могут осуществляться в форме:

     отчислений от прибыли банков на формирование или увеличение их фондов;

                 кредитов, полученных от других юридических лиц;

                 депозитных операций.

Депозитные операции - это операции банков по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенный срок, либо до востребования.

При проведении депозитных операций, любой банк придерживается разработанной им депозитной политики, которая в свою очередь, основана на следующих правилах:

                                  депозитные операции организуются таким образом, чтобы
содействовать получению банком прибыли или создавать условия для
получения прибыли в будущем;

                                  в процессе организации депозитных операций следует стремиться к

разнообразию субъектов депозитных операций и сочетанию разных

форм депозитов.

      При   осуществлении   депозитных    операций   следует   обеспечивать

взаимосвязь и взаимосогласованность между  этими операциями и операциями по выдаче ссуд по срокам и суммам депозитов и кредитных вложений. Особое внимание в процессе организации депозитных операций  необходимо уделять срочным депозитам, которые в наибольшей степени обеспечивают   поддержание ликвидности баланса банка. Организуя депозитные операции,  банк должен стремиться  к тому, чтобы резервы свободных (не вовлеченных в активные операции) средств на депозитных счетах были минимальны. Нужно принимать меры к развитию банковских  услуг, повышению качества и культуры обслуживания, что способствует привлечению депозитов.

Для многих мелких и средних по величине банков депозиты представляют собой главный источник денежных средств. Банки как финансовые посредники на финансовых рынках мобилизуют крупные суммы временно свободных средств других предприятий, учреждений и населения. Банки эффективно управляют этими средствами - они обеспечивают их сохранность и предоставляют на прибыльной основе ссуды заемщикам. Многие частные лица, деловые фирмы, акционерные компании, частные предприятия, некоммерческие организации, правительственные учреждения, государственные предприятия, местные органы власти помещают средства в коммерческие банки.

     Все депозиты в международной  6aнковской практике подразделяются на четыре группы:

                     срочные депозиты;

                     депозиты до востребования;

                     сберегательные вклады;

                     ценные бумаги.

Первая группа - депозиты до востребования, они также называются чековыми депозитами. При привлечении средств в виде депозитов до востребования между банком и депозитором составляется договор. Чековый депозит - это счет, дающий право на выписывание вкладчиком чека, подлежащего обязательному погашению. Удобство чековых депозитов объясняется их безопасностью и простотой совершения платежей путем выписывания чека. Кроме того, они дают возможность изымать наличные деньги по первому требованию. Для осуществления чековых депозитов требуется значительный объем учетных операций и проводок, большинство банков устанавливает определенную плату за пользование этими счетами. При этом размеры этой платы меняются вместе с изменениями размера депозита и числом чеков, выписываемых в течение одного месяца. Временами банки идут на отказ от взимания этой платы, если вкладчик сохраняет достаточный, с их точки зрения, балансовый остаток на счете в течение всего месяца, который используется банком для своих коммерческих целей, например, выдавать ссуды на 60, 90, 120 дней и контокоррентные кредиты.

К особенностям депозитного счета до востребования можно отнести:

     ●   отсутствие ограничений на взнос и изъятие денег;

     ●   деньги могут быть изъяты со счета, как в наличной форме, так и с помощью чеков;

     ●   уплата владельцем счета банку комиссии за пользование счетом в твердой         месячной ставке или за каждый выписанный чек;

●              требование о хранении минимального резерва в Национальном Банке
в большей пропорции, чем по срочным депозитам.

Одним из видов депозита до востребования является контокоррент - единый счет, на котором учитываются все операции банка с клиентом. На контокорренте отражаются как ссуды банка и все платежи со счета по поручению клиента, так и все средства, поступающие на счет в виде переводов, вкладов и т.д. Контокоррентные счета открываются только надежным клиентам и первоклассным заемщикам как знак особого доверия. Владелец счета при превышении расходов над поступлением средств имеет возможность без специального оформления в каждом отдельном случае получить кредит в пределах определенной суммы, которая оговаривается в договоре с банком.

Информация о работе Состав и формы финансовой, статистической отчетности Банка