Совершенствование организации учета и аудита деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:58, дипломная работа

Описание

Цель исследования – разработать и обосновать комплекс мер, направленных на повышение эффективности организации учета и аудита деятельности торгового предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:

1.Обобщить теоретические основы организации учета и аудита деятельности торгового предприятия.
2.Проанализировать содержание нормативных документов, регламентирующих организацию учета и аудит операций по реализации товаров.
3.Дать технико-экономическую характеристику исследуемого предприятия.
4.Оценить организацию бухгалтерского учета и внутреннего контроля торгового предприятия.
5.Разработать рекомендации по совершенствованию организации учета операций по реализации товаров.
6.Разработать рекомендации по устранению выявленных нарушений и усилению контроля деятельности торгового предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...............3


Глава 1. Теоретические основы организации учёта и проведения аудита деятельности торгового предприятия

1.Анализ законодательных актов, регламентирующий учёт операций по реализации товаров………………….....…………………………………......8
2.Организация синтетического, аналитического и налогового учёта деятельности торгового предприятия…………………………………......15
3.Основные этапы аудиторской проверки товарных операций…...............27
Глава 2. Организация учёта и аудит операций по реализации товаров в ЗАО «Дюрал»

2.1. Технико-экономическая характеристика ЗАО «Дюрал».............................36

2.2. Оценка организации бухгалтерского учёта и внутреннего контроля товарных операций ЗАО «Дюрал»................................................................43

2.3. Проведение аудита операций по реализации товаров……………….…...52

Глава 3. Рекомендации по организации учёта и проведению аудита операций по реализации товаров в ЗАО «Дюрал»

3.1. Предложения по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки…………..…………..………...........................................................60

3.2. Повышение эффективности учета реализации товаров в ЗАО «Дюрал»...................................................................................................68


Заключение………………………………………………………………………….77

Библиографический список……………………………………..............................83

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 599.00 Кб (Скачать документ)

     В третьей главе предложены рекомендации, направленные на повышение эффективности  организации учета операций по реализации товаров ЗАО «Дюрал», а также даны рекомендации по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки.

     Работа  выполнена на 81 странице основного  текста, содержит 2 рисунка, 13 таблиц и  список библиографических источников из 41 наименования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы организации  учёта и проведения аудита деятельности торгового предприятия 

    1. Анализ  законодательных  актов, регламентирующий учёт операций по реализации товаров
 

     Не  для кого не секрет, что отечественные стандарты учета, отчетности и аудита разработаны на основе международных. В соответствии с «Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» в период с 2008 – 2010 гг. все хозяйствующие субъекты должны будут перейти на международные стандарты консолидированной финансовой отчетности, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.

     Сегодня, отечественные законодатели ориентируются  на международные стандарты (МСФО) и  американские (GAAP). Специалисты в области исследования международных стандартов, отмечают, что американские стандарты детальнее и четче, но гораздо объемнее и жестче, чем международные. МСФО проще и либеральнее, но расплывчаты и нестабильны.1

     Американские  стандарты примерно на 40 лет старше международных. Их история восходит к началу 30-х годов прошлого века, когда после крушения фондового рынка и Великой депрессии правительство США столкнулось с проблемой защиты инвесторов. Одной из мер этой защиты стала разработка требований к раскрытию достоверной информации о компаниях для объективной оценки их финансового состояния. С тех пор американские стандарты совершенствовались и изменялись, следуя за развитием бизнеса. А потому гораздо более проработаны и практичны, чем МСФО. 

     МСФО  как более молодые стандарты  подвержены постоянному развитию, что  обусловливает их нестабильность: частые изменения и выход новых документов.

     Стоит отметить, что в рамках программы  сближения МСФО и US СААР, начавшейся в сентябре 2002 года, намечено создание на их базе единой системы высококачественных мировых стандартов отчетности. Однако ожидать этого в ближайшие 15-20 лет не приходится. И вовсе не из-за отсутствия понимания между стандартоустанавливающими органами, а по причине большого количества расхождений и разного подхода к разработке стандартов.

     На  сегодняшний день в России МСФО и  US СААР одинаково популярны. Американская система учета стала, по сути, наднациональной: она признаётся на фондовых биржах США, а это больше половины мирового фондового рынка. Поэтому публичные компании нефтяного сектора («ЛУКОЙЛ», «Сибнефть», «Татнефть» и др.), рассматривающие финансовый рынок США как приоритетный, составляют отчетность по американским стандартам.

     Другие  крупные компании, больше ориентированные  на европейский или азиатский  рынок («Газпром», РАО «ЕЭС», «СУАЛ», «АвтоВАЗ» и т. п.), отдали предпочтение МСФО как отчетности, которая признается в этих регионах без корректировок или с небольшими оговорками.

     Таким образом, ответ на вопрос, что предпочесть, на сегодняшний день во многом зависит  от того, на какие рынки ориентируется  компания.

     Исследуемый раздел учета – операции по реализации товаров, отдельного нормативного документа, регламентирующего методику учета таких операций в Российской Федерации не имеет. Отдельные положения по учету реализации отражены в ПБУ 9/99 «Доходы организации». Так, доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка).

     В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связанно с этой деятельностью (арендная плата).

     В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности).

     В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение  которых связано с этой деятельностью.

     Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим (операционным) доходам.

     Выручка принимается к бухгалтерскому учету  в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

     Если  величина поступления покрывает  лишь часть выручки, то выручка, принимаемая  к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской  задолженности (в части, не покрытой поступлением).

     Величина  поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления и (или) дебиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов.

     При продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.

     Также в соответствии с п. 6.7 ПБУ 9/99 определено, что при образовании в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов сомнительных долгов величина выручки не изменяется.

     Такой вопрос, как момент перехода права собственности, в Российской Федерации регулируется Гражданским кодексом.

     Рассматривая  зарубежную практику следует отметить, что моментом признания выручки  в соответствии с МСФО признается момент перехода значительных рисков и выгод, связанных с собственностью на товары. Вопрос признания выручки рассматривается в рамках отдельного стандарта МСФО 18 «Выручка». В американских стандартах выручка признается в момент получения денежных средств (их эквивалентов) или когда с достаточной долей уверенности можно говорить о вероятности их получения. US GAAP содержит множество регламентов, посвященных как общим правилам признания выручки, так и специфическим вопросам отдельных видов сделок.2

     В таблице 1 представлены МСФО, у которых  нет аналогов в российских положениях  по  бухгалтерскому  учету.  Как  видно  из представленных данных

     Таблица 1.1

МСФО, у  которых нет аналогов в российских ПБУ

Номер ФСФО Название стандарта
1 2
МСФО 1 Первое применение МСФО
МСФО 2 Выплаты долевыми инструментами 
 

Продолжение табл. 1.1

1 2
МСФО 3 Объединения бизнеса 
МСФО 4 Договоры страхования 
МСФО 7 Отчет о движении денежных средств 
МСФО 17 Аренда
МСФО 18 Выручка
МСФО 26 Учет и отчетность по пенсионным планам
МСФО 27 Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность
МСФО 28 Инвестиции  в ассоциированные компании
МСФО 29 Финансовая  отчетность в гиперинфляционных  экономиках
МСФО 30 Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и  аналогичных финансовых учреждений
МСФО 33 Прибыль на акцию
МСФО 34 Промежуточная финансовая отчетность
МСФО 36 Обесценение активов
МСФО 40 Инвестиции  в недвижимость
МСФО 41 Сельское хозяйство
 

в табл.1, в отечественной практике отдельный  стандарт, посвященный вопросам учета  выручки от реализации продукции, отсутствует. Из чего следует, что в ближайшее время мы должны ориентироваться на очередное реформирование отечественного законодательства, регламентирующего вопросы учета операций по реализации продукции и отражения данной информации в отчетности.

     Одной из основных проблем развивающейся экономики является инфляция. Инфляционные процессы напрямую влияют на реализацию продукции. Президент зачитал уже огромное количесвто ежегодных посланий Федеральному собранию, и слово «инфляция» произнес не одну сотню раз. Возможно, именно поэтому планы денежных чиновников по удержанию роста цен, как правило, не выполняются. Не стал исключением и 2010 год – инфляция снова будет двузначной. По прогнозу отечественных экономистов, прирост потребительских цен составит около 18 процентов, между тем в плане на год значились гораздо более скромные 8-9. Никто, однако, своих должностей не потеряет. Более того, председатель Центрального банка Российской федерации досрочно заручился поддержкой Владимира Путина на следующие четыре года. Но думается, президент в последний раз был столь лоялен к срыву плана по инфляции. 24 августа 2010 г. он потребовал разработать дополнительную программу антиинфляционных мер. Доля сарказма («Было бы правильно, если бы правительство подумало...») не оставляет сомнений: чиновники получили политический импульс достаточной силы.3

     Российской  экономике мешает развиваться инфляция издержек, а не инфляция спроса. Между  тем антиинфляционная политика Минфина  и Центрального банка явно била по второй. Власти максимально ограничивали рост денежной массы, а также бюджетных расходов. Только за 2009 год ЦБ РФ пришлось скупить более 60 млрд. поступивших в страну нефтяных, металлических и других долларов, но на широкий потребительский рынок эти деньги не выплеснулись. Рубли достаточно эффективно абсорбировались в Стабилизационном фонде. Однако инфляция все равно зашкалила. Причина: правительство шло на поводу у монополий и позволяло им увеличивать тарифы опережающими темпами. Так, в августе 2008 года В. В. Путин разрешил формировать тарифы ЖКХ на бездотационной основе. В итоге за 9 месяцев 2009 года мы увидели рост тарифов ЖКХ на 31,7 процента. Ошибка научила кабинет: теперь издержки монополий жестко контролируются. Рост цен на природный газ в 2009 году ограничен 11 процентами, электроэнергии и железнодорожных перевозок - 7,5 процентов.

     С большим опозданием правительство  начнет регулировать рынок бензина, подорожавшего за 9 месяцев на 15,6 процента. Правда, ценам на бензин как антиинфляционной мере пока уделяется пониженное внимание. Оно заключается лишь в сохранении уровня акциза на моторные топлива и масла на уровне 2009 года. Между тем рынку не повредили бы снижение акциза и антимонопольные меры. Ведь бензин - генератор инфляции. Если растут тарифы ЖКХ, это находит прямое отражение в индексе потребительских цен, а если дорожает бензин, влияние будет еще и косвенное. Следовательно, замораживание (как минимум) стоимости автомобильного топлива ударит по ценам сильнее, чем полезные, но долгосрочные меры по повышению нашей склонности к сбережению. Если правительство обуздает цены на топливо и тарифы ЖКХ, в 2011 году мы впервые увидим инфляцию на уровне в 8-9 процентов.

Информация о работе Совершенствование организации учета и аудита деятельности торгового предприятия