Совершенствование организации учета и аудита деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:58, дипломная работа

Описание

Цель исследования – разработать и обосновать комплекс мер, направленных на повышение эффективности организации учета и аудита деятельности торгового предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:

1.Обобщить теоретические основы организации учета и аудита деятельности торгового предприятия.
2.Проанализировать содержание нормативных документов, регламентирующих организацию учета и аудит операций по реализации товаров.
3.Дать технико-экономическую характеристику исследуемого предприятия.
4.Оценить организацию бухгалтерского учета и внутреннего контроля торгового предприятия.
5.Разработать рекомендации по совершенствованию организации учета операций по реализации товаров.
6.Разработать рекомендации по устранению выявленных нарушений и усилению контроля деятельности торгового предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...............3


Глава 1. Теоретические основы организации учёта и проведения аудита деятельности торгового предприятия

1.Анализ законодательных актов, регламентирующий учёт операций по реализации товаров………………….....…………………………………......8
2.Организация синтетического, аналитического и налогового учёта деятельности торгового предприятия…………………………………......15
3.Основные этапы аудиторской проверки товарных операций…...............27
Глава 2. Организация учёта и аудит операций по реализации товаров в ЗАО «Дюрал»

2.1. Технико-экономическая характеристика ЗАО «Дюрал».............................36

2.2. Оценка организации бухгалтерского учёта и внутреннего контроля товарных операций ЗАО «Дюрал»................................................................43

2.3. Проведение аудита операций по реализации товаров……………….…...52

Глава 3. Рекомендации по организации учёта и проведению аудита операций по реализации товаров в ЗАО «Дюрал»

3.1. Предложения по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки…………..…………..………...........................................................60

3.2. Повышение эффективности учета реализации товаров в ЗАО «Дюрал»...................................................................................................68


Заключение………………………………………………………………………….77

Библиографический список……………………………………..............................83

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 599.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, на операции по реализации влияет множество факторов, одни из которых  зарождаются на уровне фирмы, а другие имеют макроэкономическое происхождение. Поэтому, необходимое освещение данного раздела учета должно происходить как на уровне конкретного предприятия – в учетной политике, так и на федеральном уровне – соответствующие положения по бухгалтерскому учету. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Организация синтетического, аналитического и налогового учёта деятельности торгового предприятия 

      Реализация  приобретенных для перепродажи товаров, представляет собой важнейший показатель деятельности торгового предприятия. Ведь                     именно реализацией завершается оборот средств торгового предприятия. В результате реализации торговое предприятие получает оборотные средства, необходимые для возобновления нового цикла процесса перепродажи. Реализация продукции может осуществляться путем отгрузки товаров в соответствии с заключенными договорами или путем продажи через собственные розничные подразделения.

      Согласно  статье 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности  на продукцию, приобретаемую в соответствии с договором, возникает у покупателя с момента ее передачи.

      Право собственности у приобретателя  вещи по договору возникает с момента  ее передачи, если иное не предусмотрено  законом или договором.

      В соответствии со статьей 224 ГК РФ передачей  продукции признается вручение ее покупателю, сдача перевозчику или в организацию связи, для отправки покупателю.

      Реализуемые товары считаются врученными покупателю с момента ее фактического поступления во владение покупателя или указанного им лица.

      К передаче товаров приравнивается передача на нее товаросопроводительных документов.

      Для отражения в учете (и в бухгалтерском  и в налоговом) операции по реализации товаров необходимо иметь документальное подтверждение перехода права собственности на эти товары к покупателю. Этим подтверждением выступают различные первичные документы: накладные, товаротранспортные накладные, акты приема-передачи и так далее.

      Для учета реализации продукции в бухгалтерском учете организации используется счет 90 «Продажи» субсчет «Выручка».

      По  общему правилу операции по реализации товаров в бухгалтерском учете организации-продавца отражаются в момент ее отгрузки (исключение составляет лишь реализация продукции по договорам с особым переходом права собственности).

      Для этого в бухгалтерском учете  используется запись: Д 62 – К 90/1 – отгружены товары покупателю.

      Одновременно  производится списание себестоимости отгруженных товаров. Если производственная организация ведет учет товаров для перепродажи по фактической себестоимости, то в учете списание                отражается:

      Д 90/2 – К 41 – списаны товары по фактической себестоимости.

      В соответствии с нормами главы 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации являются объектами налогообложения, следовательно, если организация является плательщиком данного налога, то она обязана исчислить НДС с суммы реализации, согласно статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.

      Статья 167 НК РФ, определяющая в законодательстве по НДС момент определения налоговой базы, с 1 января 2006 года значительно изменена Федеральным законом №119-ФЗ. Указанный закон с 1 января 2006 года отменил ранее используемый в целях налогообложения НДС метод по мере поступления денежных средств (по мере оплаты), следовательно, с указанного момента в России все налогоплательщики НДС в качестве момента определения налоговой базы будут использовать только метод «по мере отгрузки».

      Для этого в бухгалтерском учете  используется следующая корреспонденция счетов бухгалтерского учета: Д 90/3 – К 68 – начислен НДС с реализации продукции (товаров).

      В себестоимость отгруженных и реализованных товаров включаются и коммерческие расходы. В соответствии с Инструкцией по применению              Плана счетов бухгалтерского учета, организации, осуществляющие торговую деятельность на счете 90/2 «Себестоимость» отражают следующие виды расходов: «…на затаривание и упаковку товаров на складах; по доставке товаров на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения товаров в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы».

      Их  списание осуществляется записью по дебету счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость».

      Затем сопоставлением дебетового и кредитового  оборота по счету 90 «Продажи» определяется финансовый результат от реализации.

      Торговое предприятие может реализовывать свою продукцию не             только «смежникам» или «оптовикам», но и торговать в розницу в             специально открываемых торговых подразделениях. Для производственных организаций легкой промышленности такая форма реализации уже                       стала привычной, ведь основными видами изготавливаемых изделий в               легкой промышленности являются именно товары народного                    потребления.

      Нужно отметить, что такая форма торговли имеет массу преимуществ,             в частности, увеличивается рынок сбыта, имеется возможность получать оперативную информацию о потребительском спросе на изготавливаемую продукцию, ускоряется процесс получения выручки и так далее. Но наряду с «плюсами» такой реализации, имеются и «минусы». Открытие специального подразделения означает, что промышленное предприятие фактически становится многопрофильным, то есть помимо основной деятельности (производство продукции) осуществляет непосредственно и торговую деятельность.

      Аудиторская практика показывает, что зачастую такие организации неверно отражают реализацию собственной продукции  через торговое подразделение организации, используя схему реализации с  применением счетов 41 «Товары», 42 «Торговая наценка», 44 «Расходы на продажу». Использование такой схемы является ошибочным, она приемлема только в               том случае, если торговое подразделение промышленного производственного предприятия, помимо собственной продукции осуществляет реализацию покупных товаров.

      Такая точка зрения основана на Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета. В отношении счета 41 «Товары» данный документ содержит следующее положение: «Счет 41 «Товары» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи. Этот счет используется в основном организациями, осуществляющими торговую деятельность, а также организациями, оказывающими услуги общественного питания.

      В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, счет 41 «Товары» применяется в случаях, когда какие-либо изделия, материалы, продукты приобретаются специально для продажи или когда стоимость готовых изделий, приобретаемых для комплектации, не включается в себестоимость проданной продукции, а подлежит возмещению покупателями отдельно»

      Как видим, на счете 41 «Товары» учитываются именно приобретенные ценности, а не изготовленные самостоятельно.

      Кроме того, в пункте 219 Методических указаний №119н указано, что бухгалтерский учет движения готовой продукции в подразделениях, осуществляющих торговую деятельность, ведется по счету «Готовая продукция» на отдельном субсчете «Готовая продукция в неторговой организации». 

      Передача  готовой продукции из основной деятельности в                 подразделение организации, осуществляющей торговую деятельность, учитывается по счету «Готовая продукция» как внутреннее перемещение.

      Списание  готовой продукции из основной деятельности организации производится по фактической себестоимости».

      Исходя  из этого торговые подразделения  промышленных производств (магазины, павильоны, торговые дома и так далее) обязаны  вести учет готовой продукции, переданной для реализации только с применением счета                                 43 «Готовая продукция».

      Передача  готовой продукции в торговое подразделение для реализации оформляется  требованием-накладной (форма № М-11), утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30 октября 1997 года №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и                 быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве», а              их реализация и передача покупателям – накладной формы                                          № М-15.

      При   передаче  готовой   продукции   в  магазин в бухгалтерском учете производственной организации делается следующая бухгалтерская                           запись: к счету 43 «Готовая продукция» можно открыть субсчет 43/1                   «Готовая продукция в неторговой организации». Д 43/1 – К 43 -                        отражена стоимость готовой продукции, переданной для реализации                             в магазин.

      Операции  по реализации готовой продукции  покупателям отражаются в бухгалтерском  учете следующим образом:

      Д 50 – К 90/1 – отражена наличная выручка, поступившая от покупателей;

      Д 90/3 – К 68- начислен НДС с реализации;

      Д 90/2 – К 43 – списана себестоимость реализованной продукции собственного производства;

      Д 90/2 – К 44 – отражены расходы, связанные с реализацией продукции через структурное подразделение.

      Сопоставлением  дебетового и кредитового оборотов по счету 90 «Продажи» определяется финансовый результат: Д 90/9 – К 99 – отражена прибыль от реализации продукции, и наоборот, при отражение убытка, полученного от реализации продукции, работ, услуг.

      Вышеприведённые бухгалтерские записи используются при отражении операций за наличный расчет. Однако, не редки случаи, когда в розничной торговле материальные ценности приобретаются представителями юридических лиц или индивидуальными предпринимателями (для осуществления предпринимательской деятельности). При продаже указанным категориям покупателей используется следующая корреспонденция: Д 51 – К90/1 – отражена выручка от реализации готовой продукции, переданной для реализации в магазин.

      При этом, по требованию покупателя (юридического лица или индивидуального предпринимателя) работники магазина должны в обязательном порядке выдать все необходимые документы, а именно счет-фактуру, накладные и документы об оплате.

      Во  всех случаях при реализации готовой  продукции за наличный расчет организации обязаны применять контрольно-кассовую технику. Такое требование установлено Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

      При реализации готовой продукции через  структурное подразделение (магазин, торговый дом, павильон) организации  могут использовать следующие первичные  документы:

  • «Товарный отчет»;
  • «Ведомость движения готовой продукции и товаров».
 
 

      Формы указанных документов содержатся в  Приложении № 5 к Методическим указаниям №119н по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».

      Товарный  отчет состоит из двух разделов: «А» и «Б». В разделе «А» отражается движение готовой продукции и покупных товаров, в разделе «Б» - движение наличных денежных средств. Составляется указанный отчет либо заведующим торговым подразделением, либо материально-ответственным лицом в двух экземплярах. Период, за который составляется товарный отчет, не должен превышать 1 календарный месяц. Как правило, в торговых подразделениях эти документы составляются подекадно.

Информация о работе Совершенствование организации учета и аудита деятельности торгового предприятия