Теоретические аспекты формирования условий труда и дисциплины в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 08:46, курсовая работа

Описание

Условия труда необходимо понимать как результат действия множества взаимосвязанных факторов производственного и социально-психологического характера. Потому, проводя мероприятия по улучшению условий труда на предприятии, высшему руководству надо учитывать все факторы условий труда. От этого зависит эффективность проводимых мероприятий.
В ходе написания курсовой работы было проведено исследование в области условий труда в магазине «Октябрь».

Работа состоит из  1 файл

готово.docx

— 529.21 Кб (Скачать документ)

При семичасовом рабочем  дне устанавливают шестидневную рабочую неделю с одним выходным днем. В магазине с восьмичасовым  рабочим днем продолжительность  рабочей недели составляет обычно пять дней с двумя выходными днями.  Общая продолжительность рабочего времени  за неделю – 40 ч.

Если в магазине полуторасменный  режим работы (11 ч в день), то для  работников устанавливается рабочий  день продолжительностью 8 ч с двумя  выходными днями. В исключительных случаях, когда невозможно установить рабочий день нормальной продолжительности, для продавцов и контролеров- кассиров разрешается применять  суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность рабочего дня не должна превышать 11 ч 30 мин  при обязательном предоставлении отдыха на следующий день. Общее количество рабочих часов в месяц должно быть такое же, как и других работников. Перевод работников на суммированный  учет рабочего времени осуществляется по согласованию с профсоюзным комитетом.

В том случае, если магазин  работает в полторы или две  смены и в течение дня имеет  неравномерный поток покупателей, то для всех работников может устанавливаться  ленточный график выхода на работу. Такой график предусматривает выход  на работу не всех работников одновременно, а группами в разные часы дня. Чаще всего такие графики применяются в продовольственных магазинах.

Рассчитанная среднесписочная  численность продавцов может  быть уменьшена с учетом того, что  часть их работы может выполняться  заведующими отделами, их заместителями. Численность работников мелкорозничной сети определяется с учетом режима их работы. Но при этом следует иметь  в виду, что при определении  численности продавцов и кассиров целесообразно учитывать и такие  факторы, как интенсивность покупательских потоков, спрос населения, его сезонность, а также применение современных  технологий продажи товаров.

На основе расчета плановой численности работников составляется штатное расписание и производится расчет фонда заработной платы. Штатное  расписание представляет перечень всех должностей с указанием количества работников и предусмотренных ставок и окладов (при тарифной системе  оплаты труда) либо коэффициентов возрастания  заработной платы (при бестарифной  системе оплаты труда).

Совершенствование организации  труда в магазине неразрывно связано  с улучшением условий труда работников, которые в значительной мере определяют их работоспособность и утомляемость. Добиться улучшений условий труда  можно внедрением средств механизации  тяжелых и трудоемких работ, улучшением санитарно-гигиенических, бытовых и  эстетических условий труда, обеспечением охраны труда и строгим соблюдением  техники безопасности.

Улучшению условий труда  работников магазина во многом способствует широкое применение тары-оборудования для доставки товаров в розничную  торговую сеть, внедрение средств  механизации погрузочно-разгрузочных работ и внутримагазинного перемещения  товаров, механизация операций, связанных  с подготовкой товаров к продаже  и их отпуском, а также учетно-вычислительных операций.

Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и отопления. В торговом зале и  других помещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура  воздуха. Температура воздуха в  торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года должна быть в пределах 17-22'C, в теплый период - не превышать 28'C. Согласно санитарным нормам скорость движения воздуха в  помещениях в теплый период года может  быть в пределах от 0,3 до 0,5 м/с, в холодный - не более 0,3 м/с. Система вентиляции и отопления должна предусматривать  равномерное распределение воздуха  в помещениях магазина. Относительная  влажность воздуха в холодный периоды года не должна превышать 75 %, в теплые период года она может  быть в пределах от 55 % (при 28'C) до 75 % (при 24'C).

Особые требования предъявляются  к освещению магазинов. Оно должно быть равномерным, достаточно интенсивным, но не ослепляющим. Важно, чтобы освещение  не искажало фактический цвет товаров. Рабочие места фасовщиков, продавцов  гастрономических товаров, контролеров-кассиров должны освещаться в 1,5-2 раза интенсивнее, чем остальная часть торгового  зала.

В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в воздухе не должна превышать 10 мг/м3. Снизить концентрацию пыли можно при помощи вытяжной вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т. д., используют пылесосы.

Неблагоприятное воздействие  на организм человека оказывает шум. Он приводит к переутомлению работников, развитию различных заболеваний. Основными  источниками шума в магазинах  являются транспортеры, холодильные  и вентиляционные установки, а также  некоторые другие виды торгово-технологического оборудования. Шум оказывает отрицательное  воздействие не только на работников магазина, но и на покупателей. Предельно  допустимый уровень шума для торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ.

Улучшению условий труда  работников торговли, повышению культуры обслуживания покупателей способствуют также соблюдение требований технической  эстетики при организации рабочих  мест и оформлении интерьеров, а  также строгое соблюдение санитарно-гигиенических  условий труда. Магазины должны располагать  необходимыми санитарно-техническими устройствами и бытовыми помещениями.

На производительность труда  работников магазина, качество обслуживания покупателей существенное влияние  оказывает микроклимат в его  коллективе. Благоприятный микроклимат  в коллективе предполагает доброжелательное отношение работников друг к другу, дружную работу, взаимовыручку и т. д. Он во многом зависит от характера и стиля руководства коллективом магазина.

Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление  комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических  мероприятий, позволяющих рационализировать  торгово-технологический процесс, эффективнее  использовать торговые и другие площади, создать благоприятные условия  труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения.

Различают индивидуальную и  бригадную формы организации  труда. При индивидуальной форме  организации труда работник магазина используется на определенном участке  торгово-технологического процесса, на него возлагается личная ответственность  за сохранность товарно-материальных ценностей, обслуживание покупателей  и т. д. Бригадная форма организации  труда предполагает объединение  работников в бригады в пределах отдела, секции и т. д. Они несут  общую ответственность за результаты работы.

Численность работников и  структура штата магазина зависят  от типа предприятия и размера  его торговой площади, объема, условий  и режима работы, методов продажи  товаров, количества рабочих мест и  других показателей, влияющих на трудоемкость выполняемых работ.

В связи с этим, важное значение имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает  наиболее целесообразную расстановку  работников для выполнения торгово-технологических  операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными  формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.

Функциональное разделение предполагает обособление отдельных  функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого  признака весь персонал розничного торгового  предприятия подразделяется на три  категории: управленческий, основной или  торгово-оперативный, и вспомогательный.

Общее руководство магазином  осуществляет директор (заведующий), он же руководит планово-экономической  работой, занимается подбором кадров и  организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику  безопасности и пожарную безопасность. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

Бухгалтер принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

Товароведы выполняют  основные функции в области коммерческой работы и организации торговли. В  них входят изучение спроса населения  на товары, заключение договоров с  поставщиками и контроль за их выполнением, подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Они же организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т. д.

В обязанности продавцов  входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового  оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного  состояния), подготовка товаров к  продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.

Контролер-кассир готовит  рабочее место к выполнению расчетных  операций (проверяет исправность  контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную  монету и т. д.), выполняет расчетные  операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т. д.

Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин  в надлежащем санитарно-гигиеническом  состоянии. В эту категорию входят рабочие, младший обслуживающий  персонал (уборщицы), фасовщики, электромонтеры, техники и т. д.

Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам магазина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более  глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производительному  обслуживанию покупателей.

Разделение труда по квалификационному  признаку основывается на распределении  обязанностей работников магазина в  соответствии с их квалификацией. Соотношение  количества продавцов различной  квалификации в розничном торговом предприятии зависит от ассортимента реализуемых товаров. Так, чем большую  долю в товарообороте занимают сложные  по характеру отпуска товары, тем  большее число продавцов высокой  квалификации должно быть в штате  магазина.

Одно из основных направлений  совершенствования организации  труда в магазине — улучшение  организации и обслуживания рабочих  мест. Организация и обслуживание рабочих мест должны обеспечивать персоналу  магазина благоприятные условия  для эффективного использования  рабочего времени и оборудования, повышения производительности труда. Этому способствует:

- правильное оснащение рабочего места соответствующим оборудованием и инвентарем и удобное его размещение;

- бесперебойное обеспечение рабочих мест товарами, упаковочными материалами и т. д.;

-  размещение рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполнения торгово-технологических операций;

- создание нормальных условий труда, оптимальная окраска стен, оборудования и приспособлений.

Большое значение имеет планировка рабочих мест. Она представляет собой  размещение на определенной площади (в  зоне приложения труда) функционально  связанных между собой элементов  технологии, оборудования, организационной оснастки (рабочей мебели) и инвентаря, необходимых для осуществления торгово-технологического процесса. Длина фронта рабочих мест дифференцируется в зависимости от ассортимента и степени сложности реализуемых товаров, от интенсивности покупательских потоков и частоты покупок.

Обслуживание рабочих  мест связано с выполнением подготовительно -заключительных, транспортных и хозяйственно -бытовых функций.

Подготовительно-заключительные функции включают:

-  подготовку товаров к продаже;

- проверку полноты ассортимента товаров и его пополнение на оборудовании;

-  подготовку инвентаря и размещение его в рабочей зоне;

-  выкладку товаров;

-  подготовку кассовой машины к работе;

-  подсчет общей суммы выручки и сдачу ее в установленном порядке;

-  уборку рабочего места.

Транспортные функции  предусматривают внутримагазинное перемещение товаров и освободившихся упаковки и тары.

Выполнение хозяйственно-бытовых  функций должно обеспечивать рабочие  места необходимым оборудованием, инвентарем, упаковочными материалами  и форменной одеждой.

К важным факторам повышения  эффективности труда работников розничных торговых предприятий  относится его нормирование, которое  позволяет установить рациональную численность и структуру штата  работников, эффективно использовать оборудование и рабочее время, повысить материальную заинтересованность работников в результатах своего труда.

Рациональная организация  труда работников магазина не возможна без нормирования затрат времени  на выполнение торгово-технологических  операций. Рабочий день работников магазина складывается из времени работы и перерывов. Время работы затрачивается  на выполнение подготовительно -заключительных, основных и вспомогательных операций.

Информация о работе Теоретические аспекты формирования условий труда и дисциплины в организации