Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:54, дипломная работа
Введение, Три главы характеристика организаци на материалах которой писалась дипломная работа Закключение
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕОРИЯ УЧЕТА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ на предприятии
1.1.
Формы и виды расчетов в хозяйственной деятельности предприятия.
7
1.2.
Расчетные отношения с контрагентами предприятия как источник образования дебиторской и кредиторской задолженности
13
1.3.
Нормативное регулирование дебиторской и кредиторской задолженности. Инвентаризация расчетов
17
ГЛАВА 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТРАЖЕНИЕ В ОТЧЕТНОСТИ дебиторской и кредиторской задолженности ООО «ЛАДА»
2.1.
Организационно – экономическая характеристика ООО «Лада»
22
2.2.
Организация бухгалтерского учёта дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Лада»
27
2.3.
Синтетический и аналитический учет движения дебиторской и кредиторской задолженности. Инвентаризация расчетов
33
2.4.
Отражение дебиторской и кредиторской задолженности в отчетности ООО «Лада»
52
ГЛАВА 3.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ООО «ЛАДА»
3.1.
Оценка уровня организации бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Лада»
60
3.2.
Анализ движения дебиторской и кредиторской задолженности и эффективности управления ими
65
3.3.
Рекомендации по совершенствованию организации бухгалтерского учета ООО «ЛАДА»
83
3.3.
Информационные технологии в организации эффективного учета дебиторской и кредиторской задолженности
93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
96
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы
100
приложения
104
бухгалтер по расчетам с персоналом (зарплата и налоги, связанные с ней) и по налоговым платежам – расчет и учет оплаты труда, начисление и уплата налоговых платежей, контроль за трудовым распорядком и уровнем налогообложения организации;
бухгалтер по расчетам (денежное движение) с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, контроль исполнениЯфинансовой дисциплины в расчетах, участие в ревизиях и инвентаризациях дебиторской и кредиторской задолженности;
бухгалтер ГСМ – учет движения (поступление, расход) ГСМ и контроль за соблюдением дисциплины, участие в ревизиях и инвентаризациях,
бухгалтер-кассир – организация и ведение учета в кассе, участие в ревизиях и инвентаризациях.
В ООО «Лада» бухгалтерский учет компьютеризирован, основан на работе с прикладными программами, основой которых является «база данных» (data base). К базам данных вплотную примыкают электронные таблицы, прежде всего Microsoft Excel. Бухгалтер или кассир сам задает способ вычисления значений в том или ином столбце или строке. Сейчас в ООО используется бухгалтерская программа «1С: Бухгалтерия» последней версии.
Основным руководящим документом по организации и ведению бухгалтерского учета в ООО «Лада» является учетная политика, разработанная в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Учетная политика утверждается приказом руководителя ежегодно. В ней отражены практически все основные разделы по учету имущества и обязательств, а также:
̶ рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, обязательные для ведения в ООО;
̶ формы первичных учетных документов, обязательные к применению для оформления хозяйственных операций, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
Изменение в учетной политике производится в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработку новых способов ведения бухгалтерского учета. Изменения учетной политики вводятся с начала финансового года.
В течение отчетного года организация поквартально, нарастающим итогом, представляет промежуточную консолидированную отчетность в виде бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря. Годовая отчетность предоставляется в течение 90 дней по окончании года, а квартальная – в течение 30 дней по окончании отчетного квартала в органы государственной налоговой инспекции и органы государственной статистической отчетности.
Принятая в ООО «Лада» учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики производится в случаях изменения законодательства РФ.
В соответствии с пунктом 10 ПБУ 1/98 принятая организацией учетная политика распространяется на всю организацию как юридическое лицо.
В учетной политике ООО «Лада» присутствуют практически все обязательные элементы учетной политики, которые прямо установлены пунктом 5 ПБУ 1/98.
Учетная политика ООО «Лада» построена в целях налогообложения в соответствии с пунктом 12 ПБУ 1/98 и содержит: способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг.
ООО «Лада» при формировании своей учетной политики учитывает дополнительные требования по составу учетной политики, которые предъявляются и другими ПБУ, такими как ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 14/2000.
Дадим краткое описание методического раздела приказа об учетной политике в ООО «Лада»:
̶ бухгалтерский учет имущества, обязательств, хозяйственных операций ведется на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем непрерывного, сплошного, документального и взаимосвязанного их отражения;
̶ начисление амортизации производится по нормам, утвержденным Постановлением СМ от 20.10.90г.;
̶ списание используемых в производстве материальных ценностей производится по методу средневзвешенной цены;
̶ бухгалтерский учет выручки от реализации продукции, работ, услуг ведется по «отгрузке». Выручка от реализации и фактический результат для целей налогообложения учитывается «отгрузке»;
̶ бухгалтерский учет ведется по материально – ордерной форме с элементами машинной обработки учетной информации.
Приведем оговоренные в учетной политике способы ведения бухгалтерского учета расчетов в ООО «Лада»:
̶ учет денежных средств вести в соответствии со следующими нормативными документами: Инструкция о безналичных расчетах, утвержденная ЦБ РФ от 9 июля 1992 г. №14; Порядок ведения кассовых операций в РФ. Инструкция ЦБ РФ от 4 октября 1993г. №18 с соответствующими дополнениями; Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, ЦБ РФ от 5 января 1998 г. №16 и других нормативных документов;
̶ с расчетного счета или из кассы выдаются авансы наличными деньгами под отчет соответствующим должностным лицам в размерах не более 10000 тыс. руб. и на срок, не более 14 дней;
̶ аналитический учет расчетов с покупателями - в ведомости 17 «Отгрузка и реализация продукции в порядке плановых платежей»;
̶ аналитический учет расчетов с поставщиками в порядке плановых платежей ведется в ведомости 5. В ней для каждого поставщика отводятся несколько строк исходя из возможного числа операций за отчетный период. Месячные итоги переносятся в журнал – ордер 6;
̶ расчеты с бюджетом. Расчеты с бюджетом учитываются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Синтетический и аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется в журнале-ордере 8 по видам платежей;
̶ платежи в фонды социального страхования и обеспечения. Учет производится на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Синтетический и аналитический учет ведется в журнале-ордере 8 по видам платежей;
̶ расчеты по претензиям. Для этого используется счет 91 «Прочие доходы и расходы» по субсчетам. По дебету этого счета отражаются списанные или израсходованные средства, но подлежащие возмещению в корреспонденции со счетами: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 26 «Общехозяйственные расходы», 51 «Расчетный счет», 99 «Прибыли и убытки». Кредитуется этот счет на суммы поступивших платежей. Синтетический учет этих расчетов ведется в журнале-ордере 8, а аналитический — в ведомости 7 по каждому дебитору и отдельным претензиям;
̶ расчеты с персоналом. Используются счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
̶ расчеты с разными дебиторами и кредиторами на счете 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами». Синтетический учет расчетов ведется в журнале-ордере 8, а аналитический – в ведомости 7 в разрезе каждого дебитора и кредитора;
̶ отчетная документация. В состав годовой бухгалтерской отчётности включены: а) бухгалтерский баланс — форма №1; б) отчёт о финансовых результатах — форма №2; в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах:
̶ отчёт о движении капитала — форма № 3;
̶ отчёт о движении денежных средств - форма № 4;
̶ приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;
̶ пояснительная записка;
г) специализированные формы, установленные в соответствии с пунктом 30 Положения о бухгалтерском учёте и отчётности в РФ.
Как видим, учетная политика отражает в основных аспектах все разделы бухгалтерского учета расчетов.
Из вышесказанного следует, организация бухгалтерского учета в ООО «Лада» соответствует требованиям нормативных актов и представляет собой достаточно упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о дебиторской (имущество) и кредиторской (обязательства) задолженности и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех расчетных операций.
2.3 Синтетический и аналитический учет движения дебиторской и кредиторской задолженности. Инвентаризация расчетов
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
В общей сумме кредиторской задолженности ООО «Лада» занимают долговые обязательства перед поставщиками за полученные товарно-материальные ценности и услуги.
Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются:
̶ расчетные документы (счета, счета фактуры)
̶ и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ и услуг).
К бухгалтерским проводкам по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» относятся проводки приведенные в табл. 1.
Таблица 1
Бухгалтерские проводки по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | |
1. Отражена стоимость приобретенных отдельных объектов основных средств и нематериальных активов, а также выполненных строительно-монтажных работ по строительству объектов (без НДС) | 08 | 60 |
2. Отражена стоимость принятых к оплате работ производственного характера, транспортных услуг, материалов, сразу потребленных в производстве (газ, вода, электроэнергия и т.п.), а также оказанных услуг (без НДС) | 20,26 | 60 |
3. Отражена стоимость выявленных недостач ценностей и арифметических ошибок в счетах поставщиков | 76-2 | 60 |
4. Отражена сумма НДС, включенная в счет – фактуру по полученным ценностям, принятым работам и услугам | 19 | 62 |
5. Погашение задолженности по безналичным расчетам через счета в банке | 60 | 51 |
6. Погашение задолженности по товарообменным операциям | 60 | 62-1 |
7. Списана кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности | 60 | 91-1 |
На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором счет 60 кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»). Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду электроэнергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов. Учет выданных авансов осуществляется обособленно в отдельных регистрах аналитического учета с целью получения информации о расчетах с конкретными поставщиками и контроля за их состояниями. Суммы выданных авансов перечисляются по платежному поручению с расчетного счета в банках. Эти операции оформляются бухгалтерской записью:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 50, 51, 52, 55.
Перечисленные авансы поставщиками и подрядчиками учитываются по дебету этого счета пока не будут выполнены полностью и документально оформлены поставка материально-производственных запасов или объем предусмотренных договором работ и услуг. За полученные товары и выполненные работы, подтвержденные документально, возникает задолженность перед поставщиками или подрядчиками, которая уменьшается на сумму ранее выданных авансов. При невыполнении договора поставки неиспользованные средства авансов возвращаются поставщиком на расчетный счет покупателя. Возврат поставщиком неиспользованной суммы авансов оформляется бухгалтерской записью:
Дебет 50, 51, 52, 55
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Учёт расчётов у покупателей с использованием векселей ведётся по упрощённой схеме на тех же счетах, на которых отражаются расчёты без использования векселей. Выделение расчётов с использованием векселей осуществляется в аналитическом учёте. Выданные векселя под приобретение товарно-материальных ценностей отражают по К-т 60 «Расчёт с поставщиками и потребителями». Или других подобных счетах.
На этих счетах задолженность, обеспеченная векселем, числится до момента её получения. По мере погашения задолженности по векселям она списывается с Д-т 60 с кредита счетов по учёту денежных средств (50; 51; 52). Векселя с просроченным сроком оплаты отражаются в аналитическом учёте отдельно. Проценты по векселю обычно включают в его номинальную цену. Если проценты по векселю оплачивают сверх номинальной суммы векселя, то величину начисленных процентов отражают:
Кредит 99 « Прибыли и убытки»
Информация о работе Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности