Учет и анализ финансовых результатов коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:55, дипломная работа

Описание

№ п/п
Активы
Отчетный
период на 1.01.2001
Предыдуший год
на 1.01.2000
1
2
3
4
1
Денежные средства и активы в расчетах
14564
10948

Работа состоит из  1 файл

Учет и анализ финансовых результатов банка - диплом КР.DOC

— 674.00 Кб (Скачать документ)

Сейчас после  пяти лет с начало реформы бухгалтерского учета 1997 года в банковской сфере наступил тот момент, когда мы можем подвести и оценить итоги. Это необходимо сделать прежде всего для того, чтобы не допустить повторения ошибок и определить направление развития бухгалтерского учета на будущее.

Банковским  бухгалтером 1997 год запомнился как год сложной и напряженной работы. Это был период интенсивного создания методологической базы учета в Национальном банком. Бухгалтера, имеющие большой профессиональный опыт, начинали заново осваивать бухгалтерский язык, который еще несколько месяцев назад казался таким родным и таким незыблемым. Оказалось, что профессия “бухгалтер” тесно связано с изменениями в экономической жизни, и несвоевременное реформирование системы учета может стать серьезным препятствием на пути к рынку. Рыночное отношения требовали коренного изменения бухгалтерского мышления и кратчайшие сроки. И банковские бухгалтера с честью выдержали это испытание. Ушли в прошлое споры по вопросу применения принципа начисления в бухгалтерском учете, стал привычным отчет о движении денежных средств. Сегодня банковский бухгалтер очень четко чувствует и осознает разницу между налоговым и финансовым учетом. Мы забыли слово “фонды”, которые были основной построения системы централизованного контроля за распределением средств социалистического государства на протяжении семидесяти лет, осуществляемого через бухгалтерский баланс.

1997 году многие  коммерческие банки, в том числе  и Промстройбанк, смогли перевести  свою бухгалтерскую учетную систему  на “международный бухгалтерский язык”. Наконец то нашу финансовую отчетность стали понимать иностранные инвесторы, международные финансовые институты.

Особенностью  проводимой реформы бухгалтерского учета явилось проведения и ее сверху через государственный орган. В странах с развитыми рыночными экономиками бухгалтерский учет в основном не регулируется государством, а подходы, принципы, требования к учетной системе вырабатывались десятилетиями через потребности участников рыночных отношений. В этих странах проводниками идей бухгалтерского учета являются профессиональные союзы бухгалтеров и аудиторов. В нашем государстве роль лидера и ответственность за проведение реформ в банковском секторе взял на себя Национальный банк. Это было вызвано необходимостью укрепления контроля за финансовой отчетностью коммерческих банков, концентрирующих основную массу финансовых средств населения и предприятия.

За период 1996 года по 2000 год Национальный банк разработал и утвердил Постановлениями  Правления ряд нормативных документов, которые сегодня определяют учетную политику коммерческих банков и его собственную.

Он разработал основные методологические документы  для каждого уровня банковской системы, учитывая специфический характер функционирования банковской системы в целом, и  ее отличительные черты функционирования от других отраслей народного хозяйства, учитывало различие целей и задач, стоящих перед коммерческими банками и Национальным банком.

В 2000 году при  поддержке международной организации IBTCI был разработан двух этапный  курс обучения и сертифицирования банковских бухгалтеров при усвоении обязательной сдачи после каждого этапа пятичасового экзамена. Проект IBTCI положительно зарекомендовал себя как с точки зрения учебной программы, основанной на международных стандартах бухгалтерского учета, так и с точки зрения подготовки группы местных преподавателей банковского учета. В настоящее время этот курс проводится в банковском учебном центре.

Те бухгалтера банков, которые прослушали курс по указанной учебной программе, успешно  сдали экзамен и получили соответствующий сертификат, подтвердили в профессионализм бухгалтера банка.

Оглядываясь назад, можно сказать, что за эти  годы совместными усилиями Национального  банка и коммерческих банков реформа  бухгалтерского учета в банковской сфере успешно завершена.

Однако наши успехи не дают основание успокаиваться. Завершение реформа не говорит о  том, что мы всего и можем спокойно пожинать плоды своих трудов. Однажды  посаженный  сад плодоносит долгие годы, но уход за ним требует не только обрезки сухих ветвей и полива, но своевременного обновления больных деревьев, посадки новых пораженцев. Совершенно ясно, что нельзя толкло поддерживать созданную систему, даже если система превосходна. Бухгалтерский учет -это та отрасль науки, которая очень быстро следует за развитием экономики и рыночных отношений и правдиво отражать новое взаимоотношения между субъектами. Просто поддержка существующей системы грозит нам отставанием, следовательно, через десять лет вновь станет проблема очередной реформы бухгалтерского учета, требующей больших материальных затрат и больших физических усилий сотрудников. Таким образом, грамотная политика заключается не столько в поддержке того, что достигли, но и в развитии тех идей и принципов, которые уже заложены, в непрерывном обучении бухгалтеров и аудиторов, в готовности банков к быстрому восприятию всего нового, в обмене опытном и знаниями в этой области посредством “круглых столов” и конференций. Развитие, а не поддержка- вот источник успеха.

В настоящее  время, на мой взгляд, созрело несколько проблем, которые требуют безотлагательного решения.

Во первых, создание большого количества документов в короткие сроки объективно привело  к тому, что данный момент некоторые  позиции, отраженные в разных методических документах, созданных в разное время, пришли в противоречие друг с другом. Между утвержденными стандартами бухгалтерского учета и принятыми Политиками учета не редко встречается несоответствие. Необходимо в ближайшее время провести инвентаризацию нормативных документов на соответствие документов друг другу.

Во-вторых, по прошествии времени с развитием  международных бухгалтерских стандартов подходы к отражению и рассмотрению некоторых вопросов необходимо изменить. Своих коррективов требует, например, политика по учету кредитов.

В-третьих, ряд важных сфер бухгалтерского учета не нашли отражения в политиках или рекомендациях. К ним относятся, в частности, вопросы, связанные с отражением учета налогов, межфилиальных расчетов.

В-четвертых, после принятия Постановления Национальной комиссии по стандартам финансовой отчетности и аудиторской деятельности (в настоящее время Госкомиссии по стандартам финансовой отчетности и аудиторской деятельности) о признании с 2001 года Международных стандартов бухгалтерского учета в качестве национальных стандартов у коммерческих банков возникают вопросы относительно нормативной силы ранее принятых Национальным банком документов по бухгалтерскому учету. С одной стороны согласно по Закону о Национальном банке ст. 52 “О бухгалтерском учете и отчетности” Банку Кыргызстана предоставлено право устанавливать формы и стандарты бухгалтерского учета и отчетности, план счетов коммерческих банков, а с другой стороны- одна из крупнейших аудиторских фирм “Артур Андерсен” выдает аудируемым ими банком два заключения: одно на соответствие Кыргызским стандартом бухгалтерского учета (т.е. на соответствие нормативным документом, принятым Национальным банком), а другое -на соответствие международным стандартом бухгалтерского учета. Два заключения- это признание международной аудиторском фирмой различии в двух системах учета: национальной и международной.

Национальный  банк в очень сложное время  взял на себя огромную ответственность, труд и материальные затраты по разработке основных методологических документов для каждого уровня банковской системы, учитывая специфический характер функционирования, цели, задачи, которые стоят перед Национальным банком и коммерческими банками. А какова сегодня позиция Национального банка относительно дальнейшего развития методологической базы бухгалтерского учета? Возьмет ли Национальный банк на себя и в дальнейшем развитие международных стандартов в банковской сфере с учетом особенности рыночных отношений в государстве? Или Национальный банк изменить свою позицию и предоставить коммерческим банком вырабатывать свою собственную учетную политику, как это принято в развитых странах, в соответствии с Международными стандартами? В этом случае возникает вопрос, а готовый и хотят ли наши коммерческие банки быть самостоятельными в выборе и разработке собственных учетных политик? Совершенно ясно, что собственная разработка учетных политик несет для банков риски искажения финансовой отчетности, столь необходимой как для принятия управленческих решений, так и для привлечение инвесторов. Сейчас эти методологические риски принимает на себя Национальный банк. Кроме того, развитие методологии бухгалтерского учета -это не только ответственное мероприятие, но и существенные будущие материальные затраты коммерческих банков. В настоящее время обучения бухгалтеров международным стандартом происходит практически бесплатно, консультации в Национальном банке по бухгалтерскому учету бесплатные, нормативные документы разрабатываются и присылаются. При изменении Национальным банком своей позиции коммерческим банкам необходимо будет подумать о создании групп бухгалтеров высочайшего класса, владеющих английским языком, имеющим контакт с международными бухгалтерскими объединениями, чтобы поддерживать свои разработки на соответствующим уровня. Либо надо привлекать экспертов- аудиторов, оказывающих такую дорогостоящую услугу, как индивидуальная разработка учетной политики- свода правил, соответствующих международным стандартам и обеспечивающих наилучшие возможности для предоставления финансовой положения банка. В этом случае Национальный банк для обеспечения более плавного перехода к полной свободе выбора учетных политик банками и возможно прийдется изменить статус всех разработанных им ранее стандартов, плана счетов, политик, а в дальнейшем разрабатывать рекомендации по различным бухгалтерским вопросам, которые не носили бы обязательный характер, но позволяли банкам поддерживать свою компетенцию в области собственных бухгалтерских разработок.

Возможен  и другой путь- Национальный банк по прежнему регламентирует бухгалтерский  учет и остается центром научных разработок в области бухгалтерского учета. В этом случае необходимо все документы кратчайшие сроки привести в строгое соответствие с Международными стандартами. Большая работа в этом направлении уже была проделана год назад экспертами международной компании IBCI, которые создали сравнительный анализ банковских стандартов, Кыргызские стандарты бухгалтерского учета и Международных стандартов, который, безусловно, окажет существенную помощь специалистам Национального банка.

 

1.3.2 Задачи дальнейшего усовершенствования бухгалтерского учета.

 

Реформа бухгалтерского учета продолжает вызывать острый интерес  у финансистов и бухгалтеров  предприятии и банков республики, имеются различные мнения о самой  реформе, принципах и стандартах учета. Мне также хотелось бы высказать собственное мнение по данному вопросу.

Благодаря усилиям  Национального банка и помощи международных организаций 1997 год  стал переломным годом в банковском бухгалтерском учете. Зерно, посеянное  в благодатную почву, всегда дает свои здоровые всходы. Несмотря на трудности, возникшие связи с переходом на новое стандарты, банковский сектор справился с поставленной задачей. Однако следует заметить, что новые введенные стандарты несколько отличались от международных, хотя на настоящий момент бухгалтерские стандарты, применяемые в банковском секторе Кыргызстана, являются наиболее приближенными к международным стандартам в сравнении с остальными странами СНГ.

1997 года и  по сей день идет непрерывный  процесс обучения и повышения  квалификации бухгалтеров банковского сектора. Стало делом чести и насущной необходимостью для бухгалтеров пройти обучение и сдать экзамен на значение стандартов бухгалтерского учета в банках. Количество специалистов, успешно сдавших экзамен, растет, что позволяет надеяться и на качественный рост специалистов - бухгалтеров работающих в банках. Ведь став пионерами в освоении международных стандартов, банковские бухгалтера смогут оказать достойную помощь и консультации бухгалтерам, работающим в реальном секторе, на предприятиях.

Не секрет, что при проведении реформу бухгалтерского учета на предприятиях столкнулись  с несколькими препятствиями:

  • Недопониманием со стороны руководителей предприятии важности реформ, которые позволяли бы привести финансовую отчетность в соответствие с международной и говорит на одном языке как с иностранными инвесторами, так и банкирами;
  • Инертностью самих бухгалтеров, проработавших долгое время в рамках строгих установок и требований советского периода, когда не было такого разнообразия в операциях, проводимых самим предприятием;

Достаточно  затратам процессом как самого обучения, так и перестройки и оборудования технологического процесса.

Однако, предприятия, перешедшие на новые стандарты, подтверждают необходимость и правильность подобного  решения.

За три года работы по новым стандартам в банковском секторе появилось достаточное количество бухгалтеров, хорошо разбирающихся в применяемых стандартах. Вслед за этим многие стали задумываться и сравнивать настоящие стандарты с международными. Широкий доступ к международным источникам не только позволяет следить за происходящими изменениями, но и показывает, что реформы бухгалтерского учета- дело постоянное. Меняется мир, меняется отношения политические, за ними экономические, что несомненно, находит отражения в финансовой отчетности предприятии. Мне не хотелось бы проводит границу между бухгалтерским учетом на предприятии и учетом в банке. Так как и те, и другие являются неотъемлемой частью одного целого- экономики. Безусловно, как каждому из них присуща своя специфика операции, но на примере международных стандартов видно, что стандарты представляет собой лишь общее требование по отражению той и иной операции. Так, например, бухгалтерский стандарт по учету кредитных операций должен быть идентичным, как на предприятии, так и в банке, разница лишь в определении того, кто заемщик, а кто кредитор.

Национальным  банком КР проводится дополнительная работа по приведению действующих стандартов в соответствие с международными, которые, свои очередь, постоянно пересматриваются и дополняются с целью адекватного отражения возникающих соответствующих экономических условий и отношений. Не подлежит сомнению, что Национальный банк, как орган, регулирующий деятельность коммерческих банков должен осуществить своего рода контроль за применением стандартов учета коммерческими банками, и оказывать всестороннюю  поддержку в вопросах усовершенствования их применения. Однако не стоит забывать и о самих бухгалтеров банков, которые не только изучают стандарты, но и применяет их на практике. Для гармонического воплощения целей и задач бухгалтерских стандартов необходимо тесное сотрудничество между Национальным банком и бухгалтерами коммерческих банков. В этой связи хотелось бы отметить современность и актуальность решения Национального банка о создании рабочих групп с участием коммерческих банков по пересмотру экономических нормативов, по обсуждению и выработке политик новых для нашего рынка инструментов, таких как СВОП, фьючерс и т.д. Появились пересмотренные, более адаптированные к современным условиям нормативные акты. Тем не менее, при написании политики по учету операций с валютой в части учета СВОП-операций наблюдается потеря цепи в бухгалтерском учете. Для того, чтобы не возникали подобные ситуации, написание любой политики требует участия бухгалтеров коммерческих банков.

Информация о работе Учет и анализ финансовых результатов коммерческого банка