Учет и управление производственными затратами на предприятиях сферы услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:26, курсовая работа

Описание

Рынок – арена менового процесса, на которой действует система сложных социально-экономических отношений. Рынок выступает в качестве способа связи между производителем и потребителями и выявляет степень целесообразности произведённых затрат на тот или иной товар (услугу). При исследовании конъюнктуры рынка главную роль играет цена.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Оценка сферы услуг как специфического объекта учётной деятельности..6
1.1 Анализ мировой и отечественной динамики развития сферы услуг……...6
1.2 Понятие и группировка услуг как объекта учёта. Учётно-экономические особенности предприятий сферы услуг………………………………………..18
1.3 Особенности бухгалтерского учёта в сфере услуг………………………...33
2. Бухгалтерский учёт в сфере услуг: теория и практика, проблемы и перспективы развития…………………………………………………………...46
2.1 Особенности бухгалтерского учёта материальных услуг………………...46
2.1.1 Учёт в салонах красоты и медицинских центрах………………………..46
2.2 Особенности бухгалтерского учёта нематериальных услуг……………...57
2.2.1 Вопросы организации и ведения бухгалтерского учёта на предприятиях, осуществляющих услуги по прокату…………………………………………...57
3. Подготовка управленческой информации для принятия решений………..66
3.1 Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции………………66
3.2 Анализ на основе учета полной себестоимости и Директ-костинга……..80
3.3 Методы ценообразования на основе переменных затрат…………………82
Выводы и предложения…………………………………………………………86
Список использованных источников и литературы…………………………...91

Работа состоит из  1 файл

БУУ.docx

— 259.44 Кб (Скачать документ)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ СПО «Марийский государственный  университет»

Институт экономики, управления и финансов

Кафедра бухгалтерского учета, аудита и налогооблажения

 

 

Курсовая работа

на тему: «Учет и управление производственными затратами на предприятиях сферы услуг»

 

Выполнила: студентка 2 курса

заочной формы обучения

спец.-080109.65-Бухгалтерский учет,

анализ и аудит (сокращенная

образовательная программа)

Григорьева О.А.

 

Проверила: к.э.н., доцент

Рыжова Л.И.

 

 

 

 

Йошкар-Ола,

2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. оценка сферы услуг как специфического объекта учётной деятельности..6

1.1 Анализ мировой и  отечественной динамики развития  сферы услуг……...6

1.2 Понятие и группировка  услуг как объекта учёта. Учётно-экономические  особенности предприятий сферы  услуг………………………………………..18

1.3 Особенности бухгалтерского учёта в сфере услуг………………………...33

2. бухгалтерский учёт в сфере услуг: теория и практика, проблемы и перспективы развития…………………………………………………………...46

2.1 Особенности бухгалтерского  учёта материальных услуг………………...46

2.1.1 Учёт в салонах красоты  и медицинских центрах………………………..46

2.2 Особенности бухгалтерского  учёта нематериальных услуг……………...57

2.2.1 Вопросы организации  и ведения бухгалтерского учёта  на предприятиях, осуществляющих  услуги по прокату…………………………………………...57

3. Подготовка управленческой  информации для принятия решений………..66

3.1 Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции………………66

3.2 Анализ на основе  учета полной себестоимости и  Директ-костинга……..80

3.3 Методы ценообразования  на основе переменных затрат…………………82

Выводы и предложения…………………………………………………………86

Список использованных источников и литературы…………………………...91 

Введение

В настоящее время становится очевидным тот факт, что предпринимательская  деятельность в сфере услуг в  России растёт быстрыми темпами, образуя  при этом обширную отрасль платных  услуг, которая занимает преобладающее  положение в экономике страны. Развитие данного бизнеса и переход на рыночные отношения в этой важнейшей отрасли народного хозяйства привели к возникновению ряда проблем в сфере экономики и учёта: экономика услуг оказалась совершенно непрозрачной, бухгалтерский учёт находится на очень низком уровне и ведётся по устаревшим системам, господствует котловой метод учёта затрат и калькулирования услуг, анализ и контроль практически нигде не проводится, почти во всех подотраслях отсутствует управленческий учёт, обеспечивающий предприятия соответствующими данными для принятия решений, методика расчёта экономически обоснованных цен отдельных видов услуг сферы сервиса, а также оценка риска при их расчёте не находят практического применения.

Решению этих проблем, а также  созданию условий стабильного и  динамичного развития предприятий  сферы материальных и нематериальных услуг в современных условиях способствует наличие развитой системы  бухгалтерского учёта, повышающего осведомлённость в происходящих экономических процессах.

Рынок – арена менового процесса, на которой действует система  сложных социально-экономических  отношений. Рынок выступает в  качестве способа связи между  производителем и потребителями  и выявляет степень целесообразности произведённых затрат на тот или  иной товар (услугу). При исследовании конъюнктуры рынка главную роль играет цена. Цена – фокус, в котором  сходятся силовые поля конъюнктуры  рынка. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра её уровень  может зависеть от психологии поведения  покупателей. Окраска цены, подобно  лакмусу, зависит от конъюнктуры, здоровья экономики. В этом заключается феномен  цены.

Цены играют важную роль не только для экономики в целом, но и для предпринимательской  деятельности отдельных бизнес-единиц, в том числе и предприятий сферы услуг, так как от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены являются основным фактором при решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции (услуг), целесообразность производства услуг, расчёты издержек производства и объёмов инвестиций.

Бухгалтерский учёт и вопросы  ценообразования в сфере услуг  исследовались многими отечественными и зарубежными авторами в самых  разнообразных направлениях теоретического обоснования и практического  использования. В теоретическую разработку и исследование проблем теории и методологии бухгалтерского учёта и ценообразования в сфере услуг значительный вклад внесли отечественные учёные А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.А. Бреславцева, В.Г. Гетьман, Э.К. Гильде, Ю.А. Данилевский, А.А. Додонов, С.К. Егорова, М.Х. Жебрак, В.Б. Ивашкевич, З.В. Кирьянова, Н.П. Кондраков, В.Д. Новодворский, В.Ф. Палий, В.В. Патров, В.И. Петрова, И.К. Салимжанов, Я.В. Соколов, В.П. Суйц, В.И. Ткач, А.Д. Шеремет, Л.З. Шнейдман, П.Н. Шуляк, а также зарубежные исследователи Х. Андерсон, Р. Антони, Й. Бетге, Ван Бреда, Ч. Гаррисон, К. Друри, Д. Ирвин, М.Р. Мэтьюс, Б. Нидлз, М.Х.Б. Перера, Ж. Ришар, Г.В. Симон, Ч.Т. Хорнгрен, А.Г. Черч, Ф. Шмидт.

Целью данной работы является исследование теоретических положений  и методических основ по организации  и выявлению особенностей бухгалтерского учёта отдельных подотраслей сферы услуг, рассмотрение проблем и определение путей развития данной отрасли. В результате чего было проведено исследование рыночной сферы услуг и определены особенности, влияющие на организацию учёта компаний этой сферы, выявлены основные особенности бухгалтерского учёта в сфере услуг.

Предметом настоящего исследования является комплекс теоретических и  методических вопросов, связанных со становлением, развитием, организацией и выявлением особенностей бухгалтерского учёта на предприятиях сферы услуг, решение которых обеспечит эффективное управление, а также надёжное и динамичное функционирование предприятий данной отрасли в современной экономике.

В процессе исследования были использованы следующие общенаучные  методы: анализ и синтез, конкретизация  и абстрагирование, классификация, группировка, а также общенаучные  методы познания социально-экономических  явлений.

 
1. Оценка сферы услуг как специфического объекта учетной деятельности

 

1.1 Анализ мировой  и отечественной динамики развития  сферы услуг

 

Сфера услуг как особый вид экономической деятельности появилась на самых ранних этапах развития человечества. Её развитие определялось прогрессом материального производства – возможностью для общества содержать  людей, которые непосредственно  не производят материальных благ.

Ранее всего возникает  специализация административной деятельности (вожди в первобытном обществе, управленческий аппарат обществ  с государственной организацией), производства социальных услуг служителями  культа (шаманы и священники) и производства услуг по защите прав собственности (профессиональная армия, судьи). По мере развития общества выделялись всё новые  и новые сферы услуг. Уже в античном обществе существовал широчайший спектр сервисных видов деятельности, почти полностью совпадающий с современным, – транспорт, торговля, наука, здравоохранение, образование, финансы, искусство, шоу-бизнес и т.д. Лишь в XIX – XX вв. к ним добавились немногие, относительно новые виды – связь, некоторые виды маркетинга, аудит.

Вплоть до середины XX в. сфера услуг считалась относительно второстепенной экономической деятельностью. Хотя она охватывала весьма значительную долю работников, но это были в основном работники с более низким уровнем квалификации (особенно, в сфере торговли – самой большой отрасли сервиса). Именно из-за невысокой роли сферы услуг в экономике с XVIII в. до середины XX в. (а в нашей стране – до конца советской эпохи) считалось, что работа в этой сфере вообще не увеличивает общественное богатство. Структура занятости населения по основным секторам экономики представлена в таблице 1.1.

Перелом произошёл в эпоху  научно-технического развития. Не случайно многие обществоведы называют зарождающееся  постиндустриальное общество сервисным. Если ранее степень развития сферы  услуг зависела от успехов материального  производства, то теперь, наоборот, материальное производство зависит от развития сервиса.

Скажем, выпуск нового вида любого материального товара требует  предварительных маркетинговых  исследований и рекламной компании. Изобретение новых, наукоёмких товаров  невозможно без участия научных  работников и подготовки системой образования  высококвалифицированных специалистов. Именно отрасли сферы услуг (наука, образование, интернет-торговля и т.д.) стали главными направлениями научно-технического прогресса.

 

Таблица 1.1

Структура занятости  экономически активного населения 

по основным секторам экономики, %

Годы

Доля занятых

в сельском хозяйстве

в промышленности

в сфере услуг

Весь мир

1900

66,3

13,7

20,0

1950

58,2

16,4

25,4

2000

33,3

18,1

48,6

Развитые страны

1900

30,9

20,0

43,1

1950

13,1

39,8

58,1

2000

3,6

26,3

70,7

Развивающиеся страны

1900

81,1

1,1

11,8

1950

77,0

9,1

13,9

2000

40,7

16,0

43,3

Россия

1900

58,6

27,4

13,8

1950

36,7

36,8

26,5

2000

13,1

30,0

56,9


 

В современных развитых странах  сервисная занятость (порядка 70 % всех работников) заметно преобладает  над занятостью в других сферах экономики  вместе взятых. Поэтому одним из критериев развёртывания научно-технического развития является абсолютное доминирование  занятости в сфере услуг над  занятостью в материальном производстве.

Резкий рост сферы услуг  наблюдается во второй половине XX в. не только в развитых, но и в развивающихся странах. Однако структура сервисной занятости в странах догоняющего развития принципиально отличается от ситуации в развитых странах. В Западной Европе, Северной Америке и Японии высока доля сервисной занятости, связанной с наукоёмкими видами деятельности, порождёнными становлением постиндустриального общества. В странах же «третьего мира» (Азия, Африка, Латинская Америка) наблюдается расширение главным образом традиционных, не-наукоёмких видов сервисной деятельности (лоточная торговля, работа прачечных и парикмахерских, транспортные перевозки и т.д.). Их развитие связано не с зарождением постиндустриального общества, а с отсутствием в промышленном производстве спроса на малоквалифицированный труд. Значительная часть этой традиционной сферы услуг попадает в неформальный сектор экономики – производство товаров и услуг мелкими производителями без официальной регистрации.

Что же касается производства современных, наукоёмких услуг (таких  как, например, предоставления провайдерами доступа к Интернету), то здесь  страны «третьего мира» резко  отстают от развитых.

Важнейшей причиной развития сферы услуг в XX в. является трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную, или экономику услуг. В основе этого объективного процесса лежит поступательное движение производительных сил, что в свою очередь влечёт за собой рост производительности труда и других факторов производства.

Не менее важной причиной выступают также глубокие преобразования в системе общественных потребностей. Усложнение техники, технологий, структуры производства, рост жизненного уровня населения и его социальной активности, а также совершенствование самого человека (повышение образовательного и культурного уровня) последовательно расширяли спектр потребностей производства и населения.

Становление экономики услуг  – универсальный процесс, свойственный всем странам. Но реализуется он в  каждой из них по мере вызревания внутренних предпосылок, в прямой зависимости  от уровня экономического развития. В  странах экономически слабо развитых хозяйственная деятельность сводится преимущественно к производству вещной продукции. Чем выше уровень  развития хозяйства, производительности труда, тем выше роль в структуре  экономики трудовой деятельности, направленной на производство нематериальных, неосязаемых  видов продукции, выраженных в форме  услуги. Эти закономерности на рубеже веков проявляются в полной мере. В результате длительной эволюции к  концу XX в. доля услуг в мировом ВВП достигла 68 %.

Информация о работе Учет и управление производственными затратами на предприятиях сферы услуг