Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:26, курсовая работа
Рынок – арена менового процесса, на которой действует система сложных социально-экономических отношений. Рынок выступает в качестве способа связи между производителем и потребителями и выявляет степень целесообразности произведённых затрат на тот или иной товар (услугу). При исследовании конъюнктуры рынка главную роль играет цена.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Оценка сферы услуг как специфического объекта учётной деятельности..6
1.1 Анализ мировой и отечественной динамики развития сферы услуг……...6
1.2 Понятие и группировка услуг как объекта учёта. Учётно-экономические особенности предприятий сферы услуг………………………………………..18
1.3 Особенности бухгалтерского учёта в сфере услуг………………………...33
2. Бухгалтерский учёт в сфере услуг: теория и практика, проблемы и перспективы развития…………………………………………………………...46
2.1 Особенности бухгалтерского учёта материальных услуг………………...46
2.1.1 Учёт в салонах красоты и медицинских центрах………………………..46
2.2 Особенности бухгалтерского учёта нематериальных услуг……………...57
2.2.1 Вопросы организации и ведения бухгалтерского учёта на предприятиях, осуществляющих услуги по прокату…………………………………………...57
3. Подготовка управленческой информации для принятия решений………..66
3.1 Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции………………66
3.2 Анализ на основе учета полной себестоимости и Директ-костинга……..80
3.3 Методы ценообразования на основе переменных затрат…………………82
Выводы и предложения…………………………………………………………86
Список использованных источников и литературы…………………………...91
1.2 Понятие и
группировка услуг как объекта
учёта. Учётно-экономические
В России происходит тяжёлый процесс структурной перестройки отраслей национальной экономики, внедрения международных стандартов бухгалтерского учёта и создания управленческого учёта в различных отраслях экономики. Наиболее радикальные изменения наблюдаются в сфере услуг, которая становится определяющей в экономической жизни страны, так как в объёме производимого валового продукта составляет более 50 %.
Деятельность сферы услуг характеризуется разнообразием, спецификой и разноаспектностью видов деятельности, что затрудняет сводку показателей результатов её функционирования. Развитие рыночных отношений и предпринимательства усложнило получение информации об объёме производимых услуг и связанных с ними доходов части производителей [61].
Экономический характер сферы услуг в рыночной экономике значительно отличается от характера этой сферы в условиях административно-командной системы, относившей, как известно, услуги в основном лишь к определённой целесообразной деятельности с непроизводительным характером труда. Услуги квалифицировались как невещная форма труда, включённая в непроизводственную сферу, которая не создавала национального дохода, а поэтому и в национальном доходе страны в целом не учитывались, за исключением отраслей бытового обслуживания.
С переходом России на систему
национальных счетов, внедрённых более
чем в 150 странах, сфера услуг была
отнесена (в соответствии с Государственной
программой перехода на принятую в
международной практике систему
учёта и статистики) к производственной
сфере. Таким образом, с признанием
производительного характера
Соотношение доли стоимости
продуктов и услуг в
В современном английском словаре экономической теории Макмиллана указывается, что в экономическом смысле под услугами понимаются любые функции или операции, на которые имеется спрос и, следовательно, цена, устанавливающаяся на соответствующем рынке. Иногда услуги определяют как нематериальные блага, одной из характерных черт которых является потребление в месте производства. Они, как правило, не могут передаваться другим лицам, что исключает арбитраж – услуга не может быть приобретена, а затем перепродана по другой цене.
С переходом России на систему национальных счетов значение сферы материальных и нематериальных услуг стало определяющим не только потому, что они сформировали производственную сферу, но и потому, что вместо отрасли бытового обслуживания возникла превышающая её по объёму примерно в 5 раз отрасль платных услуг населению.
Сфера услуг в рыночной
экономике в России занимает определяющее
положение и требует
В соответствии с международной системой национальных счетов услуги – это результаты деятельности, удовлетворяющие определённые личные и общественные потребности, но не воплощающиеся в материальных продуктах. Сюда входят услуги как материального, так и нематериального характера.
Обмен правом собственности на какой-либо товар – это деятельность, отделённая от производства. Отделение производства от последующего обмена является экономически выгодной характеристикой продукта, не свойственной большинству услуг.
Услуги как результат экономической деятельности имеют специфику. «Они не существуют как отдельные экономические объекты, на которые могут быть распространены права собственности и которые могут быть проданы отдельно от их производства; услуги не проходят процесс обращения, не накапливаются как продукты; их производство совпадает со временем потребления. Это касается в первую очередь нематериальных услуг».
Услуги группируются по самым разнообразным признакам, на основании которых выделяют такие их виды, главные с точки зрения рыночных отношений, как рыночные и нерыночные, учтённые и неучтённые, платные и бесплатные. По отраслевой классификации услуги в России в настоящее время подразделяются на две группы:
Группировка услуг, используемых в экономике Российской Федерации, представлена на рисунке 1.1.
Материальные
и нематериальные
Платные
и бесплатные
Производственные и
Коллективные и индивидуальные
Информационные,
транспортные, юридические,
коммунально-бытовые и др.
Управления, науки, культуры, связи,
здравоохранения,
образования и др.
УСЛУГИ
Рыночные
и нерыночные
Учтённые
и неучтённые
Бюджетные,
хозрасчётные, смешанные
Общероссийские, региональные, местные
Легальные,
нелегальные
Внутрироссийские, внешние
Рис. 1.1. Услуги и их группировки
Для понимания природы услуги имеет большое значение сравнение её основных экономических характеристик с товарами. Услугам как товару присущи четыре характерных свойства.
Необходимо выделить специфические базовые свойства услуг в условиях рыночной экономики:
Такое качество, как «неосязаемость
услуги», в отличие от товара, состоит
в том, что их невозможно ощутить,
попробовать, транспортировать до момента
приобретения потребителем. Вместе с
тем, существует спектр услуг, оказание
которых сопровождается производством
материально-вещественных объектов или
происходит с помощью таких объектов.
Такие услуги могут получить материальную
форму и существовать самостоятельно
в программном продукте, видеопродукции,
в различных произведениях
Неосязаемость услуг свидетельствует о невозможности её существования до предоставления клиенту, что делает невозможным произвести справедливую оценку услуги до её получения. Оценить можно только ожидаемые выгоды, причём ожидания и требования потребителя услуг могут быть завышенными. Поэтому, получая услугу, он рассчитывает на результат, который может быть недостижим или достижим частично. Подобные неподтвердившиеся ожидания порождают стремлением вернуть внесённую плату за оказанную услугу, приводят к необоснованным претензиям к производителю услуг, в результате чего в организациях сферы услуг возникают счета расчётов по претензиям.
Услуга неотделима от источника производства, в то время как товар существует независимо от его наличия. Неразрывность производства и потребления услуги обусловливает и то, что в отличие от товара, услугу нельзя произвести в запас и сформировать товарный резерв. Оказать услугу можно тогда, когда появляется заказ или клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг тесно взаимосвязаны и не могут быть разорваны.
Неотделимость услуг от источника порождает их несохраняемость: услуги невозможно накапливать для последующей реализации и резервировать, в отличие от товара. Услуга представляет собой не вещь, а процесс, деятельность. При этом производство и потребление совпадают во времени и в пространстве. Услуга выступает в симбиозной форме «потребительного производства».
Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их поставщиков, а также от времени, места и способа их оказания. Качество услуги зависит и от того, кто её обеспечивает, где и как она предоставляется. Причины непостоянства качества услуг связаны с отсутствием конкуренции, информации, с квалификацией работников, а также с покупателем. Предоставление услуг ненадлежащего качества, как правило, влечёт за собой прямой материальный ущерб для потребителя и, как следствие, убытки для организации, оказывающих такие услуги. Ущерб, понесённый клиентом, требует компенсации или безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, или же полного возмещения убытков, причинённых ему в связи с недостатками оказанной услуги. В связи с этим возникает увеличение на счетах затрат и убытков. Неосязаемость, несохраняемость услуг, одновременность их производства и потребления, а также непостоянство их качества увеличивает степень риска в сфере услуг. Представленные свойства услуги нельзя абсолютизировать, они могут быть присущи различным видам услуг в большей или меньшей степени, то есть быть в определённом диапазоне. Каждое из отмеченных базовых свойств услуг порождает определённые организационно-экономические условия их производства и реализации. Подводя итог анализу специфики услуг как товара, можно расширить существующую отраслевую классификацию услуг (рис. 1.2).
по отраслевому критерию
по степени овеществления результатов
по потребительской ориентации
по массовости
по сферам потребления
(на
основе «Общероссийского
процессы
матери-ально-вещественные объекты
индивидуальные
семейные
общественные
уникальные
стандартные
монофункциональные
поли-функциональные
Рис. 1.2. Классификация видов бытовых услуг
Предлагаемая классификация содержит критерии группировки различных услуг, которые с большей точностью описывают динамику процессов и явлений системы бытового обслуживания.
Анализ основных теоретических положений функционирования сферы услуг, её природы, экономической специфики и качественной характеристики позволяет перейти к изучению учётных особенностей данной отрасли.
Определяющие экономические и учётные аспекты, влияющие на организацию учёта в данной сфере, представлены в таблице 1.2.
В рассматриваемых аспектах услуги подразделены на две сферы: материальные услуги и нематериальные услуги.
В системе национальных счетов России к материальным услугам относят: транспортные, услуги складского хозяйства, ремонт и техническое обслуживание автомобилей и мотоциклов, услуги вычислительной техники, полиграфические работы, монтаж и ремонт мебели, машин и оборудования.
Нематериальные услуги включают: коммерческие услуги (страхование, аренда, исследования, разработки, реклама, юридические услуги), услуги в области образования, здравоохранения, социальной сферы, по удалению отходов, санитарной обработке, услуги по организации отдыха и туризма, культурных и спортивных мероприятий.
По международным стандартам экспорт и импорт услуг группируется следующим образом: транспортные услуги, туризм (поездки), коммуникационные услуги, строительные услуги, услуги по страхованию, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, авторские и лицензионные платежи, другие деловые, личные и услуги по государственному управлению.
При этом, предприятия сферы обслуживания и многие некоммерческие организации заняты различными видами деятельности. Разница между этими организациями и производственными предприятиями заключается в том, что их услуги потребляются сразу после их производства, в то время как производственная продукция может храниться на складе. Такие предприятия, как гостиницы, банки, парикмахерские, мастерские по ремонту автомобилей вовлечены в индустрию сервиса.
Отраслевые и учётные особенности предприятий сферы услуг определяются экономическими, организационными и технологическими характеристиками, присущими этой области деятельности, отражёнными в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Характеристики производственных организаций и компаний
сферы услуг
Производственные организации |
Организации сферы услуг |
Производство материальных благ |
Предоставление нематериальных благ |
Возможность создания запасов товаров |
Процесс производства одновременно является процессом потребления |
Непосредственные измерения качества |
Воспринимаемое качество с трудом поддаётся измерению |
Стандартизация выпуска |
Выпуск ориентируется на потребителя |
Производственный процесс удалён от потребителя |
Потребитель участвует в производственном процессе |
Местонахождение производственных сооружений имеет незначительное влияние на успех бизнеса |
Местонахождение производственных сооружений является определяющим для успеха фирмы |
Интенсивное использование капитала |
Интенсивное использование труда |
Информация о работе Учет и управление производственными затратами на предприятиях сферы услуг