Учет и управление производственными затратами на предприятиях сферы услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:26, курсовая работа

Описание

Рынок – арена менового процесса, на которой действует система сложных социально-экономических отношений. Рынок выступает в качестве способа связи между производителем и потребителями и выявляет степень целесообразности произведённых затрат на тот или иной товар (услугу). При исследовании конъюнктуры рынка главную роль играет цена.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Оценка сферы услуг как специфического объекта учётной деятельности..6
1.1 Анализ мировой и отечественной динамики развития сферы услуг……...6
1.2 Понятие и группировка услуг как объекта учёта. Учётно-экономические особенности предприятий сферы услуг………………………………………..18
1.3 Особенности бухгалтерского учёта в сфере услуг………………………...33
2. Бухгалтерский учёт в сфере услуг: теория и практика, проблемы и перспективы развития…………………………………………………………...46
2.1 Особенности бухгалтерского учёта материальных услуг………………...46
2.1.1 Учёт в салонах красоты и медицинских центрах………………………..46
2.2 Особенности бухгалтерского учёта нематериальных услуг……………...57
2.2.1 Вопросы организации и ведения бухгалтерского учёта на предприятиях, осуществляющих услуги по прокату…………………………………………...57
3. Подготовка управленческой информации для принятия решений………..66
3.1 Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции………………66
3.2 Анализ на основе учета полной себестоимости и Директ-костинга……..80
3.3 Методы ценообразования на основе переменных затрат…………………82
Выводы и предложения…………………………………………………………86
Список использованных источников и литературы…………………………...91

Работа состоит из  1 файл

БУУ.docx

— 259.44 Кб (Скачать документ)

 

В результате этого установлены  следующие экономические признаки предприятий сферы услуг:

  1. выполнение любых хозяйственных операций (транспортных, складских, ремонтных, техническое обслуживание, услуги вычислительной техники, полиграфические работы, туристские поездки);
  2. выполнение соответствующих функций в соответствии с заключёнными договорами (гарантийных, страховых, исследовательских, рекламных);
  3. наличие спроса на разнообразные услуги предприятий. Этот фактор имеет определяющее значение: наличие сезонных колебаний, уровень эластичности спроса, их соотношение и уровень по соответствующим сегментам деятельности, наличие или отсутствие локального характера.

Как справедливо заметили С.К. Егорова и К.Я. Денисова, спрос  на услуги проявляется в специфических  условиях единства производства и реализации, и необходимо, кроме того, учитывать  влияние давальческого сырья. Предприятия  сферы сервиса совмещают в  своей деятельности производство и  торговые операции, так как заняты не только выполнением заказов, но и  реализацией их непосредственно  потребителю без посредничества торговых организаций, а также торговой деятельности. Предприятия по оказанию услуг в процессе производства используют товарные ценности населения (материалы, технику, вещи, принимаемые в ремонт или обработку).

Важнейшим экономическим  признаком услуг является определение  уровня их рыночности, так как ряд их видов носят традиционно бесплатный характер или компенсируются частично и, кроме того, потребляются семьями или носят в процессе потребления групповой характер.

Исходя из этого в рыночной экономике принципиальным является деление услуг на рыночные и нерыночные:

    • рыночные услуги оказываются за плату по ценам, покрывающим издержки и приносящим прибыль, и в этом случае они приравниваются к любому другому товару. Итак, рыночные услуги – те, которые являются объектом купли-продажи и которые производятся в незначительном количестве. Издержки при этом покрываются целиком или в значительной мере за счёт выручки от реализации услуг;
    • нерыночные услуги оказываются бесплатно или по ценам, не покрывающим затраты, связанные с их производством. Как правило, нерыночными являются социально ориентированные услуги, дотируемые из бюджета или оказываемые общественными организациями или, например, партиями или профсоюзами. Потребляются такие услуги либо обществом в целом, либо домашними хозяйствами.

Платные услуги населению  в современных условиях оказывают  государственные, частные предприятия  и индивидуальные предприниматели. При этом, по данным Госкомстата России, в 2008 г. 87,6 % платных услуг оказывалось негосударственными предприятиями и 12,4 % – государственными, 68,6 % приходилось на частное индивидуальное предпринимательство.

Деление услуг на платные  и бесплатные вызывается необходимостью определения чёткой границы между  ними. В соответствии с методологией ООН платными считаются все услуги, которые реализуются по экономически значимым ценам. Экономически значимой ценой считается такая цена, которая  покрывает не менее 50 % издержек на оказание данной услуги.

В сфере услуг, как правило, не имеют место операции перепродажи  услуг или арбитражные операции, хотя в отдельных случаях основной потребитель продаёт частично услуги сотовой, пейджинговой связи, суррогатные  складские векселя и десятки  других видов услуг.

Определяющим фактором, характеризующим  предприятия по оказанию услуг, является операционный цикл, рассматриваемый  с двух позиций:

      • с точки зрения особенностей сферы услуг: отсутствие материальных запасов, личный характер услуг, незначительный уровень чистых активов, современный уровень производственных активов;
      • с позиции особенностей предприятия: цикл движения наличности, уровень отраслевого риска, влияние внешних факторов.

Исходя из такого подхода  к рассмотрению отраслевых особенностей предприятий, производящих материальные и нематериальные услуги, операционный цикл предприятий по оказанию личных услуг характеризуется отсутствием  или ограничением материальных запасов.

Предоставление услуг  ведёт к возникновению дебиторских  счетов, которые являются основным элементом активов фирмы.

Большинство компаний этой сферы располагают незначительными  физическими активами и, следовательно, сравнительно ограниченной потребностью в основных средствах и долгосрочных ссудах.

Риск в этой отрасли  связан с сугубо личным характером услуги. Нередко один сотрудник способен создать или разрушить фирму. При этом уровень риска равен произведению вероятности его возникновения на сумму возможных потерь.

При установлении операционного  цикла необходимо определить время, которое требуется предприятию, чтобы изготовить продукт (работу, услугу), продать его и получить деньги.

Однотипные предприятия  имеют некоторые общие черты, например, одинаковую продолжительность  операционного цикла, потребность  в наличности или кредите, структуру  актива и пассива баланса.

Тот факт, что многие компании в настоящее время диверсифицированы, т.е. функционируют в нескольких отраслях, существенно затрудняет анализ.

При этом ряд авторов вообще отрицает отраслевую принадлежность, указывая, что чистые товары и услуги являются научной абстракцией. Большинство товарных предложений представляют собой различные комбинации осязаемых и неосязаемых элементов. Профессор Т. Левит пишет, что отраслей как таковых не существует. Просто в некоторых отраслях доля предлагаемых услуг выше, чем в других. Услуги предоставляют все.

С другой стороны, при анализе  организации учёта в соответствующей  отрасли необходимо принимать во внимание главные особенности предприятий, и прежде всего, в такой определяющей сфере, как услуги.

К общим показателям, определяющим особенности любого предприятия, относят: анализ цикла движения наличности, характеристику цикла руководства, оценку отраслевого риска, изучение рынка, макроэкономических факторов, размеров, юридического статуса предприятия, особенности организации финансового  учёта и принимаемых на её основе управленческих решений, формы и  методы организации управленческого  учёта и принимаемых на его  основе управленческих решений, общую  схему организации внутреннего  контроля и аудита, нацеленных на выявление и реализацию внутренних резервов предприятия.

При организации бухгалтерского учёта необходимо принимать во внимание уровень теневой экономики. Чрезвычайно  высокий уровень последней свидетельствует  о низком уровне организации учёта  и контроля в целом в стране и, в частности, в отраслях сферы  услуг и необходимости укрепления учёта, анализа и профессионального  контроля.

В результате установлены  учётные особенности сферы услуг, характерные не только для сферы  бытового обслуживания, но и для  всего спектра услуг материального  и нематериального профиля.

Оказалось, что отраслевая специфика не играет существенной роли в организации учёта услуг, потребляемых как населением, так и институциональными единицами, хотя сами по себе услуги занимают определяющую роль в экономике страны.

В результате исследования экономических и учётных аспектов в сфере услуг установлены  бухгалтерские особенности этой важнейшей производственной сферы рыночной экономики, без знания которых невозможно выявить дальнейшие перспективы развития в данной сфере.

К первой группе факторов, оказывающих влияние на организацию и методологию учёта, относятся следующие показатели:

1.Потребление услуг производится в месте производства услуг, и по этому нет необходимости в использовании счетов 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция», хотя применение счета 40 возможно в условиях внедрения нормативной (плановой) себестоимости.

2.В большинстве случаев передача выполненных услуг от одного собственника к другому невозможна, что обусловлено невозможностью отрыва от основного объекта, фирмы, лица (ремонтные, сервисные услуги), хотя часто фирмы искусственно создают такую ситуацию (туристские услуги, предоставление абонементов на спортивные услуги). В отдельных случаях невозможность передачи связана с лицензированием или требуемой государственными органами обязательной регистрации отдельных договоров, например, договоров аренды зданий, складов, помещений.

3.Отсутствие арбитражных операций, т.е. операций по одновременной покупке и продаже одной и той же услуги на одном и том же рынке с различными сроками поставки в целях получения выгоды за счёт разницы в ценах. Как правило, для большинства услуг это невозможно либо из-за потребления их в месте производства, либо за счёт невозможности передачи услуги. Вместе с тем, в условиях экономики России за счёт наличия и функционирования суррогатных ценных бумаг (векселей на транспортные услуги, складские операции и др.) эти операции имели место и зачастую наносили значительный ущерб эмитенту.

4.Услуга, как правило, не является отдельным объектом в юридическом отношении, хотя изменения и дополнения, внесённые в Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, предусматривают систему санкций в отношении практически всех личных услуг, подтверждённых договором, для чего вводится довольно жёсткая система неустоек (пеней). В частности, в случае нарушения установленных сроков оказания услуги (выполнения работы) или назначенных потребителем на основании настоящего пункта новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определён в часах) просрочки неустойку (пени) в размере 3 % цены оказания услуги (выполнения работы), а если цена оказания услуги (выполнения работы) договором об оказании услуг (выполнении работ) не определена – общей цены заказа. Договором об оказании услуг (выполнении работ) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пеней).

  1. По всем услугам имеет место неопределённость в оценке качества, так как отсутствуют ГОСТы, стандарты, технические условия, шаблоны и другие нормативные эталоны. Поэтому в большинстве постановлений Правительства качество и ответственность за его нарушение просто декларируются как соответствие договору.

Во вторую группу факторов, оказывающих влияние на организацию бухгалтерского учёта, отнесены локальные показатели. Проф. Массейского университета из Новой Зеландии М.Р. Мэтьюс и М.Х.Б. Перера относят к ним 18 показателей, важнейшие из которых: темпы экономического роста, валовые капиталообразования, изменения валютных курсов, стадии экономического развития, степень законодательного вмешательства органов власти, инфляция и др. При организации бухгалтерского учёта в сфере услуг эти показатели целесообразно учитывать.

К третьей группе факторов, оказывающих влияние на организацию и методологию учёта в сфере услуг, относят общеэкономические показатели: в частности, организационную и правовую структуру институциональной единицы, размер предприятия, характер оказываемых услуг (материальные, нематериальные, некоммерческие), степень сложности управления, размер чистых активов и их динамику, окружающую внешнюю среду компании (конкуренты, покупатели, поставщики, рынок труда, экономическая, технологическая, законодательная, социально-культурная, международная).

В четвёртую группу включены факторы, влияющие на организацию учёта и вызванные неопределённостью внешней среды и необходимостью учёта её воздействия на получаемую информацию.

Неопределённость в бизнесе  обусловливается множеством причин. Высокая неопределённость, например, бывает в случаях, когда благосостояние фирмы зависит от производства одного вида продукции, рыночные условия делают невозможным точный прогноз продаж, технические изменения деформируют структуру производственных затрат, происходят смена ведущих управляющих фирмы, изменения в политике правительства, нестабильный характер носят инфляция, стоимость энергоносителей на внутреннем и внешнем рынке, реальная заработная плата населения региона, обслуживаемого фирмой по оказанию личных услуг и др. Неопределённость оказывает влияние на все процессы хозяйственной деятельности (денежные потоки, рентабельность, изменение собственности) и характеризуется данными рисунке 1.3.

 

Входящие 

компоненты

Процесс хозяйственной деятельности

Результат

Рис. 1.3. Уровень неопределённости

 

Совершенствование бухгалтерского учёта в сфере услуг предполагает изучение локальных и общеэкономических  показателей, неопределённости экономических процессов, углублённое исследование существующих систем и методов учёта и в первую очередь в сфере материальных и нематериальных услуг.

 

 

 

1.3 Особенности  бухгалтерского учёта в сфере  услуг

Информация о работе Учет и управление производственными затратами на предприятиях сферы услуг