Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:26, курсовая работа
Рынок – арена менового процесса, на которой действует система сложных социально-экономических отношений. Рынок выступает в качестве способа связи между производителем и потребителями и выявляет степень целесообразности произведённых затрат на тот или иной товар (услугу). При исследовании конъюнктуры рынка главную роль играет цена.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Оценка сферы услуг как специфического объекта учётной деятельности..6
1.1 Анализ мировой и отечественной динамики развития сферы услуг……...6
1.2 Понятие и группировка услуг как объекта учёта. Учётно-экономические особенности предприятий сферы услуг………………………………………..18
1.3 Особенности бухгалтерского учёта в сфере услуг………………………...33
2. Бухгалтерский учёт в сфере услуг: теория и практика, проблемы и перспективы развития…………………………………………………………...46
2.1 Особенности бухгалтерского учёта материальных услуг………………...46
2.1.1 Учёт в салонах красоты и медицинских центрах………………………..46
2.2 Особенности бухгалтерского учёта нематериальных услуг……………...57
2.2.1 Вопросы организации и ведения бухгалтерского учёта на предприятиях, осуществляющих услуги по прокату…………………………………………...57
3. Подготовка управленческой информации для принятия решений………..66
3.1 Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции………………66
3.2 Анализ на основе учета полной себестоимости и Директ-костинга……..80
3.3 Методы ценообразования на основе переменных затрат…………………82
Выводы и предложения…………………………………………………………86
Список использованных источников и литературы…………………………...91
В результате этого установлены
следующие экономические
Как справедливо заметили С.К. Егорова и К.Я. Денисова, спрос на услуги проявляется в специфических условиях единства производства и реализации, и необходимо, кроме того, учитывать влияние давальческого сырья. Предприятия сферы сервиса совмещают в своей деятельности производство и торговые операции, так как заняты не только выполнением заказов, но и реализацией их непосредственно потребителю без посредничества торговых организаций, а также торговой деятельности. Предприятия по оказанию услуг в процессе производства используют товарные ценности населения (материалы, технику, вещи, принимаемые в ремонт или обработку).
Важнейшим экономическим признаком услуг является определение уровня их рыночности, так как ряд их видов носят традиционно бесплатный характер или компенсируются частично и, кроме того, потребляются семьями или носят в процессе потребления групповой характер.
Исходя из этого в рыночной экономике принципиальным является деление услуг на рыночные и нерыночные:
Платные услуги населению в современных условиях оказывают государственные, частные предприятия и индивидуальные предприниматели. При этом, по данным Госкомстата России, в 2008 г. 87,6 % платных услуг оказывалось негосударственными предприятиями и 12,4 % – государственными, 68,6 % приходилось на частное индивидуальное предпринимательство.
Деление услуг на платные и бесплатные вызывается необходимостью определения чёткой границы между ними. В соответствии с методологией ООН платными считаются все услуги, которые реализуются по экономически значимым ценам. Экономически значимой ценой считается такая цена, которая покрывает не менее 50 % издержек на оказание данной услуги.
В сфере услуг, как правило,
не имеют место операции перепродажи
услуг или арбитражные
Определяющим фактором, характеризующим предприятия по оказанию услуг, является операционный цикл, рассматриваемый с двух позиций:
Исходя из такого подхода
к рассмотрению отраслевых особенностей
предприятий, производящих материальные
и нематериальные услуги, операционный
цикл предприятий по оказанию личных
услуг характеризуется
Предоставление услуг
ведёт к возникновению
Большинство компаний этой
сферы располагают
Риск в этой отрасли связан с сугубо личным характером услуги. Нередко один сотрудник способен создать или разрушить фирму. При этом уровень риска равен произведению вероятности его возникновения на сумму возможных потерь.
При установлении операционного цикла необходимо определить время, которое требуется предприятию, чтобы изготовить продукт (работу, услугу), продать его и получить деньги.
Однотипные предприятия имеют некоторые общие черты, например, одинаковую продолжительность операционного цикла, потребность в наличности или кредите, структуру актива и пассива баланса.
Тот факт, что многие компании
в настоящее время
При этом ряд авторов вообще отрицает отраслевую принадлежность, указывая, что чистые товары и услуги являются научной абстракцией. Большинство товарных предложений представляют собой различные комбинации осязаемых и неосязаемых элементов. Профессор Т. Левит пишет, что отраслей как таковых не существует. Просто в некоторых отраслях доля предлагаемых услуг выше, чем в других. Услуги предоставляют все.
С другой стороны, при анализе
организации учёта в
К общим показателям, определяющим
особенности любого предприятия, относят:
анализ цикла движения наличности,
характеристику цикла руководства,
оценку отраслевого риска, изучение
рынка, макроэкономических факторов, размеров,
юридического статуса предприятия,
особенности организации
При организации бухгалтерского
учёта необходимо принимать во внимание
уровень теневой экономики. Чрезвычайно
высокий уровень последней
В результате установлены
учётные особенности сферы
Оказалось, что отраслевая специфика не играет существенной роли в организации учёта услуг, потребляемых как населением, так и институциональными единицами, хотя сами по себе услуги занимают определяющую роль в экономике страны.
В результате исследования
экономических и учётных
К первой группе факторов, оказывающих влияние на организацию и методологию учёта, относятся следующие показатели:
1.Потребление услуг производится в месте производства услуг, и по этому нет необходимости в использовании счетов 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция», хотя применение счета 40 возможно в условиях внедрения нормативной (плановой) себестоимости.
2.В большинстве случаев передача выполненных услуг от одного собственника к другому невозможна, что обусловлено невозможностью отрыва от основного объекта, фирмы, лица (ремонтные, сервисные услуги), хотя часто фирмы искусственно создают такую ситуацию (туристские услуги, предоставление абонементов на спортивные услуги). В отдельных случаях невозможность передачи связана с лицензированием или требуемой государственными органами обязательной регистрации отдельных договоров, например, договоров аренды зданий, складов, помещений.
3.Отсутствие арбитражных операций, т.е. операций по одновременной покупке и продаже одной и той же услуги на одном и том же рынке с различными сроками поставки в целях получения выгоды за счёт разницы в ценах. Как правило, для большинства услуг это невозможно либо из-за потребления их в месте производства, либо за счёт невозможности передачи услуги. Вместе с тем, в условиях экономики России за счёт наличия и функционирования суррогатных ценных бумаг (векселей на транспортные услуги, складские операции и др.) эти операции имели место и зачастую наносили значительный ущерб эмитенту.
4.Услуга, как правило, не является отдельным объектом в юридическом отношении, хотя изменения и дополнения, внесённые в Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, предусматривают систему санкций в отношении практически всех личных услуг, подтверждённых договором, для чего вводится довольно жёсткая система неустоек (пеней). В частности, в случае нарушения установленных сроков оказания услуги (выполнения работы) или назначенных потребителем на основании настоящего пункта новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определён в часах) просрочки неустойку (пени) в размере 3 % цены оказания услуги (выполнения работы), а если цена оказания услуги (выполнения работы) договором об оказании услуг (выполнении работ) не определена – общей цены заказа. Договором об оказании услуг (выполнении работ) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пеней).
Во вторую группу факторов, оказывающих влияние на организацию бухгалтерского учёта, отнесены локальные показатели. Проф. Массейского университета из Новой Зеландии М.Р. Мэтьюс и М.Х.Б. Перера относят к ним 18 показателей, важнейшие из которых: темпы экономического роста, валовые капиталообразования, изменения валютных курсов, стадии экономического развития, степень законодательного вмешательства органов власти, инфляция и др. При организации бухгалтерского учёта в сфере услуг эти показатели целесообразно учитывать.
К третьей группе факторов, оказывающих влияние на организацию и методологию учёта в сфере услуг, относят общеэкономические показатели: в частности, организационную и правовую структуру институциональной единицы, размер предприятия, характер оказываемых услуг (материальные, нематериальные, некоммерческие), степень сложности управления, размер чистых активов и их динамику, окружающую внешнюю среду компании (конкуренты, покупатели, поставщики, рынок труда, экономическая, технологическая, законодательная, социально-культурная, международная).
В четвёртую группу включены факторы, влияющие на организацию учёта и вызванные неопределённостью внешней среды и необходимостью учёта её воздействия на получаемую информацию.
Неопределённость в бизнесе обусловливается множеством причин. Высокая неопределённость, например, бывает в случаях, когда благосостояние фирмы зависит от производства одного вида продукции, рыночные условия делают невозможным точный прогноз продаж, технические изменения деформируют структуру производственных затрат, происходят смена ведущих управляющих фирмы, изменения в политике правительства, нестабильный характер носят инфляция, стоимость энергоносителей на внутреннем и внешнем рынке, реальная заработная плата населения региона, обслуживаемого фирмой по оказанию личных услуг и др. Неопределённость оказывает влияние на все процессы хозяйственной деятельности (денежные потоки, рентабельность, изменение собственности) и характеризуется данными рисунке 1.3.
компоненты
Процесс хозяйственной деятельности
Результат
Рис. 1.3. Уровень неопределённости
Совершенствование бухгалтерского
учёта в сфере услуг
1.3 Особенности бухгалтерского учёта в сфере услуг
Информация о работе Учет и управление производственными затратами на предприятиях сферы услуг