Учет и управление производственными затратами на предприятиях сферы услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:26, курсовая работа

Описание

Рынок – арена менового процесса, на которой действует система сложных социально-экономических отношений. Рынок выступает в качестве способа связи между производителем и потребителями и выявляет степень целесообразности произведённых затрат на тот или иной товар (услугу). При исследовании конъюнктуры рынка главную роль играет цена.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Оценка сферы услуг как специфического объекта учётной деятельности..6
1.1 Анализ мировой и отечественной динамики развития сферы услуг……...6
1.2 Понятие и группировка услуг как объекта учёта. Учётно-экономические особенности предприятий сферы услуг………………………………………..18
1.3 Особенности бухгалтерского учёта в сфере услуг………………………...33
2. Бухгалтерский учёт в сфере услуг: теория и практика, проблемы и перспективы развития…………………………………………………………...46
2.1 Особенности бухгалтерского учёта материальных услуг………………...46
2.1.1 Учёт в салонах красоты и медицинских центрах………………………..46
2.2 Особенности бухгалтерского учёта нематериальных услуг……………...57
2.2.1 Вопросы организации и ведения бухгалтерского учёта на предприятиях, осуществляющих услуги по прокату…………………………………………...57
3. Подготовка управленческой информации для принятия решений………..66
3.1 Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции………………66
3.2 Анализ на основе учета полной себестоимости и Директ-костинга……..80
3.3 Методы ценообразования на основе переменных затрат…………………82
Выводы и предложения…………………………………………………………86
Список использованных источников и литературы…………………………...91

Работа состоит из  1 файл

БУУ.docx

— 259.44 Кб (Скачать документ)

Примечательна заметная дифференциация по степени развития сферы услуг  в группе ведущих стран. Несомненным  лидером в её становлении и  прогрессе на протяжении XX в. являются США. Сосредоточив в конце этого периода более 1/3 мирового производства услуг (доля США в ВВП вещной сферы составляет 30 %), эта страна прокладывает путь для стран-последователей, задаёт ориентиры по многим магистральным направлениям, держит первенство в сфере технологий. Вслед за США идёт Великобритания и с несколько большим отставанием следуют Франция, Канада, Италия. В Германии и особенно в Японии в большей степени сохраняются черты индустриальной экономики, и это обстоятельство расценивается экспертами как немаловажная причина сравнительно серьёзных экономических проблем этих стран в последние полтора-два десятилетия. Но и здесь развитие услуг в последние годы явно ускоряется.

Расширение позиций сферы  услуг в хозяйственной структуре  на протяжении XX в. не было равномерным. Первые два десятилетия отмечены во многих развитых странах довольно динамичной экспансией услуг главным образом в результате опережающего развития железнодорожного и водного транспорта, торговли, бытового обслуживания. В 20-х гг. XX в. исключительно благоприятная экономическая конъюнктура не только способствовала масштабному переливу трудовых ресурсов в рассматриваемую сферу, но и вызвала во многих отраслях настоящий бум капитального строительства, в том числе в сферах образования и здравоохранения.

К концу этого периода  сектор услуг США и ряда стран  Европы сформировался в довольно крупную и важную область хозяйственной  деятельности.

В последующие два десятилетия  условия развития практически всех отраслей услуг резко ухудшились и формировались под воздействием разрушительных экономических кризисов, милитаризации экономики и послевоенной конверсии военных производств.

Ещё более негативно сказалась  на развитии услуг Вторая мировая  война, потребовавшая преимущественной концентрации производственных ресурсов в промышленности. В странах, на территории которых велись военные действия, материальная база отраслей услуг в  той или иной степени подверглась  разрушению и после войны не соответствовала  даже сильно сократившимся потребностям. В послевоенный период опережающее  развитие отраслей услуг во многом возобновилось, и позиции этого  сектора в хозяйственной структуре  неуклонно расширяются.

За прошедшие сто лет  сама сфера услуг кардинально  преобразилась. В начале XX в. круг предоставляемых услуг был ограничен, а в общей структуре преобладали торговля, транспорт, бытовые услуги и крупный массив домашней прислуги. Сегодня насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО) – от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, и на первый план выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального труда.

Важнейшая закономерность эволюции сферы услуг заключается в  том, что она развивается не в  изоляции от материального производства, а в интеграции этих видов деятельности, и от глубины интеграции во многом зависит эффективность современного хозяйства. Рост взаимодействия и взаимопроникновения  вещной продукции и услуг идёт по нескольким направлениям. В промышленности умножаются трудофункции, выраженные в форме услуги, неуклонно увеличивается численность инженерно-технического, административного и другого персонала и степень его участия в производстве вещного продукта. По мере роста производства товаров и услуг многократно разветвляются, усложняются межотраслевые связи этих секторов: в услугах повышаются уровень и качество материального оснащения и обеспечения, в вещном производстве расходы на услуги становятся всё более крупной статьёй общих производственных издержек. В последние десятилетия XX в. взаимосвязь двух типов хозяйственной деятельности поднимается на новую ступень: в новых технологиях универсального применения услуги и вещный продукт практически неразделимы. Наиболее чётко это выражено в отраслях услуг информационно-коммуникационного комплекса,  медиабизнесе, издательском деле.

Динамику сферы услуг  определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического характера. Формирование в системе общественного разделения труда самостоятельных звеньев, специализирующихся на производстве услуг  потребительского назначения, вызвано  требованиями закона возвышения потребностей. В составе потребительских расходов населения увеличивается доля расходов на услуги и особенно быстро на услуги высокого класса.

Ещё более динамично наблюдается  рост потребности в услугах со стороны производства, и расходы  такого рода стали во всех отраслях крупной статьёй общих издержек производства. Традиционные виды затрат на сырьё, материалы, транспорт и связь всюду существенно дополняются расходами на маркетинг, рекламу, менеджмент, информационно-компьютерные услуги, консалтинг разного профиля, страхование, услуги по связям с общественностью и т.д. Особенно велики расходы на услуги в высокотехнологичных промышленных отраслях и в самих отраслях этой сферы.

Стимулирующее влияние на услуги базовых экономических факторов весомо дополнялось в тот или  иной период рядом других – социальных, структурных. Дополнительные потребности  в услугах, прежде всего бытовых  и социальных, порождал непрерывный  процесс урбанизации. В результате систематического перемещения населения  в города подрывался принцип самообеспечения, самодостаточности, свойственный сельскому образу жизни, а функции, ранее выполнявшиеся в рамках домашнего хозяйства, передавались специализированным структурам общественного производства. Сильно подтолкнуло динамику услуг и массовое вовлечение женщин в производство после Второй мировой войны. С этим обстоятельством прямо связано развёртывание системы общественного питания, услуг прачечных и химчисток, учреждений дошкольного воспитания детей и других услуг. Крупный по размерам и разнообразный по назначению комплекс услуг вызвала к жизни массовая автомобилизация: ускоренно развивался автомобильный транспорт, территории западных стран покрылись сетью станций автосервиса, бензоколонок, паркингов, мотелей и других предприятий, обслуживающих широкий круг потребностей автомобилистов.

Глубочайшее и многоплановое  воздействие на сферу услуг оказала  крупномасштабная структурно-технологическая  перестройка материального производства в развитых странах в 70–80-х гг. XX в. Экономический кризис, с наибольшей силой поразивший традиционные отрасли промышленности, по существу знаменовал собой переход от индустриальной модели к постиндустриальной, во главе которой стоят высокотехнологичные отрасли промышленности и сфера услуг. На этой волне особенно энергично стали выдвигаться на передовые позиции в хозяйственной структуре наукоинтенсивные виды услуг.

В кризисной ситуации к  тому же резко возросли потребности  промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, способствующих решению  многочисленных проблем реструктуризации, сбытовых, организационно-управленческих, структурных, внедрения технологических  инноваций и повышения эффективности.

В последние два десятилетия  на мировом рынке услуг чётко  проявились следующие тенденции  в развитии его отдельных сегментов.

1.Снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле.

2.Увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма.

3.По темпам абсолютного роста и по значимости в общем объёме мирового экспорта услуг основным и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги», куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги.

Исторически большинство  услуг, за исключением транспорта и  связи, длительное время развивались  как бы в стороне от технического прогресса, опираясь в основном на использование  трудовых ресурсов и несложных, иногда даже примитивных технологий, и эта  ситуация до последнего времени менялась довольно медленно. Новая волна научно-технического прогресса захватила данную сферу, поэтому услуги стали широчайшим полем для применения его последних  достижений, прежде всего электроники  и информационно-коммуникативных  технологий. Принципиально важен  для многих услуг такой его  результат, как делокализация производства, возможность накопления и хранения, что подрывает довольно сильные ограничения роста услуг, обусловленные родовой спецификой – совпадением производства и потребления во времени и пространстве, нетранспортабельностью продукта. Новые технологии позволяют передавать услуги на любое расстояние и в любое время накапливать их и хранить в закодированном виде на материальных носителях или в электронной форме. При этом значительно улучшаются качественные характеристики: потребители получают доступ к огромному массиву информации и услугам высокого класса в режиме реального времени, пользуются преимуществами более широкого выбора услуг, иными словами, получают более высокую полезность в расчёте на единицу затрат. На основе новых технологий становятся реальностью непосредственные контакты на расстоянии потребителей и производителей таких прежде территориально фиксированных услуг, как образование, медицина, культурно-развлека-тельные, юридические, страховые, консалтинг и т.д. Интенсивным технологическим изменениям подвержены не только новые, но и традиционные отрасли – транспорт, торговля, медицина, финансовые услуги, а также библиотеки, музеи, театры, эстрада, развлекательные парки и т.д. Для этой сферы особенно важно применение научных подходов и решений в организационно-управленческой области вследствие особо сильного влияния этого фактора на эффективность в высокотрудоёмких отраслях.

Динамика сферы услуг  складывалась при довольно заметных отраслевых различиях в её темпах, что порождало непрерывные изменения  в общей структуре, заметно ускорившиеся в последней четверти XX в. По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско-бухгалтерски-ми услугами и т.д. Быстрее всего растут объёмы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства. Стремительно прогрессируют и консультационные услуги по разработке и предоставлению фирмам научных решений в виде информации, экспертизы, рекомендаций по самым разным аспектам бизнеса – производственным, финансовым, управленческим. В последние годы консультанты все чаще непосредственно участвуют по контрактам в управлении фирмами или их подразделениями, в маркетинговых исследованиях, программах повышения эффективности. В число лидеров по динамическим показателям входит и ряд очень популярных в предпринимательской среде нетехнических видов бизнес-услуг по подбору персонала, связям с общественностью, поддержанию на фирмах нормального психологического и социального климата.

К быстрорастущим видам услуг  рассматриваемой сферы относятся  также услуги телекоммуникаций и  кредитно-финансовых учреждений. Опираясь на новые технологии, эти отрасли  вышли в последние десятилетия  на новый виток развития и ныне играют решающую роль в технологическом  прогрессе общества и глобализации экономики.

Группу социальных услуг  отличают от других сравнительно высокие  темпы роста. Здесь лидирует обслуживание категорий населения, нуждающихся  в посторонней поддержке и  помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные  семьи), но по объёмам услуг эта  отрасль серьёзно уступает другим.

Высокие позиции занимает и сфера образования. К услугам  этой отрасли постиндустриальное общество предъявляет всё более высокие  требования, диктуемые переходом  к системе непрерывного, дистанционного образования, общим повышением места  и роли образования в системе  жизненных ценностей современного человека. Высокие темпы роста  в течение длительного времени  неизменно сохраняют и различные  виды деятельности по обслуживанию свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Устойчиво  увеличиваются масштабы туризма, в  том числе международного, как  и множества других форм активного  отдыха, а также услуг киноиндустрии, видео- и аудиобизнеса.

Ряд других услуг развивается  более умеренными темпами. Под влиянием противодействующих факторов складывается динамика торговли и транспорта.

Одной из важных сторон долговременной эволюции сферы услуг является вовлечение её отраслей в систему мирохозяйственных  связей. Этот процесс, довольно медленный  на протяжении большей части XX в., в последние два десятилетия получает сильнейшее ускорение. Открытию мировых рынков перед услугами немало способствовали либерализация экономики и научно-технический прогресс. Особое значение для услуг имела политика либерализации внешнеэкономических отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных экономических объединений и организаций.

Не менее сильным ускорителем  интеграции услуг в мировое хозяйственное  пространство послужила научно-техническая  революция. С позиций глобализации услуг принципиальное значение имеет  такой результат новых технологий, как делокализация производства услуг, в результате чего многие услуги отрываются от национальной почвы, приобретают способность участвовать в торговых сделках на внешних рынках.

С конца XX в. процесс глобализации услуг получает новое мощное ускорение с появлением Интернета, изначально ориентированного на наднациональные потоки реализации товаров и услуг.

В последние два-три десятилетия  XX в. и в начале сегодняшнего века активизируется и такой канал глобализации услуг, как межстрановое перемещение их потребителей и производителей. Стабильно высокими темпами растут потоки туристов, а также лиц, выезжающих за рубеж с деловыми и иными целями. Всё более популярной становится практика получения за рубежом образования, медицинской помощи, и мировой рынок этих услуг формируется стремительными темпами. Масштабы международной миграции существенно увеличиваются за счёт производителей услуг – физических лиц, выезжающих за рубеж в поисках выгодной работы. Несмотря на явное ускорение и умножение форм глобализации услуг по степени интеграции в мирохозяйственное пространство эта сфера пока уступает материальному производству.

Современная Россия по степени  развития сферы услуг занимает промежуточное  положение между развитыми и  развивающимися странами. С одной  стороны, в 1990-е в крупных городах (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) наблюдается стремительное приближение  к западным стандартам развития сервиса. С другой – в российской «глубинке» сфера услуг развивается в формах, более близких к странам «третьего мира» (неформальная организация бизнеса, широкое использование малоквалифицированного труда, нехватка наукоёмких услуг).

Информация о работе Учет и управление производственными затратами на предприятиях сферы услуг