Проведя анализ мировой и
отечественной динамики развития сферы
услуг было выявлено, что современная
Россия по степени развития сферы
услуг занимает промежуточное положение
между развитыми и развивающимися
странами. С одной стороны, в 1990-е
гг. в крупных городах (особенно,
в Москве и Санкт-Петербурге) наблюдается
стремительное приближение к
западным стандартам развития сервиса.
С другой – в российской «глубинке»
сфера услуг развивается в
формах, более близких к странам
«третьего мира» (неформальная организация
бизнеса, широкое использование
малоквалифицированного труда, нехватка
наукоёмких услуг).
Услуги группируются по самым
разнообразным признакам, на основании
которых выделяют такие их виды,
главные с точки зрения бухгалтерского
учёта, анализа и аудита, как материальные
и нематериальные услуги, которые
отвечают специфическим базовым
свойствам (неосязаемость; неотделимость
от источника производств; несохраняемость;
непостоянство качества).
Оценка основных теоретических
положений функционирования сферы
услуг, её природы, экономической специфики
и качественной характеристики позволяет
выделить экономические и учётные аспекты,
влияющие на организацию бухгалтерского
учёта, анализ которых позволил установить
характерные учётные признаки и основные
бухгалтерские особенности предприятий
данной сферы.
Учётные признаки предприятий
сферы услуг определяются следующими
факторами: выполнением любых хозяйственных
операций и функций в соответствии
с заключёнными договорами, наличием
спроса на разнообразные услуги предприятий,
определением уровня цен на услуги,
ориентацией выпуска на потребителей,
незначительным операционным циклом и
рядом других факторов, определяющих
главные особенности деятельности
любого предприятия.
В целях исследования особенностей
бухгалтерского учёта в сфере услуг я,
изучая экономические и учётные аспекты,
установила основные бухгалтерские особенности
этой важнейшей сферы рыночной экономики:
потребление услуг в месте их производства,
невозможность передачи выполненных услуг
от одного собственника к другому, отсутствие
арбитражных операций, то обстоятельство,
что услуги не являются отдельными объектами
в юридическом отношении, трудность определения
их качества, локальные экономические
показатели, общеэкономические факторы,
неопределённость бизнеса.
В результате исследования
экономических и учётных аспектов
в сфере услуг установлены
бухгалтерские особенности этой
важнейшей производственной сферы
рыночной экономики, без знания которых
невозможно выявить дальнейшие перспективы
развития в данной сфере.
К первой группе факторов, оказывающих
влияние на организацию и методологию
учёта, относятся следующие показатели.
- Потребление услуг производится в месте производства услуг, и по этому нет необходимости в использовании счетов 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция», хотя применение счёта 40 возможно в условиях внедрения нормативной (плановой) себестоимости.
- В большинстве случаев передача выполненных услуг от одного собственника к другому невозможна, что обусловлено невозможностью отрыва от основного объекта, фирмы, лица (ремонтные, сервисные услуги).
- Отсутствие арбитражных операций, т.е. операций по одновременной покупке и продаже одной и той же услуги на одном и том же рынке с различными сроками поставки в целях получения выгоды за счёт разницы в ценах.
- Услуга, как правило, не является отдельным объектом в юридическом отношении.
- По всем услугам имеет место неопределённость в оценке качества, так как отсутствуют ГОСТы, стандарты, технические условия, шаблоны и другие нормативные эталоны. Отсюда, как следствие могут иметь место счета расчётов по претензиям, а также увеличение на счетах затрат и убытков.
Во вторую группу факторов,
оказывающих влияние на организацию
бухгалтерского учёта, отнесены локальные
показатели: темпы экономического роста,
валовые капиталообразования, изменения
валютных курсов, стадии экономического
развития, степень законодательного вмешательства
органов власти, инфляция и др. При организации
бухгалтерского учёта в сфере услуг эти
показатели целесообразно учитывать.
К третьей группе факторов,
оказывающих влияние на организацию
и методологию учёта в сфере
услуг относятся общеэкономические
показатели: в частности, организационную
и правовую структуру институциональной
единицы, размер предприятия, характер
оказываемых услуг (материальные, нематериальные,
некоммерческие), степень сложности
управления, размер чистых активов
и их динамику, окружающую внешнюю
среду компании (конкуренты, покупатели,
поставщики, рынок труда, экономическая,
технологическая, законодательная, социально-культурная,
международная).
В четвёртую группу включены
факторы, влияющие на организацию учёта
и вызванные неопределённостью
внешней среды и необходимостью
учёта её воздействия на получаемую
информацию.
Таким образом, совершенствование
бухгалтерского учёта в сфере
услуг предполагает изучение локальных
и общеэкономических показателей,
неопределённости экономических процессов,
углублённое исследование существующих
систем и методов учёта и в
первую очередь в сфере материальных
и нематериальных услуг.
Особое внимание в работе
уделено вопросам ценообразования
в сфере сервиса. Сервис (service) в переводе
с английского обозначает обслуживание
населения. В отечественной экономической
литературе сфера сервиса определяется
как совокупность видов деятельности,
производящих и реализующих услуги. В
целом услуги имеют характерные черты,
которые отличают их от товаров: неосязаемость
(нематериальный характер), неотделимость
от лиц, потребляющих услуги (индивидуальный
характер потребления), неспособность
к хранению (невозможно накапливать и
перевозить), неразрывность производства
и потребления услуги и нестабильность
качества, при оценке которого надо учитывать
не только результат, но и процесс оказания
услуги.
Текущая деятельность предприятий
сферы услуг сопряжена с рисками,
которые, безусловно, следует принимать
сегодня во внимание. Именно поэтому
считаю, что целесообразно периодическое
проведение анализа бизнес-рисков для
каждого вида деятельности предприятия
сферы сервиса, тем самым, давая
количественную оценку риска и прослеживая
динамику изменения этого показателя
в целях принятия правильных и
эффективных управленческих решений.
Изучение зарубежного
опыта позволило констатировать,
что одним из способов управления
рисками выступают резервы. На мой
взгляд, создание и эффективное функционирование
резервной системы на предприятиях
сферы сервиса позволит решить следующие
задачи: обеспечение способности
к самофинансированию, развитие и расширение
производства и рынков сбыта; обеспечение
сохранности капитала и благосостояния
собственников; решение социальных задач;
достижение и обеспечение финансовой
устойчивости и равновесия и т.д.
В заключение отмечу, что
для эффективной интеграции российской
экономики в мировое хозяйство
специалистам всех сфер деятельности,
в том числе и сферы услуг,
наряду с глубокими знаниями рыночных
механизмов, принципов и методов
изучения рынка и экономической
конъюнктуры, комплекса мер эффективного
воздействия на конкурентные позиции
фирмы, интенсивных и экстенсивных
способов сбыта товаров и услуг,
методов маркетинговых исследований
рынка, способов управления качеством
и конкурентоспособностью товара, методов
формирования спроса и стимулирования
сбыта, определения товарной, ассортиментной,
необходимы и знания учёта и ценовой политики
предприятия.
Список использованных
источников и литературы
- Агеев А. Революция бухгалтеров и землемеров. - Профиль. – 2008. – № 3. – С. 16–18.
- Азымова Т.И. Особенности бухгалтерского учёта парикмахерских услуг. – Главбух. – 2009. – № 2. – С. 35–39.
- Бакина С.И. Салоны видеопроката.- Главбух. – 2009. – № 18. – С. 23–32.
- Бланк И.А. Управление активами. – К.: Ника-Центр, 2008. – 720 с.
- Бреславцева Н.А. Вопросы повышения эффективности обслуживания населения услугами бытового проката. – Шахты, 2008.
- Бреславцева Н.А. Управление финансовой деятельностью предприятий сервиса : учеб. пособие. – Шахты : ДГАС, 2006. – 93 с.
- Бреславцева Н.А. Услуги населению: прибыль и рентабельность. – М. : Финансы и статистика, 2009. – 127 с.
- Бреславцева Н.А. Финансирование и кредитование предприятий сферы услуг: учеб. пособие. – Шахты : ДГАС, 2008. – 38 с.
- Бреславцева Н.А. Финансы предприятий сферы сервиса и малого бизнеса . – Шахты : ДГАС, 2007. – 122 с.
- Бреславцева Н.А. Бухгалтерский учёт предприятий сервиса: учеб. пособие. – Шахты : ДГАС, 2008. – 138 с.
- Вялых О. Вопросы применения документов строгой отчётности предприятиями (индивидуальными предпринимателями), оказывающими услуги в сфере бытового обслуживания.- БОН-партнёр. – 2008. – № 1. – С. 9–19.
- Додонов А.А. Бухгалтерский учет в промышленности с основами учёта в системе бытового обслуживания. – М. : Лёгкая промышленность, 2010. – 472 с.
- Додонов А.А. Совершенствование учёта на предприятиях бытового обслуживания. – М. : Легпромбытиздат, 2006. – 184 с.
- Введение в управленческий и производственный учет : пер. с англ. / под ред. С.А. Табалиной. – М. : Аудит: ЮНИТИ, 2008. – 774 с.
- Егорова С.К. Основы бухгалтерского учёта и аудита в сфере сервиса: учеб. пособие / С.К. Егорова, К.Я. Денисова . – М. : Юристъ, 2007. – 382 с.
- Оперативный учёт в парикмахерских и салонах красоты -А. Жуковский // Фин. газета. – 2007. – № 22. – С. 14.
- Прокат автомобилей / Н.В. Куличкова // Главбух. – 2010. – № 16. – С. 23–33.
- Салон красоты: бухгалтерский учёт и налогообложение А.Р. Лазарев // Главбух. – 2008. – № 28. – С. 23–34.
- Лытнев П.А. Учет и налогообложение доходов в сфере бытовых услуг.- Аудиторские ведомости. – 2007. – № 3. – С. 45–51.
- Особенности бухгалтерского учёта и налогообложения услуг по прокату.- Главбух. – 2009. – № 17. – С. 24–31.
- Миддлтон Д. Бухгалтерский учёт и принятие финансовых решений . – М. : Аудит: ЮНИТИ, 2007. – 408 с.
- Положение по бухгалтерскому учету «Учёт нематериальных активов» (ПБУ 14/2007): с учётом приказа Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н. – 7-е изд., перераб.и доп. – М. : Проспект, 2008. – 186 с.
- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ10/99) : с учётом приказа Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2008. – 188 с.
- Положение по бухгалтерскому учету «Учёт расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008): с учётом приказа Минфина России от 6 октября 2008 г. № 107н. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 190 с.
- Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт расходов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02): с учётом приказа Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 184 с.
- Постановление Российской Федерации. Правила бытового обслуживания : утв. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2007 г. № 1025. – 2-е изд. – М.: Ось-89, 2007. – 64 с.
- Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению [Электронный ресурс] : приказ от 31 октября 2008 г. № 94-н / Консультант Плюс.
- Савченков О.С. Учёт в организациях, осуществляющих услуги по прокату.- Бухгалтер. учёт. налоги. – 2006. – № 5. – С. 7–15.
- Ткач В.И. Управленческий учёт на предприятиях сферы услуг: учеб. пособие. – М. : Март, 2010. – 160 с.
- Хендриксен Э.С. Теория бухгалтерского учёта: пер с англ. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 576 с. : ил.