Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа
В современной России проблемы совершенствования налоговой системы приобрели особую актуальность. Относительное благополучие со сбором налоговых платежей (во многом связанное с ростом мировых цен на нефть) не должно порождать иллюзий относительно достигнутого уровня эффективности проводимой налоговой политики, равно как и введение Налогового кодекса РФ не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налоговой системы.
ВВЕДЕНИЕ. 03
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………...06
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ………………………………………………………...06
1.1. Общие принципы и порядок управления работой налоговых органов………...06
1.2. Организационные типы и функции налоговых органов………………………...08
1.3. Организационная структура управления налоговыми органами……………….10
1.4. Особенности организационной структуры налоговых органов………………...11
1.5. Международное сотрудничество в сфере совершенствования налогового администрирования…………………………………………………………………….12
2. ПРИНЦЫПЫ И ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ……………………………………………………………..14
2.1. Организация работы и ведение отчётности на уровне низовых налоговых органов…………………………………………………………………………………..14
2.2. Организация работы по выявлению лиц, уклоняющихся от подачи налоговых деклараций, и по взысканию недоимки…………………………………..20
2.3. Организация работы по взысканию недоимки…………………………………..28
2.4. Совершенствование работы налоговых органов в сфере управления расчётов по налогам…………………………………………………………………….31
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ НАЛОГОВ……………………………………………………….34
3.1. Основы правовой квалификации налоговых правонарушений………………...34
3.2. Использование иностранных фирм для целей оптимизации налоговых платежей…………………………………………………………………………………35
3.3. Противодействие налоговым правонарушениям в России. ……………………..36
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………...43
5. КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ……………………………………………………………49
5.1. Контроль в системе налогового администрирования…………………………...49
5.2. Регулирование в системе налогового администрирования………………….….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………
1.4. Особенности организационной структуры налоговых органов.
С точки зрения конституционного
устройства различают федеративные
и унитарные государства (монархии).
В федеральных государствах система
налоговых органов состоит из
нескольких звеньев – центрально
звена, которое занимается сбором федеральных
налогов, и налоговых органов
регионального уровня (земель, штатов,
провинций, губерний и т.д.). К таким
странам относятся США, Россия, Германия,
Австралия, Швейцария, Швеция и др. В
этих странах единство налоговой
системы обеспечивается за счёт установления
единых основ законодательства, единой
налоговой системы и
В унитарных государствах управление налоговой работой жестко централизовано, все звенья налоговых органов управляются из единого центра, единство налогового законодательства иногда доведено до принятия общегосударственного налогового кодекса. К таким странам относятся Франция, Италия, Великобритания.
По месту налоговых органов в финансово-бюджетной страны можно выделить, с одной стороны, Германию, в которой всем бюджетным процессом, налоговой политикой и сбором налогов в целом управляет федеративное министерство финансов, с другой стороны, США, где налоговая служба действует как самостоятельное ведомство.
Степень и формы участия налоговых органов в разработке налогового законодательства в разных странах заметно различается. В одних странах их функции ограничены сбором налогов и предоставлением консультаций и рекомендаций
государственным ведомствам,
ответственным за определение экономической
и бюджетно-налоговой политики. В
других странах, таких как Канада,
Колумбия, Бразилия, Мексика, Уругвай,
Венесуэла и др., налоговые органы
могут непосредственно
С точки выбора приоритетов в налоговой работе можно выделить Великобританию, где структура налоговых органов построена по принципу выделения видов налогов (существуют два направления – по прямым (подоходным) и косвенным налогам), и США, где организация налоговых органов подчинена этапам налогового процесса. Первый подход обычно называют специализированным, а второй – функциональным. При втором подходе, получившем широкое распространение в последние годы, работа налоговых органов жёстко нацелена на конечный результат – правильный и эффективный сбор налогов.
1.5. Международное сотрудничество
в сфере совершенствования
Среди основных центров, занимающихся
разработкой основ, принципов и
продвижением новых идей в сфере
совершенствования налоговой
Среди других органов можно
выделить Панамериканский центр
налоговых служб (СИАТ), в задачи
которых входит, как указано в
его плане развития, «способность
проведению научно-исследовательских
работ в области налоговых
систем и налогового администрирования,
а также стимулировать
В частности, в этих целях исполнительный Секретариат СИАТ подготовил ряд тематических и функциональных обзоров, в том числе отчёт под названием «Организация налогового администрирования в странах – членах СИАТ».
На первом съезде СИАТ, который состоялся в Панаме в 1967 году, известный эксперт в области налогов и государственных финансов А. Шоуп отметил, что «ключом всякой фискальной политики является администрирование налогов». Другой крупный специалист Ф. Кинтана тогда же заявил, что без постоянной реорганизации системы бюджетных и налоговых органов, без ежедневного совершенствования методов управления налогами будет очень сложно сделать налоговую реформу конструктивной и экономически эффективной и целесообразной.
На конференции СИАТ в Мадриде в 2002 году К. Сильвани назвал 1980-е годы «прорывным десятилетием, в котором многие страны совершили качественные наиважнейшие шаги в области совершенствования своих систем налогового администрирования».
Особый интерес в становлении
современных систем налогового администрирования
представляет опыт некоторых стран
американского континента. В этих
странах структура налоговых
органов была сформирована позднее
большинства развитых стран, и поэтому
эти страны в максимальной степени
стремятся применять всё
Налоговые органы многих стран активно проводят модернизацию своей работы, в частности, за счёт использования современных технологий, автоматизированных и информационных систем, с целью повышения уровня контроля за налогоплательщиками и оказания им содействия.
Электронная обработка данных, которая является технологической основой осуществления всех административных процедур, иногда производится структурами вне налоговой администрации. В некоторых странах такие центры обработки данных находятся в ведении министерства финансов или казначейства, но чаще всего обработка данных налоговой отчётности происходит в рамках налоговых органов.
Многие страны предпринимают значительные усилия по модернизации управления персоналом и улучшения процесса подготовки кадров. В некоторых случаях обучение персонала проводится подразделениями в структуре налоговой администрации, а также за пределами её (обычно при министерстве финансов).
Правовое обеспечение
налоговой работы может быть частью
организационной структуры
Правовая помощь на оперативном
уровне осуществляется органами налогового
администрирования на местном и
региональном уровнях, а при жалобах
(апелляциях) – так называемыми
Советами налогоплательщиков, которые
непосредственно подчиняются
2. ПРИНЦЫПЫ И ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
МЕСТНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ.
2.1. Организация работы
и ведение отчётности на
Методы управления информационными потоками.
В работе по управлению информационными потоками могут использоваться разные методы: традиционный метод – когда сбор, обработка и анализ информации по разным видам налогов ведётся раздельно, на уровне территориальных (местных) налоговых органов; субъективно-функциональный метод – когда отчётность по всем видам налогов собирается и анализируется по налогоплательщикам, а работники местных налоговых органов специализируются по отдельным этапам налогового процесса (приём и первичная обработка налоговой отчётности, сведение отчётности, полученной от налогоплательщиков, с данными, полученными из других источников, выявление и проверка сомнительных налогоплательщиков, работа по начислению и взысканию налоговой недоимки, выявление налоговых нарушений и преследование виновников таких нарушений); метод централизованной работы с налоговой информацией – когда работа с налоговой информацией концентрируется в информационных центрах, охватывающих крупные регионы.
В современных условиях в большинстве развитых стран налоговые органы активно используют новые информационные технологии, что позволяет отдать предпочтение именно последнему методу. Однако внедрению этого метода в широких масштабах мешает необходимость выделения крупных ассигнований на перестройку работы налоговых органов, а также определённое общественное противодействие, основанное на опасениях перерастания современного государства в тоталитарную структуру, использующую эти технологии для контроля за жизнью и деятельностью граждан.
Организация работы местной налоговой инспекции.
В основу рассматриваемой
ниже традиционной организации сбора
налогов положен
Стандартная структура управления (инспекции) по сбору налогов включает следующие основные отделы.
Отдел учёта и обработки
документов. Взыскание недоимки или
получения сведений о доходах
начинается с оформления уведомления
и требования оплаты начисленной
суммы налога или извещения о
том, что налоговый орган не получил
декларации о доходах налогоплательщика.
В большинстве случаев
Юридический отдел. Этот отдел отвечает за соответствие юридической и технической информации. Он предоставляет рекомендации юридического и технического характера по всем видам деятельности, связанной по сборам налогов, осуществляет контроль за качеством работы, следит, чтобы сотрудники налогового органа не нарушали уставного порядка работы. Технический персонал и помощники юристов отслеживают дела, переданные в судебные органы, включая дела о банкротствах, с тем чтобы не было случаев нарушения искового приоритета государства.
Отдел камеральных проверок.
В отделе камеральных проверок происходит
первый контакт представителей налоговой
службы с недисциплинированным налогоплательщиком
(физическим лицом или предприятием),
который не отреагировал на уведомления,
направленные ему отделом учёта
и обработки документов. Поскольку
сотрудники отдела вступают с налогоплательщиком
в переписку или общаются по телефону,
они имеют возможность
Руководитель отдела камеральных проверок подчиняется руководителю налоговой инспекции. Он разрабатывает планы, устанавливает задания и контролирует работу находящихся в его ведении подразделений по обработки документов и по работе с налогоплательщиками.
Информационно-аналитический отдел. Этот отдел получает дела налогоплательщиков, которым налог был начислен, но денежные средства от которых не поступили в сроки, установленные уведомлением и требованием. Служба уведомлений обычно направляет требования об уплате, если налогоплательщик заполнил декларацию о доходах, а налоги не уплатил, а также если он не выполнил дополнительных налоговых обязательств, возникших в результате камеральной проверки. В том случае, когда налогоплательщик не реагирует на требования налоговых органов или отказывается заполнить декларацию с указанием реально существующей задолженности, налоговый инспектор может начислить налоги расчётным путём на основании оценки налоговых обязательств.
Из этого подразделения
налоговой службы налогоплательщики
и третьи лица получат письма, в
которых их просят дать необходимую
информацию, уплатить долг и представить
задержанные налоговые
Отдел работы с налогоплательщиками. Его сотрудники организуют контакты с налогоплательщиком как по телефону, так и при личной встрече, в случае его явки в ответ на полученное уведомление для обсуждения вопросов, связанных с уплатой недоимки или текущих платежей. От налогоплательщика требуют уплатить начисленные налоги и/или заполнить декларацию о недоимке. Сотрудники данного подразделения налоговой службы имеют полномочия для предоставления рассрочки по уплате начисленных налогов. Они вправе прибегнуть к принудительным мерам, например, обратить взыскание на банковский счёт налогоплательщика (уведомление о конфискации), или на его дебиторскую задолженность. Здесь же готовят финансовые документы, определяют возможность взимания налогов и передают дела в отделы выездных проверок для применения мер принудительного взыскания.