Организация и методика проведения камеральной налоговой проверки НДС на примере ООО «Инвест-регион»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:01, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – анализ теории и практики работы налоговых органов в области камерального контроля, организация проверок в программном комплексе территориальных налоговых органов ФНС России, рассмотрение проблем и перспектив развития камерального налогового контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
Изучить понятие, значение и методику камеральной налоговой проверки.
Исследовать направления автоматизации составления и предоставления налоговой отчетности для повышения эффективности контрольной работы налоговых органов при проведении камеральных проверок.
На примере конкретного налогоплательщика рассмотреть процесс камерального контроля.
Изучить проблемы и перспективы совершенствования камеральных проверок.

Содержание

Введение 4
1. Камеральная проверка как форма налогового контроля 6
1.1 Роль камерального контроля в системе налогового администрирования 6
1.2 Используемые мероприятия налогового контроля в процессе проведения камеральной проверки 14
1.3 Оформление результатов камеральной проверки 19
2. Особенности проведения камеральной налоговой проверки по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.1 Камеральная проверка по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.2 Дополнительные мероприятия налогового контроля и вынесение решения по его итогам в отношении ООО «Инвест-регион» 47
2.3 Анализ результатов контрольной деятельности ИФНС по Приокскому району г. Нижнего Новгорода за 2008-2011 г. 54
3. Проблемы, возникающие при проведении камеральных налоговых проверок и пути их решения 62
3.1 Проблемы камерального контроля и пути их решения 62
3.2 Совершенствование контроля сделок между взаимозависимыми лицами 69
3.3 Зарубежный опыт в сфере налогового контроля 78
Заключение 85
Список литературы 88

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 216.57 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ)

 

Финансовый  факультет

 

Кафедра «Систем налогообложения»

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ работа

 

Организация и методика проведения камеральной  налоговой проверки НДС на примере ООО «Инвест-регион»

 

 

Выполнила студентка  группы 13509 Куприянова А.В.______________________

Руководитель, ассистент  кафедры Софьин Н.А.___________________________

Рецензент, начальник отдела камеральных проверок Резниченко Е.А.________

 

 

 

 

 

 

 

Нижний  Новгород

2012

Реферат

Дипломная работа на тему «Организация и методика проведения камеральной налоговой проверки НДС на примере ООО «Инвест-регион» состоит из введения, трех глав и заключения. В работе 1 схема, 1 рисунок, 7 таблиц, 10 приложений, в списке литературы 33 источников, объем работы 91 машинописная страница.

Цель дипломной работы – анализ теории и практики работы налоговых органов в области камеральных проверок, рассмотрение проблем и перспектив развития камерального налогового администрирования и контроля.

Объект исследования – организация и проведение камеральной проверки  на примере ООО «Инвест-регион».

Методологическую  основу работы составили: налоговое  законодательство РФ, нормативные документы  министерства финансов, статистическая отчетность ФНС России, учебники и  учебные пособия Семенихина В.В., Спирина Л.В., Поролло Е.В., Казаков В.В. Турчина О.В. и других авторов.

В работе использованы системный подход, методы группировок, сравнений и другие.

Основные результаты дипломной работы:

    • изучены основные моменты проведения камеральных проверок
    • рассмотрен механизм проведения камерального контроля на примере ООО «Инвест-регион»
    • выявлены основные проблемы налогового администрирования камерального контроля;
    • предложены пути решения проблем администрирования камерального контроля

 

 

 

Оглавление

Введение 4

1. Камеральная проверка как форма налогового контроля 6

1.1 Роль камерального контроля в системе налогового администрирования 6

1.2 Используемые мероприятия налогового контроля в процессе проведения камеральной проверки 14

1.3 Оформление результатов камеральной проверки 19

2. Особенности проведения камеральной налоговой проверки по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28

2.1 Камеральная проверка по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28

2.2 Дополнительные мероприятия налогового контроля и вынесение решения по его итогам в отношении ООО «Инвест-регион» 47

2.3 Анализ результатов контрольной деятельности ИФНС по Приокскому району г. Нижнего Новгорода за 2008-2011 г. 54

3. Проблемы, возникающие при проведении камеральных налоговых проверок и пути их решения 62

3.1 Проблемы камерального контроля и пути их решения 62

3.2 Совершенствование контроля сделок между взаимозависимыми лицами 69

3.3 Зарубежный опыт в сфере налогового контроля 78

Заключение 85

Список литературы 88

Приложения 92

 

Введение

В настоящее  время усиление роли и значимости камеральных проверок является главным  стратегическим направлением контрольной деятельности налоговых органов. Камеральные проверки по-прежнему остаются приоритетной и всеобъемлющей формой налогового контроля, не уступающей по эффективности выездным проверкам.

Предметом камеральной  налоговой проверки являются налоговые  декларации и  документы, предоставляемые  для подтверждения соответствия заявленных сведений фактическим. В  практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную  уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных  и субъективных причин. С переходом  к рыночным отношениям создаются  новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных  специалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, как  правило, допускаются ошибки в учете. Нередки случаи сознательного искажения  отчетных данных. Причем сегодня стало  естественным уклонение от налоговой  повинности, как легальными – когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, т. е. запрещенными законом способами.

   Все  это приводит к занижению налогооблагаемой  базы и недопоступлению в бюджет  налогов и других приравненных  к ним платежей.

   Ошибки  в исчислении и уплате налогов  допускаются также из-за частых  изменений в законодательстве. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами стоит серьезная проблема – контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование. 

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в настоящее время камеральные проверки налоговых деклараций – приоритетное направление контрольной работы налоговых органов. 

Цель дипломной работы – анализ теории и практики работы налоговых органов в области камерального контроля, организация проверок в программном комплексе территориальных налоговых органов ФНС России,  рассмотрение проблем и перспектив развития камерального налогового контроля.

Для достижения поставленной цели необходимо решение  ряда задач:

  • Изучить понятие, значение и методику камеральной налоговой проверки.
  • Исследовать направления автоматизации составления и предоставления налоговой отчетности для повышения эффективности контрольной работы налоговых органов при проведении камеральных проверок.
  • На примере конкретного налогоплательщика рассмотреть процесс камерального контроля.
  • Изучить проблемы и перспективы совершенствования камеральных проверок.

Объект исследования – налоговые проверки как инструмент повышения налоговой дисциплины налогоплательщиков.

Предмет исследования – камеральная проверка налоговой отчетности. 
В процессе исследования использовались различные материалы: монографии, публикации в прессе, данные статистических и социологических исследований, судебная практика и бухгалтерская и налоговая отчетность предприятия.

Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования результатов для выработки мероприятий по совершенствованию процедуры и методики проведения камеральной проверки.

Глава 1. Камеральная проверка как форма налогового контроля

    1. Роль камерального контроля в системе налогового администрирования

Несмотря  на все расширяющийся круг задач, которые ставятся государством перед  налоговыми органами, основной из них  остается контроль за правильностью  исчисления и уплаты налогов, который  проводится в процессе выполнения налоговыми органами четко прописанных НК РФ мероприятий налогового контроля (ст. 82 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка имеет двойное  значение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности  камеральных проверок исчерпаны, т.е. в отношении налогоплательщика  должны быть проведены контрольные  мероприятия, требующие присутствия  инспектора непосредственно на проверяемом  объекте.[23]

Проведение  камеральной налоговой проверки позволяет представителям налоговой администрации:

  • выявить арифметические ошибки в поступившей от проверяемого отчетности;
  • осуществить сверку данных в документах, поступивших из различных источников.[10, стр. 81]

В соответствии с действующими нормативно-правовыми  актами основными задачами камеральной  проверки являются:

- визуальная  проверка правильности оформления  бухгалтерской отчетности, т.е. проверка  заполнения всех необходимых  реквизитов отчета, наличия подписей  уполномоченных должностных лиц;

- проверка  правильности составления расчетов  по налогам, включающая в себя  арифметический подсчет итоговых  сумм налогов, подлежащих уплате  в бюджет, проверку обоснованности  применения ставок налога и  налоговых льгот, правильности  отражения показателей, необходимых  для исчисления налогооблагаемой  базы, проверку своевременности  представления расчетов по налогам;

- логический  контроль за наличием искажений  в отчетной информации;

- проверка логической связи между отчетными и расчетными показателями сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода;

- проверка  согласованности показателей, повторяющихся  в бухгалтерской отчетности и  в налоговых расчетах;

- предварительная  оценка бухгалтерской отчетности  и налоговых расчетов с точки  зрения достоверности отдельных  отчетных показателей, наличия  сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможные нарушения  налоговой дисциплины.

Лидирующие  позиции камеральных проверок в  системе налогового контроля обусловлены  рядом факторов:

  1. Меньшая трудоемкость, чем на проведение выездных проверок, максимальная возможность автоматизации;
  2. Возможность охватить до 100% налогоплательщиков, предоставивших налоговую отчетность в налоговые органы, при проведении выездных проверок лишь у 1 % налогоплательщиков;
  3. Камеральные проверки стали более эффективными не только в связи с контролем показателей налоговой отчетности, но и анализом уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, проверкой отчетных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников;
  4. Предоставляется возможность налоговым органам проводить анализ по результатам камеральных проверок для отбора налогоплательщиков по проведению выездных проверок с помощью программных комплексов. Недостатком существующего программного обеспечения является то, что предполагается значительная автоматизация камеральных проверок, а отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок осуществляется в запросном режиме.[28]

Камеральная налоговая проверка проводится по месту  нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и  документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. [12, стр. 369-370]

Исходя из п. 2 ст. 88 НК РФ налоговый орган проводит проверку каждой полученной декларации (расчета). Налоговые органы подчеркивают, что проверка проводится независимо от того, как часто представляется отчетность, поэтому камеральная проверка автоматически начинается сразу после представления декларации в налоговый орган.

Основанием  для камеральной проверки может  стать подача в налоговую инспекцию  декларации и (или) расчета авансовых  платежей по налогу на прибыль, НДС, ЕСН, налогу на имущество, налогу при УСН, ЕНВД, транспортному, земельному или другому налогу. Несмотря на то, что с 1 января 2010 г. ЕСН отменен, декларации по ЕСН за 2009 г., а также уточненные декларации за периоды до 2010 г. будут проверяться по-прежнему. [21, стр. 3-4]

Декларации  и  бухгалтерская  отчетность (в  дальнейшем -  документы)  могут  быть  представлены  плательщиком  в  налоговый  орган в следующем виде: 

  • на бумажных носителях - лично или через представителя по доверенности;
  • на бумажных носителях - по почте,  заказным письмом с описью вложений;
  • в электронном виде -  по  телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Сдавать налоговые декларации в  электронном виде обязаны компании, чья среднесписочная численность  по итогам предыдущего года превысила 100 человек, включая работающих в  филиалах. Если этот лимит превышен в течение текущего года, отправить  электронные декларации компании нужно  будет за первый отчетный период следующего года.

Крупнейшие  налогоплательщики независимо от численности  также отправляют декларации в межрайонные  инспекции через Интернет. У них эта обязанность появляется в момент постановки на учет в межрайонной инспекции.

Налогоплательщики вправе представить документы, которые  должны прилагаться к налоговой  декларации (расчету), в электронном  виде (ст.80 НК РФ). При декларировании в электронном виде копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание декларации (расчета), может быть представлена в электронном виде по ТКС. Кроме того, истребуемые документы также могут быть переданы в электронном виде. При передаче налоговой декларации (расчета) по ТКС днем ее представления считается дата ее отправки. Бумажные экземпляры деклараций и отчетов в данном случае подавать не нужно. [19 стр. 10]

Информация о работе Организация и методика проведения камеральной налоговой проверки НДС на примере ООО «Инвест-регион»