Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:01, дипломная работа
Цель дипломной работы – анализ теории и практики работы налоговых органов в области камерального контроля, организация проверок в программном комплексе территориальных налоговых органов ФНС России, рассмотрение проблем и перспектив развития камерального налогового контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
Изучить понятие, значение и методику камеральной налоговой проверки.
Исследовать направления автоматизации составления и предоставления налоговой отчетности для повышения эффективности контрольной работы налоговых органов при проведении камеральных проверок.
На примере конкретного налогоплательщика рассмотреть процесс камерального контроля.
Изучить проблемы и перспективы совершенствования камеральных проверок.
Введение 4
1. Камеральная проверка как форма налогового контроля 6
1.1 Роль камерального контроля в системе налогового администрирования 6
1.2 Используемые мероприятия налогового контроля в процессе проведения камеральной проверки 14
1.3 Оформление результатов камеральной проверки 19
2. Особенности проведения камеральной налоговой проверки по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.1 Камеральная проверка по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.2 Дополнительные мероприятия налогового контроля и вынесение решения по его итогам в отношении ООО «Инвест-регион» 47
2.3 Анализ результатов контрольной деятельности ИФНС по Приокскому району г. Нижнего Новгорода за 2008-2011 г. 54
3. Проблемы, возникающие при проведении камеральных налоговых проверок и пути их решения 62
3.1 Проблемы камерального контроля и пути их решения 62
3.2 Совершенствование контроля сделок между взаимозависимыми лицами 69
3.3 Зарубежный опыт в сфере налогового контроля 78
Заключение 85
Список литературы 88
Получена выписка из банка ОАО КБ «Ассоциация» (вх.022113/в от 29.09.2011).
Анализ данного счета ООО «Ресурс» подтверждает, что данная организация служит для создания видимости совершения сделок и создания искусственных денежных потоков.
За период с 20.11.09 (с момента открытия счета) до 16.07.2010 движения по счету практически не было (в очень малых суммах). За период с 16.07.2010 по 15.09.2011 данной организацией было получено от организации ООО «Стикс» 990 000 руб. и возвращено 990тыс.руб. по б/займу; получено от ООО «Магнум» 2010т.руб. и возвращено 1 910 000 руб. по б/займу; уплачено ООО «Авто-тренд» 1009 000 руб. назначение платежа по договору о перемене лиц об уступке прав и переводе долга от 03.08.2010; получено от ООО «Самарский лизинг» денежные средства в сумме 800 000 руб. оплата по договору купли-продажи за экскаватор № 16/10-ННГ-КП от 19.10.2010; ЗАО «Альянс» перечислил ООО «Ресурс» денежные средства в сумме 3 300 000 руб. по договору купли- продажи № 05-2010 от 27.12.2010 за экскаватор.
В ходе проведенных мероприятий установлено, что никакого перемещения экскаватора, принадлежащего ООО «Магнум», не было. С лета 2010 года он всегда находился в Кельском карьере Перевозского района.
Только после получения акта камеральной проверки № 1167 от 03 августа и рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика 31.08.2011 ООО «Инвест-регион» организацией ООО «Магнум» произведены новые отражения смены собственника в ПТС и произведены регистрационные действия:
ООО «Инвест-регион» – прежний собственник, дата регистрации 09.09.2011. Дата снятия с учета 09.09.2011. Имеется печать ООО «Инвест-регион». Есть отметка подразделения Госавтоинспекции 55(инспекция ГТН Нижегородского района г.Н.Новгорода).
ООО «Магнум» – новый собственник, дата передачи 16.09.11г. особые отметки по договору лизинга от 27.01.2011. Есть отметка подразделения Госавтоинспекции 56 (инспекция ГТН Советского района г.Н.Новгорода).
Таким образом, в ходе камеральной проверки, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля правомерность применения ООО «Инвест-регион» налоговых вычетов по НДС по приобретенному экскаватору в сумме 991 525 руб. не подтверждена.
После того как
проведена камеральная проверка
и дополнительные мероприятия налогового
контроля начальник инспекции (заместитель
начальника) изучают дополнительно
собранную информацию, дополнительно
представленные документы и выносят
решение о привлечении к
О дате рассмотрения материалов налоговой проверки ООО «Инвест-регион» было сообщено в форме уведомления о вызове налогоплательщика № 2325 для рассмотрения результатов проведения дополнительных мероприятий налогового контроля 05.10.2011 г. (Приложение 7) Данное уведомление было направлено в адрес ООО «Инвест-регион» 30.09.2011г.
На рассмотрение материалов явился директор ООО «Инвест-регион» Науменко Д.В.
В отношении
ООО «Инвест-регион» 10.10.2011 г. было вынесено
решение № 1221 о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения.
(Приложение 8) Инспекция решила привлечь
ООО «Инвест-регион» к налоговой ответственности,
предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ за неуплату
налогоплательщиком-
Одновременно с решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения 10.10.2011 г. выносится в отношении «Инвест-регион» решение об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению № 24. (Приложение 9) В данном решении отражается лицо, принимающее решение; запрашиваемые у налогоплательщика документы, сведения о налогоплательщике, выявленные в ходе проверки, а также принимается решение об отказе в возмещении полностью НДС в сумме 852292 руб.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу через 10 дней после вручения налогоплательщику, поэтому у налогоплательщика есть 10 дней на обжалование данного решения. Решение об отказе в возмещении полностью суммы НДС , заявленной к возмещению вступает в силу сразу со дня его принятия и не может быть обжаловано налогоплательщиком.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении ООО «Ивест-регион» было принято следующее решение:
Налоговые органы в ходе работы обязаны постоянно вести строгую отчетность о своей работе, в том числе о результатах проводимого налогового контроля. Приказами ФНС России утверждены 2 формы отчетности:
В этих отчетах отражается информация о количестве проведенных проверок и суммах доначислений как в целом, так и отдельно по каждому виду налогов и платежей.
Для анализа эффективности выполнения ИФНС России по Приокскому району г. Н.Новгорода (далее Инспекция) возложенных на нее контрольных функций необходимо проследить за динамикой проведения камеральных и выездных проверок за 2008-2011 года, определить, с чем связаны данные изменения; рассмотреть объемы доначислений, сделанных по результатам проверок; а также изучить характер контрольной деятельности в отношении налога на добавленную стоимость.
Прежде чем приступить к оценке результатов контрольной деятельности инспекции необходимо изучить информацию об изменении количества зарегистрированных юридических лиц и ИП (Таблица 2).
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2011/2008 | |
Количество организаций, состоящих на учете в налоговых органах, единиц |
5266 |
5155 |
4344 |
3973 |
- |
Темп роста (Тр) |
- |
0,98 |
0,84 |
0,91 |
0,75 |
Количество индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, состоящих на учете в налоговых органах, единиц |
2996 |
2799 |
2796 |
2876 |
- |
Темп роста (Тр) |
- |
0,93 |
1,00 |
1,03 |
0,96 |
Общее количество |
8262 |
7954 |
7140 |
6849 |
- |
Темп роста (Тр) |
- |
0,96 |
0,90 |
0,96 |
0,83 |
Таблица 2 – «Зарегистрированные юридические лица и ИП».
Из анализа данных таблицы следует, что количество юридических лиц, состоящих на учете в Инспекции с 2008 по 2011 года сократилось на 25%. При этом количество индивидуальных предпринимателей за этот же период уменьшилось всего лишь на 4%. Таким образом, общее количество зарегистрированных налогоплательщиков (не включая физических лиц) сократилось за 4 года с 8262 до 6849 (на 17%). Данное обстоятельство может быть связано с рядом факторов:
После анализа количества налогоплательщиков, зарегистрированных в Инспекции можно приступить к оценке динамики проведения камеральных и выездных проверок.
Динамика проведения камеральных налоговых проверок в ИФНС России по Приокскому району г. Н.Новгорода за 2008-2011 года представлена в таблице 3:
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2011/2008 | |
Всего проведено камеральных проверок |
64 580 |
62 732 |
40782 |
33 005 |
|
Темп роста (Тр) |
- |
0,97 |
0,65 |
0,81 |
0,51 |
из них выявивших нарушения |
2 990 |
2 447 |
1 821 |
1 187 |
|
Удельный вес результативных камеральных проверок |
4,63% |
3,90% |
4,47% |
3,60% |
|
Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей |
56 477 |
43 051 |
43 464 |
13 382 |
|
Средняя результативность 1 камеральной проверки, руб. |
874,53 |
686,27 |
1065,76 |
405,45 |
|
Темп роста (Тр) |
- |
0,78 |
1,55 |
0,46 |
0.46 |
Налоги |
40469 |
38946 |
36310 |
12201 |
|
Пени |
134 |
459 |
136 |
0 |
|
Штрафы |
15874 |
3646 |
7018 |
1181 |
|
Уменьшенные платежи |
7 |
4367 |
587 |
209 |
Таблица 3 – «Камеральные проверки»
Рассмотрев данные таблицы 2 можно сделать следующие выводы:
Количество камеральных проверок c 2008 по 2011 года сократилось практически вдвое. Это притом, что количество налогоплательщиков юридических лиц и ИП за 4 года уменьшилось только лишь на 17%. Такое положение дел может говорить об увеличении числа налогоплательщиков, не представляющих налоговую отчетность. Также резкое сокращение в 2010, 2011 годах количества проверок связано с отменой ЕСН с 1 января 2010 года и соответственно с сокращением числа проверок по этому налогу, а также с передачей контрольных функций в отношении страховых взносов Пенсионному фонду и Фонду социального страхования.
Чтобы оценить динамику эффективности проводимых камеральных проверок необходимо изучить их результативность. Под результативностью в данном случае понимается отношение суммы начисленных платежей по итогам камеральных проверок к общему количеству камеральных проверок. Самый высокий показатель результативности в 2010 году – 1065руб. 76 копеек; самый низкий в 2011 – 405 руб. 45 коп.. Данное обстоятельство связано с переходом налоговой службы к работе по предупреждению налоговых нарушений и к добровольному отказу налогоплательщиков от применения схем минимизации налогообложения, отметила заместитель руководителя ФНС России. Налоговые органы начали активно работать с организациями и индивидуальными предпринимателями, стимулируя подачу ими уточненных деклараций. Поскольку уточнение налоговых обязательств не сопровождается штрафными санкциями, данная мера является достаточно привлекательной для налогоплательщиков, констатировала заместитель главы налоговой службы. Этот факт также подтверждается значительным снижением сумм начисляемых штрафов по результатам проверки (в 2008г. – 15874 тыс. руб., а в 2011г. – 1181 тыс. руб.).
Помимо камеральных проверок в инспекции, также проводятся выездные проверки. Выездная проверка является самым эффективным видом налогового контроля и приносит наибольшие суммы доначислений в бюджет. Более того, как раз выездных проверок больше всего опасается бизнес и, соответственно, реже идет на использование высоко рискованных схем налоговой минимизации.
Динамика проведения выездных налоговых проверок в ИФНС России по Приокскому району г. Н.Новгорода за 2008-2011 года представлена в таблице 4:
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2011/2008 | |
Выездные проверки организаций и физических лиц |
60 |
68 |
91 |
69 |
|
Темп роста (Тр) |
- |
1,13 |
1,34 |
0,76 |
1,15 |
из них выявивших нарушения |
59 |
68 |
90 |
69 |
|
Удельный вес результативных выездных проверок |
98% |
100% |
99% |
100% |
|
Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей |
142 053 |
150 351 |
114 035 |
95 854 |
|
Средняя результативность 1 выездной проверки, тыс. руб. |
2367,55 |
2211,04 |
1253,13 |
1389,19 |
|
Темп роста (Тр) |
- |
0,93 |
0,57 |
1,11 |
0,59 |
Налоги |
111 819 |
112 697 |
83 190 |
75 705 |
|
Пени |
21 231 |
34 096 |
21 381 |
12 660 |
|
Штрафы |
9 003 |
3 558 |
9 464 |
7 489 |
|
Уменьшенные платежи |
0 |
0 |
0 |
0 |