Организация и методика проведения камеральной налоговой проверки НДС на примере ООО «Инвест-регион»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:01, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – анализ теории и практики работы налоговых органов в области камерального контроля, организация проверок в программном комплексе территориальных налоговых органов ФНС России, рассмотрение проблем и перспектив развития камерального налогового контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
Изучить понятие, значение и методику камеральной налоговой проверки.
Исследовать направления автоматизации составления и предоставления налоговой отчетности для повышения эффективности контрольной работы налоговых органов при проведении камеральных проверок.
На примере конкретного налогоплательщика рассмотреть процесс камерального контроля.
Изучить проблемы и перспективы совершенствования камеральных проверок.

Содержание

Введение 4
1. Камеральная проверка как форма налогового контроля 6
1.1 Роль камерального контроля в системе налогового администрирования 6
1.2 Используемые мероприятия налогового контроля в процессе проведения камеральной проверки 14
1.3 Оформление результатов камеральной проверки 19
2. Особенности проведения камеральной налоговой проверки по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.1 Камеральная проверка по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.2 Дополнительные мероприятия налогового контроля и вынесение решения по его итогам в отношении ООО «Инвест-регион» 47
2.3 Анализ результатов контрольной деятельности ИФНС по Приокскому району г. Нижнего Новгорода за 2008-2011 г. 54
3. Проблемы, возникающие при проведении камеральных налоговых проверок и пути их решения 62
3.1 Проблемы камерального контроля и пути их решения 62
3.2 Совершенствование контроля сделок между взаимозависимыми лицами 69
3.3 Зарубежный опыт в сфере налогового контроля 78
Заключение 85
Список литературы 88

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 216.57 Кб (Скачать документ)

Над  камеральной  проверкой  отчетов  работают  три  отдела:  полнотой  представления  и правильностью  заполнения  реквизитов  занимается  отдел  работы  с  налогоплательщиками, арифметическим  контролем -  отдел  ввода  налоговой  отчетности,  а  своевременностью  сдачи отчетности,  обоснованностью  применения  налоговых  ставок  и  льгот,  а  также  правильностью расчета налоговой базы - непосредственно отдел камеральных проверок.

По  истечении  шести  дней  после  установленного  срока  представления  документации работники  отдела  камеральных  проверок  осуществляют  сверку  списка  состоящих  на  учете плательщиков, обязанных ее представлять в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении с использованием автоматизированной системы.  По результатам сверки отдел вызывает  на  основании  письменного  уведомления  плательщиков  для  дачи  пояснений  по обстоятельствам, связанным с непредставлением документов в установленный срок.

Если по истечении  двух недель после установленного законодательством  о налогах и сборах срока представления  в налоговой орган налоговых  деклараций и бухгалтерской отчетности отдел камеральных проверок в  результате сверки обнаружил налогоплательщиков, не представивших налоговую декларацию вовремя, а также отказавшихся представить  налоговую декларацию в налоговый  орган, то он принимает решение о  приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора) в банке. Это решение направляется налоговым органом банку с  одновременным уведомлением налогоплательщика (организации, индивидуального предпринимателя) посредством вручения под расписку или направления заказным письмом  по почте.

На стадии принятия документы подвергаются визуальному  контролю на наличие следующих реквизитов: полного наименования плательщика (фамилия, имя, отчество физического лица, дата его  рождения);  ИНН,  КПП (для  юридических  лиц);  периода,  за  который  представляется документация;  подписей лиц,  уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений документации (руководителя  и  главного  бухгалтера  организации-плательщика)  или  его представителя. [14 стр.82-83]

Если камеральной  налоговой проверкой выявлены ошибки или противоречия в проверяемых  документах и иных сведениях, имеющихся в распоряжении налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести необходимые исправления.[10 стр. 81-82]

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый  орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно  представить в налоговый орган  выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность  данных, внесенных в налоговую  декларацию (расчет) (п.4 ст.88 НК РФ). Налоговый  инспектор, который проводит камеральную  проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после  рассмотрения представленных пояснений  и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый  орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного  нарушения законодательства о налогах  и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт  проверки в порядке, предусмотренном  ст. 100 НК РФ. Если налоговый орган  не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется (п.5 ст.88 НК РФ), т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении  поданной им декларации (расчете) проводилась  камеральная проверка.[20]

НК РФ предписывает прекратить камеральную проверку налоговой  декларации (расчета), если во время  такой проверки представлена уточненная декларация (расчет). Таким образом, если до окончания камеральной проверки налогоплательщик, в соответствии со ст. 81 НК РФ, представил уточненную налоговую декларацию (расчет), камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная проверка, но уже на основе уточненной декларации (расчета).

Прекращение камеральной проверки означает прекращение  всех действий налогового органа в  отношении ранее поданной декларации (расчета). Причина подачи уточненной декларации значения не имеет (занижение  налоговой базы или незначительная арифметическая ошибка). В любом  случае срок течения камеральной  налоговой проверки должен быть прерван. [19 стр.13]

Для проведения камеральной проверки может быть достаточно и нескольких дней, если проверка проходит по стандартной схеме  и проводится автоматически по представленной декларации (расчету) в виде автоматизированной сверки контрольных соотношений.

Но зачастую возникают обстоятельства требующие  проведения углубленного анализа представленной отчетности:

  1. Налоговым органом выявлены (п. 3 ст. 88 НК РФ):
  • ошибки в налоговой декларации (расчете);
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.
  1. Применение налогоплательщиком налоговых льгот. Действуя в рамках п. 6 ст. 88 НК РФ, налоговый орган может провести камеральную проверку в целях подтверждения обоснованности заявленных налоговых льгот. Например, в отношении:
  • местных организаций Всероссийского общества инвалидов (Письмо ФНС РФ от 15.10.2008 N ШТ-6-2/734@ «Об истребовании документов в ходе проверок организаций Всероссийского общества инвалидов»);
  • налогоплательщиков, применяющих льготы по земельному налогу, налогу на имущество, транспортному налогу (гл. 28, 30, 31 НК РФ);
  • налогоплательщиков, применяющих льготы по НДС.
  1. В налоговой декларации по НДС заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ). В указанном случае налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. Подтверждающими документами являются исключительно счета-фактуры, а также документы, подтверждающие согласно ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

С 01.01.2010 вступила в силу ст. 176.1 НК РФ «Заявительный порядок возмещения налога». Заявительный порядок возмещения налога представляет собой зачет (возврат) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

Таким образом, предлагаемый заявительный порядок  возмещения налога, не снижая эффективности  налогового контроля и не ущемляя  интересы бюджетной системы, создает  реальные предпосылки для сохранения налогоплательщиками оборотных  средств, так необходимых последним  в условиях кризиса.

Заявительным  порядком могут воспользоваться  не все налогоплательщики (п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Такая возможность предоставляется только тем, кто может выполнить одно из двух обязательных условий:

  • со дня создания налогоплательщика до дня подачи декларации по НДС прошло не менее трех лет и совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченных за предшествующие три календарных года, равна или превышает 10 млрд. руб.
  • вместе с налоговой декларацией по НДС налогоплательщик представил банковскую гарантию на сумму налога, заявленного к возмещению. [19 стр. 18]
  1. Проведение камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе, помимо документов, указанных в п. 1 ст. 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов (п. 9 ст. 88 НК РФ). [27 стр. 8-10]
    1. Используемые мероприятия налогового контроля в процессе проведения камеральной проверки

Если у  налоговиков нет претензий к  налоговой декларации, представленной налогоплательщиком, то последствий  у таких проверок нет. Если же у  налогового органа возникают вопросы, то налогоплательщику придется давать пояснения, а в ряде случаев и  представлять дополнительные документы, подтверждающие правильность исчисления налогов. 

На практике в ходе углубленной камеральной  проверки налоговики зачастую проводят следующие мероприятия налогового контроля (ст. ст. 86, 90 - 97 НК РФ):

- истребование  документов у налогоплательщика,  а также у его контрагентов  и иных лиц, обладающих документами  или информацией о деятельности  налогоплательщика;

- допрос свидетелей;

- назначение  экспертизы;

- привлечение  специалиста, переводчика; [20]

Сейчас истребовать  документы о налогоплательщике  можно как при проведении налоговой  проверки, так и после ее завершения, при проведении дополнительных мероприятий  налогового контроля.

Также налоговый  орган имеет возможность истребовать  информацию о конкретных сделках  вне рамок проведения проверок, когда  у него возникнет обоснованная необходимость  получить информацию о той или  иной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). До внесения изменений, согласно ст. 87 НК РФ, налоговые органы могли истребовать у других лиц документы и информацию о проверяемом налогоплательщике лишь в рамках выездных и камеральных проверок.[11 стр. 35]

Сотрудник налогового органа, проводящий проверку в целях  истребования документов, необходимых  для ее проведения, должен вручить  проверяемому лицу или его представителю  требование о представлении документов. Требование выписывается по форме, установленной  Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах», скрепляется подписью должностного лица налогового органа и вручается налогоплательщику или его представителю под роспись. В требовании обязательно указывается перечень истребуемых документов (наименование, реквизиты, индивидуальные признаки, а также сроки, в течение которых они должны быть представлены налогоплательщиком).

Срок, в течение  которого проверяемый налогоплательщик обязан представить истребуемые  документы в налоговую инспекцию, составляет 10 рабочих дней со дня  вручения требования об их представлении.

Документы представляются налогоплательщиком в налоговую  инспекцию в виде заверенных копий. Копии заверяются подписью руководителя или заместителя руководителя или  иным уполномоченным на такие действия лицом организации и скрепляются  печатью фирмы. В случае надобности налоговый орган имеет право  ознакомиться с подлинниками документов, истребованных на проверку.

Помимо истребования документов самого налогоплательщика  налоговые органы при камеральной  проверке вправе истребовать документы  и у партнеров проверяемого лица, ранее такая проверка была известна как «встречная проверка». Сейчас такое понятие отсутствует в НК РФ, однако это не говорит о том, что налоговики отказались от такой практики.

Большинство первичных документов составляются в двух и более экземплярах. При  совершении хозяйственных операций они попадают в разные подразделения  одного предприятия либо в разные организации.

Встречная сверка документов означает сверку отдельных  экземпляров (вариантов) одного и того же документа, а также учетных регистров, находящихся в двух различных организациях (накладная – у покупателя, второй экземпляр накладной – у поставщика и т.д.), либо в двух различных подразделениях одной и той же организации.

Методы встречной  сверки и сопоставления особенно эффективны в случаях необоснованного  отражения операций в бухгалтерском  учете (бестоварных операций). Этот термин означает, что фиктивными (подложными) документами оформляются несуществующие операции с соблюдением установленных реквизитов и процедур.

Бестоварные операции могут быть как полностью, так и частично фиктивными. В последнем  случае факт совершения операции реален, но ее величина либо преувеличена, либо преуменьшена. Бестоварные операции направлены на хищение товарно-материальных ценностей или присвоение денежных средств. [29 стр. 31]

Истребование  документов и информации о проверяемом  налогоплательщике производится налоговым  органом в соответствии с нормами  ст. 93.1 НК РФ.

Для этого  должностное лицо, проводящее проверку, должно направить письменное поручение  об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика в налоговый  орган по месту учета его контрагента, по форме, утвержденной Приказом ФНС  России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах». В поручении обязательно указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение  пяти дней со дня получения данного  поручения налоговый орган по месту учета контрагента направляет последнему требование о представлении  документов (информации), вместе с копией поручения об истребовании документов.

Контрагент  проверяемого налогоплательщика должен исполнить данное требование своего налогового органа в течение пяти дней со дня его получения или  в этот же срок проинформировать налоговый  орган, что он не располагает истребуемыми документами (информацией). [30]

Налоговые органы также вправе запросить информацию у правоохранительных, контролирующих, финансовых, регистрирующих и иных государственных органов, страховых организаций, банков и других контрагентов. Лицо, у которого истребуются информация вне рамок налоговой проверки, в соответствии должно представить документы, которые относятся исключительно к конкретной сделке данного налогоплательщика. [27 стр.13]

В качестве свидетеля  для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления  налогового контроля. Показания свидетеля  заносятся в протокол.

Информация о работе Организация и методика проведения камеральной налоговой проверки НДС на примере ООО «Инвест-регион»