Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:01, дипломная работа
Цель дипломной работы – анализ теории и практики работы налоговых органов в области камерального контроля, организация проверок в программном комплексе территориальных налоговых органов ФНС России, рассмотрение проблем и перспектив развития камерального налогового контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
Изучить понятие, значение и методику камеральной налоговой проверки.
Исследовать направления автоматизации составления и предоставления налоговой отчетности для повышения эффективности контрольной работы налоговых органов при проведении камеральных проверок.
На примере конкретного налогоплательщика рассмотреть процесс камерального контроля.
Изучить проблемы и перспективы совершенствования камеральных проверок.
Введение 4
1. Камеральная проверка как форма налогового контроля 6
1.1 Роль камерального контроля в системе налогового администрирования 6
1.2 Используемые мероприятия налогового контроля в процессе проведения камеральной проверки 14
1.3 Оформление результатов камеральной проверки 19
2. Особенности проведения камеральной налоговой проверки по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.1 Камеральная проверка по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.2 Дополнительные мероприятия налогового контроля и вынесение решения по его итогам в отношении ООО «Инвест-регион» 47
2.3 Анализ результатов контрольной деятельности ИФНС по Приокскому району г. Нижнего Новгорода за 2008-2011 г. 54
3. Проблемы, возникающие при проведении камеральных налоговых проверок и пути их решения 62
3.1 Проблемы камерального контроля и пути их решения 62
3.2 Совершенствование контроля сделок между взаимозависимыми лицами 69
3.3 Зарубежный опыт в сфере налогового контроля 78
Заключение 85
Список литературы 88
Над камеральной проверкой отчетов работают три отдела: полнотой представления и правильностью заполнения реквизитов занимается отдел работы с налогоплательщиками, арифметическим контролем - отдел ввода налоговой отчетности, а своевременностью сдачи отчетности, обоснованностью применения налоговых ставок и льгот, а также правильностью расчета налоговой базы - непосредственно отдел камеральных проверок.
По истечении шести дней после установленного срока представления документации работники отдела камеральных проверок осуществляют сверку списка состоящих на учете плательщиков, обязанных ее представлять в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении с использованием автоматизированной системы. По результатам сверки отдел вызывает на основании письменного уведомления плательщиков для дачи пояснений по обстоятельствам, связанным с непредставлением документов в установленный срок.
Если по истечении
двух недель после установленного законодательством
о налогах и сборах срока представления
в налоговой орган налоговых
деклараций и бухгалтерской отчетности
отдел камеральных проверок в
результате сверки обнаружил налогоплательщиков,
не представивших налоговую
На стадии принятия документы подвергаются визуальному контролю на наличие следующих реквизитов: полного наименования плательщика (фамилия, имя, отчество физического лица, дата его рождения); ИНН, КПП (для юридических лиц); периода, за который представляется документация; подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений документации (руководителя и главного бухгалтера организации-плательщика) или его представителя. [14 стр.82-83]
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки или противоречия в проверяемых документах и иных сведениях, имеющихся в распоряжении налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести необходимые исправления.[10 стр. 81-82]
В случае если
налогоплательщик представляет в налоговый
орган пояснения относительно выявленных
ошибок в налоговой декларации (расчете)
и (или) противоречий между сведениями,
содержащимися в представленных
документах, он так же вправе дополнительно
представить в налоговый орган
выписки из регистров налогового
и (или) бухгалтерского учета и (или)
иные документы, подтверждающие достоверность
данных, внесенных в налоговую
декларацию (расчет) (п.4 ст.88 НК РФ). Налоговый
инспектор, который проводит камеральную
проверку, в свою очередь обязан
рассмотреть представленные налогоплательщиком
пояснения и документы. Если после
рассмотрения представленных пояснений
и документов либо при отсутствии
пояснений налогоплательщика
НК РФ предписывает прекратить камеральную проверку налоговой декларации (расчета), если во время такой проверки представлена уточненная декларация (расчет). Таким образом, если до окончания камеральной проверки налогоплательщик, в соответствии со ст. 81 НК РФ, представил уточненную налоговую декларацию (расчет), камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная проверка, но уже на основе уточненной декларации (расчета).
Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной декларации (расчета). Причина подачи уточненной декларации значения не имеет (занижение налоговой базы или незначительная арифметическая ошибка). В любом случае срок течения камеральной налоговой проверки должен быть прерван. [19 стр.13]
Для проведения камеральной проверки может быть достаточно и нескольких дней, если проверка проходит по стандартной схеме и проводится автоматически по представленной декларации (расчету) в виде автоматизированной сверки контрольных соотношений.
Но зачастую возникают обстоятельства требующие проведения углубленного анализа представленной отчетности:
С 01.01.2010 вступила в силу ст. 176.1 НК РФ «Заявительный порядок возмещения налога». Заявительный порядок возмещения налога представляет собой зачет (возврат) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.
Таким образом, предлагаемый заявительный порядок возмещения налога, не снижая эффективности налогового контроля и не ущемляя интересы бюджетной системы, создает реальные предпосылки для сохранения налогоплательщиками оборотных средств, так необходимых последним в условиях кризиса.
Заявительным порядком могут воспользоваться не все налогоплательщики (п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Такая возможность предоставляется только тем, кто может выполнить одно из двух обязательных условий:
Если у налоговиков нет претензий к налоговой декларации, представленной налогоплательщиком, то последствий у таких проверок нет. Если же у налогового органа возникают вопросы, то налогоплательщику придется давать пояснения, а в ряде случаев и представлять дополнительные документы, подтверждающие правильность исчисления налогов.
На практике
в ходе углубленной камеральной
проверки налоговики зачастую проводят
следующие мероприятия
- истребование
документов у
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- привлечение специалиста, переводчика; [20]
Сейчас истребовать документы о налогоплательщике можно как при проведении налоговой проверки, так и после ее завершения, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Также налоговый
орган имеет возможность
Сотрудник налогового органа, проводящий проверку в целях истребования документов, необходимых для ее проведения, должен вручить проверяемому лицу или его представителю требование о представлении документов. Требование выписывается по форме, установленной Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах», скрепляется подписью должностного лица налогового органа и вручается налогоплательщику или его представителю под роспись. В требовании обязательно указывается перечень истребуемых документов (наименование, реквизиты, индивидуальные признаки, а также сроки, в течение которых они должны быть представлены налогоплательщиком).
Срок, в течение
которого проверяемый налогоплательщик
обязан представить истребуемые
документы в налоговую
Документы представляются
налогоплательщиком в налоговую
инспекцию в виде заверенных копий.
Копии заверяются подписью руководителя
или заместителя руководителя или
иным уполномоченным на такие действия
лицом организации и
Помимо истребования документов самого налогоплательщика налоговые органы при камеральной проверке вправе истребовать документы и у партнеров проверяемого лица, ранее такая проверка была известна как «встречная проверка». Сейчас такое понятие отсутствует в НК РФ, однако это не говорит о том, что налоговики отказались от такой практики.
Большинство первичных документов составляются в двух и более экземплярах. При совершении хозяйственных операций они попадают в разные подразделения одного предприятия либо в разные организации.
Встречная сверка документов означает сверку отдельных экземпляров (вариантов) одного и того же документа, а также учетных регистров, находящихся в двух различных организациях (накладная – у покупателя, второй экземпляр накладной – у поставщика и т.д.), либо в двух различных подразделениях одной и той же организации.
Методы встречной сверки и сопоставления особенно эффективны в случаях необоснованного отражения операций в бухгалтерском учете (бестоварных операций). Этот термин означает, что фиктивными (подложными) документами оформляются несуществующие операции с соблюдением установленных реквизитов и процедур.
Бестоварные операции могут быть как полностью, так и частично фиктивными. В последнем случае факт совершения операции реален, но ее величина либо преувеличена, либо преуменьшена. Бестоварные операции направлены на хищение товарно-материальных ценностей или присвоение денежных средств. [29 стр. 31]
Истребование документов и информации о проверяемом налогоплательщике производится налоговым органом в соответствии с нормами ст. 93.1 НК РФ.
Для этого должностное лицо, проводящее проверку, должно направить письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика в налоговый орган по месту учета его контрагента, по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах». В поручении обязательно указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В течение
пяти дней со дня получения данного
поручения налоговый орган по
месту учета контрагента
Контрагент проверяемого налогоплательщика должен исполнить данное требование своего налогового органа в течение пяти дней со дня его получения или в этот же срок проинформировать налоговый орган, что он не располагает истребуемыми документами (информацией). [30]
Налоговые органы также вправе запросить информацию у правоохранительных, контролирующих, финансовых, регистрирующих и иных государственных органов, страховых организаций, банков и других контрагентов. Лицо, у которого истребуются информация вне рамок налоговой проверки, в соответствии должно представить документы, которые относятся исключительно к конкретной сделке данного налогоплательщика. [27 стр.13]
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.