Организация и методика проведения камеральной налоговой проверки НДС на примере ООО «Инвест-регион»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:01, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – анализ теории и практики работы налоговых органов в области камерального контроля, организация проверок в программном комплексе территориальных налоговых органов ФНС России, рассмотрение проблем и перспектив развития камерального налогового контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
Изучить понятие, значение и методику камеральной налоговой проверки.
Исследовать направления автоматизации составления и предоставления налоговой отчетности для повышения эффективности контрольной работы налоговых органов при проведении камеральных проверок.
На примере конкретного налогоплательщика рассмотреть процесс камерального контроля.
Изучить проблемы и перспективы совершенствования камеральных проверок.

Содержание

Введение 4
1. Камеральная проверка как форма налогового контроля 6
1.1 Роль камерального контроля в системе налогового администрирования 6
1.2 Используемые мероприятия налогового контроля в процессе проведения камеральной проверки 14
1.3 Оформление результатов камеральной проверки 19
2. Особенности проведения камеральной налоговой проверки по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.1 Камеральная проверка по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.2 Дополнительные мероприятия налогового контроля и вынесение решения по его итогам в отношении ООО «Инвест-регион» 47
2.3 Анализ результатов контрольной деятельности ИФНС по Приокскому району г. Нижнего Новгорода за 2008-2011 г. 54
3. Проблемы, возникающие при проведении камеральных налоговых проверок и пути их решения 62
3.1 Проблемы камерального контроля и пути их решения 62
3.2 Совершенствование контроля сделок между взаимозависимыми лицами 69
3.3 Зарубежный опыт в сфере налогового контроля 78
Заключение 85
Список литературы 88

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 216.57 Кб (Скачать документ)

По окончании  контрольного мероприятия ревизоры составляют акт и вручают его  налогоплательщику, чтобы тот мог  подготовить и предъявить свои возражения. В итоге выносится решение  по проверке в порядке, изложенном в  статье 100 НК РФ.

В случае, когда  обнаружена неуплата налогов, прочие стороны  сделки имеют право на так называемые симметричные корректировки. Делают их на основании специального уведомления, оформленного сотрудниками ФНС России. Получив уведомление, участники  должны запросить разрешение на корректировки, а затем самостоятельно доначислить  свои налоги исходя из цен, признанных налоговиками по данной сделке. Это  поможет избежать штрафов.

При корректировках не нужно вносить исправления  в налоговые регистры, достаточно сдать уточненные декларации. Если потом результаты проверки будут оспорены в суде, участникам придется делать обратные корректировки.

В Налоговом  кодексе появились две новые  статьи, посвященные санкциям.

Одна из них  — статья 129.3 НК РФ — устанавливает  величину штрафа за неуплату налогов  в связи с неверным применением  цен при контролируемых сделках. Если налогоплательщик не обоснует свои цены, ему придется заплатить штраф  в следующем размере:

по сделкам, совершенным в 2012-2013 годах — 0 рублей;

по сделкам, совершенным в 2014-2016 годов — в  размере 20 % от суммы неуплаченного  налога;

по сделкам 2017 года и далее — в размере 40 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 30 000 рублей.

Другая новая  статья 129.4 НК РФ устанавливает штраф  за неправомерное непредоставление уведомления о контролируемых сделках  и за неверные сведения о них. Размер штрафа может составить до 5 000 рублей.

Налогоплательщик  освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 129.3 НК, при условии  представления им ИФНС документации, обосновывающей рыночный уровень примененных  цен по контролируемым сделкам, в  соответствии с порядком, установленным  статьей 105.15 НК РФ, или в соответствии с порядком, установленным соглашением  о ценообразовании для целей  налогообложения.

Налогоплательщик  может быть освобожден от ответственности, если представит в ФНС России документацию, обосновывающую рыночный уровень цен, либо если он заключил соглашение о  ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).

В случае неуплаты налогоплательщиком доначисленного налога в добровольном порядке, его взыскание  может быть произведено только в  судебном порядке.

Если на 1 января 2012 года доходы и расходы по контролируемой сделке еще не определены, необходимо применять правила, прописанные  в комментируемом законе. При этом не важно, когда заключена сама сделка. Иными словами, даже если договор  подписан в 2011 году и ранее, налоги с  будущего года придется считать с  учетом изменений.

Если на 1 января 2012 года доходы и расходы по контролируемой сделке уже определены, то в отношении  этой сделки применяются статьи 20 и 40 НК РФ.

При вынесении  решения о проведении проверки рыночных цен ФНС России должна соблюдать следующие сроки:

- в отношении сделок, доходы и расходы по которым определены в 2012 году, решение необходимо принять не позднее 31 декабря 2013 года.

- в  отношении сделок, доходы и расходы по которым определены в 2013 году, решение необходимо принять не позднее 31 декабря 2015 года.

При проведении налогового  контроля  в связи с совершением сделок, сторонами которых являются  взаимозависимые   лица  (в том числе при сопоставлении коммерческих  и (или) финансовых условий анализируемой сделки  с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок), ИФНС использует следующую информацию:

1) сведения  о ценах и котировках российских  и иностранных бирж;

2)таможенную  статистику внешней торговли  РФ, опубликовываемую или представляемую  по запросу федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным  в области таможенного дела;

3)сведения  о ценах (пределах колебаний  цен) и биржевых котировках, содержащиеся  в официальных источниках информации  уполномоченных органов государственной  власти и органов местного  самоуправления в соответствии  с законодательством РФ, законодательством  субъектов РФ и муниципальными  правовыми актами (в частности,  в области регулирования ценообразования  и статистики), официальных источниках  информации иностранных государств  или международных организаций  либо в иных опубликованных  и (или) общедоступных изданиях  и информационных системах;

4) данные информационно-ценовых  агентств;

5) информацию  о сделках, совершенных налогоплательщиком.

2. При отсутствии (недостаточности) такой информации  ИФНС использует следующую информацию:

1) сведения  о ценах (пределах колебаний  цен) и котировках, содержащиеся  в опубликованных и (или) общедоступных  изданиях и информационных системах;

2) сведения, полученные  из бухгалтерской  и  статистической  отчетности организаций, в том  числе указанные сведения, опубликованные  в общедоступных российских или  иностранных изданиях  и  (или)  содержащиеся в общедоступных  информационных системах, а также  на официальных сайтах российских  и  (или) иностранных организаций.

Сведения, полученные из бухгалтерской отчетности иностранных  организаций, допускается использовать для определения интервала рентабельности для российских организаций (иностранных организаций, деятельность которых на территории РФ приводит к образованию постоянного представительства) только при невозможности расчета такого интервала рентабельности на основании данных бухгалтерской отчетности российских организаций, совершавших сопоставимые  сделки ;

3) сведения  о рыночной стоимости объектов  оценки, определенной в соответствии  с законодательством РФ или  иностранных государств об оценочной  деятельности;

4) иную информацию, используемую в соответствии  с главой 14.3 НК РФ.

3.3 Зарубежный опыт в сфере налогового контроля

Все государства  мира исходят из необходимости бороться с противоправным поведением налогоплательщиков, однако ими используются различные  подходы при установлении ответственности  за налоговые преступления и правонарушения, в частности, в значительной степени  различаются её основания, соответствующие  процедуры и санкции. Некоторые элементы осуществления мероприятий налогового контроля в зарубежных государствах могли бы с успехом применяться и в Российской Федерации.

 В соответствии с Положением о проведении финансовой проверки налоговая проверка проводится в целях установления и оценки обстоятельств дела, имеющих существенное значение для налогообложения, а не для изыскания дополнительных налогов. Работа налоговых органов организуется на основании планов контрольных проверок, которые утверждаются руководителем налогового органа.

Заслуживает внимания действующая в Германии система балльной оценки работы налоговых  инспекторов, осуществляющих контрольные  проверки. Балльный нормативный показатель является средством для осуществления  служебного или специального надзора, главным образом со стороны руководителей отделов налоговых проверок. Сущность балльной оценки состоит в следующем. В зависимости от категории каждого проверенного предприятия (исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности) налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов (до 8). При этом за отчетный год каждый инспектор должен набрать как минимум 34 балла, что является основанием для начальника сделать вывод о его служебном соответствии. На основании этих данных составляются планы контрольных проверок.

В распоряжении о назначении проверки указываются  правовые основы ее проведения, виды налогов, подлежащих проверке, и отчетные периоды, охватываемые проверкой. К документу  о назначении проверки прилагаются  указания на основные права и обязанности  налогоплательщика при проведении проверки.

Как правило, уведомление о предстоящей проверке крупные предприятия получают за четыре недели до ее начала, средние - за три недели, малые и мелкие предприятия - за неделю. По ходатайству налогоплательщика  дата начала проверки может быть перенесена на другое время при наличии уважительных причин. Средняя продолжительность контрольных проверок составляет: на крупном предприятии - 25 - 30 дней, на среднем предприятии - 15 дней, на малом и мелком предприятиях - 6 - 8 дней.

По итогам налоговой проверки составляется акт, в котором отражаются выявленные в процессе проверки факты, имеющие  существенное значение для налогообложения  физических и юридических лиц, а  также внесенные изменения в  размер причитающихся к уплате налогов. При отсутствии выявленных нарушений, а также внесения каких-либо изменений  в размер налоговых обязательств вместо составления отчета о проверке достаточно направить налогоплательщику  уведомление о невыявлении нарушений  в процессе проведенной проверки.[22]

В Финляндии  ведется расширенный банк данных налоговой службы, сформированный и  пополняемый общедоступной информацией. В указанной базе содержатся данные кредитных бюро, аудиторов, реестров акционеров компаний, кадастра объектов недвижимости, информация о пайщиках, директорах, управляющих и иных финансово  ответственных лицах.

Финскими налоговыми органами ведется активная борьба с  экономическими преступлениями. Вся  работа по выявлению незаконных сделок и структур ведется через проверки конкретных граждан, входящих в определенные группы риска, и отслеживание их персональных связей (родственники, партнеры, участие  в учреждении предприятий, в советах  директоров компаний).

Рассмотрим  налоговый контроль в Японии.  В Японии сложилась система «синих» деклараций, которые, как лакмусовая бумажка, отражают степень доверия налоговых властей к исправным плательщикам взносов в бюджет. Обладание правом заполнять синие бланки налагает на них особую ответственность, но, с другой стороны, дает определенные льготы по сравнению с другими декларантами. Ответственность заключается в ведении бухгалтерских книг и постоянных бухгалтерских счетов, соответствующих определенным стандартам. Таким видом доверия у налоговых органов пользуются в настоящее время 50% налогоплательщиков - физических и юридических лиц.

Методы проверки, имеющиеся в арсенале налоговых  органов Японии, различны в зависимости  от типа и масштаба контролируемого  бизнеса. Они могут проводиться  как по месту нахождения налогоплательщика, так и на территории налогового органа. Проверкам подвергаются, как правило, крупные корпорации или лица, ведущие  роскошный образ жизни, не соответствующий  их официальным доходам.

В случае возникновения  обоснованных подозрений в уклонении  от уплаты налога или сокрытии части  дохода проводится проверочное расследование обстоятельств нарушения налогового законодательства. При установлении фактов, указывающих на признаки налогового преступления, проводится уголовно-процессуальное расследование дела следователем налогового управления с разрешения суда. Налоговые следователи работают в каждом налоговом управлении и в своей деятельности подконтрольны и подотчетны руководителям налоговых органов.

Наряду с  довольно жесткой системой налогового контроля, законодательством Японии созданы эффективные механизмы  защиты законных интересов налогоплательщиков. Первичное обращение налогоплательщика  с жалобой в налоговый орган  в порядке служебной защиты своих  прав называется требованием для  пересмотра. Срок подачи такого требования - два месяца после принятия первичного решения по делу. Проверку законности и обоснованности оспариваемого  решения (действия) обязано проводить  должностное лицо, не участвующее  в принятии первичного решения по делу, либо штатный проверяющий. Если налогоплательщика не удовлетворяет  решение, принятое по его требованию для пересмотра, он вправе обратиться в вышестоящий налоговый орган  или в суд с требованием  расследования, которое может быть подано в вышестоящий налоговый  орган в течение месяца после  получения решения по его требованию для пересмотра или в Национальный налоговый суд в течение двух месяцев, считая с этой же даты. Налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового суда в обычном гражданском суде.

Перейдем  к изучению налогового контроля в Великобритании. В последние годы Министерство финансов Великобритании получило возможность использовать специальные права в области налогового контроля. Служащие управления таможенных пошлин и акцизов имеют доступ к компьютерам, используемым клиентами, возможность работы на этих компьютерах с целью проверки информации и право использовать помощь сотрудников проверяемой фирмы.

Управление  таможенных пошлин и акцизов допускает  также заполнение деклараций раз  в год. В частности, такое предусмотрено  для предприятий мелкого бизнеса, ограниченных в персонале, для которых  заполнение ежеквартальных деклараций представляет большую сложность.

Предусматривается также месячное заполнение налоговых  деклараций. Это удобно в том случае, если зарегистрированное лицо вынуждено  часто обращаться в управление за возмещением уплаченного налога.

Поскольку налогообложение  осуществляется по принципу самообложения, служащие управления таможенных пошлин и акцизов осуществляют регулярные проверки с интервалами от года до девяти лет. Однако для крупных предпринимателей проверки могут производиться ежемесячно. Вся документация должна сохраняться  в течение шести лет. Специальных  форм для ведения учетных книг не существует. Единственным требованием, предъявляемым к торговцам, является простота оформления и доступность  проверки записей. Для их подтверждения  необходимо сохранять ваучеры (счета) и счета-фактуры.

По информации Financial Times, в результате уклонения  от уплаты налога на добавленную стоимость  бюджет Великобритании теряет ежегодно до 3 млрд фунт. стерл., в то время  как уклонение от уплаты прямых налогов  обходится бюджету в 10 млрд.

Информация о работе Организация и методика проведения камеральной налоговой проверки НДС на примере ООО «Инвест-регион»