Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:01, дипломная работа
Цель дипломной работы – анализ теории и практики работы налоговых органов в области камерального контроля, организация проверок в программном комплексе территориальных налоговых органов ФНС России, рассмотрение проблем и перспектив развития камерального налогового контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
Изучить понятие, значение и методику камеральной налоговой проверки.
Исследовать направления автоматизации составления и предоставления налоговой отчетности для повышения эффективности контрольной работы налоговых органов при проведении камеральных проверок.
На примере конкретного налогоплательщика рассмотреть процесс камерального контроля.
Изучить проблемы и перспективы совершенствования камеральных проверок.
Введение 4
1. Камеральная проверка как форма налогового контроля 6
1.1 Роль камерального контроля в системе налогового администрирования 6
1.2 Используемые мероприятия налогового контроля в процессе проведения камеральной проверки 14
1.3 Оформление результатов камеральной проверки 19
2. Особенности проведения камеральной налоговой проверки по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.1 Камеральная проверка по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.2 Дополнительные мероприятия налогового контроля и вынесение решения по его итогам в отношении ООО «Инвест-регион» 47
2.3 Анализ результатов контрольной деятельности ИФНС по Приокскому району г. Нижнего Новгорода за 2008-2011 г. 54
3. Проблемы, возникающие при проведении камеральных налоговых проверок и пути их решения 62
3.1 Проблемы камерального контроля и пути их решения 62
3.2 Совершенствование контроля сделок между взаимозависимыми лицами 69
3.3 Зарубежный опыт в сфере налогового контроля 78
Заключение 85
Список литературы 88
В настоящее время в налоговых
инспекциях продолжается работа по дальнейшему
совершенствованию процедуры
Вместе с
тем недостатком действующего программного
обеспечения процедур камеральных
проверок и камерального анализа
является то, что оно предполагает
полную автоматизацию только самой
процедуры камеральной
Процесс автоматизации указанного
анализа имеет большую
Количество выездных проверок снижается, но растет их эффективность, за счет усиления аналитической составляющей в работе налоговых органов. Сейчас камеральный контроль переориентирован с максимальных доначислений, которые потом часто проигрывались в судах, на повышение качества проверок, в том числе усиление роли анализа по выявлению организаций с наиболее высокими налоговыми рисками.
Помимо указанных выше проблем
можно назвать, также проблему неопределенности
законодательной базы относительно
правового регулирования
Очень часто
по окончании проверок и на стадии
вынесения решений
Сегодня усилена роль аналитической составляющей при проведении камеральных налоговых проверок отчетности, поддержание данного курса возможно при осуществлении следующих мероприятий:
В Налоговый
кодекс РФ внесены поправки, которые
без преувеличения можно
Раньше на
определение взаимозависимых
Общий подход к понятию взаимной зависимости изменился мало. Так, ранее зависимыми признавали лиц, отношения между которыми могут оказывать влияние на результаты их деятельности. Сейчас к результатам деятельности прибавились условия и результаты сделок, совершенных такими лицами.
Появился перечень лиц, которые считаются зависимыми. В список входят:
1. Организации, если одна из них прямо или косвенно участвует в другой, и доля участия составляет более 25 процентов;
2. Физическое лицо и компания, если это лицо прямо или косвенно участвует в этой компании, и доля участия более 25 процентов;
3. Организации,
в которых прямо или косвенно
участвует одно и то же
4. Компания и лицо, которое наделено полномочиями
назначать либо ее единоличный исполнительный
орган, либо не менее 50 процентов состава
совета директоров;
5. Организации,
если их единоличный
6. Компании, где совет директоров более чем наполовину состоит из одних и тех же физлиц;
7. Организация
и лицо, наделенное полномочиями
ее единоличного
8. Компании, где
функции единоличного
9. Юридические
и (или) физические лица, если
доля прямого участия каждого
предыдущего лица в каждой
последующей организации
10. Физические лица, если одно подчиняется другому по должностному положению;
11. Физическое лицо и его родственники: супруг (супруга), родители, дети, братья и сестры, опекуны и подопечные.
Отдельно названы две ситуации, когда организации нельзя признать зависимыми:
Первая ситуация — это прямое или косвенное участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Другими
словами, компании, в чьих уставных
капиталах есть доли, принадлежащие
государству, регионам или
Вторая ситуация,
в которой организации нельзя
признать взаимозависимыми, — когда
некие лица оказывают влияние
на сделки в силу своего преимущественного
положения на рынке, либо по иным причинам,
обусловленным особенностями
Чтобы рассчитать общую долю участия юридического или физического лица в той или иной организации, нужно сложить доли прямого и косвенного участия.
Доля прямого
участия — это процент
Долю косвенного участия найти сложнее. Сначала придется восстановить последовательность, то есть цепочку, благодаря которой компания или физическое лицо косвенно участвует в другой организации. Затем посчитать доли прямого участия, приходящиеся на каждое звено цепи. Наконец, полученные значения надо перемножить. Если таких цепочек несколько, то следует посчитать долю по каждой из них, и потом все цифры сложить.
Дано новое определение рыночной цены. Это цена сделки, сторонами которой являются не взаимозависимые лица. Рыночным является и доход, полученный такими лицами.
Ранее согласно статье 40 НК РФ рыночной признавалась цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (либо однородных) товаров в сопоставимых коммерческих условиях.
По общему правилу в налогооблагаемую базу при сделках взаимозависимых лиц полагается включать доходы (прибыль, выручку), которые могли бы быть получены в случае применения рыночных цен.
Контролируемые сделки - это сделки между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными или проживающими в РФ, либо наделенными статусом налогового резидента РФ.
Такие сделки считаются контролируемыми при наличии хотя бы одного из обстоятельств:
1. Сумма доходов по сделкам за календарный год превышает установленную сумму. В 2012 году она равна 3 миллиарда руб., в 2013 году — 2 миллиарда, а начиная с 2014 года — 1 миллиард рублей.
2. Одна из
сторон платит налог на добычу
полезных ископаемых по ставке,
выраженной в процентах, и
3. Хотя бы
одна из сторон является
4. Хотя бы
одна из сторон освобождена
от обязанности плательщика
5. Хотя бы
одна из сторон является
Также контролируемыми являются внешнеторговые сделки с нефтью, черными, цветными и драгметаллами, минеральными удобрениями и драгоценными камнями, если сумма доходов за календарный год превышает 60 миллионов рублей.
Еще одна категория контролируемых сделок — это сделки с участием лиц, зарегистрированных, проживающих, либо наделенных статусом налогового резидента в оффшорной зоне. При этом сумма доходов за календарный год превышает 60 миллионов рублей. Перечень оффшорных зон утвержден приказом Минфина России от 13.11.07 № 108н.
Если участники сделки принадлежат к одной и той же группе консолидированных налогоплательщиков, то сделка не считается контролируемой.
Помимо этого не признаются контролируемыми сделки, стороны которых одновременно удовлетворяют следующим требованиям:
Для проверки сделок между взаимозависимыми лицами необходимо соблюдение следующих условий:
Обо всех контролируемых сделках, которые соответствуют данным критериям, налогоплательщики обязаны сообщить в налоговую инспекцию.
Проверять контролируемые
сделки будут сотрудники Федеральной
налоговой службы. При этом они
вправе проверить только четыре налога:
налог на прибыль, НДФЛ с доходов
от предпринимательской
Решение о
такой ревизии может быть вынесено
не позднее двух лет после получения
сотрудниками ФНС России уведомления
о контролируемых сделках. Инспекторам
разрешается проверять сделки за
три года, предшествующие началу контрольного
мероприятия. Запрещено проводить
две и более ревизии в
Проверяющие
вправе затребовать у
Общий срок проверки составляет 6 месяцев. В исключительных случаях его разрешено продлить до 12 месяцев. Дополнительное увеличение срока допустимо в случае, когда ревизоры запрашивают информацию за границей, переводят документы с иностранного языка или проводят экспертизу. При этом можно продлевать ревизию еще на 6 месяцев, а потом еще на 3 месяца.