Организация и методика проведения камеральной налоговой проверки НДС на примере ООО «Инвест-регион»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:01, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – анализ теории и практики работы налоговых органов в области камерального контроля, организация проверок в программном комплексе территориальных налоговых органов ФНС России, рассмотрение проблем и перспектив развития камерального налогового контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
Изучить понятие, значение и методику камеральной налоговой проверки.
Исследовать направления автоматизации составления и предоставления налоговой отчетности для повышения эффективности контрольной работы налоговых органов при проведении камеральных проверок.
На примере конкретного налогоплательщика рассмотреть процесс камерального контроля.
Изучить проблемы и перспективы совершенствования камеральных проверок.

Содержание

Введение 4
1. Камеральная проверка как форма налогового контроля 6
1.1 Роль камерального контроля в системе налогового администрирования 6
1.2 Используемые мероприятия налогового контроля в процессе проведения камеральной проверки 14
1.3 Оформление результатов камеральной проверки 19
2. Особенности проведения камеральной налоговой проверки по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.1 Камеральная проверка по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.2 Дополнительные мероприятия налогового контроля и вынесение решения по его итогам в отношении ООО «Инвест-регион» 47
2.3 Анализ результатов контрольной деятельности ИФНС по Приокскому району г. Нижнего Новгорода за 2008-2011 г. 54
3. Проблемы, возникающие при проведении камеральных налоговых проверок и пути их решения 62
3.1 Проблемы камерального контроля и пути их решения 62
3.2 Совершенствование контроля сделок между взаимозависимыми лицами 69
3.3 Зарубежный опыт в сфере налогового контроля 78
Заключение 85
Список литературы 88

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 216.57 Кб (Скачать документ)

В настоящее время в налоговых  инспекциях продолжается работа по дальнейшему  совершенствованию процедуры отбора и разрабатывается единое программное  обеспечение, внедрение которого позволит автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для такого рода предприятий пределов, оценить  реальный предел обязательств налогоплательщика.

Вместе с  тем недостатком действующего программного обеспечения процедур камеральных  проверок и камерального анализа  является то, что оно предполагает полную автоматизацию только самой  процедуры камеральной проверки, а отбор налогоплательщиков для  выездных проверок осуществляется преимущественно  в запросном режиме, т.е. критерии отбора вводятся налоговыми инспекторами самостоятельно. При этом весьма велика роль субъективного фактора.

Процесс автоматизации указанного анализа имеет большую актуальность прежде всего в отношении малых  предприятий, когда ограниченное число  работников налогового органа, проводящих камеральную налоговую проверку значительного числа малых предприятий, должны не только качественно провести в установленные сроки данную проверку, но и отобрать для выездной налоговой проверки именно те малые  предприятия, проверка которых могла  бы принести максимальные доначисления в бюджет при минимальных затратах рабочего времени.

Количество выездных проверок снижается, но растет их эффективность, за счет усиления аналитической составляющей в работе налоговых органов. Сейчас камеральный контроль переориентирован с максимальных доначислений, которые потом часто проигрывались в судах, на повышение качества проверок, в том числе усиление роли анализа по выявлению организаций с наиболее высокими налоговыми рисками.

Помимо указанных выше проблем  можно назвать, также проблему неопределенности законодательной базы относительно правового регулирования камеральной  проверки, что в условиях роста  значения этого вида налогового контроля служит предметом судебных разбирательств и снижает ее эффективность. Прежде всего, необходимо законодательно закрепить  перечень материалов, которые налоговые  органы вправе истребовать для проведения камеральной проверки. Следует дополнительно  урегулировать процедуру оформления результатов камеральной проверки.

Очень часто  по окончании проверок и на стадии вынесения решений налогоплательщиками  предоставляются «недостающие»  документы, корректирующие декларации, которые приводят к полному пересмотру результатов проверок, что должно быть исключено на стадии обжалования  результатов проверок. Это будет  способствовать сокращению трудозатрат  на осуществление самих проверок и в большой степени дисциплинировать налогоплательщиков в отношении  необходимости сохранности и  предоставления в полном объеме документов, а также достоверности в налоговой  отчетности.

Сегодня усилена  роль аналитической составляющей при  проведении камеральных налоговых  проверок отчетности, поддержание данного  курса возможно при осуществлении  следующих мероприятий:

  • создание единой информационной базы налоговых органов, включающей данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также другие сведения, отражающие деятельность хозяйствующих субъектов;
  • разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;
  • разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности и косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций;
  • совершенствование порядка определения очередности налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок и выявление приоритетных отраслей экономики, в отношении которых необходимо разработать методики камеральных проверок;
  • создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.

3.2 Совершенствование контроля  сделок между взаимозависимыми  лицами

В Налоговый  кодекс РФ внесены поправки, которые  без преувеличения можно назвать  революционными (изменения содержатся в Федеральном законе от 18.07.11 № 227-ФЗ). Первая часть НК РФ пополнилась новым  разделом V.1, который посвящен применению рыночных цен и налогообложению  сделок между взаимозависимыми лицами.

Раньше на определение взаимозависимых лиц  была отведена одна статья 20 НК РФ. В  новом разделе Налогового кодекса  взаимозависимости посвящена целая  глава — 14.1.

Общий подход к понятию взаимной зависимости  изменился мало. Так, ранее зависимыми признавали лиц, отношения между  которыми могут оказывать влияние  на результаты их деятельности. Сейчас к результатам деятельности прибавились  условия и результаты сделок, совершенных  такими лицами.

Появился перечень лиц, которые считаются зависимыми. В список входят:

1. Организации,  если одна из них прямо или  косвенно участвует в другой, и доля участия составляет  более 25 процентов;

2. Физическое  лицо и компания, если это лицо  прямо или косвенно участвует  в этой компании, и доля участия  более 25 процентов;

3. Организации,  в которых прямо или косвенно  участвует одно и то же физлицо,  причем доля его участия в  каждой организации — более  25 процентов; 
4. Компания и лицо, которое наделено полномочиями назначать либо ее единоличный исполнительный орган, либо не менее 50 процентов состава совета директоров;

5. Организации,  если их единоличный исполнительный  орган, либо не менее половины  совета директоров назначено  одним и тем же лицом;

6. Компании, где  совет директоров более чем  наполовину состоит из одних  и тех же физлиц;

7. Организация  и лицо, наделенное полномочиями  ее единоличного исполнительного  органа;

8. Компании, где  функции единоличного исполнительного  органа выполняет одно и то  же лицо;

9. Юридические  и (или) физические лица, если  доля прямого участия каждого  предыдущего лица в каждой  последующей организации составляет  более 50 процентов;

10. Физические  лица, если одно подчиняется другому  по должностному положению;

11. Физическое  лицо и его родственники: супруг (супруга), родители, дети, братья и  сестры, опекуны и подопечные.

Отдельно  названы две ситуации, когда организации нельзя признать зависимыми:

Первая ситуация — это прямое или косвенное  участие Российской Федерации, ее субъектов  и муниципальных образований.

 Другими  словами, компании, в чьих уставных  капиталах есть доли, принадлежащие  государству, регионам или муниципалитетам,  не считаются взаимозависимыми. Однако они могут быть признаны  зависимыми по иному основанию  — например, если одна компания  участвует в другой, и доля  участия превышает 25 процентов.

Вторая ситуация, в которой организации нельзя признать взаимозависимыми, — когда  некие лица оказывают влияние  на сделки в силу своего преимущественного  положения на рынке, либо по иным причинам, обусловленным особенностями сделок. Подобное влияние не является основанием для признания взаимозависимости.

Чтобы рассчитать общую долю участия юридического или физического лица в той  или иной организации, нужно сложить  доли прямого и косвенного участия.

Доля прямого  участия — это процент голосующих акций или уставного капитала, непосредственно принадлежащий  компании или физлицу.

Долю косвенного участия найти сложнее. Сначала  придется восстановить последовательность, то есть цепочку, благодаря которой  компания или физическое лицо косвенно участвует в другой организации. Затем посчитать доли прямого  участия, приходящиеся на каждое звено  цепи. Наконец, полученные значения надо перемножить. Если таких цепочек  несколько, то следует посчитать  долю по каждой из них, и потом все  цифры сложить.

Дано новое определение рыночной цены. Это цена сделки, сторонами которой являются не взаимозависимые лица. Рыночным является и доход, полученный такими лицами.

Ранее согласно статье 40 НК РФ рыночной признавалась цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке  идентичных (либо однородных) товаров  в сопоставимых коммерческих условиях.

По общему правилу в налогооблагаемую базу при сделках взаимозависимых  лиц полагается включать доходы (прибыль, выручку), которые могли бы быть получены в случае применения рыночных цен.

Контролируемые  сделки - это сделки между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными или проживающими в РФ, либо наделенными статусом налогового резидента РФ.

Такие сделки считаются контролируемыми при  наличии хотя бы одного из обстоятельств:

1. Сумма доходов  по сделкам за календарный  год превышает установленную  сумму. В 2012 году она равна  3 миллиарда руб., в 2013 году —  2 миллиарда, а начиная с 2014 года — 1 миллиард рублей.

2. Одна из  сторон платит налог на добычу  полезных ископаемых по ставке, выраженной в процентах, и сумма  доходов по таким сделкам за  календарный год превышает 60 миллионов  рублей.

3. Хотя бы  одна из сторон является налогоплательщиком  единого сельхозналога, либо ЕНВД, а среди других участников  сделки есть как минимум один, кто не применяет данные спецрежимы. При этом сумма доходов по  таким сделкам за календарный  год превышает 100 миллионов рублей.

4. Хотя бы  одна из сторон освобождена  от обязанности плательщика налога  на прибыль, либо применяет  нулевую ставку по этому налогу, а другая сторона (стороны)  не освобождена от этих обязанностей  и применяет иную ставку. При  этом сумма доходов по таким  сделкам за календарный год  превышает 60 миллионов рублей.

5. Хотя бы  одна из сторон является резидентом  особой экономической зоны, где  установлены льготы по налогу  на прибыль, а другая сторона  (стороны) не являются резидентами  такой зоны. При этом сумма  доходов по данным сделкам  за календарный год превышает  60 миллионов рублей. Обратите внимание: эти сделки будут считаться контролируемыми только с 2014 года.

Также контролируемыми  являются внешнеторговые сделки с нефтью, черными, цветными и драгметаллами, минеральными удобрениями и драгоценными камнями, если сумма доходов за календарный  год превышает 60 миллионов рублей.

Еще одна категория  контролируемых сделок — это сделки с участием лиц, зарегистрированных, проживающих, либо наделенных статусом налогового резидента в оффшорной  зоне. При этом сумма доходов за календарный год превышает 60 миллионов  рублей. Перечень оффшорных зон утвержден  приказом Минфина России от 13.11.07 № 108н.

Если участники  сделки принадлежат к одной и  той же группе консолидированных налогоплательщиков, то сделка не считается контролируемой.

Помимо этого  не признаются контролируемыми сделки, стороны которых одновременно удовлетворяют  следующим требованиям:

  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не открывали обособленных подразделений в других субъектах РФ и за пределами России;
  • не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • не показывают убытков для целей налогообложения, в том числе относящихся к прошлым периодам и перенесенных на текущий период;
  • в отношении их не выполнены критерии, касающиеся уплаты налога на добычу полезных ископаемых, единого сельхозналога и ЕНВД, освобождения от уплаты налога на прибыль и нулевой ставки, а также принадлежности к особой экономической зоне.

Для проверки сделок между взаимозависимыми лицами необходимо соблюдение следующих условий:

  • в отношении сделок, совершенных в 2012 году, — если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, заключенным с одним лицом (или одними и теми же лицами), превышает 100 миллионов рублей за год;
  • в отношении сделок, совершенных в 2013 году, — если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, заключенным с одним лицом (или одними и теми же лицами), превышает 80 миллионов рублей за год;
  • в отношении сделок, совершенных в 2014 году и далее, проверять будут все контролируемые сделки независимо от суммы доходов.

Обо всех контролируемых сделках, которые соответствуют  данным критериям, налогоплательщики  обязаны сообщить в налоговую  инспекцию.

Проверять контролируемые сделки будут сотрудники Федеральной  налоговой службы. При этом они  вправе проверить только четыре налога: налог на прибыль, НДФЛ с доходов  от предпринимательской деятельности, налог на добычу полезных ископаемых и НДС (если одна из сторон сделки освобождены от этого налога или не является его плательщиком).

Решение о  такой ревизии может быть вынесено не позднее двух лет после получения  сотрудниками ФНС России уведомления  о контролируемых сделках. Инспекторам  разрешается проверять сделки за три года, предшествующие началу контрольного мероприятия. Запрещено проводить  две и более ревизии в отношении  одной и той же сделки за один и тот же календарный год.

Проверяющие вправе затребовать у налогоплательщика  документы в порядке, предусмотренном  пунктами 1, 2 и 3 статьи 93 НК РФ. Предоставить бумаги нужно в течение 30 дней. Кроме  того, инспекторам разрешено затребовать  сведения у других участников сделки в порядке, прописанном в статье 93.1 НК РФ.

Общий срок проверки составляет 6 месяцев. В исключительных случаях его разрешено продлить до 12 месяцев. Дополнительное увеличение срока допустимо в случае, когда  ревизоры запрашивают информацию за границей, переводят документы с иностранного языка или проводят экспертизу. При этом можно продлевать ревизию еще на 6 месяцев, а потом еще на 3 месяца.

Информация о работе Организация и методика проведения камеральной налоговой проверки НДС на примере ООО «Инвест-регион»