Организация и методика проведения камеральной налоговой проверки НДС на примере ООО «Инвест-регион»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:01, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – анализ теории и практики работы налоговых органов в области камерального контроля, организация проверок в программном комплексе территориальных налоговых органов ФНС России, рассмотрение проблем и перспектив развития камерального налогового контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
Изучить понятие, значение и методику камеральной налоговой проверки.
Исследовать направления автоматизации составления и предоставления налоговой отчетности для повышения эффективности контрольной работы налоговых органов при проведении камеральных проверок.
На примере конкретного налогоплательщика рассмотреть процесс камерального контроля.
Изучить проблемы и перспективы совершенствования камеральных проверок.

Содержание

Введение 4
1. Камеральная проверка как форма налогового контроля 6
1.1 Роль камерального контроля в системе налогового администрирования 6
1.2 Используемые мероприятия налогового контроля в процессе проведения камеральной проверки 14
1.3 Оформление результатов камеральной проверки 19
2. Особенности проведения камеральной налоговой проверки по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.1 Камеральная проверка по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.2 Дополнительные мероприятия налогового контроля и вынесение решения по его итогам в отношении ООО «Инвест-регион» 47
2.3 Анализ результатов контрольной деятельности ИФНС по Приокскому району г. Нижнего Новгорода за 2008-2011 г. 54
3. Проблемы, возникающие при проведении камеральных налоговых проверок и пути их решения 62
3.1 Проблемы камерального контроля и пути их решения 62
3.2 Совершенствование контроля сделок между взаимозависимыми лицами 69
3.3 Зарубежный опыт в сфере налогового контроля 78
Заключение 85
Список литературы 88

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 216.57 Кб (Скачать документ)

Таблица 4 – «Выездные проверки».

Проанализировав данные таблиц 3, следует заметить, что  количество проверок, начиная с  2008 года, неизменно росло до 2011 года (с 60 проверок в год до 91),  в 2011 году произошло резкое снижение (69 проверок). Это можно объяснить сложившейся тенденцией к уменьшению числа выездных проверок, которая в итоге должна привести к тому, что таких ревизий скоро вообще не будет. Также из данных таблицы видно, что практически все проводимые выездные проверки являются результативными, т.е. в ходе каждой проверки обнаруживаются нарушения и начисляются дополнительные налоговые платежи. Отрицательным моментом является снижение средней результативности, приходящейся на одну камеральную проверку. За 4 года данный показатель снизился на 41% с 2368 тыс. руб. до 1389 тыс. руб., и это притом, что количество проводимых выездных проверок выросло на 15%. Но стоит заметить, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом количество проводимых выездных проверок сократилось на 24%, а средняя результативность выросла на 136 тыс. руб. Указанных результатов налоговые инспекторы добились за счет усиления аналитической составляющей в контрольной работе. На данный момент выездному контролю, как правило, предшествует анализ информации, поступающей в налоговую службу от федеральных органов власти, а также информации, имеющейся в открытом доступе (в Интернете, на сайтах самих налогоплательщиков, в СМИ и др.). 

Выездные  проверки являются более результативными. Это видно и по суммам доначислений и по количеству выявляемых нарушений. Практически 100% выездных налоговых проверок выявляют нарушения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Таким образом, можно сделать вывод, что налогоплательщики по-прежнему остаются несознательными и уменьшать количество налоговых проверок нецелесообразно.

Особого внимания заслуживает анализ динамики количества проверок обоснованности возмещения НДС, т.к. по результатам данных проверок значительные суммы возмещения НДС  признаются необоснованными и значительные суммы доначисляются в связи  с раскрытием применения незаконных схем по минимизации налоговых обязательств. Статистические данные по проверкам обоснованности возмещения НДС представлены в таблице 5:

 

2008

2009

2010

2011

Количество проверок обоснованности возмещения НДС, единиц

811

379

255

226

Количество проверок, по результатам  которых возмещение сумм НДС признано необоснованным, единиц

195

49

24

21

Удельный вес результативных камеральных  проверок

0,24

0,13

0,09

0,09

Суммы НДС, возмещение которых по результатам  проверок признано налоговыми органами необоснованным - всего за отчетный период, тыс. рублей

39 820

25 993

16 146

11 575

Средняя результативность 1 камеральной  проверки обоснованности возмещения НДС, руб.

49100

68583

63318

51217


Таблица 5 –  «Камеральные проверки обоснованности возмещения НДС».

Из данных таблицы следует, что с 2008 по 2011 год  количество проверок обоснованности возмещения НДС сократилось на 72%, Удельный вес результативных камеральных проверок также резко снизился с 24% до 9%. Данное обстоятельство свидетельствует о низком уровне эффективности контрольной работы ИФНС России по Приокскому району г.Н. Новгорода. Суммы НДС, возмещение которых по результатам проверок признано налоговыми органами необоснованным за 4 года уменьшились на 28245 тыс. руб., но средняя результативность одной проверки увеличилась в 2011 году по сравнению с 2008 годом на 4,3%.

Значительные  суммы доначисляются в бюджеты по результатам прочих контрольных мероприятий и пени за несвоевременную уплату налогов, взносов и сборов (Таблица 6):

 

2008

2009

2010

2011

Дополнительно начислено  по результатам  прочих контрольных мероприятий  и  пени за несвоевременную уплату налогов, взносов и сборов, тыс. руб.

32971

32266

29 761

14 935


Таблица 6 –  «Результаты прочих контрольных мероприятий»

В 2011 году было дополнительно начислено  по результатам прочих контрольных мероприятий и  пени за несвоевременную уплату налогов, взносов и сборов 14935 тыс. руб., что составляет 45% от значения данного показателя в 2008 году. Здесь также наблюдается тенденция снижения дополнительно начисленных платежей.

В общей сложности  за 4 года (2008 - 2011) в бюджеты всех уровней ИФНС России по Приокскому району г.Н. Новгорода было доначислено (Таблица 7):

 

2008

2009

2010

2011

2011/2008

Доначислено всего, тыс. рублей

229 060

225 668

187 260

124 171

-

Темп роста (Тр)

-

0,99

0,83

0,66

0,54


Таблица 7 - Дополнительно начисленные платежи по результатам проверок.

Из представленного  выше статистического материала,  можно сделать вывод,  что правонарушения,  выявляемые в ходе камеральных налоговых  проверок,  носят массовый характер даже на небольшой территории,  которую  обслуживает ИФНС России по Приокскому району г. Нижнего Новгорода. Однако трудозатраты инспекции на документирование, рассмотрение и вынесение решения  по налогоплательщикам, даже тем которые  относятся к числу основных, весьма велики. Ограниченный инструментарий камеральных проверок не дает повысить их результативность. В анализируемом  периоде доля результативных камеральных  налоговых проверок колеблется в  диапазоне всего 3-4%. Несмотря на принимаемые  контролирующими органами меры, «уклонистов»  по-прежнему слишком много,  усложняются применяемые нарушителями налогового законодательства формы и способы занижения налогооблагаемой базы. В этих условиях важно своевременно обнаруживать такие приемы и находить способы противостоять им. 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы, возникающие при проведении камеральных налоговых проверок и пути их решения

3.1 Проблемы камерального контроля и пути их решения

Существующая в настоящее время методика проведения камеральных налоговых проверок отвечает основным задачам текущего налогового законодательства и позволяет налоговым органам оперативно реагировать на его нарушение. Цель применения указанной методики – оценка достоверности показателей налоговой отчетности на основе анализа всей имеющейся информации о налогоплательщике, в том числе полученной из внешних источников, а также применения методов, основанных на системе косвенных индикаторов налоговой базы. Применение автоматизированной процедуры отбора, основанной на анализе сведений, поступающих от внешних организаций, таможенных и лицензирующих органов, а также от хозяйствующих субъектов, позволяет в определенной мере обеспечивать оперативное выявление фактов осуществления хозяйственной деятельности организациями, не представляющими налоговую отчетность или представляющими «нулевые» балансы. Качественно проведенная камеральная проверка с привлечением дополнительных материалов с углубленным анализом основных показателей хозяйственной деятельности налогоплательщиков позволяет не только осуществить полноценные контрольные мероприятия, не выходя к налогоплательщикам с повышенным риском обнаружения налоговых правонарушений, в отношении которых требуется назначение выездной проверки.

Осуществляемая  сегодня модернизация налоговых  органов по своей сути является модернизацией  порядка осуществления именно камеральных  налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде, о необходимости  которой так много сегодня  говорят и пишут работники  налоговых органов, служит в основном выполнению двуединой задачи. Во-первых, экономии рабочего времени работников налоговых органов, занятых вводом информации с бумажных носителей в свои информационные сети. Во-вторых, повышению эффективности именно камеральных налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде в едином формате позволит налоговым органам, создав соответствующие программные средства контроля, оперативно и, главное, практически безошибочно обнаруживать ошибки, допущенные налогоплательщиками при заполнении форм налоговой отчетности.

На сегодняшний  день итоги перехода компаний на электронную  отчетность следующие: 67,7% организаций, ведущих финансово-хозяйственную деятельность, сдают отчетность в электронном виде и более 60% индивидуальных предпринимателей также используют средства телекоммуникации для представления налоговых деклараций. При этом более половины всех налогоплательщиков (52%) имеют доступ по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом. В планах ФНС России - перевести на электронную отчетность 80% организаций к 2015 году.

Кроме того начиная  с апреля 2011 года с помощью телекоммуникационных каналов связи происходит взаимодействие налогового органа с налогоплательщиками  не только на стадии принятия документов, но и на стадии осуществления камерального контроля. Сейчас налоговая инспекция сможет по каналам связи направить налогоплательщику требование о представлении документов, вызвать налогоплательщика в инспекцию, сообщить о налоговой проверки или о ее результатах. С вводом в действие данных порядков электронное взаимодействие налогоплательщика с налоговым органом будет осуществляться как от налогоплательщика в налоговый орган, так и от инспекции к налогоплательщику.

11 апреля 2012 года  Министерством юстиции РФ был  зарегистрирован Приказ ФНС РФ  от 5 марта 2012 года № ММВ-7-6/138@ «Об  утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде».  После вступления в силу данного документа использование электронного документооборота счетов-фактур станет возможным на практике.

Целесообразность  перехода на электронные документы  и счета-фактуры:

  • Сокращение прямых затрат - на печать, обработку, хранение, пересылку документов по почте или доставку с курьером. Так, по данным компаний, которые воспользовались такой услугой, средняя цена одного бумажного пакета документов достигает на сегодняшний день 80 - 120 руб., а стоимость подготовки их электронного аналога около 10 - 20 руб.
  • Исключение всех рисков, связанных с потерей документов, медленной доставкой, переоформлением или некорректным заполнением бумаг.

Надо еще учесть, что, помимо прямых затрат на бумагу, картриджи  и доставку, бумажные документы влекут за собой и косвенные. Так, по данным исследования Ernst & Young за 2010 г., в результате налоговых проверок 63% компаний были начислены дополнительные суммы  налоговых обязательств, преимущественно  по налогу на прибыль и НДС. При  этом в 48% случаев причиной доначисления налога на прибыль послужило отсутствие подтверждающих документов по расходам. Основанием для доначисления НДС в 29% случаев была некорректная подготовка счетов-фактур, в 19% - невозможность документально подтвердить расходы, по которым был зачтен входящий НДС (рис.1).

Рис.1 Основания для доначисления НДС

  • Системы для обмена электронными документами помогут организовать контролируемый и прозрачный процесс документооборота и в результате уменьшить налогооблагаемую базу.
  • Снижение времени обработки одного документа и количества сотрудников, занятых в работе с документами, уменьшение процента ошибок в документах, времени и трудозатрат на проведение камерального контроля и исправление ошибок.

Введение электронных счетов сделает  бизнес более прозрачным и облегчит проведение проверок налоговым органам.

С 1 декабря 2011 года начался переход  на новую систему документооборота между банками и налоговыми органами. Первыми его должны совершить  московские банки. Электронный обмен информацией это, безусловно, большой шаг вперед на пути к оптимизации взаимодействия между банками и налоговыми органами. Прежде всего, он снижает себестоимость таких операций для банков и налоговых органов. Также электронный обмен повлияет на скорость передачи данных и на ее качество, что, в свою очередь, сократит количество претензий со стороны налоговых органов к выполнению банками обязанностей, предусмотренных Налоговым кодексом. В электронном виде будет поступать информация о наличии счетов, о движении денежных средств на счетах налогоплательщиков, остатках денежных средств на счетах, а также остатках электронных денежных средств. Ускорится процесс получения информации о движении денежных средств на счетах налогоплательщика, в отношении которого проводится камеральная или выездная налоговая проверка.

Служба работает с большими объемами информации: более 120 млн. налогоплательщиков - физических лиц, которые владеют 25 млн. земельных участков, а также 35 млн. транспортных средств, 53 млн. объектов капитального строительства и т.д. Естественно, работать с таким объемом  информации возможно, только когда  она формализована и представлена в электронном виде.

В результате создания единого федерального хранилища данных и поднятия информационных баз местного уровня на федеральный  Служба получит возможность консолидировать  и интегрировать все имеющиеся  ресурсы, проводить их анализ и соответственно значительно повысить эффективность  контрольных функций.

Сейчас при проведении контрольных  мероприятий в рамках камеральных  и выездных проверок сотрудникам  налоговых органов приходится запрашивать  информацию по контрагентам, ведущим  свою деятельность в других субъектах  РФ. Это приводит к большим затратам времени и лишним усилиям. При  консолидации данных в федеральном  хранилище инспектору в любой  момент будет доступна полная и актуальная информация по любому контрагенту из любого региона России. Создание ФХД  позволит расширить электронные  сервисы, предоставляемые налогоплательщикам, и спектр информации, которой может  воспользоваться налогоплательщик.

Вопрос обеспечения рационального  отбора налогоплательщиков в ходе камеральной  проверки для проведения выездных налоговых  проверок находится в разряде наиболее актуальных проблем повышения эффективности налогового контроля, так как в настоящее время 43% выездных налоговых проверок заканчиваются безрезультатно, не принося каких-либо доначислений в бюджет.

Информация о работе Организация и методика проведения камеральной налоговой проверки НДС на примере ООО «Инвест-регион»