Организация и методика проведения камеральной налоговой проверки НДС на примере ООО «Инвест-регион»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:01, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – анализ теории и практики работы налоговых органов в области камерального контроля, организация проверок в программном комплексе территориальных налоговых органов ФНС России, рассмотрение проблем и перспектив развития камерального налогового контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
Изучить понятие, значение и методику камеральной налоговой проверки.
Исследовать направления автоматизации составления и предоставления налоговой отчетности для повышения эффективности контрольной работы налоговых органов при проведении камеральных проверок.
На примере конкретного налогоплательщика рассмотреть процесс камерального контроля.
Изучить проблемы и перспективы совершенствования камеральных проверок.

Содержание

Введение 4
1. Камеральная проверка как форма налогового контроля 6
1.1 Роль камерального контроля в системе налогового администрирования 6
1.2 Используемые мероприятия налогового контроля в процессе проведения камеральной проверки 14
1.3 Оформление результатов камеральной проверки 19
2. Особенности проведения камеральной налоговой проверки по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.1 Камеральная проверка по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.2 Дополнительные мероприятия налогового контроля и вынесение решения по его итогам в отношении ООО «Инвест-регион» 47
2.3 Анализ результатов контрольной деятельности ИФНС по Приокскому району г. Нижнего Новгорода за 2008-2011 г. 54
3. Проблемы, возникающие при проведении камеральных налоговых проверок и пути их решения 62
3.1 Проблемы камерального контроля и пути их решения 62
3.2 Совершенствование контроля сделок между взаимозависимыми лицами 69
3.3 Зарубежный опыт в сфере налогового контроля 78
Заключение 85
Список литературы 88

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 216.57 Кб (Скачать документ)

 Не  могут допрашиваться в качестве  свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор. Как правило, в качестве свидетелей вызываются руководители проверяемых организаций, руководители контрагентов, бухгалтера, складские работники, водители  и т.д.

Экспертиза  как метод независимой оценки назначается в том случае, если для разрешения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

В необходимых  случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению  налогового контроля, в том числе  при проведении выездных налоговых  проверок, на договорной основе может  быть привлечен эксперт.

К предмету экспертизы в налоговых правоотношениях  относятся также вопросы:

− уточнения рыночной стоимости товаров, работ, услуг или имущества;

− определения соответствия отнесения на себестоимость продукции материалов и других компонентов нормам и нормативам;

− определение количественных показателей использования товарно-материальных ценностей при проведении различных работ, в том числе строительно-монтажных и ремонтно-строительных (текущий, капитальный, реконструкция, модернизация) и другие. [29 стр.30]

При назначении и производстве экспертизы проверяемое  лицо имеет право:

1) заявить  отвод эксперту;

2) просить  о назначении эксперта из числа  указанных им лиц;

3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

4) присутствовать  с разрешения должностного лица  налогового органа при производстве  экспертизы и давать объяснения  эксперту;

5) знакомиться  с заключением эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме  от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах  в свое заключение. [13 стр.52]

Оснащение инспекций  соответствующей техникой и программным  обеспечением позволит автоматизировать процесс внутреннего электронного обмена документами, но лишь в отношении  тех документов, которые представлены в налоговые органы после 01.01.2010.

Вопрос об истребовании документов является одним  из самых спорных при дальнейшем рассмотрении результатов камеральной  проверки. Зачастую, налогоплательщики  выигрывают судебные дела, ссылаясь на нарушения налоговыми органами порядка  истребования документов. Поэтому прежде чем запрашивать какую-либо информацию или документы налоговому инспектору стоит  задуматься об обоснованности и необходимости данного требования. Также особое  внимание следует  уделять своевременному и правильному  составлению требований и уведомлений.

1.3 Оформление результатов камеральной проверки

Если налоговый  инспектор не выявил в декларации ошибок или противоречивых сведений, а также не установил наличия  состава налогового правонарушения в действиях налогоплательщика, на этом камеральная проверка заканчивается. Инспектор подписывает декларацию и на ее титульном листе ставит дату.

При выявлении  в ходе камеральной проверки недоимки и отсутствии признаков состава  нарушения законодательства о налогах  и сборах налоговый орган составляет требование об уплате недоимки по установленной форме и направляет его налогоплательщику. [19 стр.35]

Если после  рассмотрения представленных пояснений  и документов, либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый  орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного  нарушения законодательства о налогах  и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт  проверки в порядке, предусмотренном  статьей 100 НК РФ. [13 стр.56] Его налоговики составляют в течение 10 дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Если же акта проверки нет, то налогоплательщик может подавать уточненные декларации неограниченное количество раз. Налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии уточненной декларации за период, находящийся за пределами трехлетнего срока.

Однако это  правило не распространяется на уточненные декларации, поданные «к уменьшению», поскольку в таком случае возврат или зачет излишне уплаченного налога налоговый орган произведет при условии, что со дня уплаты налога не истек трехлетний срок. [21 стр.9]

В действующей до 1 января 2007 г. редакции Налогового кодекса не предусматривалось  составление акта по результатам  проведения камеральной налоговой  проверки, что приводило к возникновению  множества споров между налогоплательщиками  и налоговыми органами. Зачастую бывало, что первым документом, из которого налогоплательщик узнавал, что у  него имеется недоимка по налогам, было решение инспекции о привлечении  налогоплательщика к налоговой  ответственности. Таким образом, налогоплательщик был лишен возможности до вынесения  решения о привлечении его  к налоговой ответственности  представлять свои возражения по материалам налоговой проверки. [11 стр. 54]

В статье 100 НК РФ закреплен перечень обязательных реквизитов, отражаемых в акте налоговой  проверки:

  • дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;
  • фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
  • дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов;
  • перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
  • период, за который проведена проверка;
  • наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • даты начала и окончания налоговой проверки;
  • адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
  • документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если НК РФ предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах (о видах налоговых правонарушений и ответственности за них смотрите в главе 16 части первой НК РФ). [9 стр. 170-171]

Акт вручается налогоплательщику или его представителю под расписку или передает иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом, в течение пяти дней от даты составления этого акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).

В случае уклонения  налогоплательщика от получения  акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту  нахождения организации или месту  жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой  вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного  письма.

Налогоплательщик  вправе представить свои возражения в течение 15 рабочих дней со дня  получения акта. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям  или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. Следует отметить, что если налогоплательщик не представил документы по требованию налогового органа, но представил их вместе с возражениями к акту, такие документы должны быть приняты во внимание инспекторами при вынесении решения.

Проверяемое лицо также вправе участвовать в  процессе рассмотрения материалов указанной  проверки. В связи с этим налогоплательщик обязательно должен быть извещен  о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ). Если он не был извещен  о времени и месте рассмотрения материалов проверки, впоследствии вынесенное решение должно быть признано недействительным. [16]

Акт налоговой  проверки и представленные налогоплательщиком письменные возражения должны быть рассмотрены  руководителем  (заместителем руководителя) налогового органа. Решение по ним  принимается в течение 10 рабочих  дней со дня истечения срока, установленного для выражения претензий (15 рабочих дней со дня получения акта). При этом он может быть продлен на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Также может  быть принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом должно быть указано какие мероприятия налогового контроля проведены, чем вызвана необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и каких, предполагаемая сумма налога к доначислению либо уменьшению, в случае если сумма налога к возмещению (уменьшению) исчислена налогоплательщиком в завышенном размере. Срок данных мероприятий не должен превышать один месяц (два месяца – при проверке консолидированной группы налогоплательщиков). В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов, как у налогоплательщика, так и у его контрагентов, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, согласно пункту 7 статьи 101 НК РФ, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может вынести следующее решение:

  1. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  2. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение по результатам  налоговой проверки должно быть принято  и подписано тем же должностным  лицом инспекции, которое рассматривало  материалы выездной проверки. 

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отражается следующее:

  • обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;
  • доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов,
  • решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
  • размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В данном документе могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения. [30]

Решение о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности по итогам проведенной проверки вступает в силу по истечении десяти дней со дня его вручения налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если же решение отправлено заказным письмом, то срок исчисляется по истечении шести дней с момента отправки плюс десять дней. Указанные сроки действуют только в том случае, когда налогоплательщик не обжаловал решение налогового органа.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение  налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, такое решение вступает в силу значительно позднее – со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части. [21]

В свою очередь, вступившее в силу решение, которое  не было обжаловано в апелляционном  порядке, обжалуется в вышестоящий  налоговый орган (п. 3 ст. 101.2 НК РФ). Налогоплательщик вправе приостановить исполнение обжалуемого решения путем подачи ходатайства в вышестоящий налоговый орган. В соответствии жалоба на вступившее в законную силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу или в суд.

С 2009 года решение  может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования  его в вышестоящем налоговом  органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). При этом суд  обязан принять и оценить документы  и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование  своих требований, независимо от того, подавались ли они налоговому органу при проверке.

Особое внимание необходимо уделить особенностям оформления результатов камеральных налоговых проверок деклараций по НДС с заявленными суммами к возмещению.

Итак, камеральная  проверка осуществляется на основании  полученных от компании и имеющихся  у налогового органа документов. Если по ее результатам инспекторы не обнаружили никаких нарушений, они не должны составлять ни акт, ни справку. Чтобы  вынести решение о возмещении НДС (естественно, такое решение  принимается, если не выявлено нарушений), у налоговиков есть семь дней после  завершения проверки (п. 2 ст. 176 НК РФ). О  принятом решении инспекторы обязаны  в течение пяти дней письменно  проинформировать компанию.

Информация о работе Организация и методика проведения камеральной налоговой проверки НДС на примере ООО «Инвест-регион»