Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:01, дипломная работа
Цель дипломной работы – анализ теории и практики работы налоговых органов в области камерального контроля, организация проверок в программном комплексе территориальных налоговых органов ФНС России, рассмотрение проблем и перспектив развития камерального налогового контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
Изучить понятие, значение и методику камеральной налоговой проверки.
Исследовать направления автоматизации составления и предоставления налоговой отчетности для повышения эффективности контрольной работы налоговых органов при проведении камеральных проверок.
На примере конкретного налогоплательщика рассмотреть процесс камерального контроля.
Изучить проблемы и перспективы совершенствования камеральных проверок.
Введение 4
1. Камеральная проверка как форма налогового контроля 6
1.1 Роль камерального контроля в системе налогового администрирования 6
1.2 Используемые мероприятия налогового контроля в процессе проведения камеральной проверки 14
1.3 Оформление результатов камеральной проверки 19
2. Особенности проведения камеральной налоговой проверки по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.1 Камеральная проверка по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.2 Дополнительные мероприятия налогового контроля и вынесение решения по его итогам в отношении ООО «Инвест-регион» 47
2.3 Анализ результатов контрольной деятельности ИФНС по Приокскому району г. Нижнего Новгорода за 2008-2011 г. 54
3. Проблемы, возникающие при проведении камеральных налоговых проверок и пути их решения 62
3.1 Проблемы камерального контроля и пути их решения 62
3.2 Совершенствование контроля сделок между взаимозависимыми лицами 69
3.3 Зарубежный опыт в сфере налогового контроля 78
Заключение 85
Список литературы 88
Несколько компаний,
находящихся под общим
Рассмотрим опыт выделения крупнейших налогоплательщиков в США в отношении налоговых проверок.
Для определения принадлежности компании к категории крупнейших налогоплательщиков и включения ее в Программу всесторонних проверок, предназначенную для проверки крупных компаний – налогоплательщиков, в США применяется специальная система баллов, которые присваиваются по следующим категориям:
Данный метод обеспечивает объективный подход ко всем налогоплательщикам. Компания включается в Программу всесторонних проверок, если она набирает не менее 12 баллов (для промышленных компаний) и 15 баллов (для финансовых, страховых, брокерских компаний; для фирм, занимающихся предоставлением коммунальных услуг).
Кроме того, ряд
положений предусматривает
Начисление
баллов при оценке общей стоимости
активов происходит путем суммирования
всех активов основного
В США к нарушителям налогового законодательства применяются штрафы, сочетающие взыскание 5 % от суммы неуплаченного налога и 50 % от суммы, которую налогоплательщик мог бы получить в случае размещения соответствующих средств в банке. Неисполнение налоговой обязанности в установленный срок влечёт взыскание помимо налога дополнительно от 2 до 15 % суммы недоимки или 5 % от неё за каждый месяц просрочки, но не более 25 %. Минимальный размер санкции не может составлять менее 100 долларов.
Преобразования, проводимые в сфере налогового администрирования во всем мире, направлены на изменение приоритетов работы налоговых органов, сегментацию налогоплательщиков для более углубленного налогового контроля, улучшение обслуживания налогоплательщиков, упрощение исполнения налоговых обязательств, оптимизацию организационной структуры и внутренних функций, использование современных информационных технологий.
В ходе проведенной работы были изучены нормативно-правовые акты, регламентирующие проведение налоговых проверок, учебно-методическая литература последних лет, публицистика и комментарии к налоговому законодательству.
Опираясь на данные источники можно сказать, что камеральный налоговый контроль является сложным, громоздким и довольно запутанным процессом. Проведение камеральной налоговой проверки содержит не только множество этапов, но и над камеральной проверкой отчетов работают три отдела, что является надежным способом проверки документации, поступающей от налогоплательщиков.
В территориальных налоговых органах ФНС для проведения камеральных проверок используется АИС «Налог». Камеральная проверка включает в себя несколько последовательных этапов:
а) проверка полноты
представления
б) визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности, т.е. полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.;
в) арифметический контроль данных налоговой отчетности, включающий в себя подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет;
г) проверка своевременности
представления налоговой
д) проверка обоснованности применения налоговых ставок, льгот;
е) проверка правильности исчисления налоговой базы.
Данные процедуры налогового контроля являются лишь вершиной «айсберга». Более эффективных результатов позволяет достичь проведение углубленного камерального анализа, включающее в себя:
- истребование
документов у
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- привлечение специалиста, переводчика;
Многие из представленных мероприятий налогового контроля являются спорными, поскольку налоговые органы, налогоплательщики и арбитражные суды по-своему трактуют нормативно-правовые акты, регулирующие сферу налоговых отношений.
Но несмотря на существующие разногласия и противоречия, камеральная налоговая проверка является одним из наиболее эффективных методов контроля со стороны налоговых органов и одним из наиболее доступных, поскольку данная форма налогового контроля является наименее трудоемкой (трудозатраты на ее проведение на несколько порядков ниже, чем при выездной проверке), ими охватываются все 100% налогоплательщиков, предоставляющих отчетность.
В настоящее
время камеральные проверки остаются
существенным инструментом пополнения
бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных
проверок ошибки в самих налоговых
декларациях в обоснование
Камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговой отчетности, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, т.е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте.
В целях совершенствования налогового контроля и повышения эффективности проверок необходимо осуществление следующих мер:
Создание прочной финансовой основы существования государства и общества, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц.
Нормативно-правовые акты РФ
Научная литература
Периодические издания
Диссертации и авторефераты
Интернет-источники