Организация и методика проведения камеральной налоговой проверки НДС на примере ООО «Инвест-регион»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:01, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – анализ теории и практики работы налоговых органов в области камерального контроля, организация проверок в программном комплексе территориальных налоговых органов ФНС России, рассмотрение проблем и перспектив развития камерального налогового контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
Изучить понятие, значение и методику камеральной налоговой проверки.
Исследовать направления автоматизации составления и предоставления налоговой отчетности для повышения эффективности контрольной работы налоговых органов при проведении камеральных проверок.
На примере конкретного налогоплательщика рассмотреть процесс камерального контроля.
Изучить проблемы и перспективы совершенствования камеральных проверок.

Содержание

Введение 4
1. Камеральная проверка как форма налогового контроля 6
1.1 Роль камерального контроля в системе налогового администрирования 6
1.2 Используемые мероприятия налогового контроля в процессе проведения камеральной проверки 14
1.3 Оформление результатов камеральной проверки 19
2. Особенности проведения камеральной налоговой проверки по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.1 Камеральная проверка по НДС на примере ООО «Инвест-регион» 28
2.2 Дополнительные мероприятия налогового контроля и вынесение решения по его итогам в отношении ООО «Инвест-регион» 47
2.3 Анализ результатов контрольной деятельности ИФНС по Приокскому району г. Нижнего Новгорода за 2008-2011 г. 54
3. Проблемы, возникающие при проведении камеральных налоговых проверок и пути их решения 62
3.1 Проблемы камерального контроля и пути их решения 62
3.2 Совершенствование контроля сделок между взаимозависимыми лицами 69
3.3 Зарубежный опыт в сфере налогового контроля 78
Заключение 85
Список литературы 88

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 216.57 Кб (Скачать документ)

Несколько компаний, находящихся под общим контролем, могут регистрироваться в управлении как группа для целей обложения  налогом на добавленную стоимость. В этом случае заполняется единая декларация, а сделки между членами  группы не подлежат обложению.

Рассмотрим  опыт выделения крупнейших налогоплательщиков в США в отношении налоговых  проверок.

Для определения  принадлежности компании к категории  крупнейших налогоплательщиков и включения  ее в Программу всесторонних проверок, предназначенную для проверки крупных  компаний – налогоплательщиков, в  США применяется специальная система баллов, которые присваиваются по следующим категориям:

    • общая стоимость активов;
    • валовой доход;
    • количество юридических лиц, принимающих участие в основной деятельности;
    • наличие многоотраслевой структуры компании;
    • количество сотрудников налоговой администрации, необходимых для проверки компании;
    • количество привлеченных специалистов, необходимых для проверки компании;
    • общий объем вспомогательной работы и количество человеко-дней, затраченных на проверку.

Данный метод  обеспечивает объективный подход ко всем налогоплательщикам. Компания включается в Программу всесторонних проверок, если она набирает не менее 12 баллов (для промышленных компаний) и 15 баллов (для финансовых, страховых, брокерских компаний; для фирм, занимающихся предоставлением  коммунальных услуг).

Кроме того, ряд  положений предусматривает включение  компаний в разряд крупнейших налогоплательщиков даже в том случае, когда они  не набирают необходимое количество баллов (но на практике это случается  крайне редко).

Начисление  баллов при оценке общей стоимости  активов происходит путем суммирования всех активов основного налогоплательщика, а также активов всех находящихся  под его фактическим контролем  юридических лиц в США и  за рубежом.[15]

В США к  нарушителям налогового законодательства применяются штрафы, сочетающие взыскание 5 % от суммы неуплаченного налога и 50 % от суммы, которую налогоплательщик мог бы получить в случае размещения соответствующих средств в банке. Неисполнение налоговой обязанности в установленный срок влечёт взыскание помимо налога дополнительно от 2 до 15 % суммы недоимки или 5 % от неё за каждый месяц просрочки, но не более 25 %. Минимальный размер санкции не может составлять менее 100 долларов.

Преобразования, проводимые в сфере налогового администрирования во всем мире, направлены на изменение приоритетов работы налоговых органов, сегментацию налогоплательщиков для более углубленного налогового контроля, улучшение обслуживания налогоплательщиков, упрощение исполнения налоговых обязательств, оптимизацию организационной структуры и внутренних функций, использование современных информационных технологий.

Заключение

В ходе проведенной работы были изучены нормативно-правовые акты, регламентирующие проведение налоговых проверок, учебно-методическая литература последних лет, публицистика и комментарии к налоговому законодательству.

Опираясь на данные источники можно сказать, что камеральный налоговый контроль является сложным,  громоздким и довольно запутанным процессом. Проведение камеральной налоговой проверки содержит не только множество этапов, но и над камеральной проверкой отчетов работают три отдела, что является надежным способом проверки документации, поступающей от налогоплательщиков.

В территориальных  налоговых органах ФНС для  проведения камеральных проверок используется АИС «Налог». Камеральная проверка включает в себя несколько последовательных этапов:

а) проверка полноты  представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах;

б) визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности, т.е. полноты  заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.;

в) арифметический контроль данных налоговой отчетности, включающий в себя подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет;

г) проверка своевременности  представления налоговой отчетности;

д) проверка обоснованности применения налоговых ставок, льгот;

е) проверка правильности исчисления налоговой базы.

Данные процедуры  налогового контроля являются лишь вершиной «айсберга». Более эффективных результатов позволяет достичь проведение углубленного камерального анализа, включающее в себя:

- истребование  документов у налогоплательщика,  а также у его контрагентов  и иных лиц, обладающих документами  или информацией о деятельности  налогоплательщика;

- допрос свидетелей;

- назначение  экспертизы;

- привлечение  специалиста, переводчика;

Многие из представленных мероприятий налогового контроля являются спорными, поскольку налоговые органы, налогоплательщики и арбитражные суды по-своему трактуют нормативно-правовые акты, регулирующие сферу налоговых отношений.

Но несмотря на существующие разногласия и противоречия, камеральная налоговая проверка является одним из наиболее эффективных методов контроля со стороны налоговых органов и одним из наиболее доступных,  поскольку данная форма налогового контроля является наименее трудоемкой (трудозатраты на ее проведение на несколько порядков ниже, чем при выездной проверке), ими охватываются все 100% налогоплательщиков, предоставляющих отчетность.

В настоящее  время камеральные проверки остаются существенным инструментом пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных  проверок ошибки в самих налоговых  декларациях в обоснование льгот  дают существенную прибавку в платежах в бюджет. Так, по результатам камеральных налоговых проверок, проведенных в Нижегородской области за 2010 год доначислено 1198240 тыс. руб. (из них: 1090606 тыс. руб. – доначисленные налоги по результатам проверок, 107634 тыс. руб. – пени и штрафы за несвоевременную уплату налога); за 2011 год – 869 766 тыс. руб. (из них: 768 474 тыс. руб. – доначисленные налоги по результатам проверок, 101292 тыс. руб. – пени и штрафы за несвоевременную уплату налога). Количество проведенных камеральных налоговых проверок в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, снизилось на 355499 проверки.

Камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, это средство контроля за правильностью  и достоверностью составления налоговой отчетности, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, т.е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте.

В целях совершенствования  налогового контроля и повышения  эффективности проверок необходимо осуществление следующих мер:

    1. Необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налоговых проверок.
    2. Постоянное совершенствование форм и методов проводимыми налоговыми органами проверок, повышение профессиональной подготовки кадров, усиление аналитической составляющей припроведении камерального контроля.
    3. Создания единого федерального хранилища данных и поднятия информационных баз местного уровня на федеральный.
    4. Переход на полное взаимодействие с налогоплательщиками, банками и другими источниками внешней информации в электронном виде

Создание  прочной финансовой основы существования  государства и общества, успешное осуществление реформ в сфере  налогообложения, проводимых в настоящее  время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без  создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном  соблюдении прав организаций и физических лиц.

Список  литературы

Нормативно-правовые акты РФ

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012)
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.03.2012)
  3. Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»
  4. Приказ Минфина РФ от 15.10.2009 N 104н (ред. от 21.04.2010) «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.12.2009 N 15808)
  5. Приказ ФНС РФ от 17.02.2011 N ММВ-7-2/169@ (ред. от 07.11.2011) «Об утверждении Порядка представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной налоговой службы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2011 N 20322)
  6. Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».
  7. Приказ ФНС РФ от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ (ред. от 07.11.2011) «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.03.2011 N 20303)
  8. Приказ МНС РФ от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@ (ред. от 22.06.2011) «Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»

Научная литература

  1. Голищева Л.Е «Налогообложение: планирование, анализ, контроль» // Москва, «Кнорус» – 2009г., с. 272
  2. Зрелов А.П.  «Налоги и налогообложение. Конспект лекций». // Москва, «Юрайт» – 2010 г., с.147
  3. Караханян С.Г., Баталова И.С.  «Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение»  // Москва, «Бератор-Паблишинг» – 2008 г.
  4. Романовский М.В., Врублевская О.В «Налоги и налогообложение» // Москва, Издательство «Питер» – 2009г., с. 528
  5. Семенихин В.В. «Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов» // Москва, «ГроссМедиа: РОСБУХ», 2010, 127с
  6. Спирина Л.В. Тимошенко В.А. «Налоговые проверки» // Москва «Экзамен» – 2006 г., с. 195

Периодические издания

  1. Адамов Н., Смирнова А. «Тенденции совершенствования налогового администрирования и зарубежный опыт», июнь 2009, №23
  2. Береснева Н. «Камеральная проверка декларации по НДС» // Аудит и налогообложение. – 2009 № 6.
  3. Васильева Ю. «Инспектор зря не ходит ФНС меняет акценты в контрольной работе» Интервью с  главой ФНС Михаилом Мишустиным // «Российская Бизнес-газета» , 2011 №824

 

  1. Ёлкина С.С., Белоусова  Е.С. «Проблемы налогового администрирования на современном этапе и пути их решения» // III Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2011»
  2. Зуйкова Л.П. «Налоговые проверки 2011» //  Экономико-правовой бюллетень -  2011 № 6
  3. Иванникова Е.В. «Камеральные налоговые проверки» //. Бухгалтерский вестник.– 2011.– № 6
  4. Кожина А. «Камеральные налоговые проверки« // Клуб главных бухгалтеров - 2010 № 9, 10
  5. Линовицкий Ю.А. «Практика налогового контроля в зарубежных странах» // Налоги и налогообложение, 2009, №11
  6. Полтева А.М. «Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля» // Административное и муниципальное право, 2009, №4
  7. Поролло Е.В., Казаков В.В. «Налоговый контроль и налоговое администрирование в системе принципов эффективного и ответственного управления» // Вестник Томского государственного университета. Общенаучный периодический журнал. 2009, № 320
  8. Турчина О.В. «Проблемы повышения эффективности налогового контроля России« // Налоги – 2010 №4
  9. Улюмджиева Е. В. «Налоговый контроль в сегодняшних условиях развития налоговой системы» // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф, 2011.
  10. Филимонова О.В. «Камеральная проверка: налоговый орган истребует документы» // Налоговая проверка, №2, март-апрель 2010 г.
  11. Цыганенко Т.А. «Совершенствование системы налогового контроля» // «Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы развития», Cборник научных статей, 2008 №5

Диссертации и авторефераты

  1. Нестеров Г.Г. «Развитие механизмов налогового контроля в системе обеспечения экономической» Москва, 2010 г.

Интернет-источники

  1. www.moybuhuchet.ru
  2. www.glavbuch.ru
  3. www.nalog.ru
  4. www.blogfiscal.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Организация и методика проведения камеральной налоговой проверки НДС на примере ООО «Инвест-регион»