Специальные налоговые режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:27, лекция

Описание

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии со ст. 18 первой части Налогового кодекса РФ относится к специальным налоговым режимам.
Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, установленных Кодексом.

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ.doc

— 603.50 Кб (Скачать документ)

К розничной торговле не относится реализация по договорам поставки.

Определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения ЕНВД, независимо от того, какой категории покупателей реализуются товары (физическим или юридическим лицам), является документ, выдаваемый покупателю. При рознице - это чек или иной документ, подтверждающий оплату. При оптовой торговле - договор и (или) иные документы (счет-фактура, накладная, подтверждение оплаты).

Статьей 492 ГК РФ предусмотрено, что по договору розничной купли-продажи продавец передает товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Но при этом НК не устанавливает обязанности налоговых органов, а также налогоплательщиков-продавцов по контролю за последующим использованием покупателем приобретенных товаров.

Следует учитывать, что установленное ограничение по площади торгового зала должно соблюдаться по каждому объекту организации торговли (магазины, павильоны).

Под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона (открытой площадки) с оборудованием для демонстрации товаров, проведения расчетов и обслуживания покупателей, а также площадь для ККТ, рабочих мест продавцов, для проходов покупателей, в том числе арендуемая часть площади торгового зала. Площадь иных помещений, в которых не производится обслуживание покупателей, к площади торгового зала не относится. Определяется площадь торгового зала в соответствии с инвентаризационными и правоустанавливающими документами, к которым относятся любые документы, содержащие характеристику объекта и подтверждающие право пользования.

Магазином считается специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для торговли, имеющее торговые, подсобные, административно-бытовые помещения, а также помещения для приема, хранения, подготовки товаров к продаже.

Павильоном считается строение, имеющее торговый зал и одно или несколько рабочих мест (продавцов).

Под открытой площадкой понимается специально оборудованное для торговли место на земельном участке.

7. Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

Рассматривая данный вид деятельности, следует отметить, что понятие розничной торговли в данном случае идентично рассмотренному выше. Этот вариант розничной торговли отличается от предыдущего характеристикой объекта, в котором осуществляется деятельность по розничной торговле.

Стационарная торговая сеть - это сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.

Далее стационарная торговая сеть подразделяется на сеть, имеющую торговые залы, и на сеть, не имеющую торговых залов.

Рассмотренный под № 6 вариант розничной торговли в магазинах и павильонах относится к деятельности, осуществляемой в стационарной торговой сети, имеющей торговые залы.

Под стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, понимается сеть, расположенная в объектах (их частях), предназначенных для торговли, но не имеющих обособленных и оборудованных для торговли помещений, а также используемых для заключения договоров розничной купли-продажи и проведения торгов.

К этой категории объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.

Изменения, внесенные законом от 22.07.08 № 155-ФЗ, обусловили уточнение, что реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих автоматах, относится в целях ЕНВД к розничной торговле.

К нестационарной торговой сети относится сеть развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, которые не относятся к стационарной торговой сети.

К развозной торговле относится торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата, т. е. торговля вне стационарной сети, но с использованием специальных транспортных средств, в т. ч. с мобильным оборудованием.

Разносной торговлей признается торговля с рук, лотка, корзин, тележек вне стационарной торговой сети, т. е. при осуществлении контакта продавца с покупателем в каких-либо организациях, на дому, на улице, на транспорте.

Строение, не имеющее торгового зала и рассчитанное на одно рабочее место продавца, признается киоском.

Палатка - сборно-разборная конструкция, имеющая прилавок и не имеющая торгового зала.

Применительно к розничной торговле в стационарной сети, не имеющей торгового зала, а также в нестационарной торговой сети следует уточнить понятие торгового места. Под торговым местом понимается место совершения сделок купли-продажи (розничной). Это могут быть здания (их часть) и (или) земельные участки, а также палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры, в т. ч. расположенные в зданиях, прилавки, столы, лотки (в т. ч. на земельных участках).

Следует иметь в виду, что законом от 17.05.07 № 85-ФЗ было установлено, а законом от 22.07.08 № 155-ФЗ исключено понятие стационарного торгового места, как места, используемого для совершения сделок купли-продажи в объектах стационарной торговой сети, в т. ч. на арендуемых земельных участках для организации стационарной торговой сети.

8. Оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. метров.

Согласно редакции закона от 17.05.07 № 85-ФЗ для целей ЕНВД из данного вида услуг исключались услуги общественного питания, оказываемые учреждениям образования, здравоохранения и социального обеспечения. В соответствии с законом от 22.07.08 № 155-ФЗ эти исключения утратили силу.

Под услугами общественного питания понимаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой продукции и покупных товаров, а также по проведению досуга. Услуги по производству и реализации подакцизных товаров (пп. 3, 4 п. 1 ст. 181 НК РФ) к услугам общественного питания не относится.

К объектам организации общественного питания, имеющим залы обслуживания, относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные и т. д., т.е. те объекты в зданиях и строениях, которые имеют специально оборудованные помещения (открытые площадки) для потребления продукции и проведения досуга.

Площадь таких помещений является площадью зала обслуживания посетителей. Величина такой площади определяется на основании документов, содержащих характеристику объекта и подтверждающих право пользования, т.е. на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.

9. Оказание услуг общественного питания через объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей. К данной категории объектов относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания. Из приведенного перечня следует, что к объектам общественного питания, не имеющим зала обслуживания, относятся те объекты, в которых отсутствуют оборудованные помещения (открытые площадки) для потребления готовой продукции и проведения досуга.

Понятие самих услуг общественного питания идентично рассматриваемому выше (см. п. 8).

Отдельного уточнения требует вопрос реализации через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих автоматах.

Законом от 22.07.08 № 155-ФЗ оформлено уточнение, что такая реализация в целях ЕНВД относится к розничной торговле, осуществляемой в рамках стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов. Следовательно, любой торговый автомат, независимо от того, какой товар или продукция через него реализуется, относится к объекту розничной торговли.

В предшествующем периоде, до 01.01.08, торговые автоматы по изготовлению напитков, супов и т. д. относились к объектам организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей.

10. Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.

11. Размещение рекламы на транспортных средствах.

В п. 10 и 11 приведено определение видов деятельности, действующее с 2009 г. в соответствии с законом от 22.07.08 № 155-ФЗ. В период до 2009 г. распространение и (или) размещение наружной рекламы не было законодательно увязано с использованием рекламных конструкций исполнителем услуг, который является владельцем рекламной конструкции. Законом от 22.07.08 № 155-ФЗ определения видов деятельности по распространению и размещению рекламы приведены в соответствие с законом от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе».

Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций подпадает под ЕНВД, если деятельность эту осуществляет владелец конструкции - собственник или иное лицо, обладающее вещным правом или правом владения и пользования на основании договора с собственником.

К рекламным конструкциям относятся щиты, стенды, перетяжки, электронные табло и иные технические средства, размещаемые на зданиях, крышах, иных элементах зданий или вне их, на транспортных остановках.

Размещение рекламы на транспорте подпадает под ЕНВД, если рекламораспространителем выступает собственник транспортного средства или лицо, уполномоченное собственником, или лицо, обладающее иным вещным правом на транспортное средство.

Площадью информационного поля наружной рекламы признается:

а) с любым способом нанесения изображения (кроме автоматической смены) - площадь нанесенного изображения;

б) с автоматической сменой изображения - площадь эксплуатируемой поверхности;

в) при использовании электронных табло - площадь светоизлучающей поверхности.

Таким образом, с 1 января 2009 г. законодательно закреплено положение о том, что в части деятельности по распространению и размещению рекламы под ЕНВД не подпадают посредники, агенты и иные поверенные лица.

Кроме того, в отношении размещения рекламы на транспортных средствах следует учитывать разъяснения Минфина России от 25.01.2010 № 03-11-09 / 03, направленные Письмом ФНС от 04.02.2010 № ШС-17-3 / 21 @.

Суть разъяснений в следующем. Согласно редакции ст. 346.26, действовавшей до 1 января 2009 г., на уплату ЕНВД переводилась деятельность по размещению рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, автомобилях и т. д.

При этом ст. 346.27 было установлено, что под размещением рекламы понимается ее размещение на крышах, боковых поверхностях, а также установка на них щитов, табличек, табло и других средств размещения рекламы.

Таким образом, до 01.01.09 под ЕНВД подпадала деятельность по размещению рекламы только снаружи транспортного средства.

Редакция ст. 346.27 НК РФ, действующая с 01.01.09, не содержит разграничений правового режима распространения такой рекламы внутри или снаружи транспортного средства.

В связи с этим деятельность по размещению рекламы на внутренних поверхностях транспортных средств подлежит переводу на ЕНВД при условии соблюдения положений гл. 26.3 НК РФ.

12. Оказание услуг по временному размещению и проживанию с использованием в каждом объекте предоставления этих услуг общей площади помещений для размещения и проживания не более 500 кв. м.

Под объектом понимаются здания, строения (их части), имеющие помещения для проживания. Это - жилые дома, коттеджи, постройки, комплексы зданий на одном участке, используемые под гостиницы, кемпинги, общежития и т. д.

Общая площадь помещений определяется на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов, содержащих характеристику объекта.

При определении общей площади объектов гостиничного типа не учитывается площадь помещений общего пользования, а также административно-бытовых помещений.

13. Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.

При рассмотрении ранее видов деятельности, подпадающих под ЕНВД, были уточнены в целях гл. 26.3 НК РФ понятия, используемые для определения данного вида деятельности (см. п. 7, 9).

Следует отметить, что сдача в аренду части торгового зала (в объектах стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, - в магазинах и павильонах) не относится к данному виду деятельности.

14. Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов общественного питания.

Данная редакция пункта введена законом от 22.07.08 № 155-ФЗ.

В 2008 г. согласно редакции этого пункта (закон от 17.05.07 № 85-ФЗ) речь шла о сдаче в аренду земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.

В отношении этого вида деятельности нужно иметь в виду, что если от имени муниципального образования передачу в аренду земельных участков осуществляет муниципальное учреждение (юр. лицо, образованное для обеспе­чения управленческих функций), данная деятельность подпадает под ЕНВД.

Итак, рассмотрены 14 видов деятельности, в отношении которых полностью или частично на конкретной территории в соответствии с принятым местным властями законом может быть введена система налогообложения в виде ЕНВД.

 

3. Законодательные ограничения по применению единого налога на вмененный доход

Статьей 346.26 гл. 26.3 НК РФ предусмотрены следующие случаи не применения системы налогообложения в виде ЕНВД.

Единый налог не применяется в отношении:

1) видов предпринимательской деятельности, указанных в разделе 2 данного курса, если осуществление такой деятельности происходит в рамках договоров простого товарищества (совместная деятельность), доверительного управления имуществом, а также в случае, если налогоплательщик отнесен к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 НК РФ (закон от 17.05.07 № 85-ФЗ);

2) видов деятельности, указанных в пп. 6-9 п. 2 ст. 346.26, если таковые осуществляются налогоплательщиками, перешедшими на уплату ЕСХН, при условии, что они реализуют через свои объекты организации торговли и (или) общественного питания произведенную ими сельхозпродукцию, в т. ч. продукцию первичной переработки из сельхозсырья собственного производства (закон от 13.03.06 № 39-ФЗ);

Информация о работе Специальные налоговые режимы