Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования: раскрыть особенности местоимений как значимой части речи и представить систему работу учителя по его изучению.
Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить научную и методическую литературу по данной теме;
познакомиться с опытом работы учителей по данной теме;
провести тестирование школьников с целью выявления уровня знаний по теме «Местоимение;
проанализировать действующие программы по русскому языку (учебные комплексы и стандарты второго поколения) для общеобразовательных школ.

Содержание

Введение 2
Глава I. Особенности местоимений как самостоятельной части речи 5
Общее понятие о местоимении
5
Классификация местоимений
11
Употребление местоимений в речи
26
Выводы по I главе 33
Глава II. Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе 34
2.1. Задачи и содержание работы по изучению местоимений в школе 34
2.2. Методы и приемы работы учителя при изучении темы «Местоимение» 37
Выводы по II главе 47
Заключение 51
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

      Содержание

      Введение 2
      Глава I. Особенности местоимений как самостоятельной части речи 5
    1. Общее понятие о местоимении
5
    1. Классификация   местоимений
11
    1. Употребление местоимений в речи
26
      Выводы  по I главе 33
      Глава II. Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе 34
      2.1. Задачи и содержание работы по изучению местоимений в школе 34
      2.2. Методы и приемы работы учителя при изучении темы «Местоимение» 37
      Выводы  по II главе 47
      Заключение 51
      Список  использованной литературы 55
      Приложение 57
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Вопрос  о частях речи занимает умы ученых с древнейших времен. Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон, Яска, Панини, в русской лингвистике  этим вопросом занимались Л. В. Щерба,      В. В. Виноградов, А. А. Шахматов и др.

      Наиболее  общими и необходимыми категориями  в грамматике каждого языка являются части речи. С выяснения вопроса  о частях речи начинается грамматическое описание любого языка. Говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т.е. выделение в лексике языка определенных групп или разрядов, характеризуемых теми или иными признаками. Но на каком основании выделяют группировки слов, называемые частями речи, какова их роль?

      Проблема, касающаяся сущности частей речи и принципов их выделения в различных языках мира, – одна из наиболее дискуссионных проблем общего языкознания.

      Выделяются  отдельные части речи на основании  присущего словам, относимым к  данной группировке слов, одного ведущего признака, или они выделяются на основании совокупности разнообразных признаков, из которых ни один нельзя назвать ведущим? Если верно первое, то, что является ведущим признаком? Лексическое значение слова? Заключенная в нем логическая категория? Его связь с грамматической категорией? Его морфологическая природа? Его синтаксическая функция? Его роль в речи?

      Познания  в области природы слова, в  частности, его грамматической природы, еще недостаточно глубоки для того, чтобы можно было построить грамматическую классификацию слов в научном смысле этого слова, и постепенно возникшее и закрепившееся в традиции распределение слов по частям речи – еще не классификация, а только констатация того, что среди слов есть группировки, объединенные теми или другими общими и более или менее существенными, но не всегда ясными признаками.

      Наиболее  трудная для познания, а значит, и для изучения в школе, частью речи является местоимение. Трудна эта часть речи тем, что в отличие от других значимых слов, оно не имеет самостоятельного значения, а только чаще всего заменяет другие части речи. Поэтому обучающиеся далеко не сразу приобретают навыки нахождения в тексте местоимений. Кроме того, затруднение вызывает и употребление некоторых местоимений (например «оба» « обе» в тв.пад.) в речи.

      В связи с этим данная тема исследования представляется актуальной.

      Цель  исследования: раскрыть особенности местоимений как значимой части речи и представить систему работу учителя по его изучению.

        Для осуществления данной цели  необходимо решить следующие  задачи:

      • изучить научную и методическую литературу по данной теме;
      • познакомиться с опытом работы учителей по данной теме;
      • провести тестирование школьников с целью выявления уровня знаний по теме «Местоимение;
      • проанализировать действующие программы по русскому языку (учебные комплексы и стандарты второго поколения) для общеобразовательных школ.

      Предмет исследования: местоимение как самостоятельная часть речи.

      Объект  исследования:

      Процесс изучения морфологической темы «Местоимение»  в основной школе.

      Данное  исследование может иметь практическое значение для начинающих учителей русского языка и студентов практикантов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава I. Особенности местоимений как самостоятельной части речи. 

      
    1. Общее понятие  о местоимении.
 

      В любом учебнике или пособии по русскому языку обязательно имеется раздел, посвященный морфологии. Так что же такое морфология, каким образом она соотносится с грамматикой?

      В словаре иностранных слов эти  термины переводятся с латинского, на который в свою очередь были переведены с греческого.

      Морфология (греч. morphe - ‘форма’, logos - ‘слово, понятие, учение).

      Грамма (греч. gramma – письменный знак, черта, линия).

      Грамматика  – раздел языкознания, изучающий  строй слова и предложения  в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии и синтаксиса.

      Одним из определений понятия морфологии является следующее: 
“Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются части речи и формы их изменения”1. Другое определение гласит, что морфология “является самостоятельным разделом общего учения о грамматическом строе русского языка и непосредственно изучает грамматические классы и разряды слов с присущими им грамматическими значениями и грамматическими формами”.

      Сравнив приведенные определения, приходим к выводу, что морфология – это  учение о частях речи, словообразовании и словоизменении.

      К задачам морфологии относят следующие:

      1) оценка слова как единицы грамматической  системы русского языка;

      2) установление принципов грамматической  классификации слов;

      3) выявление грамматических классов  и разрядов слов на основе указанных принципов;

      4) описание общих и частных грамматических  значений, свойственных отдельным  классам слов, и определение систем (парадигм), реализующих указанные  грамматические значения.

      Таким образом, предметом морфологии является учение о частях речи, а также их функциях в грамматическом строе русского языка.

      Исторические  корни морфологии уходят во времена  М.В. Ломоносова. Одним из первых истоков научной разработки теории частей речи считаются его грамматические воззрения. В своей “Российской грамматике” (1756) М.В. Ломоносов выделял «осмь частей знаменательных:

    1. имя для называния вещей,
    2. местоимение для сокращения именований,
    3. глагол для названия деяний,
    4. причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение,
    5. наречие для краткого изображения обстоятельств,
    6. предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям,
    7. союз для изображения взаимности наших понятий,
    8. междометие для краткого выявления движения духа”.

      Современная классификация частей речи выделяет десять классов слов:

      существительное, местоимение-существительное, слова, являющиеся местоимениями-прилагательными (мой, твой, свой, чей, который, и т.д.) прилагательное, числительное, наречие, глагол, предлог, союз, частица, междометье. В качестве самостоятельной части речи в этой классификации выделяется местоимение - существительное (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-либо, что-либо, и пр.).

      Местоимение отличается от прочих частей речи тем, что не имеет своего постоянного  и устойчивого лексического значения; его значение изменчиво и зависит от значения того слова, на которое оно указывает или вместо которого употреблено. Поэтому местоимение можно определить как часть речи, которая передает обобщающее указание на предметы и признаки, но сама их не называет. В этом смысле местоимение определяется как часть речи, выступающая вместо существительного, прилагательного или числительного.

      По  вопросу о месте местоимений  в системе частей речи современного русского языка существуют две противоположные  точки зрения: одни учёные считают местоимения частью речи (М.В. Ломоносов, А.X. Востоков, А.Н. Гвоздев и др.), другие отказывают им в самостоятельности и распределяют по знаменательным частям речи (А.А. Потебня, А.М. Пешковский, В.Н. Мигирин и др.). В.В. Виноградов относит к местоимениям лишь предметно-личные и производные от них. Он рассматривает местоимения как реликтовую, отмирающую группу слов. По его мнению, от местоимений как особой части речи сохранились только остатки, а большая часть местоимении слилась с именами прилагательными и наречиями. В пятидесятые годы В.В. Виноградов признал ошибочным свой прежний взгляд на развитие местоимений, но официально не подкрепил его теоретическими выкладками2.

      Отказывая местоимениям «в статусе части речи», авторы грамматики в то же время выделяют в часть речи «местоимения-существительные» и располагают их среди знаменательных частей речи в одном ряду с именами существительными, прилагательными, числительными, глаголами, наречиями. Единственной мотивировкой такого распределения является несовпадение категорий рода, числа и падежа у имён существительных и соответствующих местоимений. «Эти собственно морфологические характеристики служат основанием для выделения местоимений-существительных в самостоятельную часть речи»3.

      Некоторые лингвисты, считая местоимения отдельной частью речи, в дальнейшем, противореча себе, распределяют их по знаменательным частям речи (А.А. Шахматов и др.).

      Местоимения нельзя распределять по другим знаменательным частям речи по следующим причинам.

      Способы отображения действительности у местоимений и категориально соотносительных частей речи различны. Первые выделяют предметы, признаки, количества и т. п., указывают на них или отрицают их, сообщают о них неопределённо или запрашивают, о них информацию, то есть реализуют прономинальный способ отображения через один из пяти основных типов, сложившихся в русских местоимениях. При этом за каждым знаком (местоимением) не закреплено постоянное содержание; значение их переменно и зависит от контекста и ситуации. Слова категориально соотносительных частей речи (имён существительных, прилагательных, числительных, наречий и безлично-предикативных слов) выполняют функцию называния, обладают номинативным способом отображения действительности. Поэтому включение местоимений в другие части речи входит в противоречие с основными законами логики, обязательными для всех научных классификаций.

      У местоимений и категориально  соотносительных частей речи не совпадают частные категории рода, числа и падежа.

      Не  все местоимения современного русского языка могут быть категориально соотносительными с другими частями речи. Соответственно, не входя ни в одну из них, они становятся «беспризорными».

        Примеры: когда в качестве вопроса об условии, что – от как вопрос о состоянии, что – вопрос о цене, как – вопрос о состоянии и др. (Когда после приставки пишется твердый знак? Что Лена, поправляется? Что стоят эти сапоги? Как Марина?).

      Таким образом, местоимения нельзя распределить между категориально соотносительными знаменательными частями речи: именами существительными, прилагательными, числительными, наречиями и безлично-предикативными словами. Вместе с тем надо иметь и достаточные основания, чтобы объединить их в одну местоименную часть речи. Помня о том, что каждая часть речи выделяется по совокупности дифференциальных признаков, определяемых с учетом критериев разграничения частей речи, назовём основные лексико-грамматические характеристики местоимений.

Информация о работе Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе