Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования: раскрыть особенности местоимений как значимой части речи и представить систему работу учителя по его изучению.
Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить научную и методическую литературу по данной теме;
познакомиться с опытом работы учителей по данной теме;
провести тестирование школьников с целью выявления уровня знаний по теме «Местоимение;
проанализировать действующие программы по русскому языку (учебные комплексы и стандарты второго поколения) для общеобразовательных школ.

Содержание

Введение 2
Глава I. Особенности местоимений как самостоятельной части речи 5
Общее понятие о местоимении
5
Классификация местоимений
11
Употребление местоимений в речи
26
Выводы по I главе 33
Глава II. Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе 34
2.1. Задачи и содержание работы по изучению местоимений в школе 34
2.2. Методы и приемы работы учителя при изучении темы «Местоимение» 37
Выводы по II главе 47
Заключение 51
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

      Местоимения входят в состав знаменательной лексики. Они обладают прономинальным способом отображения объективной действительности и этим признаком очень чётко отграничиваются от остальных знаменательных частей речи.

      Местоимения не имеют особого, свойственного  только им категориального значения, отличных от других частей речи грамматических признаков (исключая частные характеристики). Они опираются на категориальные значения имени существительного, прилагательного, числительного, наречия и безлично-предикативных слов, имеют ряд общих с ними морфологических и синтаксических особенностей, объединяют все эти свойства в себе, реализуя свою семантику через один из пяти основных типов прономинации.

      К числу признаков, объединяющих класс  местоименных свойств, относятся также высокий уровень абстракции, контекстуально-ситуативная конкретизация значения, общие синтаксические свойства: способность выступать в качестве уточняемых и обобщающих слов, легко употребляться в эллиптических предложениях и т. д. Денотативная основа местоимений по объему равна сумме денотативных основ слов, выраженных категориально соотносительными частями речи. Это позволяет говорить о том, что местоимения образуют отдельную часть речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Классификация местоимений.
 

      Выделяя местоимения в самостоятельную  часть речи, нужно подчеркнуть, что  производится это на несколько иной, чем у номинативных слов, основе, то есть местоимения представляют собой не чисто лексико-грамматический класс слов, а скорее семантико-функциональный класс слов.

      В связи с отмеченными особенностями  соотношения знаменательных частей речи и местоимений последние иногда называют «поперечной» частью речи, то есть расположенной не в одной ряду со знаменательными частями речи, а как бы «поперек» их. Специфика соотношения местоимений и категориально соотносительных частей речи может быть отражена в схеме.

Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Наречие Безлично-предикативные  слова
      Местоимения

      От  объёма и границ местоимений зависит  определение этой части речи. Приведём некоторые из дефиниций: «К разряду  местоимений относятся такие слова, которые указывают на предметы и на их признаки, но не называют их и не определяют их содержания». «Местоимения – это склоняемые именные слова, которые не называют предметов, их признаков и количества, а только указывают на них...».

      Эти определения соответствуют узкому пониманию термина «местоимение». В широком понимании местоимения можно рассматривать как особую часть речи, обладающую категориальной соотносительностью с именами существительными, прилагательными, числительными, наречиями, безлично-предикативными словами; имеющую особый прономинальный способ отображения объективной действительности.

      Указание, замещение и прономинальный способ отображения  в системе местоимений. Указательность называется главным семантическим признаком местоимений во многих учебниках, в том числе и в школьном. Понятие о местоимениях как указательных словах было широко распространено еще в XIX в., затем перешло во многие последующие издания, но на самом деле оно ошибочно, так как, во-первых, не охватывает всю местоименную лексику; во-вторых, абсолютно нелогично считать указательными все местоимения и в то же самое время в их составе выделять самостоятельный разряд указательных местоимений.

      Указательная  функция не свойственна многим местоимениям. Рассмотрим пример: Кто-то стучит в дверь. Слово кто-то означает неопределённое лицо, а указывать можно лишь на нечто известное из контекста или ситуации. Поэтому кто-то – не указательное слово, а неопределённое местоимение. Неопределённость как тип прономинальной семантики выделяется в одном ряду с указательностью.

      Другой  пример: Кто пришел? Местоимение кто также не является указательным, оно вопросительное. Вопросительные местоимения противопоставлены всем «ответным» (термин А.Х. Востокова) и употребляются в тех случаях, когда необходимо выяснить что-либо актуальное для адресата речи, а указание является одним из типов местоименного способа отображения в сфере так называемых ответных слов. Из этого следует, что вопросительные местоимения по своей специфике должны быть противопоставлены указательным, то есть дейктичным словам. Указательность свойственна лишь нескольким традиционно выделяемым семантическим разрядам: указательному, личному, возвратному и притяжательному, что и позволяет объединить их в один разряд, выделив в их составе четыре подразряда.

      С высокой абстрактностью местоимений, их способностью при необходимости конкретизировать свое значение связывают еще одно свойство местоимений – так называемую заместительную функцию. Противопоставление местоимений остальным именным частям речи как слов-заместителей (заменителей) сложилось в русской грамматике под влиянием греко-римской грамматической школы, потом многократно отвергалось одними учёными и возрождалось другими. Скептицизм по отношению к так называемой «заместительной» функции местоимений был проявлен лингвистами уже в XI Х в., потом поддержан нашими современниками. В определенной степени это связанно и с разным толкованием термина «замещение».

      Замещение (в узком значении) трактуют как  синонимичную замену одного слова (или словосочетания) другим, совпадающим с ним по содержанию; ср.: языкознание – языковедение – лингвистика; Киев – столица Украины.

      Замещение понимается как явление, при котором  слова-субституты представляют собой эквиваленты антецедента (то есть того, к чему они отсылают). Такое замещение может рассматриваться как грамматическое явление. Если антецедент и местоимение (субститут) категориально соотносительны, то они могут вступать в отношения замещения, например: Листья после первых заморозков потекли с деревьев, и на следующий день они разноцветным ковром устилали всю землю в саду. Я купил пять книг, товарищ – столько же.

      Замещение используют как методический прием, заключающийся в замене одного слова (или словосочетания) другими, равными  первому по категориальному значению. При этом конкретное вещественное значение последнего всегда учитывается. Другими словами, рассматривается всё, кроме способа обозначения у знаменательного слова (номинации или прономинации). Замещение как полное совпадение лексического значения, морфологического оформления, синтаксической функции и стилистической нагрузки двух сравниваемых слов, выраженных местоимением и номинативным словом, в силу специфики способа отображения тех и других невозможно.

      В некоторых случаях вместо термина «замещение» используют слово «замена», опираясь при этом на этимологию термина «местоимение» (от лат. pronomen – вместо имени). Но ни отрицательные, ни вопросительные, ни многие другие местоимения, как было показано выше, не выполняют функцию замены имени. Итак, ни указательность, ни замещение не являются главными семантическими признаками, позволяющими объединить все местоимения в одну часть речи и отграничить их от других частей речи. Этим признаком может служить только прономинация – такой способ отображения, при котором за звуковым комплексом не закрепляется определённое содержание, значение переменно и зависит от контекста и ситуации. Например, местоимение он может в зависимости от ситуации обозначать портфель, туман, кот, повар, Евгений Петрович и т. п. Слово, образованное с помощью прономинального способа отображения, не обладает «вещественным» содержанием, относится к сфере знаменательной лексики. Прономинальный способ характерен только для местоименной лексики. Имена существительные, прилагательные, числительные, наречия, глаголы, безлично-предикативные слова обладают номинативным способом отображения, при котором за звуковым комплексом закрепляется постоянное содержание, одно или несколько значений. Таким образом, способ отображения может быть представлен как главный критерий, разграничивающий местоименную и номинативную (назывную) лексику.

      В языке он является одним из средств, позволяющих решать определённые коммуникативные  задачи. В местоимениях прономинальный способ используется для того, чтобы, не называя конкретные предметы, признаки и т. п., запросить о них какую-либо информацию или сообщить о них неопределённо, указать на них и т. д. Осуществление связи звукового комплекса с явлениями объективной действительности происходит через один из пяти основных типов прономинальной семантики: вопрос, указание, отрицание, неопределенность, обобщение с выделением. Именно эти типы прономинальной семантики и дают право выделить пять основных семантических разрядов местоимений. В составе каждого из них с учётом индивидуальных особенностей прономинативов можно выделить дополнительно некоторые подтипы, о чём более подробно будет сказано при анализе семантических разрядов местоимений.

      Каждое  местоимение можно представить  как фокус совмещения разрядового и категориального значения, например: кто – вопрос о предмете (живом существе), нигде – отрицание места, почему-то – не определённость причины и т. д. Рассмотрим более подробно каждую составляющую местоимений.

      По  категориальному значению и грамматическим признакам местоимения не представляют единой группы слов. Можно выделить следующие разряды:

  • местоимения, категориально соотносительные с именами существительными: я, ты, кто, никто, кто-то, некто, кто-ли бо, что, всё, ничто, кое-что, это и др.;
  • местоимения, категориально соотносительные с именами прилагательными: какой, чей, который, такой, какой-то, чей-нибудь, некий, тот, этот, никакой, ничей, всякий, любой, другой и т. д.;
  • местоимения, категориально соотносительные с именами числительными: сколько, столько, сколько-нибудь, несколько ;
  • местоимения, категориально соотносительные с наречиями: где, куда, откуда, как, когда, почему, отчего, зачем, насколько, там, тут, сюда, оттуда, никак, некогда, почему-то, отчего-нибудь, зачем-то, иногда, всегда и т. д.;
  • местоимения, категориально соотносительные с безлично-предикативными словами: каково, таково.

      Категориальная  соотносительность предполагает наличие  у вопросительного местоимения и ответной лексемы единства категориального значения, а также близости, реже – совпадения основных морфологических и синтаксических признаков.

      Исследование  категориальной соотносительности  местоимений позволяет выделить понятие местоименного ряда. Местоименный ряд – это совокупность прономинативов разных семантических разрядов, имеющих общую денотативную основу. Условным началом местоименного ряда может служить вопросительный прономинатив, по своей природе противопоставленный всем ответным формам (как местоименным, так и неместоименным). В качестве примера назовем местоименный ряд с условным началом чточто, нечто, что-то, что-либо, что-нибудь, кое-что, то, это, ничто, все, любое, иное, всякое

      Семантическая классификация местоимений, представленная в большинстве вузовских и  школьных учебников включает следующие разряды (заметим, что мы исходим из широкого понимания термина «местоимение»:

      • личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они, В;
      • возвратное: себя (в косвенных падежах);
      • притяжательные: мой, твой, свой, его, её, их, наш, ваш;
      • указательные: тот, этот, такой, таков, столько, там, здесь, тут, туда, сюда, оттуда, отсюда, так, тогда, затем, потому, оттого, настолько;
      • вопросительные: кто, что, какой, каков, чей, который, сколько, где, куда, откуда, как, когда, зачем, почему, отчего, насколько;
      • относительные: кто, что, какой, каков, который, сколько, где, куда, откуда, как, когда, зачем, почему, отчего, насколько;
      • отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, нигде, никуда, ниоткуда, никогда, низачем, ниотчего, нечего, некого, негде, некуда, неоткуда, некогда, незачем, неотчего;
      • определительные: весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, любой, иной, иногда, всегда, везде, всюду, отовсюду;
      • неопределенные: некто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто и все местоимения, образованные от основы вопросительных путем присоединения аффиксов - то, -либо, -нибудь, кое -, не -.

      Эта классификация, несмотря на известные  достоинства, имеет ряд недостатков.

      При распределении местоимений по разрядам нарушен один из законов логики –  закон единого основания деления. Произвольный подход к распределению местоимений по разрядам привел к тому, что некоторые местоимения не получили четко ограниченного места в классификации. Это относится, например, к местоимению чей (вопросительное или притяжательное?);  мой, твой и под. (притяжательное или указательное?); ты, он, она, оно и под. (личное или указательное?) и т. д.

Информация о работе Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе