Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:45, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть особенности местоимений как значимой части речи и представить систему работу учителя по его изучению.
Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить научную и методическую литературу по данной теме;
познакомиться с опытом работы учителей по данной теме;
провести тестирование школьников с целью выявления уровня знаний по теме «Местоимение;
проанализировать действующие программы по русскому языку (учебные комплексы и стандарты второго поколения) для общеобразовательных школ.
Введение 2
Глава I. Особенности местоимений как самостоятельной части речи 5
Общее понятие о местоимении
5
Классификация местоимений
11
Употребление местоимений в речи
26
Выводы по I главе 33
Глава II. Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе 34
2.1. Задачи и содержание работы по изучению местоимений в школе 34
2.2. Методы и приемы работы учителя при изучении темы «Местоимение» 37
Выводы по II главе 47
Заключение 51
Список использованной литературы
У большинства авторов в качестве грамматических признаков местоимения выделяются постоянные – разряд, лицо (у личных); непостоянные – падеж, род, число (если есть); синтаксическая роль.
К разрядам местоимений в «Курсе современного русского литературного языка» авторов А.М. Финкеля и Н.М. Баженова6 отнесены следующие:
Важно правильное употребление местоимений в речи, для этого необходимо знать морфологические нормы. Ниже будут рассмотрены правила употребления местоимений по различным разрядам, а также ситуации нарушения морфологических норм.
Местоимение 3 лица (он, она, оно) обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Иногда эта связь местоимения с существительным определяется смыслом, а не порядком слов, например: Марью Ивановну снарядили, и через несколько дней она отправилась в дорогу с верной Палашей и с верным Савельичем. (А. Пушкин).
Не
вызывает сомнения, что местоимение
она относится к
Иногда неправильное соотношение местоимения с разными словами является источником неясности или двусмысленности, например: Внесены изменения в оба текста; они нуждаются в некоторых уточнениях. Непонятно, нуждаются в уточнениях тексты или добавления? Правильно построить предложение так: Внесены добавления в оба текста, которые нуждаются в некоторых уточнениях.
Местоимение
они не должно соотноситься с собирательными
числительными, имеющими форму единственного
числа. Неправильно: В
забастовке участвовало
много народу; они требовали
повышения зарплаты.
Правильным будет такой вариант: В
забастовке участвовало
много шахтеров; они
требовали повышения
зарплаты
Пропуск
личного местоимения 1 и 2 лица в роли
подлежащего при сказуемом-
Личное
местоимение иногда дублирует имеющееся
в предложении подлежащее-
В
других случаях такое явление
наблюдается в разговорном
Нормативной является форма местоимения у нее, например: У нее необыкновенно чарующий голос. Форма у ней придает высказыванию разговорный характер: У ней лились слезы…(К. Федин)
Архаичный или просторечный характер присущ формам: без ней, для ней, от ней и т.п. Например: Стремился избавиться от ней.
В современном языке звук “Н” добавляется к местоимениям 3 лица, если местоимение стоит после любого из простых предлогов: без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, перед, при, про, с, у, через, а также после многих наречных предлогов, т.е. перешедших из наречий: возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади. Правильно употреблять местоимения так: перед ней, с ней, возле нее, у них, вокруг него, напротив них. Однако часто приходится слышать: у ей ничего нет, стояли около их. Это неправильно
Не
добавляется “Н” к местоимениям
также после предлогов
Не требуют после себя ставки “Н” также предложные сочетания, состоящие из простого предлога и имени существительного, например: в отношении его, при помощи ее, не в пример им, в противовес ему, по поводу ее, за исключением их, со стороны его, по причине ее, наподобие его, насчет их.
Не добавляется начальное “Н” к местоимениям, если местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия: старше его, выше его, лучше их.
Если
личному местоимению
Личное местоимение Вы употребляется для выражения вежливости. В официальных бумагах Вы следует писать с прописной буквы. Иногда неправильно употребляют это местоимение, обращаясь к одному лицу. Например: Вы такие требовательные…(имеется в виду женщина или мужчина). Нужно говорить: ”Вы такая требовательная ”, “Вы такой требовательный”.
При употреблении местоимения Вы следует избегать ошибок подобного типа: “А вы семейный? Множественное число прилагательного здесь является вульгаризмом. Таким же вульгаризмом является употребление глагола в единственном числе, например: вы сказал…, вы купил…”. Глагол должен согласовываться с местоимением в числе.
Говоря о местоимении “вы”, мне хочется привести стихотворение А.С. Пушкина:
Ты и Вы
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменинила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы,
Я говорю ей: “Как вы милы!”
И мыслю: “Как тебя люблю!”
Из стихотворения видно, как использование местоимения ты снимает нарочито подчеркиваемый налет официальности.
Употребление возвратных и притяжательных местоимений
Возвратное местоимение себя может относиться к любому из трех грамматических лиц. Если в предложении несколько существительных или местоимений, к которым может относиться местоимение себя, то нередко возникает неясность, например: Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе. Непонятно, к кому отнести - к коменданту или к дворнику. В таком случае, по мнению Д.Э. Розенталя, местоимение нужно относить к слову, называющему производителя действия, то есть к дворнику (отнести)7.
Если смысл такого предложения непонятен, то следует избавиться от двузначности, например: Комендант велел, чтобы дворник отнес вещи жильца к себе.
“Суффикс –ся в возвратных глаголах исторически восходит к местоимению себя, которое близко по значению к глаголам”. Например: не расстраивай себя – не расстраивайся, освежил себя – освежился. “Извиняюсь” - чрезвычайно распространенная небрежность речи. Ведь “извиняюсь” может означать “извиняю себя”, то есть, например, “считаю нормальным, что я вас толкнул”. Надо решительно изжить слово “извиняюсь”, заменить словами “извините, простите, виноват”.
Положение двузначности, когда смысл предложения не совсем ясен, может возникнуть при употреблении местоимения свой. Оно также может относиться ко всем трем лицам, например: Старший брат попросил младшего подать ему свой инструмент. Непонятно, чей инструмент – старшего или младшего брата.
Здесь следует отнести местоимение к младшему брату, как производителю действия, выраженного глаголом, подать, с которым связано сочетание свой инструмент.
Возможно синонимическое употребление притяжательных местоимений мой – свой, например: «Я предаюсь моим мечтам» (А.Пушкин). «Я не потерплю в своем доме воров» (А.Чехов).
Употребление местоимений мой, твой, наш, ваш вместо местоимения свой подчеркивает связь с соответствующим лицом при противопоставлении: «Моей главы коснись твоей рукой» (К. Жуковский).
Часто приходится слышать, как вместо притяжательных местоимений его, ее, их употребляют несуществующие в русском языке слова евоный, ейная, ихний, например: евоный начальник, ейная подпись, ихние документы. Следует помнить, что в русском литературном языке таких слов нет.
Употребление определительных местоимений
Местоимения всякий, каждый, любой имеют смысловую близость, но они отличаются друг от друга оттенками значения. У Розенталя Д.Э. находим, что местоимение всякий имеет первое значение “разный, самый, разнообразный, всевозможный”8. Например: всякого рода возможности. Второе значение: “какой- либо, какой бы то ни было”. Например: Отсутствие всякой системы.
Местоимение всякий содержит оттенок обобщения, указывает на предметы без ограничения их определенным кругом. Так: Всякому растению нужна влага.
Местоимение каждый предполагает такое ограничение. Например: Каждому из посаженных недавно растений нужен еще повседневный уход.
Местоимение каждый имеет значение “любой из себе подобных”, ”взятый отдельно”, “один из всех в данном количественно ряду”. Например: «Зачетная книжка выдается каждому студенту; на каждом шагу; каждые два часа».
Местоимение любой обычно относится к прилагательным, имеет значение “какой угодно на выбор”. Например: «Дайте любой документ; здесь подойдут любые средства». В стилистическом отношении слово любой отмечается как разговорное.
В
современном языке при
Допускается использование книжного варианта слова самоё, но предпочтительнее в современном языке употребление слова саму. Например: встретил саму учительницу.
Если есть в предложении возвратное местоимение себя, то местоимение сам может согласовываться в падеже либо с ним, либо с подлежащим, например: Я сам себе удивляюсь - я удивляюсь самому себе; она сама себе противоречит – она противоречит самой себе.
Как отмечается у Л.А. Шевченко, Н.М. Пипченко, использование местоимения сам в значении числительного один в литературном языке не допускается. Такие выражения как, «Я подбирал литературу сам (то есть один), сам сидел дома», являются неправильными9.
Употребление неопределенных местоимений
Местоимения что-то, кое-что, что-нибудь, что-либо, нечто, кто-то, кое- кто, кто-нибудь, некто близки по значению, но различаются в смысловых и стилистических оттенках.
Местоимение что-то (кто-то) указывает на неизвестное как для говорящего, так и для слушающего. Например: «Кто-то звонит по телефону. Что- то не отмечено в данном документе».
Местоимение кое-что (кое-кто) указывает на неизвестное слушающему, но в какой-то степени известное говорящему. Например: «Я кое-что скажу по этому вопросу».
Информация о работе Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе