Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования: раскрыть особенности местоимений как значимой части речи и представить систему работу учителя по его изучению.
Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить научную и методическую литературу по данной теме;
познакомиться с опытом работы учителей по данной теме;
провести тестирование школьников с целью выявления уровня знаний по теме «Местоимение;
проанализировать действующие программы по русскому языку (учебные комплексы и стандарты второго поколения) для общеобразовательных школ.

Содержание

Введение 2
Глава I. Особенности местоимений как самостоятельной части речи 5
Общее понятие о местоимении
5
Классификация местоимений
11
Употребление местоимений в речи
26
Выводы по I главе 33
Глава II. Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе 34
2.1. Задачи и содержание работы по изучению местоимений в школе 34
2.2. Методы и приемы работы учителя при изучении темы «Местоимение» 37
Выводы по II главе 47
Заключение 51
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

      Различие  между местоимениями что-то и что-нибудь (кто-то и кто-нибудь) заключается в том, что частица - то придает значение “неизвестно что или кто”, а частица -нибудь придает значение “безразлично, что или кто”. Например: «Он знает что-то важное. Расскажи что-нибудь о себе».

      Неопределенные  местоимения с частицей –нибудь можно употреблять при глаголе-сказуемом в форме будущего времени, повелительного или сослагательного наклонения, а также в вопросительных предложениях. Например: «Мы обязательно увидим что-нибудь интересное. Если кто-нибудь будет искать меня, дайте мне знать. Вы что-нибудь ждете от меня?» 
 

      Выводы  по I главе. 

      На  основании вышеизложенного можно  сделать следующие выводы:

        Местоимение – это слова, отличающиеся от других самостоятельных частей речи, тем что не имеют своего постоянного и устойчивого лексического значения; его значение изменчиво и зависит от значения того слова, на которое оно указывает или вместо которого употреблено. Местоимение передает обобщающее указание на предметы и признаки, но сама их не называет, а также может выступать вместо существительного, прилагательного или числительного.

      Местоимение делятся на следующие разряды:

       личные;

       притяжательные;

       возвратные

       вопросительные;

       относительные;

       неопределенные;

       отрицательные;

       указательные;

       определительные.

      По  моему мнению, при изучении местоимений нужно соблюдать требование точности и ясности изложения, предъявляемое к тексту любого стиля речи возможно лишь при соблюдении определенных норм словоупотребления и правил грамматики. Морфологические нормы употребления в речи местоимений и их соблюдение позволяют избегать двусмысленностей, нелепостей и других речевых ошибок, дают возможность нам изъясняться точно, ясно выражать свои мысли. А умение говорить по-русски правильно необходимо всем, и особенно нам – будущим деловым людям.

      Глава II Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе. 

      2.1. Задачи содержания  раздела 

      Русский язык как школьный предмет в основной школе изучается в трех аспектах: теория языка; орфографические и пунктуационные правила; развитие речевой культуры. Традиционно приоритетным в школе считается изучение языковых правил (орфография, морфология, пунктуация). Вместе с тем в последнее время в методической литературе можно встретить и иной подход к изучению данного предмета. Развитие навыков связной речи во многих методических документах и программах в настоящее время постулируется как ведущее направление.

      Одним из главных свойств современного человека является умение использовать свою языковую компетенцию в абсолютно разных, меняющихся условиях и ситуациях. В этой связи становится необходимым умение анализировать коммуникативную ситуацию, распознавать ее важные черты и переключать языковой регистр в зависимости от типа и способа общения.

      В «Примерной программе» стандартов нового поколения заложены основы творческого подхода к русскому языку как к системе и как к средству коммуникации. На это нацелены и отдельные блоки программы, и ее структура в целом. В теме «Местоимение» предусматривается следующее содержание.

      Местоимение. Семантические критерии выделения местоимения. Разряды местоимений и их грамматические признаки. Местоимения и местоименные слова. Правописание местоимений. Местоимение как средство построения связного текста. Семантические отношения между местоимением и другими элементами текста. 

      Одна  из задач изучения темы «Местоимение»  состоит в том, чтобы устранить  речевые ошибки, связанные с употреблением  местоимений, как в устной, так  и письменной речи обучающихся. Помимо всего, употребление местоимений в  речи – вопрос стилистики. В этом плане задача учителя заключается в том, чтобы довести до сознания обучающихся стилистическую функцию личных местоимений – устранять излишнее повторение одного и того же слова. При этом надо учить детей правильно употреблять местоимения. Так, если местоимение находится далеко от слова, которое заменяется, то местоимение становится непонятным. Если же одно и то же местоимение повторяется подряд несколько раз, то оно становится таким же нежелательным, как и повторяющееся существительное. Тогда следует существительное заменять не местоимением, а синонимом к этому существительному.

      Немаловажное  значение имеют знания о личных местоимениях для успешного изучения сложной  и большой темы «Глагол».

      Сознательное  усвоение общего понятия о местоимениях 1,2,3-го лица служит предпосылкой правильного употребления в речи, а также их правописания.

      Грамматическое  своеобразие местоимений в отличии  от других частей речи состоит, во-первых, в том, что они не называют предметов, а указывают на них в их отношении  к говорящему лицу (личные местоимения), во-вторых, в их максимальной семантической общности, в-третьих, в грамматическом своеобразии их рода, числа. Высокая степень обобщенности этого понятия, а также разнородность языковых явлений, объединяемых в категории местоимения, делают данное понятие трудным для усвоения младшими школьниками. В школьном учебнике местоимение определяется так: «Слова: я, ты, он, она, мы, вы, они – местоимения. Местоимения указывают на предметы, но не называют их». Наряду со значением предметно-личных местоимений учитель знакомит учащихся с их грамматическими особенностями: лицом, числом, изменением местоимений 3-го лица единственного числа по родам, сообщает им, что местоимения (как и имена существительные) изменяются по вопросам (т.е. по падежам), употребляются как с предлогами, так и без предлогов.

      Незначительное  количество часов, отводимых программой, а также небольшой объем знаний о местоимении, подлежащих изучению, ориентируют учителя на организацию  практического ознакомления учащихся с данной грамматической категорией. Таким образом, путем постепенных и регулярных упражнений, усваивается изменение местоимений, произношение и употребление в речи, их правописание, а также раздельное написание предлогов с местоимениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2. Методы и приемы  работы учителя при изучении темы «Местоимение» 

      Современный этап развития общества характеризуется социально-экономическими преобразованиями, ставящими достаточно сложные, трудноразрешимые задачи. Обществу требуются личности с развитыми творческими способностями.

      В процессе формирования личности особое место занимает система образования. Но кризисное состояние общества отразилось и на образовательной  системе. Противоречия в образовании  и сама жизнь заставляют искать более  эффективные методы обучения.

      Изучив  и проанализировав некоторые работы учащихся на уроках я пришла к выводу, что методы дают инструмент для решения проблемных задач. Содержание уроков по этой системе работает на формирование (сильного, активного) мышления, системного подхода к миру, а на углубление понимания предмета. Происходит избавление от психологической инерции мышления, а это способствует усвоению материала, раскрепощаются мыслительные функции, развивается творческое мышление, повышается успешность в учебе. И еще один очень важный момент: использование проемов повышает комфортность ребенка на уроке, исчезает страх быть хуже других, не справиться.

      Это сохраняет психическое здоровье ребенка, т.к. появляется уверенность  в своих силах, каждый справляется  с заданием (на своём уровне) и  развиваясь, идёт дальше.

      В формировании творческой личности одну из главных ролей играет речь. Мышление и речь взаимосвязаны. Ведь чтобы  чётко сформулировать и полно, ясно выразить мысль, необходимо владение речью. Развитие мысли стимулирует развитие речи, а речь развивает мысль. Поэтому в свои уроки кроме традиционной методики я включаю методы и приемы развивающие и речь, и мышление, умение логически думать, искать взаимосвязи, видеть мир в системе.

      Один  из таких методов – морфологический  анализ, основанный, на системном подходе. Для проведения морфологического анализа необходимо сформулировать проблему, определить характеристики или параметры (А) и свойства (В) системы, затем в морфологический ящик занести все существенные элементы:

       
             1       2       3       4
      А                                
      В                                
 

 Рассмотрев разные сочетания этих элементов (например, АВ1…), находим возможные варианты решений. В итоге даётся ответ на более общий вопрос.

      Приведу пример использования этого метода на уроке русского языка в 6 классе.

      Тема: «Вопросительные и относительные местоимения».

      Вопрос: Как различать вопросительные и  относительные местоимения? (Закрепление)

      Каждому ребенку даётся карточка (6 вариантов)

      Задание: найти местоимения (вопросительные и относительные), заполнить морфологический  ящик, где В – разряд местоимения, А – его функция.

      Сделать вывод о различении вопросительных и относительных местоимений  и  их функции.

        1.   Что человеку нужно для счастья?

      2.   Который год всё это длится?

      3.   Вскоре путники увидели, что оказались на месте.

      

      4.   Навстречу шёл лесник, который и показал дорогу к реке.

      5.   О чём ты думаешь?

      6.   Отгадайте, чьи следы остались на снегу.

      Морфологический ящик

№ предложения 1 2 3 4 5 6
Местоимение что который что который о чём чьи
А (функция) ? ? связь связь ? связь
В (разряд) вопросит. вопросит. относит. относит. вопросит. относит.
 

 Предложения подобраны  так, чтобы в них были местоимения, одинаковые по написанию, но разные по разряду. Это очень хорошо иллюстрирует слова В. Суслова, которые я взяла  эпиграфом к уроку:

      Бывает  частенько, что слово одно,

      Но  очень по-разному служит оно…

      Итак, функция: А– образует вопрос, А– связывает простые предложения;  разряд: В– вопросительное, В– относительное. 

      Составим  возможные сочетания:

      1)           А1В– образует вопрос – вопросительное,

      2)           А2В– связывает предложения – относительное,

      3)           А1В– образует вопрос, значит, Вменяется на В1.

      4)           А2В– связывает предложения, значит, Вменяется на В2.

Информация о работе Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе