Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:45, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть особенности местоимений как значимой части речи и представить систему работу учителя по его изучению.
Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить научную и методическую литературу по данной теме;
познакомиться с опытом работы учителей по данной теме;
провести тестирование школьников с целью выявления уровня знаний по теме «Местоимение;
проанализировать действующие программы по русскому языку (учебные комплексы и стандарты второго поколения) для общеобразовательных школ.
Введение 2
Глава I. Особенности местоимений как самостоятельной части речи 5
Общее понятие о местоимении
5
Классификация местоимений
11
Употребление местоимений в речи
26
Выводы по I главе 33
Глава II. Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе 34
2.1. Задачи и содержание работы по изучению местоимений в школе 34
2.2. Методы и приемы работы учителя при изучении темы «Местоимение» 37
Выводы по II главе 47
Заключение 51
Список использованной литературы
Различие между местоимениями что-то и что-нибудь (кто-то и кто-нибудь) заключается в том, что частица - то придает значение “неизвестно что или кто”, а частица -нибудь придает значение “безразлично, что или кто”. Например: «Он знает что-то важное. Расскажи что-нибудь о себе».
Неопределенные
местоимения с частицей –нибудь
можно употреблять при глаголе-сказуемом
в форме будущего времени, повелительного
или сослагательного наклонения, а также
в вопросительных предложениях. Например:
«Мы обязательно увидим
что-нибудь интересное.
Если кто-нибудь будет
искать меня, дайте мне
знать. Вы что-нибудь
ждете от меня?»
Выводы
по I главе.
На
основании вышеизложенного
Местоимение – это слова, отличающиеся от других самостоятельных частей речи, тем что не имеют своего постоянного и устойчивого лексического значения; его значение изменчиво и зависит от значения того слова, на которое оно указывает или вместо которого употреблено. Местоимение передает обобщающее указание на предметы и признаки, но сама их не называет, а также может выступать вместо существительного, прилагательного или числительного.
Местоимение делятся на следующие разряды:
личные;
притяжательные;
возвратные
вопросительные;
относительные;
неопределенные;
отрицательные;
указательные;
определительные.
По моему мнению, при изучении местоимений нужно соблюдать требование точности и ясности изложения, предъявляемое к тексту любого стиля речи возможно лишь при соблюдении определенных норм словоупотребления и правил грамматики. Морфологические нормы употребления в речи местоимений и их соблюдение позволяют избегать двусмысленностей, нелепостей и других речевых ошибок, дают возможность нам изъясняться точно, ясно выражать свои мысли. А умение говорить по-русски правильно необходимо всем, и особенно нам – будущим деловым людям.
Глава
II Изучение местоимений
в курсе русского языка
в основной школе.
2.1.
Задачи содержания
раздела
Русский язык как школьный предмет в основной школе изучается в трех аспектах: теория языка; орфографические и пунктуационные правила; развитие речевой культуры. Традиционно приоритетным в школе считается изучение языковых правил (орфография, морфология, пунктуация). Вместе с тем в последнее время в методической литературе можно встретить и иной подход к изучению данного предмета. Развитие навыков связной речи во многих методических документах и программах в настоящее время постулируется как ведущее направление.
Одним из главных свойств современного человека является умение использовать свою языковую компетенцию в абсолютно разных, меняющихся условиях и ситуациях. В этой связи становится необходимым умение анализировать коммуникативную ситуацию, распознавать ее важные черты и переключать языковой регистр в зависимости от типа и способа общения.
В «Примерной программе» стандартов нового поколения заложены основы творческого подхода к русскому языку как к системе и как к средству коммуникации. На это нацелены и отдельные блоки программы, и ее структура в целом. В теме «Местоимение» предусматривается следующее содержание.
Местоимение. Семантические критерии выделения местоимения. Разряды местоимений и их грамматические признаки. Местоимения и местоименные слова. Правописание местоимений. Местоимение как средство построения связного текста. Семантические отношения между местоимением и другими элементами текста.
Одна из задач изучения темы «Местоимение» состоит в том, чтобы устранить речевые ошибки, связанные с употреблением местоимений, как в устной, так и письменной речи обучающихся. Помимо всего, употребление местоимений в речи – вопрос стилистики. В этом плане задача учителя заключается в том, чтобы довести до сознания обучающихся стилистическую функцию личных местоимений – устранять излишнее повторение одного и того же слова. При этом надо учить детей правильно употреблять местоимения. Так, если местоимение находится далеко от слова, которое заменяется, то местоимение становится непонятным. Если же одно и то же местоимение повторяется подряд несколько раз, то оно становится таким же нежелательным, как и повторяющееся существительное. Тогда следует существительное заменять не местоимением, а синонимом к этому существительному.
Немаловажное значение имеют знания о личных местоимениях для успешного изучения сложной и большой темы «Глагол».
Сознательное усвоение общего понятия о местоимениях 1,2,3-го лица служит предпосылкой правильного употребления в речи, а также их правописания.
Грамматическое
своеобразие местоимений в
Незначительное
количество часов, отводимых программой,
а также небольшой объем знаний
о местоимении, подлежащих изучению,
ориентируют учителя на организацию
практического ознакомления учащихся
с данной грамматической категорией.
Таким образом, путем постепенных и регулярных
упражнений, усваивается изменение местоимений,
произношение и употребление в речи, их
правописание, а также раздельное написание
предлогов с местоимениями.
2.2.
Методы и приемы
работы учителя при
изучении темы «Местоимение»
Современный этап развития общества характеризуется социально-экономическими преобразованиями, ставящими достаточно сложные, трудноразрешимые задачи. Обществу требуются личности с развитыми творческими способностями.
В процессе формирования личности особое место занимает система образования. Но кризисное состояние общества отразилось и на образовательной системе. Противоречия в образовании и сама жизнь заставляют искать более эффективные методы обучения.
Изучив и проанализировав некоторые работы учащихся на уроках я пришла к выводу, что методы дают инструмент для решения проблемных задач. Содержание уроков по этой системе работает на формирование (сильного, активного) мышления, системного подхода к миру, а на углубление понимания предмета. Происходит избавление от психологической инерции мышления, а это способствует усвоению материала, раскрепощаются мыслительные функции, развивается творческое мышление, повышается успешность в учебе. И еще один очень важный момент: использование проемов повышает комфортность ребенка на уроке, исчезает страх быть хуже других, не справиться.
Это сохраняет психическое здоровье ребенка, т.к. появляется уверенность в своих силах, каждый справляется с заданием (на своём уровне) и развиваясь, идёт дальше.
В формировании творческой личности одну из главных ролей играет речь. Мышление и речь взаимосвязаны. Ведь чтобы чётко сформулировать и полно, ясно выразить мысль, необходимо владение речью. Развитие мысли стимулирует развитие речи, а речь развивает мысль. Поэтому в свои уроки кроме традиционной методики я включаю методы и приемы развивающие и речь, и мышление, умение логически думать, искать взаимосвязи, видеть мир в системе.
Один
из таких методов –
|
Рассмотрев разные сочетания этих элементов (например, А3 В1…), находим возможные варианты решений. В итоге даётся ответ на более общий вопрос.
Приведу пример использования этого метода на уроке русского языка в 6 классе.
Тема:
«Вопросительные и
Вопрос: Как различать вопросительные и относительные местоимения? (Закрепление)
Каждому ребенку даётся карточка (6 вариантов)
Задание: найти местоимения (вопросительные и относительные), заполнить морфологический ящик, где В – разряд местоимения, А – его функция.
Сделать вывод о различении вопросительных и относительных местоимений и их функции.
1. Что человеку нужно для счастья?
2. Который год всё это длится?
3. Вскоре путники увидели, что оказались на месте.
4. Навстречу шёл лесник, который и показал дорогу к реке.
5. О чём ты думаешь?
6. Отгадайте, чьи следы остались на снегу.
Морфологический ящик
№ предложения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Местоимение | что | который | что | который | о чём | чьи |
А (функция) | ? | ? | связь | связь | ? | связь |
В (разряд) | вопросит. | вопросит. | относит. | относит. | вопросит. | относит. |
Предложения подобраны так, чтобы в них были местоимения, одинаковые по написанию, но разные по разряду. Это очень хорошо иллюстрирует слова В. Суслова, которые я взяла эпиграфом к уроку:
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно…
Итак, функция: А1 – образует вопрос, А2 – связывает простые предложения; разряд: В1 – вопросительное, В2 – относительное.
Составим возможные сочетания:
1) А1В1 – образует вопрос – вопросительное,
2) А2В2 – связывает предложения – относительное,
3) А1В2 – образует вопрос, значит, В2 меняется на В1.
4) А2В1 – связывает предложения, значит, В1 меняется на В2.
Информация о работе Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе