Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования: раскрыть особенности местоимений как значимой части речи и представить систему работу учителя по его изучению.
Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить научную и методическую литературу по данной теме;
познакомиться с опытом работы учителей по данной теме;
провести тестирование школьников с целью выявления уровня знаний по теме «Местоимение;
проанализировать действующие программы по русскому языку (учебные комплексы и стандарты второго поколения) для общеобразовательных школ.

Содержание

Введение 2
Глава I. Особенности местоимений как самостоятельной части речи 5
Общее понятие о местоимении
5
Классификация местоимений
11
Употребление местоимений в речи
26
Выводы по I главе 33
Глава II. Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе 34
2.1. Задачи и содержание работы по изучению местоимений в школе 34
2.2. Методы и приемы работы учителя при изучении темы «Местоимение» 37
Выводы по II главе 47
Заключение 51
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

      Деление на разряды местоимений также  проводится на основе использования исследовательского метода. Предлагается задание по карточкам. Учащиеся до этого не встречались с понятием разрядов местоимений. Всем раздается по две карточки: в первой написаны разряды местоимений, а в другой - сами местоимения, разделенные по разрядам в столбик, но не в таком порядке, как в первой. Учащиеся почти самостоятельно, поработав с говорящими терминами, распределяют местоимения по разрядам. Проверяют самостоятельно по таблице и закрепляют упражнением.

      Итак, поскольку местоимение - достаточно сложная часть речи, наиболее эффективным методом изучения, на мой взгляд, является исследовательский. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Вывод по II главе 

      Нет сомнения в том, что многие недостатки в преподавании русского языка в  современной школе связаны с  недостатками в содержании современных программ по русскому языку, а также с несовершенством используемых форм и методов работы по обучению русскому языку.

      Основные  критические замечания в названной  области могут быть сформулированы следующим образом:

      1. Современные программы по русскому языку часто перегружены труднодоступным теоретическим материалом, а программы - сложными научными понятиями. При этом нередко наблюдается несоответствие используемых в различных учебниках лингвистических терминов, не всегда предлагаемое авторами учебников или программ решение той или иной теоретической проблемы соответствует современному условию развития лингвистической науки.

      2. Распределение учебного материала  по ступеням образования и  форма его подачи далеко не  всегда учитывают психолого-возрастные особенности учащихся.

      3. Современные программы, за редким исключением, мало ориентированы на развитие познавательной и творческой активности учащихся, хотя известно, что определенные представления могут превратиться в знания только при условии включения самого учащегося в активный мыслительный процесс.

      4. Недостаточное внимание в современных  программах по русскому языку уделяется формированию мировоззрения школьников и воспитанию сознательного и бережного отношения к русскому языку, его истории, национальной самобытности, особенностям современного состояния.

      5. Программы по русскому языку мало отражают современные общественные реалии и почти не учитывают изменения в психологии и ценностной ориентации современных школьников.

      6. Большинство современных программ по русскому языку никак не предусматривают использование современных технологий обучения, в том числе компьютерных.

      7. Применяемые в настоящее время методы преподавания русскому языку, как и многие учебные пособия, недостаточно ориентированы на развитие творческих способностей учащихся и их самостоятельную деятельность по приобретению и использованию знаний. Наряду с этим нередко получают распространение методические новации, не имеющие глубокого научного обоснования; в школьную практику внедряются методические концепции, не прошедшие предварительной научно-методической экспертизы.

      8. Следует также отметить, что из-за финансовых трудностей во многих образовательных школах России (особенно сельских) вообще отсутствует современная учебная, учебно-методическая и справочная литература.

      Перечень  критических замечаний в отношении  содержания и построения современных  программ по русскому языку можно  было бы продолжить, но более важным представляется обсуждение вопросов о  глубинных причинах указанных недостатков и о перспективах развития учебно-методической литературы по русскому языку.

      Нельзя  не упомянуть и о том, что школьный учебник - это совершенно особый и  весьма специфичный жанр научной  литературы, требующий особых личностных качеств автора и специальной подготовленности в области языкознания, психологии и методики.

      В последние годы в решении проблем  учебно-методического обеспечения  преподавания русского языка в средней  школе сделано довольно много.

      Основным  достижением в названной области  является переход от единых программ и учебников к вариативным, а также создание программ и учебников для факультативных, дополнительных курсов, что позволяет дифференцировать обучение в зависимости от подготовки класса, его интересов, методических предпочтений учителя, создает условия для творческой работы учителя и учащихся.

      Во  всех ныне действующих учебниках  обновлено содержание языкового  образования, прежде всего, в плане  усиления коммуникативной, речевой  направленности курса русского языка, культуроведческого аспекта обучения русскому языку, ориентирования на связный текст как на основу обучения, а также усиления развивающей направленности обучения

      Другим  положительным моментом в решении  проблемы преподавания русского языка  в современных условиях является разработка обязательного минимума содержания образования по русскому языку для начальной, основной и средней (общей) школы (русской и национальной), а также разработка примерных программ по русскому языку и требований к уровню подготовки выпускников начальной, основной и средней общей школы (чего ранее не было)

      Думается, что одним из основных путей совершенствования  современных программ по русскому языку  и качества преподавания русского языка  в средней школе является оптимальная  реализация в учебно-методической литературе и практике школьного преподавания русского языка идей, заложенных в современной концепции образования в области русского языка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

       
      Проблема изучения и описания местоимений не утрачивает своей актуальности. Интерес привлекает их функционально-семантическое своеобразие, а также нормативное/ненормативное их употребления в разных функциональных стилях.

      Местоимения, или прономинальные слова не перестают привлекать внимание ученых. Им посвящены как фундаментальные исследования, так и небольшие статьи. Анализ работ показывает, что в толковании местоимений продолжают разрабатываться различные точки зрения – от полного отрицания местоимений как особой части речи до выделения в особую часть речи всех местоименных слов, включая и так называемые местоименные наречия. Кроме этого, исследователи, признающие за местоимениями статус самостоятельной части речи, однако, не сходятся во мнении относительно открытости или закрытости этого ряда слов, а также предлагают классификации, опирающиеся на различные системы оснований, а именно:

    • классификация по значению (личные, притяжательные, возвратное, вопросительные, неопределенные, отрицательные, определительные, указательные);
    • классификация по соотнесенности с другими частями речи (местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия);
    • классификация по способу конкретизации местоимений.

      Наличие неоднородных и подчас диаметрально противоположных точек зрения является, на наш взгляд, свидетельством того, что изучение прономинальных слов еще далеко до завершения. Вследствие этого обращение к местоимениям и осмысление их семантико-функционального своеобразия, вызывающего и особые условия их употребления, представляется актуальным и значимым.

      Традиционно внимание исследователей, признающих местоимения особой самостоятельной частью речи, сосредоточивается на следующих аспектах:

      - культурно речевом, т.е. на грамматических и стилистических нормах, регулирующих формообразование и использование местоимений, и на устранении ошибок, обусловленных несоблюдением норм (Лицо у ней круглое. Из ихнего окна раздавалась музыка. Дубровский застрелил медведя, и Троекуров велел снять с него (с кого?) шкуру. Мурзик, когда видел незнакомые лица, он лаял.);

      - этическом, т.е. на правилах и особенностях употребления личных местоимений (я, ты, вы, он, она, они) в русском речевом этикете, предусматривающем различение ты и вы - обращений; регламентирующем частотность использования местоимения я, а также возможность включения в речь местоимений 3 лица ед. и мн.ч.;

      - нравственном, т.е. на понятиях скромности и самовосхвалении, уважении и чинопочитании, о коммуникативных удачах и коммуникативных сбоях в связи с нормативным/ненормативным использованием местоименных слов.

      Все названные аспекты самым непосредственным образом связаны с практикой разговорной речи, где частотность местоимений особенно велика и специфичность проявляется наиболее ярко.

      Русская разговорная речь, «будучи местоименной  по своей сути», отличается:

      - присутствием местоимений в незавершенных фразах: Ты, я вижу, того… А он это…знаете?, которые предполагают домысливание и продолжение;

      - введением отдельных местоимений в качестве незнаменательных, связующих слов (это самое, того, это как это) с целью заполнения пауз при подыскивании нужного слова или оборота: А мы это…опять опоздали. Ты понимаешь…эту самую…Татьяну полюбил Аким;

      - использованием местоимений в сочетании с инфинитивом для описательного обозначения конкретного предмета: Дай чем написать, Принести что почитать, Возьми чего поесть.

      При этом нельзя не отметить, что излишняя «привязанность» к местоимениям, небрежное и неумелое обращение с ними нередко становится причиной возникновения двусмысленности, неясности и создания нежелательного комического эффекта высказывания (Боясь грозы старушка спрятала голову под подушку и держала ее там до тех пор, пока она не кончилась).

      Относительно небольшая группа слов, именуемая местоимениями, отражает специфичность русской разговорной речи и нередко становится показателем, довольно красноречиво говорящим о языковом чутье и воспитании, образовании и интеллектуально – культурном уровне носителя языка, его отношении к окружающим и к самому себе.

      Я считаю, что результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное в работе учителя – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.

      Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, – в этом, считаю, назначение учителя.  Так как на тему «Местоимение» в любой из программ отведено очень, мало времени, а ученику надо ее не только понять.

      Какой бы урок мы не проводили, каких бы детей мы не учили, сильных или слабых, основной задачей учителя остаётся нравственное воспитание ребёнка, расширение его кругозора, развитие эстетических, творческих, этических сторон его характера, т.е. формирование личности, способной адаптироваться в современной жизни. Свою работу позвольте закончить словами В.О.Ключевского: «Чтобы быть хорошим учителем, надо, прежде всего, любить тех, кому преподаёшь. У детских врачей есть правило: перед встречей с ребёнком – согрей руки. Так и учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души…» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  используемой литературы

    1. Александров Д.Н. Риторика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
    2. Алехина М.И. О классификации местоимений// Русский язык в школе. 1982.№1.С.63.
    3. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М., 1972.
    4. Грамматика русского языка. Т.1.-М.,1960.С.385; Скобликова Е.С. Местоимения в современных школьных учебниках // Русский язык в школе.» 2008. № 4.С. 41-48.
    5. Грамматика современного русского литературного языка.- М.,1970.С.305.
    6. Дудников А.В. Русский язык. - М.: Просвещение, 1974.
    7. Зарецкий А.И. О местоимении// Русский язык в школе.1940. №6.С.16-22
    8. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 4кл. нач.шк.-М.: Просвещение, 2007.
    9. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык.3кл. нач.шк.-М.: Просвещение, 2007.
    10. Климанова Л.Ф. Обучение через общение и культуру// Начальная школа.-1986.-№3.
    11. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах.- М., 1987.
    12. Маловицкий Л.Я. История предметно-личных местоимений русского языка в семантико-семантическом аспекте// Автореф. д-ра филол.наук.Л.,1972; его же. Повтор местоимений// Русский язык в школе. 1982. №1.С. 61-68 и др.
    13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.,1987. С.334, 724.
    14. Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку.-Астра, 1996.
    15. Русская грамматика. В 2-х ч. – М., 1980. Ч.1.
    16. Русская разговорная речь.М.,1973.С.448.
    17. Словарь иностранных слов.- М.: Просвещение, 1982.
    18. Современный русский литературный язык под ред. П.А. Леканта.- М.,1982.С.201.
    19. Современный русский язык /Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1989.
    20. Современный русский язык. В 3-х ч. /Под ред. Н.М.Шанского. – М., 1981.
    21. Современный русский язык. Учебное пособие-справочник по русскому языку для студентов факультетов русской филологии педвузов и университетов /Под ред. М. А. Хегай. – Т., 1995.
    22. Финкель А.М., Баженов Н.М. Курс современного русского литературного языка. – Киев:Радянська школа, 1965.
    23. Чуксина И.Г. Культура речи. Деловое общение. Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения.- Калининград: Рио БГА, 1999
    24. Шевченко Л.А., Пипченко Н.М. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – Мн.: изд-во «Университетское», 1988.

Информация о работе Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе