Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:45, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть особенности местоимений как значимой части речи и представить систему работу учителя по его изучению.
Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить научную и методическую литературу по данной теме;
познакомиться с опытом работы учителей по данной теме;
провести тестирование школьников с целью выявления уровня знаний по теме «Местоимение;
проанализировать действующие программы по русскому языку (учебные комплексы и стандарты второго поколения) для общеобразовательных школ.
Введение 2
Глава I. Особенности местоимений как самостоятельной части речи 5
Общее понятие о местоимении
5
Классификация местоимений
11
Употребление местоимений в речи
26
Выводы по I главе 33
Глава II. Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе 34
2.1. Задачи и содержание работы по изучению местоимений в школе 34
2.2. Методы и приемы работы учителя при изучении темы «Местоимение» 37
Выводы по II главе 47
Заключение 51
Список использованной литературы
Отсюда следует, что возможны только А1В1, А2В2, т.е. в зависимости от функции меняется и разряд местоимения.
Составление загадок позволяет закрепить изученный материал, повторить, но самое главное – ребенок, составляя загадку, отбираетнужный материал, ищет сходства, общее с другим объектом, определяет отличия, т.е. анализирует, сравнивает, классифицирует, делает выводы, а затем подключается его воображение и фантазия, т.е. идет творческая работа.
Ребенок, отгадывая загадку, совершает, практически, тот же самый мыслительный процесс.
1) Например, загадали деепричастие
На что похоже? | Чем отличается? |
На
глагол,
(действие) на наречие, (не изменяется) на вводное слово, (обособляется) |
но
добавочное действие но относится к различным частям речи но это член предложения. |
(деепричастие)
2) Загадали басню
Что делает? | Что такое же? | |
Учит,
Высмеивает, В стихотворной форме, |
но
не
но не но не |
сказка,
притча
сатира лирика |
(басня)
3. «Теремок»
Игра
тренерует аналитическое
Игра проходит так:
один участник – «хозяин» - “поселяется” в теремке. Он “будет”, например, “причастием”.
Остальным учащимся раздаются карточки со словом («глагол», «прилагательное», «окончание», «время» и т.д.)
Они по очереди подходят к теремку:
“Гость” должен назвать общие признаки и различия.
Игру можно проводить по группам и в парах.
Этот метод можно использовать при изучении многих тем. Суть его состоит в том, что признаки случайно выбранных объектов переносятся на нужный объект. Метод фокальных объектов содействует развитию фантазии. Первый шаг Метод фокальных объектов – «паравозик определений». Этот приём нетрудный, дети быстро овладевают им. На уроках русского языка при помощи этого метода можно, например, учить детей определять свойства, признаки предмета, учить грамматически правильно строить предложения.
Карточка.
Составить словосочетания по схемам:
1. предмет + предмет
2. предмет + действие
3. предмет + признак
4. предмет + “далёкий” признак
5. действие + качетсво
Или
1. лес - ? признак, признак
2. радость - ? признак, “далёкий” признак
3. плыть - ? качество, признак
Метод фокальных объектов способствует развитию речи, воображения, образного мышления, обогащению словарного запаса школьников.
Литературное образование предполагает не только рост эмоционально-эстетических возможностей, не только накопление читательского опыта и понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельной сфере. Вот как использовал М.Ф.О. ученик 5 класса «В» Лосев Гриша, чтобы написать заметку в стенгазету о школе:
ложка | столовая | серая | гнётся |
птица | маленькая | перья | летает |
солнце | сияющее | яркое | греет |
«Однажды из страны Посудии прилетели сияющие чистотой Ложки. Одна Ложка залетела в нашу школу и в столовой увидела серые несчастные ложки. Их никто не чистил, и никто не хотел ими пользоваться. Волшебная Ложка пожалела их, сказала заветные слова, и с тех пор исчезли из нашей столовой все серые ложки. Поэтому на переменах мы покупаем одни булочки и чай».
Основанием разработки концепции уроков я считаю исследовательский метод, который составляет вторую разновидность индуктивного метода объяснения материала (индуктивный метод объяснения материала предполагает нахождение нового знания самими учениками в процессе анализа конкретных явлений языка, от которого они переходят к общему, к теоретическим выводам и законам).
Представим специфику изучения местоимения на основе использования методов и приемов исследовательского характера.
Урок рассчитан на два часа.
В начале урока тема не называется. Во вступительном слове мы говорим, что познакомимся с новой частью речи, которую необходимо определить самостоятельно.
И далее предлагается задание определить часть речи. На карточках текст Григория Виеру.
Дети
звенят им,
Старикам снится оно,
Больные шепчут его,
Немые думают им,
Трусы его кричат,
Сироты рыдают им,
Раненые взывают к нему,
Остальные его забывают.
Ребята не затрудняются в определении части речи, выделяя слова (он, она), но затрудняются ответе на вопрос, о каком слове говорит автор? Это слово МАМА.
Таким образом, возникает проблемная ситуация, решение которой проводит к раскрытию специфики и сущности общего значения местоимений (они не называют предметов, а только указывают на них).
Далее включаем текст К. Паустовского. (Текст читается без первого предложения).
Я [Луговской] только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел... Я погладил его по спине, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было.
После работы с текстом ребята вновь убеждаются в том, что общее значение местоимений особенное, обобщенное, абстрактное. Они только указывают на предметы, но не называют их.
Затем проводим небольшой "эксперимент": статистический анализ текста Б. Заходера.
"Дорогие друзья! Может быть, вы уже знакомы с Винни-Пухом? Книжка с его приключениями называется "Винни-Пух и все-все-все". Её написал английский писатель Алан Милн, а я научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски. Ну, а для тех, кто не знаком, я объясняю: Винни-Пух - это плюшевый медвежонок, который сам сочиняет песенки, до вдобавок не просто песенки, а Шумилки, Ворчалки, Пыхтелки и даже Сопелки. Я их очень полюбил, и поэтому мне хочется, чтобы и те, кто не читал книжки про Винни-Пуха, прочли несколько песенок".
В результате эксперимента выясняется, что существительных здесь - 20, глаголов - 11, а местоимений -18 (без повтора - 9). Ученики делают вывод: без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого употребления и малого количества повторение их неизбежно, т.к. постоянно возникает необходимость указывать на предметы, явления, качество, количество.
Определению роли местоимений в тексте нам помогает рассказ Януша Корчака о слове "кто".
Постучали в дверь, ты спрашиваешь "Кто?" А не будь этой малышки Кто, ты должен был бы спросить: "Это Казик стучит? Или Менька? Или тетя? Или продавец посуды? Или кум Петр? Или нищий?" И ты мог бы так три часа спрашивать и не угадал бы┘ А так: "Кто там?" - в этом маленьком Кто сидят имена всех людей на свете.
Ученики сами делают вывод: для чего нужны местоимения и какой наша речь было бы без них.
Следующий этап - анализ слов А. Реформатского.
"Местоимения удобны и прагматичны, но у них нет "перелива красок настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета". Они как "запасные игроки" на футбольном поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова".
Анализ данного высказывания закрепляет выводы и позволяет еще раз подчеркнуть, что местоимения не несут в себе семантики названия и конкретного значения, что их принцип - указания.
Предлагаем проанализировать термин "местоимение", называем его "говорящим". Ребята выясняют, что местоимения употребляются вместо имени.
Поскольку в начальных классах учащиеся практически знакомятся с местоимением, мы предлагаем назвать другие, известные им местоимения: это; тот; кто; сколько; какой.
На базе этих слов учащиеся знакомятся со спецификой морфологических признаков местоимений. Классу предлагается задание просклонять эти слова по вариантам, предварительно разделив их на группы. Считаем, что задание трудное, но учащимся по силам. Задание выполняется самостоятельно. Распределить эти слова по группам им помогают, прежде всего, вопросы и разные значения слов. В процессе работы над этими словами учащиеся обнаруживают их отличие и по вопросам и по значению, что одни местоимения указывают на предмет, другие - на признак предмета, третьи - на количество.
Для выяснения морфологических признаков используется следующий текст:
"Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас ещё морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна. Там, где еще недавно лежал снег, зазеленеет трава".
Проводится исследование текста по группам. Класс делится на 4 группы, каждая выбирает группу местоимений по соотношению с другими частыми речи. Они выписывают из текста местоимения своей группы и выясняют морфологические признаки. Сравнивают и анализируют. Сделав синтаксический разбор местоимений, определяют, какими членами предложения могут быть местоимения. Затем каждая группа учащихся сама заполняет свою графу в таблице местоимений по соотношению с другими частями речи. В конце исследования делают вывод: одни местоимения изменяются как существительные, другие - как прилагательные, третьи - как числительные, т.е. в соответствии с тем, с какой частью речи соотносятся.
Информация о работе Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе