Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования: раскрыть особенности местоимений как значимой части речи и представить систему работу учителя по его изучению.
Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить научную и методическую литературу по данной теме;
познакомиться с опытом работы учителей по данной теме;
провести тестирование школьников с целью выявления уровня знаний по теме «Местоимение;
проанализировать действующие программы по русскому языку (учебные комплексы и стандарты второго поколения) для общеобразовательных школ.

Содержание

Введение 2
Глава I. Особенности местоимений как самостоятельной части речи 5
Общее понятие о местоимении
5
Классификация местоимений
11
Употребление местоимений в речи
26
Выводы по I главе 33
Глава II. Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе 34
2.1. Задачи и содержание работы по изучению местоимений в школе 34
2.2. Методы и приемы работы учителя при изучении темы «Местоимение» 37
Выводы по II главе 47
Заключение 51
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

      -Какую  часть речи мы изучали на  прошлом уроке?

      -Сейчас  я предлагаю Вам устно составить  предложения с данными местоимениями (мы, я, вы, себя, кто?, что?, сколько?)

      -Итак, а теперь можно отправляться  в путь.  

      3.Знакомство  с новой темой

      -Как  вы, наверное, заметили в нашем  море есть острова.

      -А  какие они имеют названия, мы  сейчас узнаем.

      -Делаю  подсказки. На первом острове живут местоимения он, она, оно, они, я, мы, вы, ты

      -Что  это за остров?

      -На  втором острове живет местоимения себя

      -На  третьем - местоимения кто? что? какой? сколько? чей?

      -посмотрите  в нашем море есть еще один  остров, но пока мы не знаем,  как он называется, и какие местоимения на нем живут.

      -Как  вы думаете, почему?

      -Кто  какую цель поставит перед  собой на урок?

      -Что  узнать о жителях острова, нам  нужно выполнить небольшое задание

      -Сравним  два предложения

      Кто отправился в плавание по морю Местоимений?

      Все знают, кто отправился в плавание по морю Местоимений.

      -Прочитайте  первое предложение

      -Что  о нем можно сказать? Какое  оно?

      -А  какие местоимения?

      -Прочитайте  второе предложение.

      -А  что можно сказать о нем?

      -Для  чего употреблено местоимение кто?

      -Попробуйте его опустить, изменится ли смысл?

      -Какой  вывод можно сделать?

      -Для  чего служит данное местоимение?

      -А  как называются такие местоимения,  прочитаем в наших учебниках.  

      4Закрепление изученного материала

      -На  море нас ждут различные препятствия,  выполняя которые мы будем закреплять новую тему

      -Откройте  тетради, запишите дату

      -Найдите  упр.386

      -Сейчас  я буду называть устойчивые  словосочетания. Вам нужно составит  с ними предложения, но в  начале объясним их значение.

      (сколько  лет, сколько зим; что есть  духу; ни за какие коврижки)

      -Выполним  упражнение 387  

      5.Итог  урока, домашнее  задание

      -Какие  местоимения называются относительными, какую роль они играют в  предложении?

      -Дома  нужно подобрать пять предложений  из художественной литературы, в  которых встречаются данные местоимения   

      6.Рефлексия

      -Вот  и закончилось наше путешествие  по морю Местоимений. Если на  уроке было все понятно, нарисуйте на контуре лица, который я вам раздала, веселое выражение, нет - грустное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение  №3

      Тема. Местоимение как часть речи. 

      Цель.  Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; узнать, на какие разряды делятся слова этой части речи.

       

      План  урока:

    • Местоимение как часть речи.
    • Личные местоимения.
    • Возвратное местоимение СЕБЯ.
    • Притяжательные местоимения.
    • Выводы.
 

                        Ход урока. 

      I. Организационный момент.

      II. Мотивация учебной деятельности. 

            1. Слово учителя. 

           Ребята, сегодня на уроке мы  познакомимся с основными признаками  местоимения как части речи, узнаем, на какие разряды делятся слова  этой части речи. 

            1) Местоимение как  часть речи. 

           В русском языке есть слова,  которые употребляются в речи  вместо имен существительных,  имен прилагательных, имен числительных  и, иногда, наречий. Именно поэтому  такие слова называются местоимениями  («вместо имен»). Общее значение местоимений – указывать на предметы, признаки, количества, не называя их.

           Рассмотрим предложение:  «Старикам казалось, что они  легли спать очень поздно» (И.Бунин). Здесь местоимение они заменяет слово старики. В тексте местоимения помогают избегать повторов слов.

           В зависимости от того, вместо  какой части речи употребляется  местоимение, оно принадлежит  к одной из четырех групп:  местоимениям-существительным, местоимениям-прилагательным, местоимениям-числительным или местоимениям-наречиям. Примеры местоимений каждой группы представлены в таблице (слайд № 3). 

            2) Разряды местоимений  (слайд  № 4) 

           По значению и грамматическим  особенностям выделяются девять  разрядов местоимений: 

      Личные                   (я, ты)

      Возвратные            (себя)

      Вопросительные   (кто? чей?)

      Относительные     (что, чей)

      Неопределенные   (некто, кое-кто)

      Отрицательные      (никто, ничей)

      Притяжательные    (мой, твой)

      Указательные         (тот, этот)

      Определительные   (весь, самый) 

      3) Личные местоимения.

           Личными называются местоимения,  указывающие на лица, которые  участвуют в разговоре.

           Местоимение я называется местоимением 1-го лица, так как показывает, что говорящий имеет в виду самого себя.

           Местоимение ты называется местоимением 2-го лица, так как указывает на того, к кому обращается говорящий.

           Местоимения мы и вы – это формы множественного числа местоимений я и ты.

           Местоимение множественного числа вы иногда употребляется по отношению к одному человеку для выражения уважения к нему.

           Все местоимения 1-го и 2-го  лица отвечают на вопрос кто?

           Он, она, оно и они – это местоимения 3-го лица, потому что они указывают на того, о ком говорят собеседники.

           Местоимения он, она, и оно могут также указывать на неодушевленный предмет. Поэтому местоимения 3-го лица отвечают на вопросы кто? и что?

      (Слайд  № 5) 

            4) Склонение личных  местоимений. 

           По своему значению все личные  местоимения относятся к группе  местоимений-существительных, но  склонение местоимений этого  разряда отличается от склонения существительных. У личных местоимений при склонении изменяется не окончание, а всё слово.

           Рассмотрите таблицу. Обратите внимание: в косвенных падежах к местоимениям 3 лица после предлога добавляется согласный Н.

      (Слайд  № 6) 

            5) Возвратное местоимение. 

           Сравните два предложения (Слайд № 7). Во втором примере используется местоимение-существительное себя. Это слово указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо. Действие как бы «возвращается» к действующему, поэтому местоимение получило название «возвратное».

           Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа. В предложении является дополнением.

      (слайд  № 8) 

            6) Притяжательные местоимения. 

           Притяжательные местоимения по своему значению очень похожи на притяжательные прилагательные. Они указывают на принадлежность предмета кому-либо (человеку или животному) и отвечают на вопросы чей? чья?  чьё? или чьи?

           Например: моя рубашка, твой подъезд, свой дом, наша школа, ваш документ.

           Притяжательные местоимения, как  и прилагательные изменяются  по родам, числам и падежам.  В предложении бывают определениями. 

           Распределите местоимения по  строкам таблицы.

                    (слайды № 9 –  10) 

            7) Выводы.

                     (Слайд № 11) 

      Общее значение местоимений – указывать  на предметы, признаки, количества, не называя их. По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений: личные, возвратные, вопросительные, относительные,     неопределенные,   отрицательные,  притяжательные,  указательные,        определительные.    

      Личными называются местоимения, указывающие  на лица, которые участвуют в разговоре. У личных местоимений при склонении  изменяется не окончание, всё слово. 

      Возвратное  местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо. 

      Притяжательные  местоимения по своему значению очень  похожи на притяжательные, они указывают  на принадлежность предмета кому-либо (человеку или животному) и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

                  ТЕСТ

      (Слайды 12 – 14)

      1. Укажите строчку, в которой  записаны только личные местоимения.

      а) у них, обо мне, я, тебя

      б) за ними, мой, себя, тот

      в) вам, твой, вас, когда

      г) к нам, нами, этот, никто

      2. Какую часть речи не может  заменить местоимение в тексте?

      а) имя существительное

      б) имя прилагательное

      в) глагол

      г) имя числительное

Информация о работе Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе