Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:45, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть особенности местоимений как значимой части речи и представить систему работу учителя по его изучению.
Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить научную и методическую литературу по данной теме;
познакомиться с опытом работы учителей по данной теме;
провести тестирование школьников с целью выявления уровня знаний по теме «Местоимение;
проанализировать действующие программы по русскому языку (учебные комплексы и стандарты второго поколения) для общеобразовательных школ.
Введение 2
Глава I. Особенности местоимений как самостоятельной части речи 5
Общее понятие о местоимении
5
Классификация местоимений
11
Употребление местоимений в речи
26
Выводы по I главе 33
Глава II. Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе 34
2.1. Задачи и содержание работы по изучению местоимений в школе 34
2.2. Методы и приемы работы учителя при изучении темы «Местоимение» 37
Выводы по II главе 47
Заключение 51
Список использованной литературы
Приложение №1
Русский язык, 6 класс
Тема: Вопросительные местоимения.
Цели:
1)
Ознакомить учащихся с
2) Развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, активность на уроках.
3) Воспитывать усидчивость,
Тип
урока: Урок изучения новых знаний.
Форма
урока: Урок – путешествие.
Оборудование:
учебник, доска, дидактические наглядности
(острова, сказочные герои, таблицы), карточки
для самостоятельной работы, ребусы.
Ход
урока.
I. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Слышите? (Включен звук моря.) Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательнейшее путешествие по морю, а также опуститься на морское дно и узнать, что же оно в себе скрывает. Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЯ» отправляется в плаванье. А почему он так называется?
Ученики. Мы изучаем тему «Местоимения».
Учитель. А
чтобы наше путешествие было результативным,
за активную работу и за верные ответы
вы будете получать жетоны в виде морских
фигур (якорь, ракушка, рыбка). По количеству
жетонов каждый получит оценку за урок.
II. Повторение пройденного о местоимении.
(Мы уже знакомы с личными и возвратным местоимениями, повторим эти разряды в игровой форме).
Учитель. У нас на пути остров личных местоимений, на котором живут забавные обезьянки. Они, к тому же, большие шалуньи – перепутали все падежные формы личных местоимений.
Неправильный вариант:
Ходить со вам
Смеяться над вас
Шутить с его
Думать о мной
Ждал тобой
Зашёл к вами
Правильный вариант:
Ходить со мной
Смеяться над тобой
Шутить с вами
Беспокоился о вас
Ждал его
Зашёл
к вам
Учитель. На Острове Попугаев два попугая спорят о том, кто из них лучше и красивее.
(Инсценировку могут разыграть два заранее подготовленных ученика).
- Я ни в чём себе не отказываю, - говорит один попугай. – Хочу – купаюсь, хочу – принимаю солнечные ванны, хочу – ем спелые бананы.
- Ха! Да ты посмотри на себя, - возмущается второй попугай. – На тебе же ни одного блестящего пёрышка. Вот то ли дело я…
Учитель. Какое возвратное местоимение употребляли попугаи в своей речи?
Ученики. СЕБЯ.
Учитель. Что вы о нём знаете?
Учитель. К берегу прибило бутылки с записками. Но некоторые слова в них размыла вода. Попробуем восстановить написанное.
Самостоятельная работа.
(Двое работают у доски, остальные на карточках).
Вместо точек поставьте местоимение себя в нужном падеже.
Вариант 1.
Я беру эту книгу не для (себя), а для своего товарища. Мне надо было бы больше надеяться на (себя). Чтобы добиться желаемого, надо учиться, не щадя (себя).
Вариант 2.
Подруга
позвала меня к (себе) заниматься. Приучите
(себя) к аккуратности. Приглашённый на
литературный вечер писатель рассказал
о (себе) много интересного.
III. Изучение нового материала.
Учитель.
Пришло время изучить морское дно.
Объяснительный диктант.
Морское дно скрывает в себе много тайн. Кто решиться проникнуть туда? Что за обитатели там живут? Какой образ жизни у морских животных? Сколько их видов? Каков их нрав? Чьи красочные спины и яркие плавники мы можем увидеть?
Учитель. Об этом и многом другом вы узнаете из энциклопедии «Моря и океаны» и книги «Как увидеть морское дно?» Александра Тамбаева.
Учитель. Какие это предложения по цели высказывания?
Ученики. Вопросительные.
Учитель. Что помогает нам это определить?
Ученики. Интонация, вопросительные слова.
Учитель. Подчеркните слова, помогающие создать вопросительную интонацию. Это вопросительные местоимения. Они служат для выражения вопроса. Вопросительные местоимения используются также при изучении частей речи. Вспомните, на какие вопросы отвечает существительное, прилагательное, числительное.
КТО?
КАКОЙ?
ЧТО?
ЧЕЙ?
СКОЛЬКО?
КАКОВ?
Физкультминутка. Игра «Море волнуется раз…»
Учитель. Взволновали мы синее море. Разбудили царя морского. Не желает отпускать нас царь, пока не выполним три его задания.
-
Просклоняйте устно местоимения КТО?,
ЧТО? Какой вывод вы сделаете?
-
Найдите местоимения, которые
изменяются по родам, числам
и падежам. (Какой? Чей? Каков?).
Докажите, составляя словосочетания.
-
Какие вопросительные
Учитель. Дочь морского царя – прекрасная русалка с необыкновенным голосом – тоже приготовила для нас задания.
-
Просклоняйте письменно
(Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях).
Что общего в правописании прилагательного птичий и местоимениячей?
- Какую орфограмму необходимо знать, склоняя местоимение чей?
Ученики. Разделительный
Учитель. На дне морском живёт мудрый осьминог. Он поведает нам интересную информацию. Сколько ног у осьминога?
-
Местоимение сколько образовал
Необходимо запомнить, что при склонении слово сколько сохраняет ударение на первом слоге.
Учитель.
На странице 172-ой учебника рассмотрите
таблицу склонения местоимения сколько. Выполним
упражнение 408 (устно).
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель. Какая необыкновенная раковина. А что обычно скрывают в себе раковины такой красоты? Верно, жемчуг. А наша жемчужина – это упражнение.
Упражнение 407 выполним по заданию.
Задание. Прочитайте текст, соблюдая вопросительную интонацию. Найдите вопросительные местоимения. Спишите, подчеркните главные члены предложения.
Укажите качественные имена прилагательные.
Кто варе..ки пёстрые вяж..т,
Стари(н,нн)ые песни поёт?
Кто сказку такую ра(с,сс)каж..т,
Что снится всю ночь напролёт?
Ч..и волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и ж..лею?
О ком соч..няю стихи?
(Е. Благинина)
Учитель. Много тайн скрывает в себе морское дно. Много лежит на дне утонувших кораблей с трюмами, наполненными сокровищами. Вот и нам повезло найти сундук с сокровищами. На сундуке шифр: Д/З: с. 173 у. 409. Всё верно, это ваше домашнее задание, а настоящим сокровищем являются знания, полученные на уроке. А как вы сможете применить эти богатства, покажет время.
Учитель. Наступает время поворачивать нашему кораблю к берегу. Но что это у нас впереди? Пиратский корабль! Пираты расставили нам ловушки. Сможем ли мы их преодолеть?
Первая ловушка – ребусы.
С одним из слов составьте вопросительное предложение, содержащее вопросительное местоимение.
Вторая ловушка – сети, расставленные пиратами.
Найти
в тексте все известные вам местоимения,
выписать, определить разряд и, если есть,
падеж, число, род, лицо.
Ты скажи, барашек наш,
Сколько шерсти ты нам дашь?
- Не стриги меня пока.
Дам я шерсти три мешка.
(С. Я. Маршак)
V. Итог урока.
Учитель. Мы успешно справились с пиратскими ловушками. И теперь смело можем причалить к родному берегу.
(Каждый ученик получает нарисованную шлюпку)
Учитель.
На своей шлюпке напишите всё то, что вы
увезёте домой с этого урока.
Приложение
№2
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Относительные местоимения»
Цели урока:
1.Познакомить
с относительными
2.Развивать речь, воображение, память
3.Воспитывать
внимание к точному
1Оргмомент
2Вступительная беседа
-Сегодня в наш класс пришло одно интересное письмо
-Послушайте
Дорогие
ребята! Приглашаю Вас в плавание
по морю Местоимений. Сегодня Вы должны
стать открывателями острова
в этом море.
Морской король.
-Прежде,
чем отправиться в путешествие,
Информация о работе Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе