Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:45, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть особенности местоимений как значимой части речи и представить систему работу учителя по его изучению.
Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить научную и методическую литературу по данной теме;
познакомиться с опытом работы учителей по данной теме;
провести тестирование школьников с целью выявления уровня знаний по теме «Местоимение;
проанализировать действующие программы по русскому языку (учебные комплексы и стандарты второго поколения) для общеобразовательных школ.
Введение 2
Глава I. Особенности местоимений как самостоятельной части речи 5
Общее понятие о местоимении
5
Классификация местоимений
11
Употребление местоимений в речи
26
Выводы по I главе 33
Глава II. Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе 34
2.1. Задачи и содержание работы по изучению местоимений в школе 34
2.2. Методы и приемы работы учителя при изучении темы «Местоимение» 37
Выводы по II главе 47
Заключение 51
Список использованной литературы
В
семантической классификации не
показаны некоторые из местоимений,
функционирующих в русском
В классификации допущено выделение в качестве самостоятельных тех разрядов, которые по совокупности своих свойств могут быть рассмотрены лишь как подразряды одного из больших семантических разрядов. Так, собственно указательные местоимения (тот, этот, такой, столько и др.) по общему значению указания объединяются с предметно-личными, возвратным (указание на лицо), притяжательными (указание на принадлежность). В связи с этим возникла необходимость установления иерархических отношений: все названные подразделы на первом этапе вычленения следует включить в общий разряд указательных, а на следующей ступени разбиения выделить подразряды собственно указательных, предметно-личных, возвратного и притяжательных.
В науке о языке представлены и другие семантические классификации местоимений. Одной из наиболее ранних является классификация проф. А.М. Пешковского, который выделяет следующие группы:
1) личные местоимения,
2) возвратные,
3) указательные,
4) обобщительные,
5) совокупные,
6) выделительные,
7) вопросительные,
8) относительные,
9) восклицательные,
10) неопределенные,
11) отрицательные местоимения.
Классификация А.М. Пешковского является во многом оригинальной. Она построена не на значениях местоименных слов, а на значениях их корней. Обратимся к размышлениям по этому поводу самого А.М. Пешковского: «Местоимения представляют собой такую единственную в языке и совершенно парадоксальную в грамматическом отношении группу слов, в которой неграмматические части слов (корни) имеют именно это субъективно-объективное значение, то есть обозначают отношение самого мыслящего к тому, о чем он мыслит»4. Местоимения, по А.М. Пешковскому, изымаются из словарного состава языка и переходят в сферу грамматики, где располагаются среди модальных категорий. Если последовательно развивать эту идею, то в состав указательных местоимений необходимо ввести слова здешний, тогдашний, к возвратным отнести свойственный, присвоенный и т. д., то есть все слова, имеющие местоименные корни. Это было бы не меньшим алогизмом, чем, если ли бы в состав имён существительных были включены все однокоренные слова, например: мир, мирный, мириться, перемирие, помириться и т.д. Кроме того, классификация А.М. Пешковского имеет, на наш взгляд, и другие недочёты:
1)
она включает в себя не только
отдельные слова, но и целые
выражения с местоименным
2) неправомерно, на наш взгляд, в
семантическую классификацию
3) вероятно, не следует включать
без особой оговорки в
4) сомнительным представляется выделение восклицательных местоимений.
Одна из классификаций, имеющих несомненный интерес, принадлежит В.Н. Мигирину5. Автор выделяет следующие семантические разряды местоимений:
1) коммуникативно-относительные,
2) вопросительные,
3) неопределённые,
4) возвратное,
5) указательные,
6)
отрицательные (отрицательно-
7)
определительные (
8) притяжательные,
9) эмоциональные,
10) относительные (союзные).
11) взаимные, указательно-неопределённые.
Анализируемая
классификация имеет много
1) большой интерес представляет
сама идея прогнозирования
2) удачно отмечена (вслед за А.М. Пешковским) специфика предметно-личных местоимений;
3) семантические особенности
Признавая ценность этой классификации, я, тем не менее, не совсем с ней могу согласиться. Вызывают возражения следующие положения.
В классификацию включены не только местоимения, но и сочетания слов – эквиваленты местоимений. На наш взгляд, далеко не все из них являются аналитическими прономинативами (например, при каком условии? при таком условии и др.), и поэтому они не должны быть включены в таблицу. В противном случае туда же следовало ввести и многочисленные выражения типа по какой причине? ни по какой причине; с какой целью? ни с какой целью и др.).
Неясны
основы выделения в самостоятельный
разряд взаимных местоимений –
Следующее
замечание касается такой важной
особенности, как возможность прогнозировать
появление в языке новых
В классификации В.Н. Мигирина имеется два типа пустых клеток, которые, по мнению автора, со временем должны быть заполнены вновь появившимися прономинативами. Первую группу (условно) составляют лакуны вертикальных рядов, например, ряда местоимений, обслуживающих функцию обстоятельства условия, обстоятельства уступки. Вместо них употребляются функциональные заменители местоименных рядов при каком условии? и несмотря на что? (вопреки чему?). Попутно заметим, что эта категория, осознанная человеком сравнительно поздно и выраженная прежде всего на уровне синтаксиса, не получила еще своего морфологизованного выражения и не вербализована отдельными полнознаменательными лексемами. На этом примере хорошо иллюстрируется связь языка и мышления. Историки языка и философы свидетельствуют о том, что такие сравнительно поздно осознанные человеком категории мышления, как причина, цель, условие, соответственно имеют минимальное количество лексем для их выражения. Так, в современном русском языке отмечено всего несколько наречий причины, наречий цели и ни одного наречия условия, уступки. Местоимения также не составляют исключения. Например, вопросительные прономинативы со значением причины (почему? отчего?) и цели (зачем?) как отдельные лексически единицы сформировались лишь к XV веку. До этого названные категории обслуживались целой системой словосочетаний и предложных сочетаний.
Процесс появления новых лексических единиц (как местоименных, так и неместоименных), обслуживающих поздно осознанные человеком категории объективной действительности, хотя и очень медленно, продолжается и в настоящее время. Мы считаем, что прогнозирование местоимений (как, впрочем, и полнознаменательных слов – наречий), вербализующих категории условия и уступки, соответствует основным тенденциям развития языка, и в этом, безусловно, следует согласиться с В.Н. Мигириным. Но не все пустые клетки семантической классификации, о которой идёт речь, могут быть заполнены. Аргументируем своё мнение на примере одного семантического разряды прономинативов – притяжательного. Притяжательность представляет собой частное категориальное значение группы имён прилагательных и местоимений, обозначающих принадлежность кому-либо (общим категориальным значением является признак предмета). Это положение является общеизвестным и не нуждается в доказательствах. Притяжательность в связи с этим нельзя считать разрядовым значением местоимений, как это принято в традиционной и ряде других классификаций (в том числе и В.Н. Мигирина).
В соответствии со сказанным ранее, притяжательные прономинативы должны иметь свой собственный местоименный ряд, который действительно существует и выглядит следующим образом: чей, мой, твой, свой, его, ее, наш, ваш, их, ничей, чей-то, чей-либо, кое-чей, чей-нибудь. Притяжательные местоимения образуют «уголок» указательных прономинативов, их особый подразряд, категориально соотносительный с соответствующим подразрядом имён прилагательных и вместе с последними обслуживающий категорию принадлежности. Каждое частное категориальное значение, обслуживаемое полнозначными и местоименными словами, имеет свое определённое место в системе лексико-грамматических категорий. Поэтому нет необходимости предполагать, что категория места будет обслуживаться наречиями и местоимениями, обозначающими причину, цель и т. п.
Прогнозирование какой-либо группы слов должно опираться на семантическую структуру лексем и учёт их места в системе смежных явлений. К сожалению, современное состояние лингвистики не всегда даёт нам возможность с достаточной полнотой и достоверностью утверждать, что прогноз будет обязательно реализован в будущем. Так, до сих пор нет ответа на вопрос о том, почему глагол, будучи одной из древних частей речи, не имеет категориально соотносительных местоимений. Поэтому на современном этапе развития языкознания можно лишь констатировать наличие объективных условий, способствующих появлению в языке будущих поколений необходимых для целей коммуникации местоимений.
К
числу недавно появившихся в
русистике следует отнести
Принципы
построения этой классификации не являются
совершенно новыми (за исключением
выделения контаминированных
Работа над классификацией проводилась по двум направлениям: уточнялись частные категориальные значения, обслуживаемые системой прономинативов разных местоименных разрядов; подвергались критическому анализу количественный состав и содержание основных семантических разрядов местоимений. В левом вертикальном столбце нашей классификации перечислены частные категориальные значения, имеющие определённые соответствия в языке и мышлении, то есть то, что отображается с помощью знаменательных слов. Вверху в горизонтальном ряду перечислены виды прономинального способа отображения действительности, то есть то, как отображаются в системе местоимений предметы, признаки и т. п.
В предлагаемой ими классификации была создана попытка учесть научные достижения в области создания классификаций и выделить семантические разряды местоимений с учётом их важнейших особенностей на основе законов логики.
Семантическая
классификация построена с
Информация о работе Изучение местоимений в курсе русского языка в основной школе