Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:34, дипломная работа
Цель работы: изучить ассортимент, провести экспертизу качества и определить конкурентоспособность диетических кисломолочных продуктов.
Методы исследования: сравнительный анализ, синтез, экспертных оценок.
Исследования и разработки: исследованы проценты удовлетворения суточной нормы человека в белках, жирах, углеводах, микро- и макроэлементах, витаминах при употреблении различных диетических кисломолочных продуктов; разработка балльной системы оценки качества йогуртов, даны рекомендации для товароведов магазина «Олевма» по совершенствованию ассортимента йогуртов.
Область возможного практического применения: полученные результаты могут быть использованы экспертными лабораториями и торговыми предприятиями.
Данная организация имеет
положительные тенденции в
Оценка конкурентоспособности исследуемых образцов проводилась по 25-ти балльной шкале по следующим органолептическим показателям: вкус (10), внешний вид (3), запах (5), цвет (3), консистенция (4).
За базовый образец был взят йогурт «Емми» фруктовый, малина-абрикос по причине высокого качества, относительно невысокой цены и наибольшего спроса (награжден званием «Лучшая продукция года 2009»). Производителем данного продукта является ОАО «Борисовский молочный комбинат», а цена составляет 0,58 тыс. р. за 125 г.
Качество йогуртов «Монтик», «Растишка», «Чудо», «Активиа ложковая» по органолептическим показателям находится на втором месте после базового образца, о чем свидетельствуют значения комплексного показателя (0,92). Далее по убыванию следуют йогурты «Утро», «Эрмигут Fresh», «Данон», «Активил» (0,88), молочный с фруктами лесная ягода (0,84), «Персик», «Fruttis» и молочный с клубникой (0,80), «Здрайверы» (0,72).
Потребитель переплачивает за исследуемые образцы йогурта в среднем на 61,55 % или 880 бел. р., т.е. фактическая и реальная стоимости образцов не совпадают. Наибольшую переплату потребитель осуществляет за йогурт «Персик» с бифидобактериями (81,29 % или 2020 бел. р.), производитель — ОАО «Савушкин продукт». Наименьшую переплату потребитель осуществляет за йогурт «Утро» молочный с бифидобактериями и инулином (42,65 % или 380 бел. р.), производитель — «ГМЗ № 1».
Наиболее конкурентоспособным является йогурт «Утро» молочный с бифидобактериями и инулином («ГМЗ № 1»), его интегральный показатель наиболее приближен к базовому и составляет 0,99. Этот продукт имеет высокое качество и экономические рычаги для корректировки стоимости товара. Далее следует йогурт «Чудо» молочный фруктовый ароматизированный двойной вкус клубника-земляника (ОАО «Вимм-Билль-Данн»), интегральный показатель которого составляет 0,88. Данный продукт имеет довольно хорошее качество и относительно невысокую степень переплаты. На третьем месте находится йогурт молочный с фруктами лесная ягода (ОАО «Беллакт»). Его интегральный показатель составляет 0,79. Данный продукт имеет хорошее качество и относительно невысокую степень переплаты. Далее по убыванию: йогурт молочный с клубникой (0,73) (ООО «МилкЭпл»), йогурты «Данон» с клубникой (ООО «Данон Индустрия») и «Активил» с бифидобактериями молочный с фруктовым наполнителем со злаками (0,69) (ОАО «Березовский сыродельный комбинат»), «Монтик» клубника-ваниль с витамином С (0,65) (ОАО «Савушкин продукт»), «Активиа ложковая» обогащенный бифидобактериями ActiRegularis с мюсли и персиком (0,64) (ООО «Данон Индустрия»), «Эрмигут Fresh» фруктовый с черникой (0,63) (ООО «Эрман»), «Fruttis» молочный с наполнителем вишня (0,59) (ООО «Кампина»), «Растишка», обогащенный витамином Д и минеральными веществами, с клубникой (0,52) (ООО «Данон Индустрия»), «Здрайверы» молочный фруктовый-клубника (0,50) (ОАО «Вимм-Билль-Данн»). Наименьшее значение интегрального показателя имеет йогурт «Персик» — 0,32. Данный продукт имеет низкое качество и высокую степень переплаты. Производителем данного йогурта является ОАО «Савушкин продукт».
Анализ результатов опроса показал, что йогурт пользуется стабильным потребительским спросом. 72 % респондентов покупают йогурт два-три раза в неделю, 4 % — ежедневно. Основной сегмент потребителей йогуртов составили женщины в возрасте от 18 до 34 лет.
Большинство респондентов считают йогурт вкусным и полезным продуктом и покупают его для всей семьи (59 %). Важнейшим фактором, который влияет на выбор йогурта, является хорошее соотношение цены и качества (53 %).
55 % респондентов предпочитают йогурт жирностью от 1 до 3 %, а йогурт жирностью до 1 % приобретают в основном женщины, находящиеся в возрасте от 18 до 24 лет (12 %).
Многие потребители не обращают внимания на производителя йогуртов (48 %). Однако есть люди (в основном это люди пенсионного возраста и приобретающие товар для детей), которые больше доверяют отечественным йогуртам, считая их более качественными и приемлемыми по цене (40 %). Импортные йогурты предпочитают 12 % респондентов, объясняя свой выбор приверженностью к марке отдельного производителя (8 %) или полагая, что заграничные продукты питания вкуснее. Как правило, это люди, находящиеся в возрасте от 24 до 35 лет.
При покупке йогурта 35 % респондентов не обращают внимания на содержимое продукта, а наибольшей популярностью пользуются йогурты с кусочками фруктов (24 %). 34 % опрошенных предпочитают покупать йогурт в пластиковых бутылках по 500 г, среди них 24 % составляют студенты.
57 % респондентов не знают отличие йогурта от йогуртного продукта. 32 % опрошенных ошибочно уверены, что они знают отличие этих продуктов друг от друга.
Большинство респондентов при покупке йогурта обращают внимание на сроки годности (74 %), из них наибольшее количество составляют женщины (50 %). 67 % респондентов удовлетворены представленным в торговле ассортиментом.
На основании полученных результатов даны рекомендации, выработанные для товароведов УО «Олевма»:
- обеспечить постоянное наличие в ассортименте магазина обезжиренных йогуртов, йогуртов пониженной жирности, а также йогуртов с массовой долей жира более 3,2 %;
- расширить ассортимент йогуртов за счёт реализации не только отечественной и российской продукции, но и товаров других стран-производителей;
- обеспечить наличие в
ассортименте магазина
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Содержание витаминов, микро- и макроэлементов и органических кислот в диетических кисломолочных продуктах
Таблица А.1 — Содержание витаминов и органических кислот в диетических кисломолочных продуктах (на 100 г продукта)
Продукт (жирность, %) |
Витамины (мг) |
Органические кислоты (г) | ||||||||||||
А |
РР |
β-каротин |
В1 |
В2 |
В3 |
В6 |
В9 |
В12 |
С |
Е |
Н |
Холин | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Ацидофилин 3,2 % |
0,02 |
0,1 |
0,01 |
0,04 |
0,16 |
0,3 |
- |
- |
0,03 |
0,8 |
- |
0,36 |
38 |
1 |
Ацидофилин 1,0 % |
- |
0,1 |
- |
0,04 |
0,16 |
0,3 |
- |
- |
0,03 |
0,8 |
- |
0,36 |
38 |
0,9 |
Ацидофилин 0,1 % |
- |
0,1 |
- |
0,04 |
0,16 |
0,3 |
- |
- |
0,3 |
0,8 |
- |
0,36 |
38 |
0,95 |
Ацидофилин 3,2 % сладкий |
0,02 |
0,1 |
0,001 |
0,04 |
0,16 |
0,3 |
- |
- |
0,3 |
0,8 |
- |
3,6 |
38 |
0,9 |
Йогурт натуральный 3,2 % |
0,02 |
0,2 |
0,01 |
0,04 |
0,2 |
0,3 |
0,05 |
- |
0,04 |
0,6 |
- |
- |
40 |
1,3 |
Йогурт 1,5 % |
0,01 |
0,2 |
- |
0,03 |
0,15 |
0,3 |
0,05 |
- |
0,04 |
0,6 |
- |
- |
40 |
1,1 |
Йогурт 6,0 % |
0,03 |
0,2 |
0,02 |
0,03 |
0,15 |
0,3 |
0,05 |
- |
0,04 |
0,6 |
0,2 |
- |
40 |
1,3 |
Йогурт сладкий 6,0 % |
0,03 |
0,2 |
0,02 |
0,03 |
0,15 |
0,3 |
0,05 |
- |
0,04 |
0,6 |
0,2 |
- |
40 |
1,3 |
Йогурт сладкий 1,5 % |
0,03 |
0,2 |
- |
0,03 |
0,2 |
0,3 |
0,05 |
- |
0,04 |
0,6 |
- |
- |
40 |
1,1 |
Йогурт плодово-ягодный 1,5 % |
0,01 |
0,1 |
- |
0,03 |
0,15 |
0,3 |
0,05 |
- |
0,04 |
0,5 |
- |
- |
40 |
1,2 |
Кефир нежирный |
- |
0,1 |
- |
0,04 |
0,17 |
0,3 |
0,06 |
0,78 |
0,04 |
0,7 |
- |
0,35 |
43 |
0,85 |
Кефир 1,0 % |
- |
0,1 |
- |
0,04 |
0,17 |
0,3 |
0,06 |
0,78 |
0,04 |
0,7 |
- |
0,35 |
43 |
0,9 |
Кефир 2,0 % |
0,02 |
0,1 |
0,01 |
0,04 |
0,17 |
0,3 |
0,06 |
0,78 |
0,04 |
0,7 |
- |
0,35 |
43 |
0,9 |
Кефир 3,2 % |
0,02 |
0,1 |
0,01 |
0,03 |
0,17 |
0,3 |
0,06 |
0,78 |
0,04 |
0,7 |
- |
0,35 |
43 |
0,9 |
Окончание таблицы А.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Кумыс из кобыльего молока |
0,03 |
0,1 |
0,01 |
0,02 |
0,04 |
0,2 |
0,03 |
- |
0,02 |
9 |
0,1 |
0,1 |
23,5 |
1,4 |
Кумыс из кор.молока |
- |
0,1 |
- |
0,02 |
0,04 |
- |
- |
- |
- |
9 |
- |
- |
- |
1,4 |
Простокваша 0,1 % |
- |
0,1 |
- |
0,04 |
0,13 |
0,4 |
0,02 |
0,74 |
0,03 |
0,8 |
0,34 |
43 |
0,85 | |
Простокваша 2,5 % |
0,02 |
0,1 |
0,01 |
0,03 |
0,13 |
0,4 |
0,02 |
0,74 |
0,03 |
0,8 |
- |
0,34 |
43 |
0,8 |
Простокваша 3,2 % |
0,02 |
0,1 |
0,01 |
0,03 |
0,13 |
0,4 |
0,02 |
0,74 |
0,03 |
0,8 |
- |
0,34 |
43 |
0,8 |
Ряженка 1,0 % |
- |
0,1 |
0,02 |
0,02 |
0,13 |
- |
- |
- |
- |
0,3 |
- |
- |
- |
0,9 |
Ряженка 2,5 % |
0,02 |
0,1 |
0,01 |
0,02 |
0,13 |
- |
- |
- |
- |
0,3 |
- |
- |
- |
0,9 |
Ряженка 4,0 % |
0,03 |
0,1 |
0,02 |
0,02 |
0,13 |
- |
- |
- |
- |
0,3 |
- |
- |
- |
0,9 |
Ряженка 6,0 % |
0,04 |
0,1 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
- |
- |
- |
- |
0,3 |
- |
- |
- |
0,9 |
Примечание — Источник: [9], [30].
Таблица А.2 — Содержание микро- и макроэлементов в диетических кисломолочных продуктах (на 100 г продукта)
Продукт (жирность,%) |
Макроэлементы (мг) |
Микроэлементы (мг) | |||||||||||||||
Ca |
Mg |
Na |
K |
P |
CL |
S |
Fe |
Zn |
I |
Cu |
Mn |
Se |
Sr |
F |
Mb |
Co | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
Ацидофилин 3,2 % |
120 |
15 |
53 |
145 |
98 |
99 |
27 |
0,1 |
0,4 |
0,9 |
1 |
0,006 |
0,2 |
0,2 |
2 |
0,5 |
0,1 |
Ацидофилин 1,0 % |
120 |
15 |
53 |
145 |
98 |
99 |
27 |
0,1 |
0,4 |
0,9 |
1 |
0,006 |
0,2 |
0,2 |
2 |
0,5 |
0,1 |
Ацидофилин 0,1 % |
120 |
15 |
53 |
145 |
98 |
99 |
27 |
0,1 |
0,4 |
0,9 |
1 |
0,006 |
0,2 |
0,2 |
2 |
0,5 |
0,1 |
Ацидофилин 3,2 % сладкий |
120 |
15 |
53 |
145 |
98 |
99 |
27 |
0,1 |
0,4 |
0,9 |
1 |
0,006 |
0,2 |
0,2 |
2 |
0,5 |
0,1 |
Йогурт натуральный 3,2 % |
122 |
15 |
52 |
147 |
96 |
100 |
27 |
0,1 |
0,4 |
0,9 |
1 |
0,006 |
0,2 |
0,2 |
2 |
0,5 |
0,1 |
Йогурт 1,5 % |
124 |
15 |
50 |
152 |
95 |
100 |
27 |
0,1 |
0,4 |
0,9 |
1 |
0,006 |
0,2 |
0,2 |
2 |
0,5 |
0,1 |
Йогурт 6,0 % |
124 |
14 |
50 |
147 |
92 |
100 |
27 |
0,1 |
0,4 |
0,9 |
1 |
0,006 |
0,2 |
0,2 |
2 |
0,5 |
0,1 |
Информация о работе Кисломолочные продукты, исследование йогурта