Кисломолочные продукты, исследование йогурта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:34, дипломная работа

Описание

Цель работы: изучить ассортимент, провести экспертизу качества и определить конкурентоспособность диетических кисломолочных продуктов.
Методы исследования: сравнительный анализ, синтез, экспертных оценок.
Исследования и разработки: исследованы проценты удовлетворения суточной нормы человека в белках, жирах, углеводах, микро- и макроэлементах, витаминах при употреблении различных диетических кисломолочных продуктов; разработка балльной системы оценки качества йогуртов, даны рекомендации для товароведов магазина «Олевма» по совершенствованию ассортимента йогуртов.
Область возможного практического применения: полученные результаты могут быть использованы экспертными лабораториями и торговыми предприятиями.

Работа состоит из  1 файл

йогурт.docx

— 358.30 Кб (Скачать документ)

Данная организация имеет  положительные тенденции в обеспечении  выбора товаров покупателям (коэффициент  полноты ассортимента составил 1,16, коэффициент новизны ассортимента составил 0,2).

Оценка конкурентоспособности  исследуемых образцов проводилась  по 25-ти балльной шкале по следующим  органолептическим показателям: вкус (10), внешний вид (3), запах (5), цвет (3), консистенция (4).

За базовый образец  был взят йогурт «Емми» фруктовый, малина-абрикос по причине высокого качества, относительно невысокой цены и наибольшего спроса (награжден званием «Лучшая продукция года 2009»). Производителем данного продукта является ОАО «Борисовский молочный комбинат», а цена составляет 0,58 тыс. р. за 125 г.

Качество йогуртов «Монтик», «Растишка», «Чудо», «Активиа ложковая» по органолептическим показателям находится на втором месте после базового образца, о чем свидетельствуют значения комплексного показателя (0,92). Далее по убыванию следуют йогурты «Утро», «Эрмигут Fresh», «Данон», «Активил» (0,88), молочный с фруктами лесная ягода (0,84), «Персик», «Fruttis» и молочный с клубникой (0,80), «Здрайверы» (0,72).

Потребитель переплачивает за исследуемые образцы йогурта в среднем на 61,55 % или 880 бел. р., т.е. фактическая и реальная стоимости образцов не совпадают. Наибольшую переплату потребитель осуществляет за йогурт «Персик» с бифидобактериями (81,29 % или 2020 бел. р.), производитель — ОАО «Савушкин продукт». Наименьшую переплату потребитель осуществляет за йогурт «Утро» молочный с бифидобактериями и инулином (42,65 % или 380 бел. р.), производитель — «ГМЗ № 1».

Наиболее конкурентоспособным является йогурт «Утро» молочный с бифидобактериями и инулином («ГМЗ № 1»), его интегральный показатель наиболее приближен к базовому и составляет 0,99. Этот продукт имеет высокое качество и экономические рычаги для корректировки стоимости товара. Далее следует йогурт «Чудо» молочный фруктовый ароматизированный двойной вкус клубника-земляника (ОАО «Вимм-Билль-Данн»), интегральный показатель которого составляет 0,88. Данный продукт имеет довольно хорошее качество и относительно невысокую степень переплаты. На третьем месте находится йогурт молочный с фруктами лесная ягода (ОАО «Беллакт»). Его интегральный показатель составляет 0,79. Данный продукт имеет хорошее качество и относительно невысокую степень переплаты. Далее по убыванию: йогурт молочный с клубникой (0,73) (ООО «МилкЭпл»), йогурты «Данон» с клубникой (ООО «Данон Индустрия») и «Активил» с бифидобактериями молочный с фруктовым наполнителем со злаками (0,69) (ОАО «Березовский сыродельный комбинат»), «Монтик» клубника-ваниль с витамином С (0,65) (ОАО «Савушкин продукт»), «Активиа ложковая» обогащенный бифидобактериями ActiRegularis с мюсли и персиком (0,64) (ООО «Данон Индустрия»), «Эрмигут Fresh» фруктовый с черникой (0,63) (ООО «Эрман»), «Fruttis» молочный с наполнителем вишня (0,59) (ООО «Кампина»), «Растишка», обогащенный витамином Д и минеральными веществами, с клубникой (0,52) (ООО «Данон Индустрия»), «Здрайверы» молочный фруктовый-клубника (0,50) (ОАО «Вимм-Билль-Данн»). Наименьшее значение интегрального показателя имеет йогурт «Персик» — 0,32. Данный продукт имеет низкое качество и высокую степень переплаты. Производителем данного йогурта является ОАО «Савушкин продукт».

Анализ результатов  опроса показал, что йогурт пользуется стабильным потребительским спросом. 72 % респондентов покупают йогурт два-три раза в неделю, 4 % — ежедневно. Основной сегмент потребителей йогуртов составили женщины в возрасте от 18 до 34 лет.

Большинство респондентов считают йогурт вкусным и полезным продуктом и покупают его для всей семьи (59 %). Важнейшим фактором, который влияет на выбор йогурта, является хорошее соотношение цены и качества (53 %).

55 % респондентов предпочитают йогурт жирностью от 1 до 3 %, а йогурт жирностью до 1 % приобретают в основном женщины, находящиеся в возрасте от 18 до 24 лет (12 %).

Многие потребители  не обращают внимания на производителя йогуртов (48 %). Однако есть люди (в основном это люди пенсионного возраста и приобретающие товар для детей), которые больше доверяют отечественным йогуртам, считая их более качественными и приемлемыми по цене (40 %). Импортные йогурты предпочитают 12 % респондентов, объясняя свой выбор приверженностью к марке отдельного производителя (8 %) или полагая, что заграничные продукты питания вкуснее. Как правило, это люди, находящиеся в возрасте от 24 до 35 лет.

При покупке йогурта 35 % респондентов не обращают внимания на содержимое продукта, а наибольшей популярностью пользуются йогурты с кусочками фруктов (24 %). 34 % опрошенных предпочитают покупать йогурт в пластиковых бутылках по 500 г, среди них 24 % составляют студенты.

57 % респондентов не знают отличие йогурта от йогуртного продукта. 32 % опрошенных ошибочно уверены, что они знают отличие этих продуктов друг от друга.

Большинство респондентов при покупке йогурта обращают внимание на сроки годности (74 %), из них наибольшее количество составляют женщины (50 %). 67 % респондентов удовлетворены представленным в торговле ассортиментом.

На основании полученных результатов даны рекомендации, выработанные для товароведов УО «Олевма»:

- обеспечить постоянное  наличие в ассортименте магазина обезжиренных йогуртов, йогуртов пониженной жирности, а также йогуртов с массовой долей жира более 3,2 %;

- расширить ассортимент йогуртов за счёт реализации не только отечественной и российской продукции, но и товаров других стран-производителей;

- обеспечить наличие в  ассортименте магазина йогуртов  в большой экономичной упаковке  «Для всей семьи».

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Разработка рекламного проекта компании "Данон" [Электронный ресурс] / ООО «Данон Индустрия». — М., 2010. — Режим доступа: http://sintrefs.ru/24/sint.php?id=0118. — Дата доступа: 09.12.2010.
  2. Озерковская, М.Н. Молочные продукты / М.Н. Озерковская // Беременность. — 2005. — № 10. — С. 12—15.
  3. Бухтарева, Э.Ф. Товароведение пищевых жиров, молока и молочных продуктов: учебник для товаровед. фак. торг. вузов / Э.Ф. Бухтарева, Т.П. Ильенко-Петровская, Г.В. Твердохлеб. — М.: Экономика, 1985. — 296 с.
  4. Рынок йогурта Российской Федерации в 2010 г. [Электронный ресурс] / ред. И. Косовская. — М., 2010. — Режим доступа: http://www.export.by/?act=s_docs&mode=view&id=2461&type=by_class&indclass=35663&mode2=archive&doc=64. — Дата доступа: 09.12.2010.
  5. Украина занимает 11 место в мире по производству молока. Но какого? [Электронный ресурс] / ред. А. Ширмовский. — М., 2010. — Режим доступа: http://fermer.ru/news/32507. — Дата доступа: 10.12.2010.
  6. Шепелев, А.Ф. Товароведение и экспертиза молока и молочных продуктов: учебное пособие / А.Ф. Шепелев, О.И.Кожухова. — Ростов н/Д : МарТ, 2001. — 128 с.
  7. Грачок, М.А. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров: учеб. пособие / М.А. Грачок. — Минск: БГЭУ, 2008. — 151 с.
  8. Касторных, М.С. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов: учебник / М.С. Касторных, В.А. Кузьмина, Ю.С. Пучкова. — 3-е изд., доп. — М.: Дашков и К0, 2008. — 328 с.
  9. Мой здоровый доктор [Электронный ресурс] / ред. В. Янченко. — М., 2010. — Режим доступа: http://health-diet.ru/base_of_food/sostav/167.php. - Дата доступа: 2.10.2010.
  10. Окорокова, Ю.И. Гигиена питания: учеб. пособие / Ю.И. Окорокова, Ю.Н.Еремин. — 3-е изд. — М.: Медицина, 1981. — 217 с.
  11. Дмитриченко, М. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов: учеб. пособие / М. Дмитриченко, Т. Пилипенко. — СПб.: Питер, 2004. — 352 с.
  12. Кругляков, Г.Н. Товароведение мясных и яичных товаров. Товароведение молочных товаров и пищевых концентратов: учебник / Г.Н. Кругляков, Круглякова Г.В. — Минск: Маркетинг, 2001. — 488 с.
  13. Бредихин, С.А. Технология и техника переработки молока / С.А. Бредихин, Ю.В. Космодемьянский, В.Н. Юрин. — М.: Колос, 2003. — 400 с.
  14. Зобкова, З.С. О консистенции кисломолочных продуктов / З.С. Зобкова, Т.П. Фурсова // Молочная промышленность — 2002. — № 9. — С. 31—32.
  15. Лысенко, К.Е. О пищевых добавках в йогуртах и шоколаде / К.Е. Лысенко, М.В. Цымбал // Студенческий научный форум: III Общерос. студ. электрон. науч. конф., Москва, 15—20 фев. 2011 г / МГУ [Электронный ресурс]. — Москва, 2011. — С. 7—8. — Режим доступа: http://www.conf.stud.ru/proekty/mgu. — Дата доступа: 24.03.2011.
  16. Перспективы использования агаров Procsagel в йогуртах с пониженной жирностью [Электронный ресурс] / Festina lente Балтийская пищевая компания. — М., 2010. — Режим доступа: http://www.bpk-spb.com/articles/detail.php?ID=10. — Дата доступа: 02.12.2010.
  17. Федотова, О.Б. Повышение качества молочной продукции / О.Б. Федотова, Е.В. Шепелева // Молочная промышленность — 2004. — № 2. — С. 39—40.
  18. Санитирные нормы, правила и гигиенические нормы «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов», утв. постановлением МЗ РБ от 9 июня 2009 г., № 63. — Минск: МЗРБ, 2009. — 260 с.
  19. Иванов, А.А. Гигиеническая значимость и безопасность / А.А. Иванов // Молочная промышленность — 2004. — № 7. — С. 13—16.
  20. Казанцева, Н.С. Товароведение продовольственных товаров: учеб. пособие / Н.С. Казанцева. — М.: Дашков и К0, — 2007. — 400 с.
  21. Продукты молочные. Йогурт. СТБ 1552-2005. — Введ. 05.10.2005. — М.: Издательство стандартов, 2005. — 36 с.
  22. Технология молока и молочных продуктов: учебник / Г.В. Твердохлеб [и др.]; под ред. Г.В. Твердохлеб. — М.: Агропромиздат, 1991. — 462 с.
  23. Крусь, Г.Н., Технология молока и молочных продуктов: учеб. пособие / Г.Н. Крусь, А.Г Храмцов. — М.: Колос, 2002. — 287 c.
  24. Шидловская, В.П. Органолептические свойства молока и молочных продуктов: справочник / В.П. Шидловская. — М.: Колос, 2000. — 280 с.
  25. Классификация и ассортимент кисломолочных продуктов [Электронный ресурс] / ред. И. Василенко. — М., 2011. — Режим доступа: http://www.znai.tovar.ru. — Дата доступа: 21.02.2011.
  26. Молоко и молочные продукты. Титриметрические методы определения кислотности. Общие методы анализа: ГОСТ 3624-92. — Введ. 04.11.92. Переизд. окт. 2001. — М.: Издательство стандартов, 2001. — 28 с.
  27. Валевич, Р.П. Экономика организации торговли: учеб. пособие / Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова. — Минск: БГЭУ, 2010. — 671 с.
  28. Ценообразование: учебник / И.И. Полещук; под общ. ред. И.И. Полещук. — Минск: БГЭУ, 2001. — 303 с.
  29. Пакет презентации Брэнда «Ёмми!» [Электронный ресурс] / ред. И. Абдулов. — Мн., 2010. — Режим доступа: http://www.bestbrand.by/download_files/bg2009_paketi/emmi_.pdf. — Дата доступа: 21.12.2010.
  30. Анализируй то, что ты ешь [Электронный ресурс] / ред. А. Воронин. — М.: 2010. — Режим доступа: http://www.calorizator.ru/. — Дата доступа: 02.10.2010.
  31. Нестерин, М.Ф. Химический состав пищевых продуктов: справочник / М.Ф. Нестерин, И.М. Скурихин. — М.: Пищевая промышленность, 1979. — 247 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

 

Содержание  витаминов, микро- и макроэлементов и органических кислот в диетических  кисломолочных продуктах

 

Таблица А.1 — Содержание витаминов и органических кислот в диетических кисломолочных продуктах (на 100 г продукта)

 

Продукт

(жирность, %)

Витамины (мг)

Органические кислоты (г)

А

РР

β-каротин

В1

В2

В3

В6

В9

В12

С

Е

Н

Холин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ацидофилин 3,2 %

0,02

0,1

0,01

0,04

0,16

0,3

-

-

0,03

0,8

-

0,36

38

         1

Ацидофилин 1,0 %

-

0,1

-

0,04

0,16

0,3

-

-

0,03

0,8

-

0,36

38

0,9

Ацидофилин 0,1 %

-

0,1

-

0,04

0,16

0,3

-

-

0,3

0,8

-

0,36

38

  0,95

Ацидофилин 3,2 % сладкий

0,02

0,1

0,001

0,04

0,16

0,3

-

-

0,3

0,8

-

3,6

38

0,9

Йогурт натуральный 3,2 %

0,02

0,2

0,01

0,04

0,2

0,3

0,05

-

0,04

0,6

-

-

40

1,3

Йогурт 1,5 %

0,01

0,2

-

0,03

0,15

0,3

0,05

-

0,04

0,6

-

-

40

1,1

Йогурт 6,0 %

0,03

0,2

0,02

0,03

0,15

0,3

0,05

-

0,04

0,6

0,2

-

40

1,3

Йогурт сладкий 6,0 %

0,03

0,2

0,02

0,03

0,15

0,3

0,05

-

0,04

0,6

0,2

-

40

1,3

Йогурт сладкий 1,5 %

0,03

0,2

-

0,03

0,2

0,3

0,05

-

0,04

0,6

-

-

40

1,1

Йогурт плодово-ягодный 1,5 %

0,01

0,1

-

0,03

0,15

0,3

0,05

-

0,04

0,5

-

-

40

1,2

Кефир нежирный

-

0,1

-

0,04

0,17

0,3

0,06

0,78

0,04

0,7

-

0,35

43

  0,85

Кефир 1,0 %

-

0,1

-

0,04

0,17

0,3

0,06

0,78

0,04

0,7

-

0,35

43

0,9

Кефир 2,0 %

0,02

0,1

0,01

0,04

0,17

0,3

0,06

0,78

0,04

0,7

-

0,35

43

0,9

Кефир 3,2 %

0,02

0,1

0,01

0,03

0,17

0,3

0,06

0,78

0,04

0,7

-

0,35

43

0,9


Окончание таблицы А.1

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Кумыс из кобыльего молока

0,03

0,1

0,01

0,02

0,04

0,2

0,03

-

0,02

9

0,1

0,1

23,5

1,4

Кумыс из кор.молока

-

0,1

-

0,02

0,04

-

-

-

-

9

-

-

-

1,4

Простокваша 0,1 %

-

0,1

-

0,04

0,13

0,4

0,02

0,74

0,03

0,8

 

0,34

43

0,85

Простокваша 2,5 %

0,02

0,1

0,01

0,03

0,13

0,4

0,02

0,74

0,03

0,8

-

0,34

43

0,8

Простокваша 3,2 %

0,02

0,1

0,01

0,03

0,13

0,4

0,02

0,74

0,03

0,8

-

0,34

43

0,8

Ряженка 1,0 %

-

0,1

0,02

0,02

0,13

-

-

-

-

0,3

-

-

-

0,9

Ряженка 2,5 %

0,02

0,1

0,01

0,02

0,13

-

-

-

-

0,3

-

-

-

0,9

Ряженка 4,0 %

0,03

0,1

0,02

0,02

0,13

-

-

-

-

0,3

-

-

-

0,9

Ряженка 6,0 %

0,04

0,1

0,02

0,02

0,02

-

-

-

-

0,3

-

-

-

0,9


 

Примечание — Источник: [9], [30].

 

Таблица А.2 — Содержание микро- и макроэлементов в диетических кисломолочных продуктах (на 100 г продукта)

 

Продукт (жирность,%)

Макроэлементы (мг)

Микроэлементы (мг)

Ca

Mg

Na

K

P

CL

S

Fe

Zn

I

Cu

Mn

Se

Sr

F

Mb

Co

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Ацидофилин 3,2 %

120

15

53

145

  98

  99

27

0,1

0,4

0,9

1

0,006

0,2

0,2

2

0,5

0,1

Ацидофилин 1,0 %

120

15

53

145

  98

  99

27

0,1

0,4

0,9

1

0,006

0,2

0,2

2

0,5

0,1

Ацидофилин 0,1 %

120

15

53

145

  98

  99

27

0,1

0,4

0,9

1

0,006

0,2

0,2

2

0,5

0,1

Ацидофилин 3,2 % сладкий

120

15

53

145

  98

  99

27

0,1

0,4

0,9

1

0,006

0,2

0,2

2

0,5

0,1

Йогурт натуральный 3,2 %

122

15

52

147

  96

100

27

0,1

0,4

0,9

1

0,006

0,2

0,2

2

0,5

0,1

Йогурт 1,5 %

124

15

50

152

  95

100

27

0,1

0,4

0,9

1

0,006

0,2

0,2

2

0,5

0,1

Йогурт 6,0 %

124

14

50

147

  92

100

27

0,1

0,4

0,9

1

0,006

0,2

0,2

2

0,5

0,1

Информация о работе Кисломолочные продукты, исследование йогурта