Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:34, дипломная работа
Цель работы: изучить ассортимент, провести экспертизу качества и определить конкурентоспособность диетических кисломолочных продуктов.
Методы исследования: сравнительный анализ, синтез, экспертных оценок.
Исследования и разработки: исследованы проценты удовлетворения суточной нормы человека в белках, жирах, углеводах, микро- и макроэлементах, витаминах при употреблении различных диетических кисломолочных продуктов; разработка балльной системы оценки качества йогуртов, даны рекомендации для товароведов магазина «Олевма» по совершенствованию ассортимента йогуртов.
Область возможного практического применения: полученные результаты могут быть использованы экспертными лабораториями и торговыми предприятиями.
Примечание — Источник: программа по оценке конкурентоспособности.
Рисунок 3.10 — Относительный показатель оценки конкурентоспособности йогурта молочного с фруктами лесная ягода
Примечание — Источник: собственная разработка.
Таблица 3.13 — Оценка уровня конкурентоспособности йогурта «Данон» с клубникой
Наименование показателя |
Базовое значение |
Фактическое значение |
Влияние фактического значения |
Коэффициент значимости |
Относительное значение |
Комплексное значение |
Интегральный показатель |
Вкус |
10 |
10 |
+ |
0,40 |
1,00 |
0,40 |
0,69 |
Внешний вид |
3 |
3 |
+ |
0,12 |
1,00 |
0,12 |
|
Запах |
5 |
4 |
- |
0,20 |
0,80 |
0,16 |
|
Цвет |
3 |
2 |
- |
0,12 |
0,67 |
0,08 |
|
Консистенция |
4 |
3 |
- |
0,16 |
0,75 |
0,12 |
|
Комплексный обобщенный показатель |
0,88 |
Примечание — Источник: программа по оценке конкурентоспособности.
Рисунок 3.11 — Относительный показатель оценки уровня конкурентоспособности йогурта «Данон» с клубникой
Примечание — Источник: собственная разработка.
Таблица 3.14 — Оценка конкурентоспособности йогурта «Активиа ложковая» обогащенный бифидобактериями ActiRegularis с мюсли и персиком
Наименование показателя |
Базовое значение |
Фактическое значение |
Влияние фактического значения |
Коэффициент значимости |
Относительное значение |
Комплексное значение |
Интегральный показатель |
Вкус |
10 |
10 |
+ |
0,40 |
1,00 |
0,40 |
0,64 |
Внешний вид |
3 |
2 |
- |
0,12 |
0,67 |
0,08 |
|
Запах |
5 |
4 |
- |
0,20 |
0,80 |
0,16 |
|
Цвет |
3 |
3 |
+ |
0,12 |
1,00 |
0,12 |
|
Консистенция |
4 |
4 |
+ |
0,16 |
1,00 |
0,16 |
|
Комплексный обобщенный показатель |
0,92 |
Примечание — Источник: программа по оценке конкурентоспособности.
Рисунок 3.12 — Относительный показатель оценки конкурентоспособности йогурта «Активиа ложковая» обогащенный бифидобактериями ActiRegularis с мюсли и персиком
Примечание — Источник: собственная разработка.
Таблица 3.15 — Оценка уровня конкурентоспособности йогурта «Эрмигут Fresh» фруктовый с черникой
Наименование показателя |
Базовое значение |
Фактическое значение |
Влияние фактического значения |
Коэффициент значимости |
Относительное значение |
Комплексное значение |
Интегральный показатель |
Вкус |
10 |
8 |
- |
0,40 |
0,80 |
0,32 |
0,63 |
Внешний вид |
3 |
3 |
+ |
0,12 |
1,00 |
0,12 |
|
Запах |
5 |
5 |
+ |
0,20 |
1,00 |
0,20 |
|
Цвет |
3 |
2 |
- |
0,12 |
0,67 |
0,08 |
|
Консистенция |
4 |
4 |
+ |
0,16 |
1,00 |
0,16 |
|
Комплексный обобщенный показатель |
0,88 |
Примечание — Источник: программа по оценке конкурентоспособности.
Рисунок 3.13 — Относительный показатель оценки уровня конкурентоспособности йогурта «Эрмигут Fresh» фруктовый с черникой
Примечание — Источник: собственная разработка.
Проанализировав значения комплексных показателей, которые находятся как сумма произведений коэффициентов весомостей на отношение фактических значений к базовым, можно сделать вывод, что йогурты «Монтик» (ОАО «Савушкин продукт»), «Растишка» (ООО «Данон Индустрия»), «Чудо» (ОАО «Вимм-Билль-Данн»), «Активиа ложковая» (ООО «Данон Индустрия») наиболее приближены к значению базового образца (0,92). Т.е. качество данных продуктов по органолептическим показателям находится на втором месте после базового образца. Далее по убыванию следуют йогурты «Утро» («ГМЗ № 1»), «Эрмигут Fresh» (ООО «Эрман»), «Данон» (ООО «Данон Индустрия»), «Активил»(ОАО «Березовский сыродельный комбинат») (0,88), молочный с фруктами лесная ягода (ОАО «Беллакт») (0,84), «Персик» (ОАО «Савушкин продукт»), «Fruttis» (ООО «Кампина») и молочный с клубникой (ООО «МилкЭппл») (0,80), «Здрайверы» (ОАО «Вимм-Билль-Данн») (0,72). Т.е. самым низким качеством обладает йогурт «Здрайверы».
Сравнительная оценка исследуемых образцов йогурта представлена в таблице 3.16.
Анализ таблицы 3.16 показал, что потребитель переплачивает за исследуемые образцы йогурта в среднем на 61,55 % или 880 бел. р., т.е. фактическая и реальная стоимости образцов не совпадают. Наибольшую переплату потребитель осуществляет за йогурт «Персик» с бифидобактериями (81,29 % или 2020 бел. р.), производитель — ОАО «Савушкин продукт». Наименьшую переплату потребитель осуществляет за йогурт «Утро» молочный с бифидобактериями и инулином (42,65 % или 380 бел. р.), производитель — «ГМЗ № 1».
Интегральный показатель показывает соотношение цены и качества продукта и рассчитывается как отношение комплексного показателя к цене товара. Анализ таблицы 3.16 показал, что наиболее конкурентоспособным является йогурт «Утро» молочный с бифидобактериями и инулином («ГМЗ № 1»), его интегральный показатель наиболее приближен к базовому и составляет 0,99. Этот продукт имеет высокое качество и экономические рычаги для корректировки стоимости товара. Далее следует йогурт «Чудо» молочный фруктовый ароматизированный двойной вкус клубника-земляника (ОАО «Вимм-Билль-Данн»), интегральный показатель которого составляет 0,88. Данный продукт имеет довольно хорошее качество и относительно невысокую степень переплаты. На третьем месте находится йогурт молочный с фруктами лесная ягода (ОАО «Беллакт»). Его интегральный показатель составляет 0,79. Данный продукт имеет хорошее качество и относительно невысокую степень переплаты. Далее по убыванию: йогурт молочный с клубникой (0,73) (ООО «МилкЭпл»), йогурты «Данон» с клубникой (ООО «Данон Индустрия») и «Активил» с бифидобактериями молочный с фруктовым наполнителем со злаками (0,69) (ОАО «Березовский сыродельный комбинат»), «Монтик» клубника-ваниль с витамином С (0,65) (ОАО «Савушкин продукт»), «Активиа ложковая» обогащенный бифидобактериями ActiRegularis с мюсли и персиком (0,64) (ООО «Данон Индустрия»), «Эрмигут Fresh» фруктовый с черникой (0,63) (ООО «Эрман»), «Fruttis» молочный с наполнителем вишня (0,59) (ООО «Кампина»), «Растишка», обогащенный витамином Д и минеральными веществами, с клубникой (0,52) (ООО «Данон Индустрия»), «Здрайверы» молочный фруктовый-клубника (0,50) (ОАО «Вимм-Билль-Данн»). Наименьшее значение интегрального показателя имеет йогурт «Персик» — 0,32. Данный продукт имеет низкое качество и высокую степень переплаты. Производителем данного йогурта является ОАО «Савушкин продукт».
Сравнительная оценка интегральных показателей образцов йогурта представлена на рисунке 3.14.
Рисунок 3.14 — Сравнительная оценка интегральных показателей исследуемых образцов
Примечание — Источник: собственная разработка.
Таблица 3.16 — Сравнительная оценка исследуемых образцов
Образцы йогуртов |
Комплексный обобщенный показатель |
Фактическая стоимость, тыс. р. |
Интегральный показатель |
Реальная стоимость, тыс. р. |
Степень переплаты (недоплаты) в % |
Сумма переплаты (недоплаты), тыс. руб |
Индекс конкурентоспособности |
«Емми» (базовый образец) |
1,00 |
0,58 |
1,72 |
0,58 |
0,00 |
0,00 |
1,00 |
«Монтик» клубника-ваниль с витамином С |
0,92 |
1,41 |
0,65 |
0,53 |
62,16 |
0,88 |
0,38 |
«Персик» с бифидобактериями |
0,80 |
2,48 |
0,32 |
0,46 |
81,29 |
2,02 |
0,19 |
«Растишка», обогащенный витамином Д и минеральными веществами, с клубникой |
0,92 |
1,78 |
0,52 |
0,53 |
70,02 |
1,25 |
0,30 |
«Чудо» молочный фруктовый ароматизированный двойной вкус клубника-земляника |
0,92 |
1,05 |
0,88 |
0,53 |
49,18 |
0,52 |
0,51 |
«Здрайверы» молочный фруктовый-клубника |
0,72 |
1,45 |
0,50 |
0,42 |
71,20 |
1,03 |
0,29 |
«Утро» молочный с бифидобактериями, инлин |
0,88 |
0,89 |
0,99 |
0,51 |
42,65 |
0,38 |
0,57 |
«Активил» с бифидобактериями молочный с фруктовым наполнителем со злаками |
0,88 |
1,27 |
0,69 |
0,51 |
59,81 |
0,76 |
0,40 |
молочный с клубникой |
0,80 |
1,09 |
0,73 |
0,46 |
57,43 |
0,63 |
0,43 |
«Fruttis» молочный с наполнителем вишня |
0,80 |
1,36 |
0,59 |
0,46 |
65,88 |
0,90 |
0,34 |
молочный с фруктами лесная ягода |
0,84 |
1,07 |
0,79 |
0,49 |
54,47 |
0,58 |
0,46 |
«Данон» с клубникой |
0,88 |
1,27 |
0,69 |
0,51 |
59,81 |
0,76 |
0,40 |
«Активиа ложковая» обогащенный бифидобактериями ActiRegularis с мюсли и персиком |
0,92 |
1,44 |
0,64 |
0,53 |
62,94 |
0,91 |
0,37 |
«Эрмигут Fresh» фруктовый с черникой |
0,88 |
1,39 |
0,63 |
0,51 |
63,28 |
0,88 |
0,37 |
Примечание — Источник: программа по оценке конкурентоспособности.
3.2 Маркетинговые
исследования диетических
С целью изучения потребительского спроса на йогурты было проведено социологическое исследование в городе Минске в магазине «Олевма» с 1.02.2011 г. по 26.02.2011 г. Опрос проводился путем анкетирования (анкета представлена в приложении Д). Для получения объективной оценки было опрошено 150 респондентов, различающихся по возрасту, полу, социальному статусу. В дальнейшем это позволит сегментировать потребителей и учесть их пожелания при разработке и совершенствовании продукции. Структура выборки представлена в таблице 3.17.
Таблица 3.17— Структура выборки респондентов
Структура выборки |
Количество респондентов, % |
По полу: мужчина женщина |
85 65 |
По возрасту: 18-24 25-34 35-44 45-54 старше 55 лет |
46 51 25 18 10 |
По социальному статусу: студент служащий работник коммерческой организации рабочий пенсионер другое |
39 35 36 26 9 5 |
Примечание — Источник: собственная разработка.
Среди 150 человек 57 % женщин и 43 % мужчин. По социальному статусу опрашиваемые распределились следующим образом: студенты составили 26 % от общего количества респондентов, служащие — 23 %, рабочие — 17 %, работники коммерческих структур — 24 %, пенсионеры — 6 %, другие — 3 %. Из них 31 % — респонденты в возрасте 18—24 лет, 34 % — 25—34 лет, 17 % — 35—44 лет, 12 % — 45—54 лет и 7 % составляют респонденты в возрасте старше 55 лет.
Результаты исследования показали, что большинство респондентов (72 %) покупают йогурт два-три раза в неделю, из них 18 % составляют мужчины, 54 % составляют женщины, среди которых 42 % находятся в возрасте до 34 лет. По социальному статусу опрашиваемые распределились следующим образом: студенты составили 20 % от общего количества респондентов, служащие — 23 %, рабочие — 17 %, работники коммерческих структур — 11 %, пенсионеры — 1 %
Ежедневно йогурт покупают 4 % респондентов. Это женщины-студентки, возраст которых составляет от 18 до 24 лет. Отказываются от покупки йогурта 2 % опрошенных, как правило, это мужчины-пенсионеры. Причина отказа объясняется неприемлемой ценой и заменяемостью данного продукта кефиром.
Информация о работе Кисломолочные продукты, исследование йогурта