Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:20, курсовая работа
Тема моей курсовой работы - лексические средства создания образа героя в журналистском тексте.
В наше время герой присутствует практически в любом журналистском тексте. Человек может быть главной темой разговора, либо комментатором события, являющегося предметом обсуждения. Без него публикация может показаться читателям пресной, а иногда - недостоверной, если в ней отсутствуют комментарии героя. Здесь имеет значение и психологический фактор – людям всегда интереснее читать (смотреть, слушать) про живых людей, чем о каких-либо абстрактных понятиях.
Глава I. Теория 4
§1. Герой и способы его характеристики 4 §1.1. Герой в художественном произведении 4
§1.2. Герой в журналистском тексте 5
§2. Лексические средства выразительности 6
§2.1. Слова с коннотативным компонентом значения 7
§2.2. Омонимы 8
§2.3. Синонимы 9
§2.4. Антонимы 10
§2.5. Фразеологизмы 11
§2.6. Варваризмы 12
§2.7 Архаизмы и неологизмы 14
§2.8. Тропы. Образные средства выразительности 15
Глава II. Практика. Разбор лексических средств создания образа герой на примере конкретного журналистского текста 20
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Приложение 29
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Гуманитарный
университет
Курсовая работа
«Лексические средства создания образа героя
в журналистском
тексте»
Выполнил:
студент 4 курса
факультета телерадиожурналистики
Еловских Вадим
Научный руководитель:
Калганова
С.О.
г. Екатеринбург
2010г.
Содержание
Введение
Глава I. Теория
§1. Герой и способы
его характеристики
§1.2. Герой в
журналистском тексте
§2. Лексические
средства выразительности
§2.1. Слова с
коннотативным компонентом
§2.2. Омонимы 8
§2.3. Синонимы 9
§2.4. Антонимы 10
§2.5. Фразеологизмы 11
§2.6. Варваризмы 12
§2.7 Архаизмы и неологизмы 14
§2.8. Тропы. Образные средства выразительности 15
Глава II. Практика. Разбор лексических
средств создания образа герой на примере
конкретного журналистского текста
Заключение 27
Список использованной
литературы
Приложение 29
Введение
Тема моей курсовой работы - лексические средства создания образа героя в журналистском тексте.
В наше время герой присутствует практически в любом журналистском тексте. Человек может быть главной темой разговора, либо комментатором события, являющегося предметом обсуждения. Без него публикация может показаться читателям пресной, а иногда - недостоверной, если в ней отсутствуют комментарии героя. Здесь имеет значение и психологический фактор – людям всегда интереснее читать (смотреть, слушать) про живых людей, чем о каких-либо абстрактных понятиях.
В наш век плюрализма существует множество людей с противоположными мнениями по различным вопросам. А средства массовой информации активно манипулируют этими мнениями. Героями журналистских текстов являются люди – носители совершено разных взглядов в различных сферах общественной жизни. В зависимости от цели журналиста он может создать образ героя, отвечающий тем или иным моральным, этическим, политическим или др. требованиям. Тем самым автор текста может управлять общественным мнением о данном человеке. Мастерски выписанный образ героя способен изменить мнение читателей о нём на прямо противоположное.
По этой причине портретное интервью и другие жанры журналистских текстов, где детально прописан образ героя, являются неотъемлемой частью предвыборной борьбы, промоушена, деятельности по созданию имиджа какого-либо публичного деятеля и привлечению к нему общественного внимания.
Созданию образа героя служат лексические средства выразительности. Каждый журналист должен уметь использовать их в своей работе.
В первой, теоретической, части своей курсовой работы я рассмотрю понятие героя в художественном и журналистском текстах, а также виды лексических средств выразительности. Во второй же, практической, части моей работы я на конкретном примере (статье «Теперь я баба-робот» из журнала «Rolling Stone» №12 за 2009г., жанр – интервью) покажу, как с помощью лексических средств создаётся определённый образ героя.
Глава I
§ 1.
Герой и способы
его характеристики
Какого
бы типа не было интервью, в нём всегда
есть герой. Понятие «героя» публикации
пришло в журналистику из художественной
литературы. Оттуда же заимствованы и
некоторые способы характеристики персонажа.
Опираясь на труд Б.В. Томашевского «Теория
литературы. Поэтика», рассмотрим героя
с точки зрения художественной литературы,
а после проанализируем характеристику
героя в журналистских текстах.
§
1.1. Герой в художественном
произведении
Введение персонажа (Действующего лица в литературном произведении, журналистском тексте, в представлении, а также лицо как предмет жанровой живописи) даёт возможность разобраться в нагромождение мотивов. С другой стороны, порой необходимы приёмы, помогающие разобраться в самой массе персонажей и их взаимоотношений. Но персонаж должен и привлекать внимание в большей или меньшей степени.
Приёмом узнавания персонажа служит его «характеристика» – система мотивов, связанных с данным персонажем. В узком смысле под характеристикой подразумевают мотивы, определяющие психологию персонажа, его «характер».
Но раскрытие второстепенных персонажей хорошо для литературного текста, в нём их можно разбирать, анализировать, они дополняют развёрнутую автором картину, а в журналистском тексте должен быть ярко изображён именно герой (персонаж, получающий наиболее острую и яркую эмоциональную окраску, за которым с наибольшим напряжением и вниманием следит читатель), поскольку газета имеет меньший жизненный цикл, нежели книга и газете необходимо сразу, заинтересовать, удивить читателя, второстепенные персонажи лишь могут оттенять или дополнять главного героя. К тому же журналистский текст гораздо меньше по размеру и в нём, обычно, не хватает места для раскрытия характер второстепенных персонажей, и оно обычно и не нужно, поскольку главного героя достаточно, чтобы рассказать о проблеме, а остальные персонажи являются лишь дополнением, для раскрытия темы или героя, либо герой сам является поводом для журналистского материала (это характерно для интервью).
Героем публицистики, как правило, является выдающееся, публичное лицо, которое интересно аудитории данного издания, интересная, отличающаяся от других судьба или же показательный для той или иной проблемы человек, который может послужить хорошей иллюстрацией. Выбор и типаж героя зависит от целей, которые преследует журналист в своём материале, а также от типа издания, в котором он печатается. Например, герой статьи в деловом издании должен быть респектабельным, успешным, заслуживающим доверие у читателя, в этом случае герой делится опытом, рассказывает, что-то важное, интересное, делится опытом, целью издания является познакомить читателя с героем, с его уникальным опытом героя, обычно в таких случаях используется жанр интервью. В жёлтой газете главным критерием для героя служит его известность у аудитории, а то, что он говорит или то, что с ним связано должно быть шокирующим, сенсационным, эпатирующим, зачастую для таких публикаций подходит тип антигероя. В зависимости от цели журналиста любой человек может быть представлен в нужном автору свете.
Простейшим элементом характеристики служит собственное имя героя. В простейших фабулярных формах иногда достаточно дать герою имя, чтобы зафиксировать за ним действия, необходимые для развития действия. В более сложных построениях требуется психологическая мотивировка поступков. В таком случае герой награждается определёнными психологическими чертами.
Характеристика героя может быть прямая, т.е. о его характере сообщается автором или в речах других персонажей, или в самохарактеристике героя. Существует и косвенная характеристика: характер определяется поступками и поведением героя. Иногда такие поступки в начале повествования даются не в фабульной связи, а исключительно с целью характеристики.
Но недостаточно выделить героя из общей массы персонажей какими-нибудь специфическими чертами характера - необходимо фиксировать внимание читателя, возбуждать интерес к судьбе отдельного персонажа. Герои почти всегда подвергаются эмоциональной окраске. В самых простых формах существуют добрые герои и злодеи. Положительные и отрицательные «типы» - необходимый элемент фабулы. Привлечение симпатий или антипатий читателей вызывает их эмоциональное участие в излагаемых событиях, личную заинтересованность в судьбе героев.
Но
не следует забывать, что эмоциональное
отношение к герою заданно автором. К примеру,
автор может вызвать сочувствие к герою,
характер которого в жизни мог бы вызвать
у читателя отвращение. Эмоциональное
отношение к герою – элемент художественного
замысла произведения, и лишь в примитивных
формах совпадает с общепринятой моралью.
Чем сильнее талант автора, тем труднее
противиться эмоционально-навязанному
восприятию событий.
§
1.2. Герой в журналистском
тексте
Важнейшим средством характеристики героя журналистского текста является описание его качеств в авторской или чужой речи. Оно может быть двух типов: синтетическая характеристика даётся один раз и полностью и аналитическая, которая вводится в текст по частям. Оба стиля широко применяются в газетных и журнальных текстах.
Иногда чтобы обратить внимание читателей на какую-либо деталь, автор её повторяет. Это может быть связано и с переосмыслением её.
Характеристика лица нередко даётся в развитии; наглядной передаче изменений может служить контраст. Применение контраста деталей и описаний зависит от позиции автора.
Детали описания могут даваться и в речи человека, который не является героем интервью, но знаком с ним.
Прямая речь героя – очень важное средство создания образа. Она может быть двух содержательных типов: в первом, что герой высказывает своё мнение о каком-либо предмете. Такая речь – является одним из поступков героя, поэтому характеризует его так же, как любой другой поступок. Во втором случае герой рассказывает о себе, как главной теме интервью.
С точки зрения композиции текста герой также может вводиться разными способами. Прежде всего, монолог или диалог с героем могут быть приведены полностью, сплошным текстом. Но он может и дробиться, тогда беседа приводится по частям, нередко это имеет и экспрессивную нагрузку.
Другой способ передачи речи большого объёма – это текст, выполненный от первого лица без авторской речи. Такая публикация может быть представлена как внутренняя речь героя.
«Прямая речь героя может вводиться и по-иному, в виде вкраплений, коротких фрагментов. Авторская и прямая речь при этом монтируется двумя основными способами. Первый: звучит авторский голос, через него читатель получает большую часть информации, и вдруг, как акцент, вступает голос героя, дается небольшой фрагмент его речи, воспринимаемы как итог всего сказанного.
Второй
способ: фрагмент прямой речи помещён
в начало изложения, а затем автор
переходит к развитию мысли, спору
с ней, обобщению и т.п.»1
§
2. Лексические средства
выразительности
Чтобы создать определённый образ героя в интервью зачастую недостаточно просто передать его речь. В своём тексте журналист должен использовать языковые средства выразительности для формирования того или иного отношения читателей к интервьюируемому. Самыми часто употребляемыми для этой цели являются лексические средства выразительности.
Слова составляют основу лексической системы. Единица языка, называемая словом, по определению Э. Бенвениста, является основной, с которой, так или иначе связаны все остальные единицы. Отсюда особая многогранность слова, порождающая возможность его разноплановых характеристик.
Как единица лексического уровня слово определяется, прежде всего, по своей главной функции – номинативной. Слова – это наименования различных явлений и процессов действительности, благодаря тому, что в их значениях содержатся обобщённые образы этих явлений и процессов, информация о них.
Информация о работе Лексические средства создания образа героя в журналистском тексте