Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:14, курсовая работа
Цель работы: Разработать эскиз рекламного плаката выставки «Батик»
Объект исследования: процесс разработки рекламного плаката
Предмет исследования: шелкографский рекламный плакат
В соответствии с целью, объектом и предметом сформулированы следующие задачи курсовой работы:
изучить литературу по данной теме;
изучить существующие аналоги плаката;
изучить технологию изготовления рекламного плаката;
разработать эскизы рекламного плаката выставки «Батик»
Введение………………………………………………………………………3
I. Теоретические аспекты истории развития и виды плакатов…………….5
1.1. Краткие исторические сведения о плакате…………………………...5
1.2. Виды плакатов………………………………………………………….8
II. Художественные особенности плакатного проектирования…………....9
2.1. Анализ образцов разработок плаката по эстетическим и
художественно-стилистическим признакам…………………………..9
2.2. Композиционные схемы, художественно- стилистическое и
цветовое решение……………………………………………………..13
III. Творческий проект шелкографского рекламного плаката «Выставка
батик»……………………………………………………………………...16
3.1. Композиционный замысел плаката………………………………….16
3.2. Обоснование дизайнерского решения по эстетическим,
технологическим и визуально-функциональным признакам……..18
Заключение……………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………
Образное решение русского циркового плаката, начиная с конца 19 века, было слишком привязано к номеру или исполнителю. Только с 60-х гг. начинается постепенное «освобождение» циркового плаката от этой зависимости и создание самого образа цирка.
Д. Моор - один из лучших мастеров – плакатистов. Он смог довести до высочайшего уровня лаконизм плакатной формы. Умение отбросить лишнее, сказав при этом многое. У него была блестящая способность использовать чёрный цвет, который является именно плакатным цветом. К его работам относятся такие плакаты, как «Ты записался добровольцем?»(1920), «Трудящийся, будь начеку!», «Помоги» и многие другие. В плакате «Помоги» из глубины изображения прямо на зрителя движется фигура голодного крестьянина с распростертыми вверх иссохшими руками. Его тело словно пронзает сломанный колос, становящийся страшным символом голода и смерти. Здесь художник отказался от колористического разнообразия, ограничился суровым контрастом чёрного и белого (Приложение 2; рис.2).
Фернан Леже – прекрасный пример насыщенного диалога между рекламой и живописью. Он был очарован тем, что мы называем «свободным цветом», и рассматривал рекламу как наивысшее достижение движения цветов, которое может создать заданные очертания. Лучший кумир – его «город», где всё от рекламы (Приложение 2; рис3). Это геометрический абстрактный рисунок, где несущие элементы ушли в мир условности форм и отвлечённости. Для художника свойственна необычная манера работы: яркая цветовая гамма, смелость и изысканность красочных сочетаний, передача света и воздуха.
Среди мастеров рекламного плаката имя австрийца Коломана Мозера (1868 – 1918) занимает особое место. Применив в искусстве плаката новые, неожиданные для современников приёмы, Мозер довёл его структуру до высокой степени совершенства. Его имя связывается с понятием «геометрический стиль». Это были лаконичные плакаты, в которых не было места деталям, зато широко применялись принципы силуэтного изображения, упрощающей стилизации, линеарной моделировки объёмов. Нервная волнистая линия, неспокойная цветовая гамма, мотив абстрактных геометрических фигур, летящих по воздуху, а чаще всего резко взмывающих вверх из горных ущелий или из подводных глубин. Мозеру принадлежит полный цикл оформительских работ для Тринадцатой выставки «Венского сецессиона» (1902). Фотографии сохранили для нас «геометрические» интерьеры. В этом же стиле была построена и афиша: в обилие квадратов и прямоугольников погружены три стилизованные женские фигуры. Эти фигуры символизируют примирение трёх художественных группировок: Сецессиона, Кюнстлергауза и Хагенбунда. Эти группы в начале века играли решающую роль художественной жизни Вены (Приложение 2; рис 4).
Плакаты художницы Рут Уймеринд отличает от прочих очень красочных эстонских плакатов многоцветность, объяснимая применением техники блю – принт. Преобладание монохромной фотографии: тональная фотография, созвучная вполне «ретро», помогает создать столь желанное ностальгически – романтическое настроение. Смещение центрального образа. Сквозь синеву её плакатов угадывается завораживающая и восхитительная страна-мечта. Утончённость стиля Уймеринд может навести на подозрение, что ей чуждо всё национальное. В новогоднем плакате «P.F.» (1986) ощущается стремление к синтезу. Здесь изображены девушки, составляющие из еловых венков буквы международного поздравления с рождеством. Взамен красочности – синие тона с вкраплением белого и золотого, вместо абсурдно смещённой ситуации – развитая культура изображения и чувство стиля, утонченность и верно подобранный «декадентский» шрифт, задумчиво-элегантные женщины-демиурги (Приложение 2; рис.5).
Неизбежным недостатком
Следующий не мало интересный график-дизайнер – Эприл Грайман – «королева новой волны». Её работы богатые, колоритные, выполнены в свободных, меняющихся формах. Эприл обращалась в своих работах к тому, что она называет «гибридной образностью» публикаций, афиш, реклам и других средств массовой информации. Например, современный плакат выставки в Музее современного искусства. В этом «коллажном» подходе дизайнер комбинирует образы, используя видеозаписи, компьютерные данные, фотографии и печать. В основе такого подхода лежит понимание того, что существуют различные слои информации. «Поверхностный слой вы схватываете инстинктивно, это каким-то образом вызывает эмоциональную реакцию, но я люблю слои, которые увлекают вглубь и заставляют задумываться» (3; 42).
Эта работа показывает, что
стирается грань между графичес
Иллюстративность – решительно противопоказана плакату, эти вещи несовместимые. Заданность темы не сковывает художника, он волен трактовать её широко, свободно, по своему усмотрению (Приложение 2; рис. 6).
Американская и русская культуры, и их индустрия развлечений вызывают живой интерес во всех уголках земного шара. Графики – дизайнеры создают наглядный образ своей культуры, выполняя суперобложки для книг, полиграфическое оформление альбомов музыкальных исполнителей, журнальные дизайны, шрифтовые композиции заголовков, рекламные плакаты, афиши для фильмов и телевизионных программ.
Исследование показало, что плакатисту важно отбирать в жизни наиболее существенное – ведь типический образ плаката порой должен иметь особенно широкое обобщающее значение. Надо быть творцом, мыслителем, а не простым фиксатором происходящего; необходимо повседневное осмысление действительности.
2.2. Композиционные схемы, художественно-стилистическое и цветовое решение
Назначение плаката – звать и убеждать. Он должен быть деловым, предельно ясным и доходчивым, а так как жизнь плаката проходит не в выставочных залах со специальным освещением, а в самых случайных местах – и под дождем, и под солнцем, - плакат должен быть таким, чтобы при любых условиях делать свое дело. И содержание плаката и его форма должны быть ударны и лапидарны. Таков идеал прекрасного в плакате. Такова его специфика. Мерило художественности в плакате другое, нежели в живописи или станковой графике. Плакат, который демонстрируется в разных условиях, очень чувствителен и к формату и к размеру. И чем они больше и соразмернее, тем лучше.
Плакатист порой встречается с такими темами, изобразить которые чрезвычайно трудно. Решая подобные темы, в ряде случаев надо прибегать к широкому использованию таких условных приемов, как сопоставление на одном листе разных сюжетов, разных пространств, разных масштабов; прибегать к локальной обобщенности трактовке формы и цвета взамен неуместного в плакате пленера; «тонких» рефлексов и других художественных средств станкового произведения; применять символику; использовать натюрмортные и пейзажные решения. В расширение арсенала художественных средств – одна из дорог к разнообразию, свежести и новизне решений, усилению активности плаката (5;12-13).
Большое значение в плакате имеют литературная формулировка и композиционное размещение текста. В идеале текст плаката должен быть слитным с изображением, должен органически включаться в изобразительную плоскость, т.е. быть составной частью плаката не только в смысловом, но и в композиционном отношении. Не хорошо, когда текст многословен и плохо запоминается.
Лаконизм и выразительность текста плаката имеют огромное значение в достижении ударной силы плаката, страстности агитационного призыва, в том, что этот призыв – это краткое словесное определение идеи, органически связанное с изобразительным образом плаката, усиливало бы эмоциональное впечатление от него и, хочет того зритель или не хочет, укоренялось в его сознании, внушало ему определенную мысль, убеждения.
При проектировании плаката нужно не допускать перегруженности в композиции, дробность по цвету и нечеткости по мысли. Необходимо знать творческие особенности и приемы видных плакатистов, изучать художественные средства, используемые при создании плакатов. Эти художественные средства весьма различны. Основой решения плаката может быть монохромный строгий рисунок или, наоборот, доминирует живописная трактовка и колорит является одним из эмоциональных факторов в решении плаката или – свет локален, контрастен и сопровождается энергичным мазком, резким контуром.
Большое значение в плакате имеет, так называемая, силуэтность, способствующая активному восприятию его зрителя. Помимо композиционной связи изображения с фоном, когда последний умышленно делается нейтральным, свободным и не загруженным, эта силуэтность достигается различными приемами трактовки формы. Скупые линии могут моделировать и подчеркивать динамику фигур в плакате.
Самое главное свойство настоящего художественного произведения заключается в его эмоциональности, т.е. в том, когда оно что-то говорит и уму и сердцу человека. А это зависит от силы тех ощущений и ассоциаций, какие вызывает произведение своим содержанием и той формой, в какую оно воплощено.
Композиция (от лат. «compositio» - сочинение, составление, расположение) – это соотношение и соразмерность отдельных частей произведения, их расположение и связь. В плакате эти соотношения должны быть всегда по-особому активными (6;69).
Слово композиция обозначает
соединение деталей предмета в единое
гармоничное выразительное
Одним из важнейших эмоциональных качеств плаката является его монументальность. Монументальное – это не только большое по форме, но обязательное при этом величественное содержание.
Если в живописи цвет
необходим для изображения
Цветовое решение плаката действует на психологические особенности, например, красный цвет и все его оттенки создают очень активную цветовую среду; жёлтый и все оттенки жёлтого делают плакат веселым и солнечным, но светлая краска зрительно не дает надежности; синий и все голубые оттенки создают разные впечатления. Светлые голубые оттенки делают большим и просторным; зеленый и все его оттенки на плакате ассоциируются с зеленой лужайкой, поэтому такой плакат приятно рассматривать.
При составлении рекламного плаката используются схемы шрифтовой композиции:
Плакат может быть составлен в холодном или тёплом колорите, текст может являться доминантом в композиции. В плакатах важно использовать один из законов композиции – контраст, например, контраст черно-белого как у Д. Мора, контраст тёплого и холодного, контрастность форм, например, если композиция округленная, то шрифты будут прямоугольными. Если композиция выполнена в холодной цветовой гамме, то шрифт целесообразно выполнить в теплой гамме.
Таким образом, специфика художественной деятельности плакатиста заявляет о первостепенной важности изучения «работы» цвета на плоскости.
III. Творческий проект шелкографского рекламного плаката
3.1. Композиционный замысел плаката
Для рекламного плаката были выделены существенные признаки: лаконизм, краткость, четкость выражения. Лаконизм в плакате – это отбор и обобщение, как содержания, так и формы.
Стремясь к обобщению и выразительности в плакате, были продуманны три стадии работы. Первое – поиски композиции из элементов, выражающих идеи плаката, его образ. Этой стадии присуще общее, схематическое или, как принято говорить, эскизное определение формы. На второй стадии идет изучение и разработка элементов, отобранных для плаката. На третьей стадии – такое обобщение формы, когда удаляется все лишнее и подчеркивается только существенное ради пластической выразительности формы, ради активности плакатного образа.
Эти стадии можно определить тремя понятиями: схема, разработка, обобщение. Художественность, а с ней и лаконизм в плакате – плод большого творческого труда, при котором путь к простоте далеко не прост. Поэтому плакату действительно присуща условность.
Плакат, прежде всего, должен быть произведением искусства – броским, запоминающимся, по возможности лаконичным, и обязательно образным и поэтичным. Учитывая это, в творческом плакате «Выставка батик» броскими являются несколько композиций батика, цвет которых лаконичен - в основном холодный колорит. Сюжеты композиций в абстрактном исполнении дают возможность привлечь внимание к рассматриванию плаката. В данной рекламе шрифт является важнейшим компонентом информации. Читаемая конструкция букв и подобранный цвет дополняют содержание плаката. В этом плакате каждая буква шрифта «поет», одна – гордая, другая – упрямая, третья – веселая. Композиция уравновешена текстом поясняющей надписи: «Ощути пространство восприятия». Сам рисунок ассиметричен, но имеет элементы симметрии, которые отражают движение времени и жизни, но не доводят неустойчивость до полного хаоса. Это основной художественный прием с передачей проходящего какого-то впечатления. Главной задачей для создания плаката было установить единство стиля. Работа вспыхивает оттенками тонов от желтовато-охристого до темно-фиолетового. За счет этих оттенков создается впечатление пространства и воздуха. В основе выразительности плаката лежит контраст, который должен привлечь внимание к себе, остановить зрителя. Этот контраст придает композиции декоративную силу.