Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Философия" на украинском языке
Першоджерела
1.Арістотель. Метафізика.
Книга четвертая
Гл.1. Есть некотарая наука ,которая расматривает сущее как такое и то , что ему присуще самому по себе . Эта наука не тождественна ни с одной из частных наук : ни одна из наук не иследует общую природу сущего как такового, но все они выдиляют себе какую – небудь часть его (сущего) и затем расматривает относительно этой части то, что ей окажется присущим ; так поступают ,например, науки математические.
А так как предмет нашего
исследования составляет
Гл.2. О сущем говорится ,правда, в различных значениях (с различной точки зрения) но при этом всегда в отношении к чемуто одному и к одной основной реальности , так что здесь не одна только общность названия ; (напротив) , (дело обстоит ) здесь по образу того , как всё здоровое , например ,находится в том или другом отношении к здоровью – или потому ,что сохраняет его ,или потому что его производит , или потому что является его признаком , или , наконец , потому ,что способно воспренять его; и подобным же образом и лечебное стоят в отношении к лечебному искуству (одно называется так потому, что владеет этим искуством, другое – потому ,что имеет к нему ,третье - потому ,что является результатом его применения), и мы можем привести и ряд других случаев подобного словоупотребления. так вот таким же точно образом и о сущем говорится с различных точек зрения , но всегда в отношении к одному началу ; в одних случаях (это название применяется) потому, что мы имеем (перед собой) сущности , в других потому ,что это состояние сущности ,иногда потому ,что это путь (промежуточные ступени) к сущности или уничтожение и отсутствие её, иногда это – какое-небудь истество сущности или то , что производит или порождает как самую сущность ,так и то ,что стоит в каком-либо отношении к ней .Это отрицание каких либо подобних свойств сущности или её самой ,почему мы иговорим, что не-сущее есть не-сущее. Теперь подобно тому как все ,что носит название здорового ,составляет предмет одной науки ,так точно опстоит дело и в остальных (указанных) случаях.Ибо одна наука должна расматривать не только то, что пренадлежит к одному (роду),но и то о чём,(так или иначе) говорится в отношении к одной основной реальности, ведь и это все в извесном смысле охватывается одним (родом). Поэтому и расмотрение сущего поскольку оно сущее ,есть дело одной науки. А наука во всех случаях основным образом имеет дело с первым (toy protoy) (в даной области) - с тем ,от чего все остальное зависит. Следовательно, если это сущность ,то философ должен ,думается обладать познанием начал и причин сущности.
2. Бекон
Логика ,которой теперь пользуются более вредно, чем полезно
Ни в логике , ни в физике ,в понятиях нет ничего здравого .Все они вымышлены и плохо определены.
Понятие низших видов - "человек","собака" ,"голубь" - и непосредственных восприятий чувства - "жар" ,"холод" ,"белое" "черное" - не обманывает нас явно ,но и они иногда становятся смутными из-за текучести материи и смещения вещей.
Аксиомы ,которыми ныне пользуются проистекают из скудного и простого опыта .
Познание ,которое
мы обычно применяем в
Есть четыре вида идолов ,которые осаждают умы людей. Для того чтобы изучать их дадим им имена. Назовем первый вид - идолами рода, второй - идолами пещеры ,третий - идолами площади, и четвертый - идолами театра.
Идолы рода находят основание в самой природе человека ,в племени или самом роде людей, ибо ложно утверждать ,что чувство человека есть мера вещей.
Идолы пещеры -- суть заблуждение отдельного человека .Дух человека есть вещь переменчивая, неустойчивая и как бы случайная. Вот почему Гераклит правильно сказал ,что люди ищут знания в малых мирах, а не в большом или общем мире.
Идолы площади
- люди объединяются речью.
разное разумение толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум.
Идолы театра - вылились
в думы людей из разных
Разум человека все привлекает для поддержки и согласия с тем ,что он однажды принял.
Жаден разум человеческий
.Он не может ни остановится,
ни прибывать в покое ,а
Человеческий разум окроплют воля и страсти. Человек скорее верит в <...>того что предпочитает.
Всего вернее истолкование
природы достигается
Тягоснее всех
идолы площади ,которые
Науки, которые
есть у нас ,почти все имеют
источником греков. Но мудрость
греков была профессорская и
почти вся растворилась в
По справедливости можна насчитать только 3 периода наук: один – у греков, второй – у римлян, третий – у нас, т.е. у западных народов Европы.
Но ещё больше нанесла наукам вреда мелочность и ничтожность тех задач, которые ставит перед собой человеческая деятельность. Поэтому не совсем удивительно, что значительные и достойные человеческого рода открытия не извлечены на свет, если люди удовлетворяются и восхищаются такими методами и детальными задачами и при том ещё считают, что в них они добиваются или достигают чего-то великого.
Нельзя допускать
и то, что во все века естественная
философия встречала
Однако, если правильно обдумать дело, то после слово бога ест.фил. есть вернейшее лекарство против суеверия и тем самым достовернейшая пища для веры. Поэтому её справедливо считают вернейшей служанкой религии: если одна являет собою волю бога, то другая его могущество.
В правах и науках школ всё оказывается противным движению наук вперёд. В науках же и искуствах , как в рудниках всё должно шуметь первыми работами дальнейшим продвижением вперёд.
Надежду же на дальнейшее движение наук вперёд только тогда можно только хорошо обосновать , когда естественная история получит многочисленные опыты , которые сами по себе не приносят пользы , но подействуют открытию причин аксиом . Эти опыты мы обычно называем светоносными в отличии от плодоносных.
Люди обычно судят о новых вещах по примеру старых , следуя своему воображению, которое предубеждено и запятнано ими, этот род суждения обманчив по скольку многое из того , что ищут у источников вещей, не течёт привычными ручейками.
Надо вообще надеяться, что до сих пор в недрах природы таится многое весьма полезное, что не имеет родства или соответствования с уже изобретёнными и целиком расположено за пределами воображения.
Должна быть закончена разрушительная часть нашего Восстановления , которая состоит из 3 опровержений ; опровержение прирождённого человеческого ума, представленного самому себе, опровержение доказательств и опровержение теорий , или прийнятых философских учений .
Открытия новых вещей должно искать от света природы, и не от мглы дредповисти.
Практика должна цениться больнее, как залог истины, а не из-за низменных благ.
Уместно различать 3 вида человеческих
домагательств : 1- люди желают распостранить
своё могущество в своём отечестве.
Этот род низмен и подл. Второй род
– в том что стремятся
Пора предложить само искусство истолкования природы: если люди будут иметь в своём распоряжении подлинную историю природы и опыта, тогда они сами прийдут к этому истолкованию.
Книга вторая об истолковании природы, или о царстве человека.
Правильно полагают, что “истинное знание есть знание причин”.
Иследование форм составляет метафизику, и исследование действующего начала и материи – физику. Им и подчипаются подобным образом две практики: физике – механика, метафизике – магия.
Истолков. природы охват. 2 части: 1 – выведение аксиом из опыта; 2 – выведение новых опытов из аксиом.
Человек, пад, лишился и невинности и владычества над созданиями природы. Это т.б. направлено:1 – посредством религии и веры; 2 – посредством искуств и наук.
3. Августин. Исповедь.
Книга Х
1. Да узнаю Тебя - Ты меня знаешь - да узнаю тебя так ,как ты знаешь меня. Сила души моей, вниди в нее, согласуй с собой ,да прибудет она твоим достоянием. Я хочу творить правду в сердце моем перед лицом твоим в исповедии в писании моим перед лицом многих свидетелей.
2. Что моглоби укриться во мне от Тебя, Господи, если бы я и не захотел исповедаться тебе, очам которого обнажена бездна человеческой совести. Ты скрылся бы от меня не я от Тебя, Ты свет и целада моя, Ты позволяеш любить Тебя и тосковать о тебе.
3. Что же мне
до людей ,и зачем снимать
им исповедь мою, будто они
сами излечат недуги мои. Эта
порода ретиво разузнать про
чужую жизнь и лениво
6. Вот в чем польза от исповеди моей ,не в повести, каким я был и каков я сейчас да исповедуюсь я не только перед тобою в тайном ликовании и трепете но и перед верующими сынами, они мои сограждане и путники в земном странствовании.
11. И так что же я люблю, любя Бога? Кто Он, пребывающий под вершинами души моей.
Дальше описывает память. Все переживания,свои ощущения от внешнего мира и образы, которые остались от них в памяти.
22. И вот из памяти своей извлекаю я сведения о четырёх чувствах, волнующих душу: это страсть, радость, страх и печаль. Ни одно из этих волнующих чувств при воспоминании о нем меня волновать не будет.
Рассматривает образы, с помощью которых существует память. Рассуждает что произнося «забывчивость» говорится что это название обозначает, если это забыть ,то не понять смысла самого названия.