Философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:10, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Философия" на украинском языке

Работа состоит из  1 файл

Шпора - Стислий переказ першоджерел з філософії (2).doc

— 472.00 Кб (Скачать документ)

Першоджерела

  1. Аристотель
  2. Августин
  3. Бекон
  4. Белл
  5. Вебер
  6. Вернадський
  7. Гегель
  8. Еллюль
  9. Декарт
  10. Камю
  11. Кант
  12. Кассирер
  13. Козловський
  14. Лакатос
  15. Лайон
  16. Лосев
  17. Мамардашвили
  18. Крымский
  19. Маркс
  20. Масуда
  21. Ницше
  22. Ортега-и-Гассет
  23. Платон
  24. Пригожин
  25. Сартр
  26. Сковорода
  27. Тиллих
  28. Фейербах
  29. Фрейд
  30. Франко
  31. Фромм
  32. Чижевский
  33. Шеллер
  34. Шинкарук
  35. Юркевич
  36. Юнг
  37. Ясперс
  38. Гуссерль
  39. Бердяев
  40. Рубинштейн

 

 

          1.Арістотель. Метафізика.

Книга четвертая

Гл.1.   Есть некотарая наука ,которая расматривает сущее как такое и то , что ему присуще самому по себе . Эта наука не тождественна ни с одной из частных наук : ни одна из наук не иследует общую природу сущего как такового, но все они выдиляют себе какую – небудь часть его (сущего) и затем расматривает относительно этой части то, что ей окажется присущим ; так поступают ,например, науки математические.

            А так как предмет нашего  исследования составляет начало  и вышие принципы, то они очевидно, должны быть началом и принципами  некоторой существующей реальности  согласно её  собственной природе.  Если теперь те, которые искали элементы вещей ,также искали эти первые начала, то элементы сущего (которые они искали), со своей стороны должны стоять не в случайном отношении (к сущему) ,но поскольку это – сущее. А потому и нам нужно выяснить (установить) первые начала для сущего как такого.

Гл.2.   О сущем говорится ,правда, в различных значениях (с различной точки зрения) но при этом всегда в отношении к чемуто одному и к одной основной реальности , так что здесь не одна только общность названия ; (напротив) , (дело обстоит ) здесь  по образу того , как всё здоровое , например ,находится в том или другом отношении к здоровью – или потому ,что сохраняет его ,или потому что его производит , или потому что является его признаком , или , наконец , потому ,что способно воспренять его; и подобным же образом и лечебное стоят в отношении к лечебному искуству (одно называется так потому, что владеет этим искуством, другое – потому ,что имеет к нему ,третье - потому ,что является результатом его применения), и мы можем привести и ряд других случаев подобного словоупотребления. так вот таким же точно образом и о сущем говорится с различных точек зрения , но всегда в отношении к одному началу ; в одних случаях (это название применяется) потому, что мы имеем (перед собой) сущности , в других потому ,что это состояние сущности ,иногда потому ,что это путь (промежуточные ступени) к сущности или уничтожение и отсутствие её, иногда это – какое-небудь истество  сущности или то , что  производит или порождает как самую сущность ,так и то ,что стоит в каком-либо отношении к ней .Это отрицание каких либо подобних свойств сущности или её самой ,почему мы иговорим, что не-сущее есть  не-сущее. Теперь подобно тому как все ,что носит название здорового ,составляет предмет одной науки ,так точно опстоит дело и в остальных (указанных) случаях.Ибо одна наука должна расматривать не только то, что пренадлежит к одному (роду),но и то о чём,(так или иначе) говорится в отношении к одной основной реальности, ведь и это все в извесном смысле охватывается одним (родом). Поэтому и расмотрение сущего поскольку оно сущее ,есть дело одной науки. А наука во всех случаях основным образом  имеет дело с первым (toy protoy) (в даной области) - с тем ,от чего все остальное зависит. Следовательно, если это сущность ,то философ должен ,думается обладать познанием начал и причин сущности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бекон

 Логика ,которой теперь  пользуются более вредно, чем  полезно

   Ни в логике , ни в физике ,в понятиях нет  ничего здравого .Все они вымышлены  и плохо определены.

   Понятие низших видов - "человек","собака" ,"голубь" - и непосредственных восприятий чувства - "жар" ,"холод" ,"белое" "черное" - не обманывает нас явно ,но и они иногда становятся смутными из-за текучести материи и смещения вещей.

   Аксиомы ,которыми  ныне пользуются проистекают из скудного и простого опыта .

   Познание ,которое  мы обычно применяем в изучении  природы ,мы будем  для целей  обучения называть предвосхищением  природы ,потому что оно поспешно  и не незрело. Познание же, которое  должным образом извлекаем из вещей ,мы будем называть использованием природы. 

 Есть четыре вида  идолов ,которые осаждают умы  людей. Для того чтобы изучать  их дадим им имена. Назовем  первый вид - идолами рода, второй - идолами пещеры ,третий - идолами  площади, и четвертый - идолами театра.

    Идолы рода  находят основание в самой  природе человека ,в племени или  самом роде людей, ибо ложно  утверждать ,что чувство человека  есть мера вещей.

   Идолы пещеры -- суть заблуждение отдельного  человека .Дух человека есть вещь  переменчивая, неустойчивая и как бы случайная. Вот почему Гераклит правильно сказал ,что люди ищут знания в малых мирах, а не в большом или общем мире.

   Идолы площади  - люди объединяются речью. Слова  же устанавливаются под 

разное разумение толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум.

  Идолы театра - вылились  в думы людей из разных догматов  философии ибо мы считаем что  сколько есть принятых или  изобретённых фил. систем, сколько  поставлено и сыграно комедий,  представляющих вымышленные и искуственные миры.

  Разум человека  все привлекает для поддержки  и согласия с тем ,что он  однажды принял.

  Жаден разум человеческий .Он не может ни остановится,  ни прибывать в покое ,а порыватся  все дальше. Но тщетно.

  Человеческий разум  окроплют воля и страсти. Человек скорее верит в <...>того что предпочитает.

  Всего вернее истолкование  природы достигается посредством  наблюдения в соответствующих,  целесообразно поставленных опытах.

  Тягоснее всех  идолы площади ,которые проникают  в разум вместе со словами и именами .Идолы ,которые навязываются разуму словами ,бывают двух родов. Одни имена несущих вещей ;другие - имена существующих вещей ,но неясные ,плохо определённые и необдуманно и необъективно отвлеченные от вещей.  Идолы театра или теорий многочисленны. Корень заблуждений ложной философии софистика, эмпирика и суеверию.

 Науки, которые  есть у нас ,почти все имеют  источником греков. Но мудрость  греков была профессорская и  почти вся растворилась в спорах, а этот род мудрости в наибольшей степени противен исследованию истины.

По справедливости можна насчитать только 3 периода  наук: один – у греков, второй –  у римлян, третий – у нас, т.е. у  западных народов Европы.

Но ещё больше нанесла наукам вреда мелочность и ничтожность тех задач, которые ставит перед собой человеческая деятельность. Поэтому не совсем удивительно, что значительные и достойные человеческого рода открытия не извлечены на свет, если люди удовлетворяются и восхищаются такими методами и детальными задачами и при том ещё считают, что в них они добиваются или достигают чего-то великого.

Нельзя допускать  и то, что во все века естественная философия встречала докучливого  и тягосного противника , а именно суеверие и слепое, неумеренное религиозное  мнение.

Однако, если правильно  обдумать дело, то после  слово бога ест.фил. есть вернейшее лекарство против суеверия и тем самым достовернейшая пища для веры. Поэтому её справедливо считают вернейшей служанкой религии: если одна являет собою волю бога, то другая его могущество.

В правах и науках школ всё оказывается противным движению наук вперёд. В науках же и искуствах , как в рудниках всё должно шуметь первыми работами дальнейшим продвижением вперёд.

Надежду же на дальнейшее движение наук вперёд только тогда можно только хорошо обосновать , когда естественная история получит многочисленные опыты , которые сами по себе не приносят пользы , но подействуют открытию причин аксиом . Эти опыты мы обычно называем светоносными в отличии от плодоносных.

Люди обычно судят о  новых вещах по примеру старых , следуя своему воображению, которое предубеждено и запятнано ими, этот род суждения обманчив по скольку многое из того , что ищут у источников вещей, не течёт привычными ручейками.

Надо вообще надеяться, что  до сих пор в недрах природы  таится многое весьма полезное, что не имеет родства или соответствования с уже изобретёнными и целиком расположено за пределами воображения.

Должна быть закончена  разрушительная часть нашего Восстановления , которая состоит из 3 опровержений ; опровержение прирождённого человеческого ума, представленного самому себе, опровержение доказательств и опровержение теорий , или прийнятых философских учений .

Открытия новых вещей  должно искать от света природы, и  не от мглы дредповисти.

Практика должна цениться больнее, как залог истины, а не из-за низменных благ.

Уместно различать 3 вида человеческих домагательств : 1- люди желают распостранить  своё могущество в своём отечестве. Этот род низмен и подл. Второй род  – в том что стремятся распостранить  власть и силу родины на всё человечество . Этот род заключает в себе конечно достоинство , но не жадности. Но если кто либо попытается установить или распостранить могущество и власть самого человеческого рода по отпот.  И совокупности вещей, но это домагательство разумнее и почтеннее остальных.

Пора предложить само искусство  истолкования природы: если люди будут  иметь в своём распоряжении подлинную  историю природы и опыта, тогда  они сами прийдут к этому истолкованию.

Книга вторая об истолковании природы, или о царстве человека.

Правильно полагают, что “истинное знание есть знание причин”.

Иследование форм составляет метафизику, и исследование действующего начала и материи – физику. Им и подчипаются подобным образом две практики: физике – механика, метафизике – магия.

Истолков. природы охват. 2 части: 1 – выведение аксиом из опыта; 2 – выведение новых опытов из аксиом.

Человек, пад, лишился и  невинности и владычества над  созданиями природы. Это т.б. направлено:1 – посредством религии и веры; 2 – посредством искуств и наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Августин. Исповедь.

Книга Х

1.   Да узнаю Тебя - Ты меня знаешь - да узнаю тебя  так ,как ты знаешь меня.   Сила души моей, вниди в нее,  согласуй с собой ,да прибудет  она твоим достоянием. Я хочу  творить правду в сердце моем  перед лицом твоим в исповедии в писании моим перед лицом многих свидетелей.

2.   Что моглоби  укриться во мне от Тебя, Господи,  если бы я и не захотел  исповедаться тебе, очам которого  обнажена бездна человеческой  совести. Ты скрылся бы от  меня не я от Тебя, Ты свет  и целада моя, Ты позволяеш любить Тебя и тосковать о тебе.

3.  Что же мне  до людей ,и зачем снимать  им исповедь мою, будто они  сами излечат недуги мои. Эта  порода ретиво разузнать про  чужую жизнь и лениво отравлять  свою.

6. Вот в чем польза  от исповеди моей ,не в повести, каким я был и каков я сейчас да исповедуюсь я не только перед тобою в тайном ликовании и трепете но и перед верующими сынами, они мои сограждане и путники в земном странствовании.

11. И так что же  я люблю, любя Бога? Кто Он, пребывающий  под вершинами души моей.

Дальше описывает память. Все переживания,свои ощущения от внешнего мира и образы, которые остались от них в памяти.

22. И вот из памяти  своей извлекаю я сведения  о четырёх чувствах, волнующих  душу: это страсть, радость, страх  и печаль. Ни одно из этих волнующих чувств при воспоминании о нем меня волновать не будет.

Рассматривает образы, с  помощью которых существует память. Рассуждает что  произнося «забывчивость» говорится что это название обозначает, если это забыть ,то не понять смысла самого названия.

Информация о работе Философия