Философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:10, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Философия" на украинском языке

Работа состоит из  1 файл

Шпора - Стислий переказ першоджерел з філософії (2).doc

— 472.00 Кб (Скачать документ)

Сегодня мы знаем, что увлечение энтропии отнюдь не сводится к увлечению беспорядка, что порядок и беспорядок возникают  и существуют одновременно.

             Новое отношение к миру предполагает  сближение деятельности ученого  и литератора. Литературное произведение  начинается с описания пеходной  ситуации, с помощью конечного  числа слов, причем в этой своей  части повествование ещё открыто  для многочисленных различных линий развития сюжета.

           Открытие неприветственных  структур  сопровождалось революцией в  изучении траектории. Оказалось,  что траектории многих систем  нестабильны, а это значит что  мы можем делать достоверные  предсказания лишь на коротких временных интервалах. краткость же этих интервалов означает, что по пришествии определенного периода времени траектория неизбежно ускользает от нас, то есть мы лишимся информации ней.

              я надеюсь, что наука будущего  сохраняя аналитическую точность её западного варианта, будет заботится по глобальном, целостном взгляде на мир. Тем самым перед ней открываются перспективы выхода за пределы, поставленные классической культурой Запада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сковорода.

 Начальная  дверь ко христианскому богонравию.

Нет слаще для человека и нет нужнее, как счастье, нет  ничего и легче сего. Царство Божье  внутри нас. Счастье в сердце, сердце в любви, любовь же в законе вечного.

Не ищи счастья за морем, не проси его у человека, не странствуй по планетам, не ползай по шаре земном. Счастье не купить золотом, оно как необходимая необходимость даруется всегда и везде. Все, что бежит от тебя – чуждое и лишнее. Необходимое никогда бы не разлучилось от тебя.

Одно только для тебя нужное, одно же только и благое и легкое, а прочее все труд и болезнь.

Единое есть Бог, которое  содержит свои права и плоть.

Счастье – в сердце и душе, а не в телесных необходимостях.

Глава 1. О Боге.

Весь мир состоит  из 2 натур: видимая (Тварь), невидимая (Бог).

Невидимая натура всю тварь прочищает и содержит, везде всегда был и будет. Ее христианские имена – дух, господь, царь, отец, ум и истина.

Эта блаженнейшая натура, дух – бытие всякого создания, которое одушевляет, кормит, распоряжает, защищает, обращает в грубую материю,  грязь (смерть).

Общий промысел.

О промысле особом для  человека.

Всемирный ум – источник всех мудростей и художеств, нужных для жизни.

Дал нам высочайшую премудрость  – его природный портрет и  печать.

Бог через различные  члены в общую пользу производит действа в семье, городе, государстве. Эта премудрость во всех делах и речах, дума, польза и краса. Родился без нее, но для нее кто с чем имеет участие, тот чувствует блаженство. Она – лицо божье, которое делает нас людьми годными к содружеству, великодумными, справедливыми и воздержанными.

Вселяясь в человеческие склонности, рождает непорочность и  чистосердечие.

Различает от зверей милосердием  и справедливостью, а от скотов –  воздержанием и разумом. Лицо Божье  – сила и правило всех наших  дел. Сердце становится источником благодеяния.

Тогда мы становимся истинными  по душе и телу людьми, с каковых  живой божий дом составляется, в котором он милостиво царствует.

Разговор пяти путников о  истинном счастье в жизни.

Все человеч. затем ведут  к радости сердца. Всеми делами хотим сделать приятно глазам и телу нужность. Всеми способами стараемся веселить дух наш.

Натура – отец и  начало, всё рождающее, ни начала, ни конца не имеющее, ни от времени не зависящая.

Эта всемогущая сила всегда и везде. Её вечность и вездесущность – это имя и естество.

 Мы много сделали,  но знаем: чего-то не достает,  а чего, не понимаем, чувствуем  одну досаду. Все науки не могут  насытить наших мыслей, утаить  нашей жажды.

Все науки – служанки при господе, хвост при своей  голове, без которой весь тулуб недействителен. Дух несытости женёт народ – коляске без управителя, без совета. Не зная своих надобностей, пределов своих желаний и намерений, которые ведут к главнейшему и надежнейшему пункту, минуют дверь, ведущую к истине счастья.

Быть счастливым – найти самого себя.

Первейшее попечение  наше пусть будет о мире душевном, о ее жизни, здравии и спасении.

Нет пользы в том, чтобы  приобрести владение вселенной, а душу потерять.

Глава в человеке всему  – сердце человеческое (точный в  человеке человек, всё остальное околица).

Сердце – это душа, душа – бездонна мыслей, мысль –  корень, семя и зерно плоти. Человек, мир сердечный погубивший, погубил  свою главу и корень.

Твоё счастье, мир, рай и бог внутри тебя. Бог  будет с тобою, если ты с ним  будешь.

 

 

 

 

П Тиллих

Мужество  быть.

Возникновение современ. индивидуализма и мужество быть собой.

Индивидуализм – это самоутверждение индивидуального  Я как такового, независимо от соучастия  Я в своём мире.

Противоположен  коллективизму, самоутверждению Я  как части целого. Смог развиться в рамках екзистенц. движения.

Индивидуализм начал зарождаться под гнетом первобытного коллективизма и средневекового полуколективизма.

Эпоха Просвещения  поверила в принцип гармонии, что  есть закон Вселенной, в согласии с которым д-сть индивида устремлена к гармоническому целому, к истине, к конформности, которая будет основана на свободной д-сти каждого индивида.

Творцы реформации были убеждены в том, что свободная  встреча каждого Ч. с Библией  способна создать церковною конформность.

Мужество быть собой в понимании эпохи. Просвещения – такой тип мужества, при котором индивид. Самоутверждение подразумевает соучастие во всеобщем, рациональном самоутверждении: себя утверждает индивид. Я как носитель разума. Мужество следовать доводам разума. Борющееся мужество.

  Романтич. форма мужества быть – это самоутверждение своей уникальности, отстаивание требований своей индивид. природы. (уникальность обусловлена творческими возможностями). Романтизм породил как радикальную форму мужества быть собой, так и мечту о радикальной форме мужества быть частью. Мужество быть индивидуальным.

Я обернулось желанием вернуться в коллектив, так как  романтич. ирония, направленная на собственного субъекта имела разрушит. последствия  для личности, поставила индивида над любым содержанием и тем самым опустошила его.

Мужество быть собой присуще всем философским  течением натурализма (прагматизм, волюнтаризм) имеет характер самоутверждения  индивид. Я в качестве такового, вопреки  тем элементам небытия, которые  ему угрожают. Самоутверждение индивида как бесконечного значимого образа Вселенной – микроносхема. Индивид опосредует сконцентрированный в нём формы бытия. Они присутствуют в нём в виде знания, и он преобразует их в действии.

//Натурализм  – отождествение бытия и природы, и следовательно отрицание сверхприроды.

Человек нового времени черпает своё мужество в  учение об индивиде как зеркале Вселенной.

Поздний романтизм  над мужеством самоутверждения  подразумевает мужество утверждения  собственной демонической глубины, что стало формой победы над тревогой вины. Личностное зло заменим злом космическим. Демоническое мыслилось как часть творческой силы бытия.

Все эти формы  индивидуалист. мужества быть предваряют радикализм XX века, в недрах которого развивалось мужество быть собой, наиболее ярко выразившееся в движении экзистенциализма.

Экзистенциалисткие  формы.

 Экзистенциальний  – позиция соучастия индивида  собственным существованием в  существовании другого. Лишь соучаствуя  в это я , совершая экзисенц. прорыв в центр его бытия, находясь в ситуации прорыва к нему можно его познать. позиция вовлеченности.

Человек в экзистенциальной ситуации конечности и отчуждения способен достичь истины, лишь заняв экзисенц. позицию.

Экзистенциализму  свойственны 3 ф-ции:

  • представлять точку зрения;
  • выражать протест;
  • служить средством выражения.

   Характерные  примеры экз. точки зрения:

  • Платоновское различение мира сущностей и существования (существование человека противоречит сущностному соучастию в мире идей).
  • христианское учение о грехопадении и спасении (человек утратил свою сотворенную сущность, кот. есть благо, но человек может надеяться на восстановления своего сущностного статуса).

Экзистенц. т.з. составляет компонент эссенциалисткой  онтологии – ф-кое учение о  бытии, имеющее дело с сущностями, а не с существованием (Августин, Данте, деятели Реформации – номинализм (случайный характер всего существующего, двусмыслен. хар-р человеч. ситуации)).

        Экз. т. з. – пр-ма человеч. ситуации, переживая мой индивидом.

        Вышеперечисленные примеры утверждали мужество быть человека в его грехопадении, но не мужество быть собой.

         Экз. т. з. поставила пр-му природы SUM (Я есмь), которая есть нечто больше, чем просто cogitatio (мышление), а именно существование во времени и пространстве в условиях конечности и отчуждение .

          Экзестенц. элементы можем найти у Канта (учение о дистанции между конечным человеком и предельной реальностью, учения об искажении рациональной способности человека изначальным злом);

         Гегель, кот. делает небытие частью самоутверждения бытия, оценивает трагич. ситуацию индивида внутри трагич. процесса.

         Существование есть неизбежное выражение сущности – противостоя екзистенциализму.

          Против философии сущностей выступали Шеллинг, Шопенгауэр.

         Маркс противопоставил действительное существование человека примирению человека с самим собой в существующем мире.

          Представители философии жизни и прагматизма определяли объектевированный мир как самоотрицание творческой жизни.  

          Угроза утраты своей индивид. личности побудила экзистенциалистов XIX в. к борьбе против процесса  превращения людей в вещи, кусочки реальности, кот. могут исчисляться чистой наукой; против превращения личности в сосуд для размещения универсальных понятий. Идеализм и натурализм, кот. игнорируют бесконечною значимость личности и превращают её в пространство.

Маркс (против економ. дегуманизации) Ницше (тв-ва). Они боролись за сохранение личности, за самоутверждение  я. Пытались в условиях уничтожения  Я и подмены его вещью указать путь к мужеству быть собой.

Экзистенциализм – это средство выражения тревоги  отсутствия смысла и попытка принять  эту тревогу в мужество быть собой. Человек XX в. утратил осмысленный мир и Я, кот. жило в мире смыслов. Человек утратил свою субъективность. Экзист. – сопротивление небытию путем редукции бытия. Мужество быть собой необходимое дополнение к мужеству быть частью.

Таким образом, для экзистенциалистов XX в. характерны мужество отчаяния, опыт отсутствия смысла и самоутверждения вопреки всему этому.

Тревога сомнения и отсутствия смысла – тревога  нашей эпохи. Тревога судьбы и  смерти и тревога вины и осуждения.

Событием, определившем поиск смысла и возникновение  отчаяния в XX в. стала утрата Бога в XIX в. Фейербах отделался от Бога, объяснив его как жажду человеч. сердца, Ницше – как от того что ослабляет волю к жизни.

  Мужество отчаяния выражается в искусстве и л-ре (Сартр “Нет выхода”, Элиот “Бесплодная земля”, Оден “Век тревоги”, Камю”Посторонний” (человек лишенный смысла в себе и поэтому неспособный найти смысл в своём мире, объект среди объектов)).

  Театр тоже полон образов, передающих отсутствие смысла и отчаяние (Тенесси Уильямс “Трамвай желания”).

Экспрессионизм  и сюрреализм лишены какой либо осмысленности  организации.

Создатели современ. искусства смогли увидеть отсутствие смысла в нашем существовании; они  соучаствуют в присущем ему отчаянии. Они проявили мужество быть собой.

           Экзистенц. философы.

  Хайдегер анализирует феномен “решимости” индевида – ни Бог, ни соц. условности, ни законы разума, ни нормы или принцыпы не могут направлять действия. Решимость делает правильным то, что она считает првмльным – мужество быть собой полнее.

     Сартр:”Сущность человека есть его существование”. Человек – это то, что он из себя делает. Мужествобыть собой – мужество быть тем, кем ты решил быть.

         Мужество – это самоутверждение “вопреки”, а мужество быть собой – самоутв. Я в качестве самого себя.

          Человек получит своё бытие и вместе с ним – его структуру, включающую конечную свободу. Конечная свобода обладает опредиленной структурой, и если Я пытается преодолет эту структару, то утрачивает самого себя.

           Тиллих выделяет 3 типа тревоги:

  • тревогу судьбы и смерти, тревогу вины и осуждения, пустоты и отсутствия смысла.

Информация о работе Философия